Конституционно-правовой механизм выражения недоверия высшим органам исполнительной власти: сравнительно-правовой анализ (РФ, КНР, ФРГ) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Государство и право

Опубликовано в Молодой учёный №28 (132) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 16.12.2016

Статья просмотрена: 92 раза

Библиографическое описание:

Дальхеев А. А. Конституционно-правовой механизм выражения недоверия высшим органам исполнительной власти: сравнительно-правовой анализ (РФ, КНР, ФРГ) // Молодой ученый. — 2016. — №28. — С. 641-644. — URL https://moluch.ru/archive/132/36872/ (дата обращения: 20.09.2018).



В статье рассматривается проблема особого вида конституционно-правовой ответственности такого как отстранение от исполнения полномочий в результате выражения вотума недоверия. Проводитсясравнительно-правовой анализ конституционно-правовых механизмов выражения недоверия высшим органам исполнительной власти в РФ, КНР и ФРГ.

Ключевые слова: исполнительная власть, правительство, парламент, президент, Российская Федерация, Китайская Народная Республика, Федеративная Республика Германия

Институциональный аспект функционирования государственной власти занимает особое место в теории конституционализма. Предлагаемое значение, представляет собой наиболее одиозную сферу выбора мировоззренческих пристрастий, которые имеют политическую природу и направлены на утверждение определенного способа восприятия окружающей действительности через призму ценностей западной цивилизации. Предлагаемое значения в современный период является наиболее дискуссионным [5, с. 32].

В историческом аспекте сложилась тенденция к тому, что именно исполнительная ветвь государственной власти задает основные направления деятельности государства. Данный факт может привести к узурпированию всей полноты власти в государстве именно исполнительной властью, поэтому создание по-настоящему действенного механизма сдерживания и противовеса в отношении неё является одной из наиболее актуальных проблем в современном мире. Кроме того, специфика исполнительской-распорядительной деятельности не исключает возможности злоупотребления полномочиями, которые в объективном праве фиксируются в виде субъективных прав органов и лиц, наделенных исполнительно-распорядительными полномочиями. На основании предписаний конституционно-правовых норм неправомерным является любое осуществление субъективного права, которое нарушает права человека и гражданина [6, с. 51].

Изучение предлагаемой проблематики предполагает использование методологии сравнительного правоведения [15, с. 55–59].

Причинении вреда определенным благам может действиями уполномоченных органов и должностных лиц может быть объективно предопределенно недостатками правового регулирования [7, с. 51].

Наличие причинения вреда определенным благам может предполагать различные виды юридической ответственности, в том числе конституционно-правовую ответственность.Выражение недоверия высшим органам исполнительной власти и последующее прекращение полномочий названных органов является видом конституционно-правовой ответственности, гарантии реализации которой обеспечиваются различными правоохранительными органами государства [8, с. 54].

Для того чтобы выяснить какой механизм, заложенный в нормативно-правовых актах, по выражению недоверия к правительству страны является наиболее действенным, мы решили рассмотреть эту процедуру на примере ряда стран с различными политическими и государственными режимами [9, 10, 11, 17], культурой и ценностями [12, с. 55]: Российская Федерация, Китайская Народная Республика, Федеративная Республика Германия. Выбор данных стран связан с тем, что на наш взгляд, все страны за исключением самой России, являются важными политическими и экономическими партнерами нашей страны, потому необходимо изучать конституционно-политические особенности этих государств [16, с. 54].

В Российской Федерации согласно п. 1 ст. 110 Конституции Российской Федерации исполнительную власть осуществляет Правительство Российской Федерации [1]. Система государственных органов в России выстроен таким образом, что абсолютно любой орган, так или иначе, зависит от Президента страны и Правительство в свою очередь не является исключением. Так, п. 2 ст. 117 Конституции РФ содержит положение о том, что Президент РФ имеет право принять решение об отставке Правительства. Нежизнеспособным с нашей позиции являются п. 3 и п. 4 ст. 117 Конституции РФ т. к. согласно п. 3 Государственная Дума при выражении недоверия Правительству нуждается в согласии Президента, который в свою очередь имеет право при двукратном выражении недоверия распустить Государственную Думу. Согласно п. 4 ст. 117 Конституции РФ Председатель Правительства РФ может поставить вопрос о доверии Правительству перед Государственной Думой и даже, если в этом случае Государственная Дума в доверии отказывает, то Президент имеет право распустить Государственную Думу. По мнению Чепусова А. В.: «…в России происходит сочетание исторических особенностей правового регулирования института ответственности исполнительной власти и внедрения ряда новых передовых идей, существующих в Европе», возможно именно с этим связаны различные конституционные особенности, существующие в Российской Федерации [4, 209–216]. С нашей позиции механизм выражения недоверия к исполнительной власти в нашей стране является малоэффективным и на практике нереализуемым.

В Китайской Народной Республике (КНР) принцип разделение властей в Конституции страны и в иных нормативных актах не провозглашён [13, с. 68–73; 14, с. 67–69], но в процессе развития страны фактически сложилось так, что законодательную власть осуществляет Всекитайской Собрание Народный Представителей (ВСНП), исполнительную — Государственный Совет, судебную — народные суды. Именно конституционную ответственность Государственного Совета мы рассмотрим в рамках нашей темы. Согласно ст. 80 Конституции КНР всех членов Государственного Совета назначает и смещает Председатель КНР на основании решений ВСНП и Постоянного комитета ВСНП [2]. К членам государственного совета помимо председателя, заместителей председателя и отраслевых министров также относятся: главный ревизор и начальник секретариата. Государственный совет КНР несет ответственность и распускается Всекитайским собранием народный представителей. Механизм «выражения недоверия» в Китае прописан не так детально, как в Конституции России, на наш взгляд это связано с политической спецификой КНР, при которой одна партия имеет монополию на власть. Коммунистическая партия Китая (КПК) полностью контролирует все государственные учреждения в Китае, потому все важнейшие решения принимаются партией и отсутствует необходимость детального закрепления механизма «выражения недоверия» правительству КНР.

Федеративная Республика Германия (ФРГ) является с точки зрения Теории государства и права страной, где государственным режимом является — парламентаризм, потому в государстве существует довольно разработанный механизм «выражения недоверия» органу высшей исполнительной власти со стороны парламента страны. В соответствии со ст. 63, 64 Конституции ФРГ Федеральное правительство Германии состоит из: федерального канцлера, который избирается Бундестагом по представлению Федерального президента, заместителя федерального канцлера, который назначается канцлером из числа министров и федеральных министров, которые назначаются Федеральным президентом по представлению Федерального канцлера [3]. Механизм «выражения недоверия» правительству в ФРГ заключается в следующей процедуре: Бундестаг выражает недоверие Федеральному канцлеру и правительству тем, что большинством членов Бундестага выберет ему преемника и обратится к Федеральному президенту с просьбой об увольнении Федерального канцлера. Федеральный президент должен удовлетворить эту просьбу и назначить выбранное лицо. Стоит акцентировать внимания на том, что положение в Конституции в данном случае идёт именно о Федеральном канцлере, но не о Федеральном правительство в целом (добровольная отставка правительство в свою очередь является чем-то само собой разумеющимся, исключением может являться, если не все правительство состоит из представителей одной партии). В действительности в Германии канцлером всегда назначается председатель партии, набравшей большинство голосов на выборах в Бундестаг. Так, в 2005-ом, 2009-ом, 2013-ом годах на выборах в Бундестаг победу одерживал блок Христианско-демократический союз/Христианско-социальный союз (ХДС/ХСС), а канцлером за весть этот период была, Ангела Меркель. «Выражение недоверия» к Федеральному канцлеру на практике произошло в 1982 году, когда канцлер, Гельмут Шмидт, произвел попытку вывести из состава правительства министров оппозиционного блока. Новым канцлером был утверждён, Гельмут Коль.

Развитый парламентаризм в Германии нередко приводит к достаточно частым политическим кризисам, которые выражены в конфликте, происходящие как в парламенте, так и в органах исполнительной власти.

На основе вышеизложенного мы приходим к следующим выводам:

‒ в Российской Федерации на практике реализовать «вотум недоверия» по отношению к Правительству страны может только Президент;

‒ в КНР ввиду полной принадлежности власти Коммунистической партии Китая, процедура выражения «вотума недоверия» к высшему органу исполнительной власти носит фиктивный характер, без каких-либо существенных политико-социальных потрясений внутри страны данный механизм использоваться не будет;

‒ в ФРГ процедура выражения «вотума недоверия» является на наш взгляд наиболее жизнеспособной и с практической точки зрения реализуемой, однако существует высокий уровень риска в том, что регулярно могут происходить политические кризисы;

‒ через определенное время, когда наша страна будет стоять на новом этапе развития общества и государства, необходимо будет закрепить в Конституции страны механизм «выражения недоверия» к правительству такой, при котором Парламент сможет напрямую реализовать эту процедуру, например, инициативная группа депутатов Государственной Думы (не менее одной пятой общего числа депутатов) ставит вопрос о доверии Правительству и в случае, если две трети депутатов голосуют за отказ в доверие к правительству, то правительство обязано подать в отставку, а Президент назначить нового Председателя Правительства, с которым они совместно сформируют новое Правительство.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: принята 12 дек. 1993 г.: [по состоянию на 01 нояб. 2016 г.] // Официальный интернет-портал правовой информации. — Электрон. текстовые дан. — М., 2005–2016. –URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102027300&intelsearch= %EA %EE %ED %F 1 %F2 %E8 %F2 %F3 %F6 %E8 %FF (30.11.2016).
  2. Конституция Китайской Народной Республики [Электронный ресурс]: принята 4 дек. 1982 г.: [по состоянию на 01 нояб. 2016 г.] // Консультант Плюс. — Электрон. текстовые данные дан. — М., 2008–2016. — URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=INT;n=56483#0 (30.11.2016).
  3. Конституция Федеративной Республики Германия [Электронный ресурс]: принята 4 мая 1949 г.: [по состоянию на 01 нояб. 2016 г.] // Консультант Плюс. — Электрон. текстовые данные дан. — М., 2008–2016. — URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=INT;n=57162#0 (30.11.2016).
  4. Чепус А. В. Конституционно-правовая ответственность исполнительной власти в России и странах Европы [Электронный ресурс] // Актуальные проблемы российского права. — 2015. — № 10. — C. 209–216. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/konstitutsionno-pravovaya-otvetstvennost-ispolnitelnoy-vlasti-v-rossii-i-stranah-evropy (30.11.2016).
  5. Юрковский А. В. Конституционализм как результат конституционных революций, учение о конституции и её влиянии на общество и государство. // European. 2016. № 3. С. 32–35.
  6. Юрковский А. В., Куликов М. Ю. К вопросу конституционно-правового регулирования злоупотребления правом в России и странах Северо-Восточного азиатского региона // Академический юридический журнал — 2014. — № 4 (58). — с. 50–54.
  7. Юрковский А. В. Проблемы организации работы по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов // Правовая политика современной России Международная научно-практическая конференция, посвященная 95-летию Иркутского государственного университета. ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный университет», Юридический институт.2013. — С. 72–75.
  8. Юрковский А. В. Органы прокуратуры в странах Северо-Восточной Азии: конституционно-правовой анализ //Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. — 2008. — № 3. — C. 49–55.
  9. Юрковский А. В. Конституционно-правовая карта Северо-Восточного азиатского региона // «Черные дыры в российском законодательстве». — 2008. — № 3. с. 11–14.
  10. Юрковский А. В. К вопросу о понятии «юридическая (конституционно-правовая) география» // Законы России: опыт, анализ, практика. — 2008. — № 2. — с. 120–123.
  11. Юрковский А. В. Конституционно-правовая карта Северо-Восточной Азии: предпосылки формирования и базовые основания описания конституционно-правовой спецификации // Академический юридический журнал — 2015. — № 1 (59). — с. 41–51.
  12. Юрковский А. В. Ценностные ориентиры в конституционном праве стран Северо-Восточной Азии // Проблемы права. — 2014. — № 4 (47). — с. 56–66.
  13. Юрковский А. В. Правовые системы Китайской Народной Республики и Корейской Народно-Демократической Республики // Сибирский юридический вестник. 2008. — № 4. — с. 68–73.
  14. Юрковский А. В. Концепция разделения властей в Китайской Республике на Тайване //Материалы ежегодной научно-практической конференции преподавателей и студентов Юридического Института ИГУ Министерство образования Российской Федерации, Иркутский государственный университет, Юридический институт. 2002. С. 67–69.
  15. Юрковский А. В. Основные направления сравнительного правоведения // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2016. № 2 (70). С. 55–59.
  16. Юрковский А. В. Развитие политических систем стран Северо-Восточного Азиатского региона: конституционно-правовой анализ // Трансформации политических режимов в Российской Федерации и странах Центральной и Северо-Восточной Азии Международная научно-практическая конференция: материалы. Федеральное агенство по образованию, ГОУ ВПО «Иркутский государственный университет», Юридический институт. 2007. С. 83–125.
  17. Янькова Ю. А., Юрковский А. В. Ценности и антиценности в Конституции Китайской Народной Республики. / / Современные проблемы теории и практики права глазами молодых исследователей. Материалы X Всероссийской молодежной научно-практической конференции. Научный редактор И. А. Шаралдаева. 2016. — с. 92 -96.
Основные термины (генерируются автоматически): исполнительная власть, Российская Федерация, Федеральный канцлер, Государственная Дума, Правительство, ФРГ, федеральный президент, государственный совет, Китайская Народная Республика, конституционно-правовая ответственность.


Похожие статьи

Конституционно-правовые проблемы института президентства...

Конституционно-правовые проблемы института президентства в Российской Федерации. Автор: Малявина Вероника Александровна.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, Конституция РФ, государственная власть, Президент РФ, субъект...

К вопросу о месте Президента Российской Федерации...

Российская Федерация, исполнительная власть, Россия, Конституция РФ, Федеральное Собрание, Совет Федерации, Президент РФ, глава государства, государственная власть, ветвь власти.

Роспуск Государственной Думы Российской Федерации...

Колосов Н. М. Конституционная ответственность в Российской Федерации: ответственность органов государственной власти и иных субъектов права за нарушение конституционного законодательства в Российской Федерации.

Проблемы взаимоотношения законодательной и президентской...

Конституция РФ, Государственная дума, Российская Федерация, Федеральное Собрание, Президент РФ, Совет Федерации, президентская власть, парламентское расследование, Конституционный суд РФ...

К вопросу об истории и организации деятельности Федерального...

Ключевые слова: парламент, государство, Федеральное Собрание, Государственная Дума, Верховный Совет, Конституция, Государственное управление, государственный строй.

Зарубежный опыт осуществления парламентского контроля

В России в Аппарате Государственной Думы Федерального Собрания Российской федерации на правах управления создана и эффективно функционирует Парламентская библиотека, которая осуществляет...

К вопросу о роли суда в реализации конституционно-правовой...

Ключевые слова: конституционно-правовая ответственность, органы государственной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления, установление фактов, имеющих конституционно-правовое значение, последующий судебный контроль.

Формы участия конституционных судов зарубежных стран...

Нормы Основного закона Федеративной Республики Германии не так строги — согласно ч. 2 ст. 61 после возбуждения обвинения Конституционный Суд ФРГ может временным распоряжением постановить, что Федеральный президент не может выполнять свои...

О конституционно-правовом статусе Правительства...

Ключевые слова: Правительство Российской Федерации, его конституционно-правовой статус, конституционно-правовые признаки, которые позволяют отличить его от других органов государственной власти. Key words: Government of the Russian Federation, its constitutional...

Конституционно-правовые проблемы института президентства...

Конституционно-правовые проблемы института президентства в Российской Федерации. Автор: Малявина Вероника Александровна.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, Конституция РФ, государственная власть, Президент РФ, субъект...

К вопросу о месте Президента Российской Федерации...

Российская Федерация, исполнительная власть, Россия, Конституция РФ, Федеральное Собрание, Совет Федерации, Президент РФ, глава государства, государственная власть, ветвь власти.

Роспуск Государственной Думы Российской Федерации...

Колосов Н. М. Конституционная ответственность в Российской Федерации: ответственность органов государственной власти и иных субъектов права за нарушение конституционного законодательства в Российской Федерации.

Проблемы взаимоотношения законодательной и президентской...

Конституция РФ, Государственная дума, Российская Федерация, Федеральное Собрание, Президент РФ, Совет Федерации, президентская власть, парламентское расследование, Конституционный суд РФ...

К вопросу об истории и организации деятельности Федерального...

Ключевые слова: парламент, государство, Федеральное Собрание, Государственная Дума, Верховный Совет, Конституция, Государственное управление, государственный строй.

Зарубежный опыт осуществления парламентского контроля

В России в Аппарате Государственной Думы Федерального Собрания Российской федерации на правах управления создана и эффективно функционирует Парламентская библиотека, которая осуществляет...

К вопросу о роли суда в реализации конституционно-правовой...

Ключевые слова: конституционно-правовая ответственность, органы государственной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления, установление фактов, имеющих конституционно-правовое значение, последующий судебный контроль.

Формы участия конституционных судов зарубежных стран...

Нормы Основного закона Федеративной Республики Германии не так строги — согласно ч. 2 ст. 61 после возбуждения обвинения Конституционный Суд ФРГ может временным распоряжением постановить, что Федеральный президент не может выполнять свои...

О конституционно-правовом статусе Правительства...

Ключевые слова: Правительство Российской Федерации, его конституционно-правовой статус, конституционно-правовые признаки, которые позволяют отличить его от других органов государственной власти. Key words: Government of the Russian Federation, its constitutional...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Конституционно-правовые проблемы института президентства...

Конституционно-правовые проблемы института президентства в Российской Федерации. Автор: Малявина Вероника Александровна.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, Конституция РФ, государственная власть, Президент РФ, субъект...

К вопросу о месте Президента Российской Федерации...

Российская Федерация, исполнительная власть, Россия, Конституция РФ, Федеральное Собрание, Совет Федерации, Президент РФ, глава государства, государственная власть, ветвь власти.

Роспуск Государственной Думы Российской Федерации...

Колосов Н. М. Конституционная ответственность в Российской Федерации: ответственность органов государственной власти и иных субъектов права за нарушение конституционного законодательства в Российской Федерации.

Проблемы взаимоотношения законодательной и президентской...

Конституция РФ, Государственная дума, Российская Федерация, Федеральное Собрание, Президент РФ, Совет Федерации, президентская власть, парламентское расследование, Конституционный суд РФ...

К вопросу об истории и организации деятельности Федерального...

Ключевые слова: парламент, государство, Федеральное Собрание, Государственная Дума, Верховный Совет, Конституция, Государственное управление, государственный строй.

Зарубежный опыт осуществления парламентского контроля

В России в Аппарате Государственной Думы Федерального Собрания Российской федерации на правах управления создана и эффективно функционирует Парламентская библиотека, которая осуществляет...

К вопросу о роли суда в реализации конституционно-правовой...

Ключевые слова: конституционно-правовая ответственность, органы государственной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления, установление фактов, имеющих конституционно-правовое значение, последующий судебный контроль.

Формы участия конституционных судов зарубежных стран...

Нормы Основного закона Федеративной Республики Германии не так строги — согласно ч. 2 ст. 61 после возбуждения обвинения Конституционный Суд ФРГ может временным распоряжением постановить, что Федеральный президент не может выполнять свои...

О конституционно-правовом статусе Правительства...

Ключевые слова: Правительство Российской Федерации, его конституционно-правовой статус, конституционно-правовые признаки, которые позволяют отличить его от других органов государственной власти. Key words: Government of the Russian Federation, its constitutional...

Конституционно-правовые проблемы института президентства...

Конституционно-правовые проблемы института президентства в Российской Федерации. Автор: Малявина Вероника Александровна.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, Конституция РФ, государственная власть, Президент РФ, субъект...

К вопросу о месте Президента Российской Федерации...

Российская Федерация, исполнительная власть, Россия, Конституция РФ, Федеральное Собрание, Совет Федерации, Президент РФ, глава государства, государственная власть, ветвь власти.

Роспуск Государственной Думы Российской Федерации...

Колосов Н. М. Конституционная ответственность в Российской Федерации: ответственность органов государственной власти и иных субъектов права за нарушение конституционного законодательства в Российской Федерации.

Проблемы взаимоотношения законодательной и президентской...

Конституция РФ, Государственная дума, Российская Федерация, Федеральное Собрание, Президент РФ, Совет Федерации, президентская власть, парламентское расследование, Конституционный суд РФ...

К вопросу об истории и организации деятельности Федерального...

Ключевые слова: парламент, государство, Федеральное Собрание, Государственная Дума, Верховный Совет, Конституция, Государственное управление, государственный строй.

Зарубежный опыт осуществления парламентского контроля

В России в Аппарате Государственной Думы Федерального Собрания Российской федерации на правах управления создана и эффективно функционирует Парламентская библиотека, которая осуществляет...

К вопросу о роли суда в реализации конституционно-правовой...

Ключевые слова: конституционно-правовая ответственность, органы государственной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления, установление фактов, имеющих конституционно-правовое значение, последующий судебный контроль.

Формы участия конституционных судов зарубежных стран...

Нормы Основного закона Федеративной Республики Германии не так строги — согласно ч. 2 ст. 61 после возбуждения обвинения Конституционный Суд ФРГ может временным распоряжением постановить, что Федеральный президент не может выполнять свои...

О конституционно-правовом статусе Правительства...

Ключевые слова: Правительство Российской Федерации, его конституционно-правовой статус, конституционно-правовые признаки, которые позволяют отличить его от других органов государственной власти. Key words: Government of the Russian Federation, its constitutional...

Задать вопрос