Встатье обращается внимание на различные подходы к пониманию «должностных лиц» в контексте применения его в уголовном законодательстве. Анализируется взаимосвязь примечаний к ст. 285 и ст. 318 Уголовного кодекса Российской Федерации. Обосновывается целесообразность нормативного закрепления функций должностного лица в примечании к ст. 285 УК РФ.
Ключевые слова: получение взятки, специальный субъект, должностные лица, представитель власти, функции представителя власти, организационно-распорядительные функции, административно-хозяйственные функции.
Получение взятки является преступлением коррупционной направленности, предусмотренное ст. 290 УК РФ и понимается, как получении от другого лица незаконной выгоды (взятки) в обмен на выполнение определенных действий или бездействие должностного лица.
Законы многих стран устанавливают строгие наказания за получение взятки. В Российской Федерации, например, за это преступление предусмотрены серьезные штрафы, арест, лишение свободы, запрет занимать определенные должности и другие меры наказания.
Для решения вопроса о привлечении лица к уголовной ответственности в соответствии с ст. 8 УК РФ необходимо наличие совершенного деяния, содержащего все признаки состава преступления.
Среди всех признаков состава преступления в статье 290 УК РФ особое место занимает субъект преступления. Субъект получения взятки является одной из центральных фигур, который вызывает много вопросов и противоречий как в доктрине уголовного права, так и в правоприменительной практике.
Следует уяснить, что отличительной чертой взяточничества является то, что оно совершается специальным субъектом.
Под специальным субъектом в теории уголовного права принято понимать лицо, которое на ряду с основными (общими) признаками (физической природой, возрастом, вменяемость) обладает дополнительными (например, пол, семейно-родственные отношения, особый статус).
Специальным субъектом получения взятки являются должностные лица. Понятие должностных лиц дано в ч.1 примечания к статье 285 УК РФ, согласно которому должностными лица в статьях настоящей главы признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных внебюджетных фондах, государственных корпорациях, государственных компаниях, публично-правовых компаниях, на государственных и муниципальных унитарных предприятиях, в хозяйственных обществах, в высшем органе управления которых Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование имеет право прямо или косвенно (через подконтрольных им лиц) распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами голосов либо в которых Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование имеет право назначать (избирать) единоличный исполнительный орган и (или) более пятидесяти процентов состава коллегиального органа управления, в акционерных обществах, в отношении которых используется специальное право на участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований в управлении такими акционерными обществами («золотая акция»), а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
Данное понятие несколько раз дополнялось законодателем расширяя при этом круг должностных лиц подлежащих ответственности за совершения преступлений входящих в главу 30 УК РФ. Но несмотря на данные дополнения законодателя, проблем в определении статуса лица, как должностного не стало меньше.
Раскрывая данное понятие через функции, возникает несколько проблем.
Первая проблема заключается во взаимосвязи двух примечаний:
– примечание к статье 285 УК РФ;
– примечание к статье 318 УК РФ.
Законодатель, давая определение должностного лица в ч.1 примечания к ст.285 УК РФ, распространяет его только на положения главы 30 УК РФ (Должностными лицами в статьях настоящей главы признаются лица….), а понятие «представителя власти», которое дано в примечании к ст.318 — на все остальные статьи УК РФ (Представителем власти внастоящей статье и других статьях настоящего Кодекса признается….).
Из этого следует логический вывод, что понятие «представителя власти» — является более широким, нежели понятие «должностного лица».
Но суждение о широте понятия «представителя власти» является ошибочным, поскольку, обращаясь к примечанию к ст. 318 для более четкой конкретизации понятия «должностного лица», мы встречаем понятие представителя власти как должностного лица правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо , наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.
Т. е. эти два примечания обладают «двойственным отсылочным характером» или моделью «обратного механизма», что может порождать проблемы в применении закона.
Помимо этого, в примечании к ст.285 УК РФ отсутствуют понятия: «функции представителя власти», «организационно-распорядительных функций» и «административно-хозяйственных функций», что является вторым проблемным аспектом при установлении статуса лица, как должностного.
Так, должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции ….
В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 N 19 (ред. от 11.06.2020) «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» раскрываются данные функции.
Так, например под организационно-распорядительными функциями следует понимать ряд задач и обязанностей, направленных на организацию и управление деятельностью в соответствии с установленными правилами и процедурами. Эти функции включают в себя:
- Руководство трудовым коллективом.
- Распределение задач и обязанностей сотрудникам, контроль их выполнения.
- Организация работы по достижению поставленных целей и задач.
- Управление ресурсами, включая финансы, материальные ресурсы, трудовые ресурсы и другие (применения мер поощрения или награждения, наложение дисциплинарных взысканий)
- Принятие оперативных решений по текущим вопросам деятельности (полномочия по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущее юридические последствия)
- Взаимодействие с другими структурами и учреждениями, регулирование отношений с партнерами и контрагентами.
- Контроль за исполнением поставленных задач и отчетность перед вышестоящими органами.
Тем не менее, некоторые авторы статей выражают негодование, связанное с тем, что такие ключевые понятия, как функции описаны в постановлении Пленума Верховного Суда РФ, а не в УК РФ. Данное негодование вполне обосновано, поскольку Уголовный кодекс РФ является актом, который всегда будет обладать большей юридической силой, нежели постановление Пленума Верховного Суда РФ.
Исходя из этого возникает потребность в закреплении и четком раскрытии признаков должностных лиц в примечании к ст.285 УК РФ, где после понятия следует нормативно закрепить следующие определения:
– «представитель власти»;
– «функции представителя власти»;
– «организационно-распорядительные функции»;
– «административно-хозяйственные функции».
Данное закрепление перечисленных определений будет способствовать совершенствованию уголовного законодательства и обеспечит единообразное применение норм как на стадии возбуждения уголовного дела, так и на стадии судебного разбирательства.
Из всего вышеперечисленного следует вывод о том, что проблема, связанная с определением статуса должностного лица как субъекта получения взятки (ст.290 УК РФ) является актуальной. От качества деятельности должностных лиц зависит эффективность работы не только определённых органов, но и всего государства в целом.
Несмотря на все дополнения законодателя, понятие «должностных лиц» всё же требуется в доработке, которая в дальнейшем приведёт к единому пониманию и сэкономит время в поиске норм при установлении статуса такого лица как должностное.
Литература:
- «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 23.03.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2024) // Справочная правовая система «Консультант»
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 № 19 (ред. от 11.06.2020) «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» // Справочная правовая система «Консультант»
- Хазиева, Р. Р. Основные проблемы квалификации действий должностного лица как субъекта преступления в точки зрения признаков / Р. Р. Хазиева // Вестник научных трудов «Юристъ»: По материалам заседания III Совета молодежных общественных организаций и объединений Республики Татарстан в сфере противодействия коррупции. В 2-х частях, Казань, 05 декабря 2019 года / Под редакцией С. Л. Алексеева [и др.]. Том Выпуск 8. Часть 2. — Казань: Частное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Академия социального образования», 2020. — С. 254–260.