Особенности системы государственного управления Республики Боливии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №1 (60) январь 2014 г.

Дата публикации: 30.12.2013

Статья просмотрена: 210 раз

Библиографическое описание:

Миннибаев Б. И., Шарифуллин Р. Ф. Особенности системы государственного управления Республики Боливии // Молодой ученый. — 2014. — №1.1. — С. 29-31. — URL https://moluch.ru/archive/60/8785/ (дата обращения: 21.07.2018).

Ключевые слова: Республика Боливия, Палаты депутатов, Президент, Сената, Премьер-министр, Конгресс, Конституция.

Государство в Южной Америке.

Боливия — унитарное государство. Административно-территориальное деление — 9 департаментов [2, с. 89].

Действует Конституция 1967 г. в новой редакции, принятой парламентом 13 августа 1994 г. По форме правления Боливия — президентская республика. Политический режим — неустойчивая демократия. С 1825 до середины 1980-х гг. в стране было совершено около 190 государственных переворотов (больше, чем в любой другой стране региона) [2, с. 89].

Высший орган законодательной власти — Конгресс, состоящий из Сената (27 членов) и Палаты депутатов (130 депутатов); избирается всеобщим прямым голосованием на 4 года. С 1997 г. изменился порядок избрания депутатов нижней палаты Конгресса — 50 % по партийным спискам, другая половина- прямым голосованием. От каждого департамента избираются 3 сенатора, причем 2 представляют большинство, а 1 — меньшинство. В период парламентских каникул постоянно действующим органом парламента является Комиссия Конгресса, состоящая из 9 сенаторов и 18 депутатов [2, с. 89].

В соответствии с Конституцией ст. 58, к полномочиям Конгресса Республики Боливии относятся:

-          издавать, отменять, изменять и толковать законы;

-          устанавливать любые новые налоги или отменять существующие, определять их характер общенациональный, департаментский или муниципальный, а также устанавливать расходы казны;

-          устанавливать для каждой статьи бюджета расходы государственной администрации по предварительно представленному исполнительной властью проекту бюджета;

-          устанавливать на каждый законодательный период численность вооруженных сил мирного времени;

-          предоставлять исполнительной власти полномочия на выпуск займов, указывая средства их обеспечения; утверждать сделанные долги и определять средства их уплаты;

-          образовывать новые департаменты и провинции и определять их границы; устанавливать основные пошлины и открывать таможни;

-          определять вес, пробу, стоимость, достоинство и тип национальной монеты, санкционировать эмиссию и обращение банкнот, а также регулировать систему мер и весов;

-          предоставлять субсидии и гарантировать доходы при строительстве железных дорог, каналов, шоссейных дорог и иных средств сообщения;

-          разрешать проход иностранных войск через территорию Республики, устанавливая срок их пребывания на ее территории;

-          разрешать отправку национальных войск за пределы Республики с указанием срока их возвращения;

-          учреждать и упразднять государственные должности, а также определять или изменять их полномочия;

-          объявлять амнистии по политическим преступлениям; даровать помилование с предварительной консультацией Верховного суда;

-          одобрять или отклонять всякого рода международные договоры и конвенции;

-          разрешать отчуждение национального имущества, имущества департаментов, муниципалитетов, университетов, а также всякого другого государственного имущества;

-          уполномочивать исполнительную власть на приобретение недвижимого имущества и санкционировать осуществленные уже приобретения;

-          осуществлять право дипломатического воздействия на международные акты исполнительной власти, находящиеся в процессе выработки или согласования;

-          утверждать или отклонять ежегодно отчет об израсходовании средств, предназначенных для расходов администрации, который должно представлять Правительство на каждой первой сессии законодательного периода;

-          назначать членов Верховного суда;

-          разрешать университетам заключать займы [1].

Принятый обеими палатами закон передается для промульгации главе государства, который может применить право вето. Для преодоления вето Конгресс должен повторно одобрить закон большинством в 2/3 голосов присутствующих на заседании [2, с. 89].

Глава государства и правительства — Президент, избираемый прямым голосованием на 5 лет. Повторное избрание на президентский пост не допускается. Одновременно с Президентом избирается Вице-президент. Президент Боливии обладает обычными полномочиями главы президентской республики в Латинской Америке. Исполнительная власть осуществляется Президентом и назначаемыми по его усмотрению министрами [2, с. 90].

Согласно Конституции (ст.94) Президент Республики осуществляет следующие полномочия:

-          исполнять законы и обеспечивать их исполнение, издавая соответствующие декреты и распоряжения, не допуская при этом ограничения или изменения прав, установленных законом, и не вступая с ними в противоречие, а также соблюдая ограничения, установленные настоящей Конституцией;

-          вести переговоры и заключать договоры с другими Государствами, а также обмениваться ратификационными грамотами, если требуется предварительная ратификация Конгресса;

-          руководить международными отношениями, назначать дипломатических и консульских должностных лиц, вообще принимать должностных лиц других Государств; назначение послов и полномочных Министров производится с одобрения Сената, но эти должностные лица ответственны только перед Президентом Республики и находятся на своих постах до тех пор, пока пользуются его доверием;

-          участвовать в законодательной деятельности путем обращения со специальными посланиями или участия в парламентском обсуждении соответствующего Министра;

-          созывать Конгресс на чрезвычайные сессии;

-          управлять согласно законам и в полном соответствии с бюджетом национальными доходами и их расходованием через посредство соответствующего Министра;

-          представлять законодательной власти на первой очередной сессии общегосударственный и департаментские бюджеты на предстоящий бюджетный год и предлагать в течение этого года изменения, которые он сочтет необходимыми;

-          наблюдать за постановлениями муниципалитетов и особенно по вопросам доходов и налогового обложения; опротестовывать перед Сенатом постановления, противоречащие Конституции или другим законам, когда допустивший нарушение муниципалитет оставляет без последствий представление исполнительной власти;

-          представлять ежегодно Конгрессу на первой очередной сессии письменное послание о Положении дел по управлению за год, прилагая к нему меморандумы Министров;

-          представлять через Министров Палатам те сведения, которые будут испрошены, причем Президент имеет право воздержаться от представления сведений дипломатического характера, которые, по его мнению, не следует оглашать;

-          заменять смертную казнь другим наказанием в соответствии с законом;

-          обеспечивать исполнение судебных решений;

-          объявлять амнистии по делам о политических преступлениях, не нарушая при этом прав законодательной власти осуществлять такие же функции;

-          назначать в соответствии с законом гражданские и военные пенсии и другие виды материального обеспечения;

-          осуществлять право государственного патроната над церковью, духовными учреждениями, лицами, бенефициями и имуществом;

-          предлагать архиепископов и епископов, избранных им из числа трех кандидатов, выдвинутых Сенатом, и назначать должностных лиц, каноников и настоятелей из числа предложенных церковными советами;

-          с утверждения Сената давать или не давать согласие на постановления церковных соборов, послания, буллы и рескрипты Верховного первосвященника, имея при этом в виду, что, если там содержатся предписания общего и постоянного характера, для их утверждения требуется издание закона;

-          назначать Генерального прокурора и Генерального контролера Республики из числа предложенных Сенатом трех кандидатов на каждую вакансию, а также назначать председателей экономических и социальных учреждений, в которых участвует Государство, из предложенных Палатой Депутатов трех кандидатов на каждую вакансию;

-          назначать должностных лиц администрации, если закон не поручает их назначение другим властям, и выдавать им мандаты на занятие их должностей;

-          в случае вакансий за смертью или отставкой временно назначать на должности, подлежащие замещению другой властью, которая временно не функционирует;

-          присутствовать при открытии и закрытии сессий Конгресса;

-          охранять в соответствии с Конституцией внутренний порядок и внешнюю безопасность Республики;

-          назначать Главнокомандующего армией;

-          представлять Сенату в случае вакансий предложения о производстве в генералы и полковники с сообщением об их заслугах и продвижении по службе;

-          —присваивать чины генералов и полковников от имени Нации во время войны;

-          предоставлять в соответствии с законом привилегии исключительно временного характера изобретателям, авторам усовершенствований или методов, способствующих развитию науки и искусств, и выдавать денежное вознаграждение этим лицам в случае опубликования секрета изобретения, усовершенствования или его внедрения;

-          создавать и содействовать созданию приютов для малолетних [1].

Поскольку большую часть боливийского населения составляют индейцы, сохраняющие родовой быт, в стране на внутриобщинном уровне широко применяется индейское обычное право. Его нормы признаются официально в части, не противоречащей Конституции и законам [2, с. 90].

Литература:

1.      Конституция Боливии. [Электронный ресурс]. URL: http://worldconstitutions.ru/archives/39 (Дата обращения: 20.12.2013).

2.      Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник / Батлер У. Э., Бойцова В. В., Бойцова Л. В., Додонов В. Н., и др.; Отв. ред.: Сухарев А. Я. — М.: Инфра-М-НОРМА, 2001. — С.89–93.

3.      Aguirre B. Fernando. The Legal System of Bolivia // Modern Legal Systems Cyclopedia. Vol. 10. South America. Buffalo, N. Y., 1985. P.11–46.

Основные термины (генерируются автоматически): исполнительная власть, Палата Депутатов, Боливия, законодательная власть, законодательный период, глава государства, очередная сессия, Верховный суд, Президент Республики, президентская республика.


Ключевые слова

Президент, Премьер-министр, Конституция., Конгресс, Республика Боливия, Палаты депутатов, Сената

Похожие статьи

Особенности системы государственного управления Республики...

Ключевые слова: Республика Коста-Рика, унитарное государство, Президент, Правительство, президентская республика, Парламент, Конституция.

Законодательная власть принадлежит однопалатному Законодательному собранию (57 депутатов, избираемых...

Особенности системы государственного управления Республики...

Ключевые слова: Республика Хорватия, Палата жупаний, Президент, Сабор, Председатель, Палата представителей, Конституция.

Высший законодательный орган — Сабор Республики Хорватии (парламент) избирается сроком на 4 года.

Федеральная исполнительная власть в Республике Ирак

Президент Республики Ирак — это глава государства.

издает президентские декреты; 8) утверждает смертные приговоры, вынесенные соответствующими судами; 9) осуществляет верховное командование Вооруженными силами при проведении церемониальных и...

Особенности системы государственного управления Республики...

Высшая законодательная власть в Республике Бразилии согласно Конституции ст. 44 осуществляется Национальным конгрессом. Двухпалатный Национальный конгресс, состоит из Палаты депутатов (487 депутатов) и Федерального Сената (72 члена).

Конституционно-правовой статус Президента Румынии

об организации государства на основе принципа разделения и равновесия властейзаконодательной, исполнительной и судебной — в рамках конституционной демократии [2]. Исходя из структуры Конституции Румынии, можно сказать о том...

Место парламента в структуре государственного аппарата

При президентском правлении, где выборы главы государства проводятся на основе всеобщего избирательного права, в том числе коллегией выборщиков, участие парламента в формировании главы высшей исполнительной власти номинально.

Правовое положение Президента Республики Узбекистан...

Узбекистан, государственная власть, глава государства, Конституция Республики, парламентарная республика, исполнительная власть, президент, президентская республика, форма правления, Президент Республики.

Характеристика правового статуса главы государства

В) Глава государства входит в исполнительную и в законодательную ветви власти (например, в Индии). Глава государства бывает единоличным и коллегиальным. В первом случае это монарх или президент, во втором...

Особенности системы государственного управления Республики...

Ключевые слова: Республики Таджикистан, Maджлиси Оли, Президент, унитарное государство, президентская республика, Правительство

Главой государства, а также главой исполнительной власти (Правительства) является Президент Таджикистана.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Особенности системы государственного управления Республики...

Ключевые слова: Республика Коста-Рика, унитарное государство, Президент, Правительство, президентская республика, Парламент, Конституция.

Законодательная власть принадлежит однопалатному Законодательному собранию (57 депутатов, избираемых...

Особенности системы государственного управления Республики...

Ключевые слова: Республика Хорватия, Палата жупаний, Президент, Сабор, Председатель, Палата представителей, Конституция.

Высший законодательный орган — Сабор Республики Хорватии (парламент) избирается сроком на 4 года.

Федеральная исполнительная власть в Республике Ирак

Президент Республики Ирак — это глава государства.

издает президентские декреты; 8) утверждает смертные приговоры, вынесенные соответствующими судами; 9) осуществляет верховное командование Вооруженными силами при проведении церемониальных и...

Особенности системы государственного управления Республики...

Высшая законодательная власть в Республике Бразилии согласно Конституции ст. 44 осуществляется Национальным конгрессом. Двухпалатный Национальный конгресс, состоит из Палаты депутатов (487 депутатов) и Федерального Сената (72 члена).

Конституционно-правовой статус Президента Румынии

об организации государства на основе принципа разделения и равновесия властейзаконодательной, исполнительной и судебной — в рамках конституционной демократии [2]. Исходя из структуры Конституции Румынии, можно сказать о том...

Место парламента в структуре государственного аппарата

При президентском правлении, где выборы главы государства проводятся на основе всеобщего избирательного права, в том числе коллегией выборщиков, участие парламента в формировании главы высшей исполнительной власти номинально.

Правовое положение Президента Республики Узбекистан...

Узбекистан, государственная власть, глава государства, Конституция Республики, парламентарная республика, исполнительная власть, президент, президентская республика, форма правления, Президент Республики.

Характеристика правового статуса главы государства

В) Глава государства входит в исполнительную и в законодательную ветви власти (например, в Индии). Глава государства бывает единоличным и коллегиальным. В первом случае это монарх или президент, во втором...

Особенности системы государственного управления Республики...

Ключевые слова: Республики Таджикистан, Maджлиси Оли, Президент, унитарное государство, президентская республика, Правительство

Главой государства, а также главой исполнительной власти (Правительства) является Президент Таджикистана.

Задать вопрос