Особенности системы государственного управления Республики Беларусь | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №1 (60) январь 2014 г.

Дата публикации: 30.12.2013

Статья просмотрена: 337 раз

Библиографическое описание:

Миннибаев Б. И., Шарифуллин Р. Ф. Особенности системы государственного управления Республики Беларусь // Молодой ученый. — 2014. — №1.1. — С. 26-28. — URL https://moluch.ru/archive/60/8784/ (дата обращения: 19.10.2018).

Ключевые слова: Республика Беларусь, Палата представителей, Совет Республики, Национальное собрание, Конституция, Президент, Правительство.

Государство в Восточной Европе.

Беларусь — унитарное государство. Территория делится на области (всего их 6), районы, города и иные административно-территориальные единицы. Действующая Конституция принята 15 марта 1994 г. парламентским путем. В ноябре 1996 г. 70,5 % избирателей на референдуме высказались за президентский вариант новой редакции Конституции, предусматривающий существенное расширение полномочий главы государства. Однопалатный Парламент был заменен на двухпалатный [2, с. 61].

По форме правления Беларусь — суперпрезидентская республика. Политический режим — демократия в процессе становления (с элементами авторитаризма) [2, с. 61].

Законодательная власть принадлежит прежде всего (но не исключительно) Парламенту — Национальному собранию Республики Беларусь, состоящему из Палаты представителей и Совета Республики. Палата представителей насчитывает 110 депутатов, избираемых прямым всеобщим голосованием. Совет Республики является палатой территориального представительства. От каждой области и города Минска избираются по 8 членов Совета Республики. 8 членов Совета назначаются Президентом [2, с. 61].

Срок полномочий Парламента — 4 года. Продлены они могут быть только в случае войны. Конституция предусматривает условия, при которых полномочия палат прекращаются досрочно. С прекращением полномочий одной из палат Президент может прекратить полномочия и другой палаты [2, с. 62].

Согласно Конституции (ст.97), к ведению Палата представителей относится:

-          рассматривает по предложению Президента либо по инициативе не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом, проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о толковании Конституции;

-          рассматривает проекты законов, в том числе об утверждении основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь; военной доктрины; ратификации и денонсации международных договоров; об основном содержании и принципах осуществления прав, свобод и обязанностей граждан; о гражданстве, статусе иностранцев и лиц без гражданства; о правах национальных меньшинств; об утверждении республиканского бюджета и отчета о его исполнении; установлении республиканских налогов и сборов; о принципах осуществления отношений собственности; об основах социальной защиты; о принципах регулирования труда и занятости; о браке, семье, детстве, материнстве, отцовстве, воспитании, образовании, культуре и здравоохранении; об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов, об определении порядка решения вопросов административно-территориального устройства государства; о местном самоуправлении; о судоустройстве, судопроизводстве и статусе судей; об уголовной ответственности; об амнистии; об объявлении войны и о заключении мира; о правовом режиме военного и чрезвычайного положения; об установлении государственных наград; о толковании законов;

-          назначает выборы Президента;

-          дает согласие Президенту на назначение Премьер-министра;

-          заслушивает доклад Премьер-министра о программе деятельности Правительства и одобряет или отклоняет программу; повторное отклонение палатой программы означает выражение вотума недоверия Правительству;

-          рассматривает по инициативе Премьер-министра вопрос о доверии Правительству;

-          по инициативе не менее одной трети от полного состава Палаты представителей выражает вотум недоверия Правительству; вопрос об ответственности Правительства не может быть поставлен в течение года после одобрения программы его деятельности и т. д. [1].

Согласно Конституции (ст.98), к ведению Совет Республики относится:

-          одобряет или отклоняет принятые Палатой представителей проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию; о толковании Конституции; проекты иных законов;

-          дает согласие на назначение Президентом Председателя Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя и судей Высшего Хозяйственного Суда, Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка;

-          избирает шесть судей Конституционного Суда;

-          избирает шесть членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов;

-          отменяет решения местных Советов депутатов, не соответствующие законодательству;

-          принимает решение о роспуске местного Совета депутатов в случае систематического или грубого нарушения им требований законодательства и в иных случаях, предусмотренных законом;

-          рассматривает выдвинутое Палатой представителей обвинение против Президента в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления, принимает решение о его расследовании. При наличии оснований большинством не менее двух третей голосов от полного состава принимает решение о смещении Президента с должности и т. д. [1].

Глава государства — Президент Республики, избираемый на 5 лет непосредственно народом Республики Беларусь. Одно и то же лицо может быть Президентом не более 2 сроков [2, с. 64].

Согласно Конституции (ст.84) Президент Республики осуществляет следующие полномочия:

-          назначает республиканские референдумы;

-          назначает очередные и внеочередные выборы в Палату представителей, Совет Республики и местные представительные органы;

-          распускает палаты в случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией;

-          назначает шесть членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов;

-          образует, упраздняет и реорганизует Администрацию Президента Республики Беларусь, другие органы государственного управления, а также консультативно-совещательные и иные органы при Президенте;

-          с согласия Палаты представителей назначает на должность Премьер-министра;

-          определяет структуру Правительства Республики Беларусь, назначает на должность и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства, принимает решение об отставке Правительства или его членов;

-          с согласия Совета Республики назначает на должность Председателя Конституционного Суда, Председателя Верховного Суда, Председателя Высшего Хозяйственного Суда из числа судей этих судов;

-          с согласия Совета Республики назначает на должность судей Верховного Суда, судей Высшего Хозяйственного Суда, Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка;

-          назначает шесть судей Конституционного Суда, иных судей Республики Беларусь;

-          освобождает от должности Председателя и судей Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя и судей Высшего Хозяйственного Суда, Председателя и членов Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка по основаниям, предусмотренным законом, с уведомлением Совета Республики;

-          назначает на должность и освобождает от должности Председателя Комитета государственного контроля;

-          обращается с посланиями к народу Республики Беларусь о положении в государстве и об основных направлениях внутренней и внешней политики;

-          обращается с ежегодными посланиями к Парламенту, которые заслушиваются без обсуждения на заседаниях Палаты представителей и Совета Республики; имеет право участвовать в работе Парламента и его органов, выступать перед ними в любое время с речью или сообщением;

-          имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Республики Беларусь;

-          назначает руководителей республиканских органов государственного управления и определяет их статус; назначает представителей Президента в Парламенте и других должностных лиц, должности которых определены в соответствии с законодательством, если иное не предусмотрено Конституцией;

-          решает вопросы о приеме в гражданство Республики Беларусь, его прекращении и предоставлении убежища и т. д. [1].

Исполнительную власть в Беларуси осуществляет Правительство Совет министров Республики Беларусь — центральный орган государственного управления. Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту и ответственно перед Парламентом [2, с. 65].

Правительство в соответствии с Конституцией ст. 107 реализует следующие полномочия:

-          руководит системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти;

-          разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики и принимает меры по их реализации;

-          разрабатывает и представляет Президенту для внесения в Парламент проект республиканского бюджета и отчет о его исполнении;

-          обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики, государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения и оплаты труда;

-          принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, национальной безопасности и обороноспособности, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

-          выступает от имени собственника в отношении имущества, являющегося собственностью Республики Беларусь, организует управление государственной собственностью;

-          обеспечивает исполнение Конституции, законов и декретов, указов и распоряжений Президента;

-          отменяет акты министерств и иных республиканских органов государственного управления;

-          осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, законами и актами Президента [1].

Руководители местных исполнительных и распорядительных органов назначаются и освобождаются от должности Президентом или в установленном им порядке и утверждаются в должности соответствующими местными советами депутатов [2, с. 65].

Литература:

1.      Конституция Беларуси. [Электронный ресурс]. URL: http://worldconstitutions.ru/archives/131 (Дата обращения: 20.12.2013).

2.      Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник / Батлер У. Э., Бойцова В. В., Бойцова Л. В., Додонов В. Н., и др.; Отв. ред.: Сухарев А. Я. — М.: Инфра-М-НОРМА, 2001. — С. 61–75.

Основные термины (генерируются автоматически): Беларусь, Палата представителей, Совет Республики, государственное управление, Конституционный Суд, Высший Хозяйственный Суд, Конституция, Верховный Суд, Председатель, Генеральный прокурор.


Похожие статьи

Формы участия конституционных судов зарубежных стран...

Конституционный Суд Республики Беларусь по предложению Президента дает заключение о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции Республики Беларусь (ст. 116 Конституции Республики Беларусь)...

Особенности системы государственного управления...

Палата представителей, Хорватия, Конституция, Президент Республики, конституционный суд, соответствие, вотум доверия, правительство, палата, член правительства.

Особенности системы государственного управления...

- избрание и отзыв председателя, заместителей председателя и судей Конституционного суда, Верховного суда, Высшего экономического суда по представлению Президента республики

Особенности системы государственного управления...

Конституция Республики принята Верховным Советом 5 мая 1993 г. Существенные изменения в нее внесены в 1995, 1996 и 1998 гг

Его палаты: Законодательное собрание (60 депутатов) и Собрание народных представителей (45 депутатов); обе избираются на пять лет.

Особенности системы государственного управления...

- Председатель Верховного суда, Председатель Высшего хозяйственного суда, Генеральный прокурор, члены Кабинета министров, главы администрации велаятов, арчыны (мэры муниципальных советов) шахеров, а также поселков...

Особенности системы государственного управления...

- назначать членов Верховного суда

Согласно Конституции (ст.94) Президент Республики осуществляет следующие полномочия

- назначать Генерального прокурора и Генерального контролера Республики из числа предложенных Сенатом трех кандидатов на каждую...

Особенности системы государственного управления...

- на основании представления Президента Азербайджанской Республики назначение судей Конституционного суда Азербайджанской Республики, Верховного суда Азербайджанской Республики и Экономического суда Азербайджанской Республики

Решения Европейского Суда по правам человека и Конституция...

В статье рассматриваются проблемы исполнения решений Европейского Суда по правам человека (ЕСПЧ) Конституционным Судом РФ, представлены взгляды и аргументы исследователей коллизий между нормами Конституции РФ и решениями Европейского Суда...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Формы участия конституционных судов зарубежных стран...

Конституционный Суд Республики Беларусь по предложению Президента дает заключение о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции Республики Беларусь (ст. 116 Конституции Республики Беларусь)...

Особенности системы государственного управления...

Палата представителей, Хорватия, Конституция, Президент Республики, конституционный суд, соответствие, вотум доверия, правительство, палата, член правительства.

Особенности системы государственного управления...

- избрание и отзыв председателя, заместителей председателя и судей Конституционного суда, Верховного суда, Высшего экономического суда по представлению Президента республики

Особенности системы государственного управления...

Конституция Республики принята Верховным Советом 5 мая 1993 г. Существенные изменения в нее внесены в 1995, 1996 и 1998 гг

Его палаты: Законодательное собрание (60 депутатов) и Собрание народных представителей (45 депутатов); обе избираются на пять лет.

Особенности системы государственного управления...

- Председатель Верховного суда, Председатель Высшего хозяйственного суда, Генеральный прокурор, члены Кабинета министров, главы администрации велаятов, арчыны (мэры муниципальных советов) шахеров, а также поселков...

Особенности системы государственного управления...

- назначать членов Верховного суда

Согласно Конституции (ст.94) Президент Республики осуществляет следующие полномочия

- назначать Генерального прокурора и Генерального контролера Республики из числа предложенных Сенатом трех кандидатов на каждую...

Особенности системы государственного управления...

- на основании представления Президента Азербайджанской Республики назначение судей Конституционного суда Азербайджанской Республики, Верховного суда Азербайджанской Республики и Экономического суда Азербайджанской Республики

Решения Европейского Суда по правам человека и Конституция...

В статье рассматриваются проблемы исполнения решений Европейского Суда по правам человека (ЕСПЧ) Конституционным Судом РФ, представлены взгляды и аргументы исследователей коллизий между нормами Конституции РФ и решениями Европейского Суда...

Задать вопрос