Особенности системы государственного управления Республики Коста-Рика | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №1 (60) январь 2014 г.

Дата публикации: 30.12.2013

Статья просмотрена: 482 раза

Библиографическое описание:

Миннибаев, Б. И. Особенности системы государственного управления Республики Коста-Рика / Б. И. Миннибаев, Р. Ф. Шарифуллин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 1.1 (60.1). — С. 37-39. — URL: https://moluch.ru/archive/60/8790/ (дата обращения: 28.04.2024).

Ключевые слова: Республика Коста-Рика, унитарное государство, Президент, Правительство, президентская республика, Парламент, Конституция.

Государство в Центральной Америке.

Коста-Рика — унитарное государство. Административно-территориальное деление — 7 провинций.

Действует Политическая Конституция Республики Коста-Рика от 7 ноября 1949 г. По форме правления Коста-Рика — президентская республика. Политический режим — демократический [2, с. 350].

Законодательная власть принадлежит однопалатному Законодательному собранию (57 депутатов, избираемых прямым и тайным голосованием на 4 года). Депутаты не могут быть переизбраны на очередной срок. Сессии парламента проводятся дважды в год — с 1 мая по 31 июля и с 1 сентября по 30 ноября. Решения Собрания принимаются абсолютным большинством присутствующих членов, за исключением случаев, когда Конституция требует квалифицированного большинства [2, с. 351].

В соответствии ст. 121 Конституции, которые предоставляет Собранию настоящая Конституция, исключительными его полномочиями являются:

-          принимать законы, изменять, отменять их и давать их аутентичное толкование, за исключениями, о которых говорится в главе, посвященной Верховному суду по избирательным делам;

-          назначать место для проведения сессий, открывать и закрывать сессии, приостанавливать и продолжать их в соответствии с принятым решением;

-          назначать членов Верховного суда и их заместителей;

-          одобрять или отклонять международные соглашения, государственные договоры или конкордаты;

-          разрешать проход иностранных войск через национальную территорию и пребывание иностранных военных кораблей и самолетов в портах и на аэродромах или отказывать в этом;

-          уполномочивать исполнительную власть объявлять состояние национальной обороны и заключать мир;

-          приостанавливать голосами не менее двух третей всех своих членов в случае очевидной государственной необходимости действие личных прав и гарантий, записанных в статьях 22, 23, 24, 26, 28, 29, 30 и 37 Конституции. Эта приостановка может относиться ко всем или некоторым из указанных прав и гарантий и распространяться на всю или на часть территорий и продолжаться до тридцати дней; в этот период исполнительная власть в отношении людей, может отдать приказ об их заключении только в местах, не предназначенных для обычных преступников, или об их тюремном заключении в населенных местах. Она также должна информировать Собрание на очередном заседании о мерах, принятых для охраны общественного порядка или поддержания безопасности Государства;

-          принимать присягу и рассматривать вопрос об отставке членов высших органов власти, за исключением Министров Правительства; разрешать затруднения, возникающие в случаях физической или умственной неспособности лица, исполняющего функции Президента Республики, и решать вопрос о том, следует ли и кем именно заменить его для руководства властью;

-          принимать или отклонять обвинения, выдвигаемые против лиц, исполняющих обязанности Президента Республики, Вице-президента, членов высших государственных органов, дипломатических представителей, решая двумя третями голосов всего состава Собрания, имеется или не имеется состав преступления, и в случае утвердительного ответа передавать этих лиц в распоряжение Верховного суда для рассмотрения дела;

-          декретировать смещение любого из должностных лиц, упомянутых в предыдущем пункте, когда они должны быть судимы за уголовные преступления;

-          принимать обычный и чрезвычайный бюджеты Республики;

-          назначать Главного контролера Республики и его заместителя;

-          вводить национальные налоги и поступления, а также давать согласие на установление муниципальных налогов;

-          декретировать отчуждение или передачу в общественное пользование собственности, принадлежащей Нации;

-          уполномочивать исполнительную власть вести переговоры о займах и других подобных соглашениях, связанных с государственным кредитом, так же как одобрять или отменять заключенные ранее соглашения;

-          —присваивать почетное гражданство за выдающиеся услуги, оказанные Республике, и устанавливать почести в память о лицах, чьи выдающиеся действия заслуживают подобной награды;

-          определять содержание единой денежной единицы и законодательствовать по вопросам денежного обращения, кредита, мер и весов. Для определения металлического содержания единой денежной единицы Собрание должно предварительно ознакомиться с мнением технического учреждения, занимающегося вопросами денежного обращения;

-          содействовать развитию наук и искусств и обеспечивать на ограниченное время авторам и изобретателям право собственности на их произведения и изобретения;

-          создавать учреждения по вопросам просвещения, развития наук и искусств, выделяя им средства, необходимые для осуществления их деятельности, проявляя при этом особую заботу о всеобщем начальном образовании;

-          учреждать суды и другие органы для обслуживания Нации;

-          объявлять решением не менее двух третей всех своих членов всеобщие амнистии и помилования за политические преступления, исключая преступления, связанные с выборами, что не допускает никаких послаблений;

-          вырабатывать свой внутренний регламент, который после одобрения его нельзя изменить иначе, как большинством не менее двух третей всех членов Собрания;

-          назначать из числа своих членов комиссии для расследования любого вопроса по поручению Собрания и для последующего отчета;

-          формулировать интерпелляции Министрам Правительства и, кроме того, решением двух третей присутствующих Депутатов выносить порицание этим должностным лицам, когда по мнению Собрания они виновны в совершении неконституционных или незаконных актов или серьезных ошибок, причинивших или могущих причинить явный ущерб государственным интересам [1].

Глава государства и Правительства — Президент, избираемый прямым голосованием на 4 года (без права переизбрания). Два вице-президента в порядке должностного первенства замещают главу государства в случае его отсутствия или недееспособности. Вице-президенты избираются тем же путем и на тот же срок, что и Президент [2, с. 351].

Исполнительная власть осуществляется Президентом с помощью кабинета министров. Президент формирует правительство. Министры не могут быть одновременно членами парламента [2, с. 351].

Согласно Конституции (ст.139, ст.140), исключительными обязанностями и полномочиями лица, исполняющего функции как Президента Республики и так и соответствующего Министра Правительства являются:

-          свободно назначать и смещать министров Правительства;

-          представлять Нацию в актах официального характера;

-          осуществлять верховное командование вооруженными силами;

-          представлять Законодательному Собранию в начале первого периода ежегодной сессии письменное послание по различным вопросам деятельности Правительства и о политическом положении Республики; в послании, кроме того должны предлагаться меры, которые Президент считает необходимыми для удовлетворительного управления, для прогресса и благосостояния Нации;

-          испрашивать у Законодательного собрания разрешение в случае необходимости выехать из страны в период исполнения обязанностей Президента и в течение одного года после своего ухода с этого поста;

-          свободно назначать и смещать персонал вооруженных сил, служащих и должностных лиц, занимающих доверительные посты, а также других должностных лиц, предусматриваемых в особых случаях Законом о гражданской службе;

-          назначать и смещать, с соблюдением требований, предусмотренных Законом о гражданской службе, остальных служащих соответствующего подчинения;

-          санкционировать и промульгировать законы, регламентировать их выполнение, осуществлять их и следить за их точным применением;

-          приостанавливать в период каникул Законодательного собрания действие прав и гарантий, которые указаны в пункте 7 статьи 121, в тех случаях и с теми ограничениями, которые в ней предусмотрены, и немедленно информировать об этом Собрание. Декрет о приостановке гарантии равнозначен, ipso facto, созыву Собрания на сессию, которая должна собраться в течение последующих сорока восьми часов. Если Собрание не утвердит эту меру двумя третями голосов всех своих членов, то права и гарантии считаются восстановленными;

-          пользоваться законодательной инициативой и правом вето;

-          поддерживать порядок и спокойствие в Государстве, принимать необходимые меры охраны публичных свобод;

-          распоряжаться сбором и расходованием национальных доходов в соответствии с законами;

-          следить за нормальной деятельностью ведомств и подчиненной администрации;

-          исполнять и понуждать всех к исполнению того, что решат или предусмотрят в пределах своей компетенции суды, а также избирательные органы по их собственному ходатайству;

-          заключать конвенции, государственные договоры и конкордаты, промульгировать и исполнять их после одобрения и ратификации Учредительным собранием, как это предусмотрено Конституцией;

-          представлять Законодательному собранию доклады, которые оно требует, осуществляя свои полномочия;

-          руководить внешними сношениями Республики;

-          принимать Глав иностранных Государств и их дипломатических представителей, а также допускать консулов других стран;

-          созывать Законодательное собрание на очередные и чрезвычайные сессии;

-          направлять Законодательному собранию проект национального бюджета в сроки и с соблюдением требований, установленных Конституцией;

-          распоряжаться вооруженными силами для сохранения порядка, обороны и безопасности страны;

-          выдавать навигационные патенты;

-          регламентировать внутренний распорядок в Министерствах, а также издавать регламенты и распоряжения, необходимые для незамедлительного исполнения законов;

-          подписывать административные соглашения, не включенные в пункт 14 статьи 121 настоящей Конституции, при условии направления их на одобрение Законодательному собранию, когда они предусматривают освобождение от налогов или пошлин или касаются использования публичных служб и эксплуатации естественных ресурсов и богатств Государства. Исключение составляют случаи, предусмотренные специальными законами;

-          выполнять все остальные обязанности и пользоваться всеми другими полномочиями, которые предоставляются Конституцией и законами [1].

Литература:

1.      Конституция Коста-Рики. [Электронный ресурс]. URL: http://worldconstitutions.ru/archives/49 (Дата обращения: 20.12.2013).

2.      Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник / Батлер У. Э., Бойцова В. В., Бойцова Л. В., Додонов В. Н., и др.; Отв. ред.: Сухарев А. Я. — М.: Инфра-М-НОРМА, 2001. — С.350–355.

Основные термины (генерируются автоматически): Законодательное собрание, Коста-Рика, Верховный суд, исполнительная власть, Конституция, гражданская служба, денежное обращение, единая денежная единица, президентская республика, унитарное государство.


Похожие статьи

Особенности системы государственного управления Республики...

исполнительная власть, Палата Депутатов, Боливия, законодательная власть, законодательный период, глава государства, очередная сессия, Верховный суд, Президент Республики, президентская республика.

Особенности системы государственного управления Республики...

Хорватия — унитарное государство. Основная административно-территориальная единица — жупания [2, с. 731]. Форма правления в соответствии с Конституцией 1990 г. — смешанная (парламентско-президентская) республика [2, с. 731].

Особенности системы государственного управления Республики...

Македония, Конституция, Правительство, Собрание, решение, Конституционный суд Республики, соответствие, президент Республики, парламентско-президентская республика, унитарное государство.

Особенности системы государственного управления Республики...

Азербайджан — унитарное государство; делится на 61 административно-территориальный район.

Форма правления — президентская республика восточного типа.

Главой государства и исполнительной власти является Президент Азербайджанской Республики...

Место парламента в структуре государственного аппарата

Двухпалатная парламентская система имеет место и в некоторых унитарных государствах. Это в значительной мере обусловлено стремлением к более устойчивому равновесию сил между исполнительной и законодательной властями...

Конституционно-правовой механизм выражения недоверия...

Ключевые слова: исполнительная власть, правительство, парламент, президент

В Китайской Народной Республике (КНР) принцип разделение властей в Конституции страны и в иных

так, что законодательную власть осуществляет Всекитайской Собрание Народный...

Особенности системы государственного управления Республики...

Ключевые слова: Республики Таджикистан, Maджлиси Оли, Президент, унитарное государство, президентская республика, Правительство, Конституция.

- определение денежной системы; - определение структуры, образование, упразднение и изменение...

Особенности системы государственного управления Республики...

Кыргызстан — унитарное государство.

Конституция Республики принята Верховным Советом 5 мая 1993 г

Законодательное собрание представляет общенациональные, Собрание народных представителей — территориальные интересы [2, с. 365].

Похожие статьи

Особенности системы государственного управления Республики...

исполнительная власть, Палата Депутатов, Боливия, законодательная власть, законодательный период, глава государства, очередная сессия, Верховный суд, Президент Республики, президентская республика.

Особенности системы государственного управления Республики...

Хорватия — унитарное государство. Основная административно-территориальная единица — жупания [2, с. 731]. Форма правления в соответствии с Конституцией 1990 г. — смешанная (парламентско-президентская) республика [2, с. 731].

Особенности системы государственного управления Республики...

Македония, Конституция, Правительство, Собрание, решение, Конституционный суд Республики, соответствие, президент Республики, парламентско-президентская республика, унитарное государство.

Особенности системы государственного управления Республики...

Азербайджан — унитарное государство; делится на 61 административно-территориальный район.

Форма правления — президентская республика восточного типа.

Главой государства и исполнительной власти является Президент Азербайджанской Республики...

Место парламента в структуре государственного аппарата

Двухпалатная парламентская система имеет место и в некоторых унитарных государствах. Это в значительной мере обусловлено стремлением к более устойчивому равновесию сил между исполнительной и законодательной властями...

Конституционно-правовой механизм выражения недоверия...

Ключевые слова: исполнительная власть, правительство, парламент, президент

В Китайской Народной Республике (КНР) принцип разделение властей в Конституции страны и в иных

так, что законодательную власть осуществляет Всекитайской Собрание Народный...

Особенности системы государственного управления Республики...

Ключевые слова: Республики Таджикистан, Maджлиси Оли, Президент, унитарное государство, президентская республика, Правительство, Конституция.

- определение денежной системы; - определение структуры, образование, упразднение и изменение...

Особенности системы государственного управления Республики...

Кыргызстан — унитарное государство.

Конституция Республики принята Верховным Советом 5 мая 1993 г

Законодательное собрание представляет общенациональные, Собрание народных представителей — территориальные интересы [2, с. 365].

Задать вопрос