1. Введение
Степень изученности темы. В наши дни профессиональные историки относительно редко обращаются к проблемам становления российской физической культуры. Среди тех, кто пишет об этом, преобладают журналисты, бывшие спортсмены, тренеры. Активно публикуются воспоминания участников тех или иных ярких спортивных событий, но все они, обладая интересным фактическим материалом, носят описательный характер, не ставят своей целью рассматривать вопросы с позиций исторического анализа.
2. История зарождения физической культуры.
Первые известные нам следы физической культуры Древнего мира были обнаружены в районе, примыкающем с востока к Средиземному морю, а также в Месопотамии в IV тыс. до н. э. К сожалению, сохранились лишь разрозненные сведения о физической культуре государственных образований, часто сменявших друг друга в результате войн. Активное участие в поддержании и развитии физической культуры принимало свободное сельское население, из которых набирали простых воинов.
Важную роль в развитии физической культуры Месопотамии, а затем и в странах Ближнего Востока сыграло изобретение во втором тысячелетии до н. э. колесницы на конной тяге. Среди памятников, свидетельствовавших об этом событии, основное место занимает «Книга тренинга» митаннийца Киккули, которая является самым древним из известных методических пособий по тренингу лошадей.
Из различных источников было установлено, что в Месопотамии изготавливали палки из очищенного стержня листа финиковой пальмы, в дальнейшем служившие для игры в мяч с битой, а затем и в конное поло.
Этому же району принадлежит самый древний памятник культа борьбы на поясах, в основе которой лежали боевые приемы пленения противника, — бронзовая статуя, изготовленная примерно в 2800 году до н. э. (сейчас она выставлена в Багдадском музее).
О развитии физической культуры Вавилона свидетельствуют терракотовые изображения охоты, загона животных, стрельбы из лука, кулачного боя и состязания на колесницах.
Из древней Персии до нас дошли записки древнегреческих историографов Геродота и Ксенофонта, которые красноречиво свидетельствуют о том, что они обучали своих детей (в возрасте 7–16 лет) в воспитательных домах, действовавших при дворах сатрапов, борьбе, бегу, верховой езде, метанию копья, стрельбе из лука. (В дальнейшем из этих заведений образовались так называемые дома развития силы, которые сохранились вплоть до распространения современного школьного физического воспитания и спортивных организаций Ирана.)
Последующим этопом подготовки юношей служили обязательные охотничьи испытания на смелость, состязания по конному поло и игра индийского происхождения «шатранг шахматнах», воспитывавшая способность к стратегическому мышлению.
В Древнем Египте примерно в 3000 году до н. э. мифический царь Менес основал первую единую империю. Наиболее древний из известных рельефов на спортивную тематику изображает победу Джосера (2778–2723 гг. до н. э.) в культовом состязании по бегу. Бег древнеегипетского царя-бога объясняется желанием победить и быть достойным избранником.
Затем испытания в беге были вытеснены борьбой, лучше показывающей превосходство в силе и ловкости. Требование, чтобы цари обладали всесторонней физической подготовкой, соответствовало сущности примитивного классового государства, где фараоны обладали безграничной централизованной властью. По мере распространения рабовладения в физической культуре происходили важные изменения. Магический обряд уходил на второй план, все большее значение стал носить эстетический аспект зрелищности.
Фараоны Среднего царства (2040–1730 гг. до н. э.), чтобы повысить уровень развития физических качеств у служащих им людей, стали создавать училища для подготовки и отбора храмовых танцовщиц и акробатов. К этому периоду относятся и описания парных игр с мячом. Все вышесказанное свидетельствует о том, что фараоны и знать меньше стали уделять внимание собственной спортивной форме, но с большим удовольствием наблюдали за ловкостью движений своих рабов.
В период Нового и Позднего царства (1562–332 гг. до н. э.) физическая культура обогащается новыми чертами. Появляются изображения с соревнованиями гребцов и воинов, бегущих за колесницами, а также состязания лучников и кулачных бойцов.
На праздниках царя Рамзеса II (1290–1223 гг. до н. э.) проводятся соревнования по борьбе и фехтованию на палицах с нубийцами, ливийцами и др. народами, результат этих соревнований оценивали судьи. Египтяне не следовали обычаям других народов. Этот факт подтверждается тем, что среди памятников физической культуры Древнего Египта не встречается следов, свидетельствовавших о соревнованиях на колесницах, играх в пешее и конное поло, получивших распространение почти у всех народов Древнего мира.
Население Древней Индии располагало наиболее ценными традициями в области ритуальной оздоровительной гимнастики, танца и самообороны без оружия. Советы по снятию боли в различных частях тела с помощью нажимов и растирания свидетельствуют о развитом искусстве массажа. В древнеиндийских описаниях впервые встречаются упоминания и о таких формах поединка и единоборства, стиль которых характеризуется нанесением ударов рукой или ногой по чувствительным к боли частям тела противника, а также проведением удушающих приемов и создание системы йоги. Установить точно происхождение йоги пока не удалось. В то же время является фактом, что в ходе раскопок в окрестностях Гаранны в Пенджабе была найдена каменная пластина-печатка, изготовленная в III тыс. до н. э., в центральной части которой изображена фигура человека, сидящего строго в соответствии с позой «лотос» (падмасана). Характерной особенностью физической культуры Древней Индии является ее деление по кастовой принадлежности — каста арийцев (привилегированные касты): брахманов (священников), кшатриев (военное дворянство), вайтья (занимавшиеся почетными ремеслами). Неарийцы (сельские жители) — каста шудров. Потомки рабов парии (неприкасаемые) не принадлежали ни к одной касте. Так, для неарийских каст стали «неприкосновенными» верховая езда, все упражнения с оружием, йога. Кшатрии почитали неприемлемыми для себя танцы шудров, упражнения с чучелами, кубиками, обручами и др. видами состязаний.
О физической культуре арийских каст больше всего можно узнать из Вед и древнеиндийских эпосов, свидетельствующих об атлетических соревнованиях, состязаниях по самообороне, с оружием и без него, скачках и соревнованиях на колесницах, игре в мяч с битой, игре на доске чатуранга (чатур — 4 и анга — боевой порядок). Ходы шахматных фигур из этой игры — раджи (короля), боевых колесниц (ладьи), кавалериста (коня), пехотинца (пешки) — остались неизменными до наших дней.
Система философии йоги основана на том, что человеческий организм есть уменьшенная копия вселенной, равновесие которой обеспечивается праной (дыханием, жизненной силой). Внутри человеческого тела находятся семь расположенных один над другим центров праны (чакры), в нижнем, в одном из нервных узлов поясничного отдела позвоночника, свернувшись, дремлет «источник жизненной силы», так называемая «змея кундалини». Она под влиянием упорно выполняемых человеком умственных и физических упражнений просыпается и ползет вверх от чакры к чакре, достигая макушки. В этот момент йог достигает стадии самадхи, т. е. состояния физического и психического равновесия, покоя, далекого от земных забот. После этого остается лишь одна ступень, на которой кундалини покидает последнюю чакру, в результате чего йог — через покинувшее его тело «второе-Я» — приобретает сверхъестественную оккультную силу и начинает свое слияние с божеством.
В Китайских хрониках, относящихся к периоду VIII — VI вв. до н. э., сообщалось, что первые ростки физической культуры, получившие развитие в долине Хуанхе и Янцзы, появились в начале III тыс. до н. э. В 2698 г. до н. э. была написана книга «Кунфу», в которой впервые систематизированы распространенные среди народа, различные упражнения лечебной гимнастики, болеутоляющего массажа, ритуальных танцев, исцеляющих от болезней, бесплодия, а также боевых танцев. Записи в хрониках свидетельствуют о том, что в этот период мальчиков воспитывали в специальных заведениях. Судя по письменным памятникам и результатам раскопок, можно сделать вывод, что древняя китайская физическая культура достигла расцвета во время господства династии Чжоу (XI — III вв. до н. э.).
Народ, за исключением рабов, играл в игру — предшественницу современного футбола — «чжу кэ». Эта игра использовалась как дополнительное средство для развития скорости, ловкости и находчивости в подготовке пеших воинов. В центре игровой площадки, на расстоянии 4 м друг от друга, в землю вкапывались 2 бамбуковые палки высотой около 4 м, между которыми натягивали сетку. В верхней части сетки вырезали отверстие диаметром 60 см. Это были «ворота». Игроки передавали друг другу мяч, нанося по нему удары ногами и руками, используя при этом около 70 различных видов ударов по мячу. Существовало и около 10 правил игры. Проходили также соревнования по борьбе, кулачному бою, поднятию тяжестей, перетягиванию каната, танцами соревнования на воде. В Древнем Китае сложилась своя система идеалов в области физической культуры, которая нашла выражение в принципе «сань мэй». В этом принципе, как и в различных жанрах искусства, нашли отражение требования принесения пользы для общества, обладая способствующей моральному воспитанию волей и развитым вкусом. В соответствии с принципом «цзинь и цзянь» «сань» выражал внутреннее, а «мэй» — внешнее совершенство. Особый упор делался на формирование воли и характера. Если участник игры в мяч или борец грубили, судьи и зрители клеймили его как «сяо цзянь», что означало высокую степень общественного презрения. Во время кулачного боя, носившего характер борьбы теней, высоко ценилось не само попадание в противника (цзянь), а ловкое увертывание от ударов противника с тем, чтобы вызвать у него внутреннее смятение (цзинь).
В период образования Российской Империи Петр 1 (1672–1725) проводил ряд реформ которые повлияли на развитие физической культуры.
Большое значение для укрепления могущества государства имели политические, экономические, культурные и военные преобразования. Реформы были направлены на преодоление отсталости России. Создавались школы и училища — специалисты для армии и флота, там преподавалась физическая культура. 1701 — Москва, открытие Навигационной школы — математики, парусное и гребное дело, плавание и фехтование. 1731 — Сухопутный Шляхетский корпус, 1752 — Морской. Дворяне занимались верховой ездой и фехтованием, игры в мяч, гребля, борьба, парусный спорт. По указанию Петра была издана книга «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению». Дворянин для достижения успеха в обществе должен не только владеть иностранным языком и быть начитанным, но и уметь танцевать, преуспевать в верховой езде и фехтовании. Пётр уделял большое внимание подготовки специалистов в области мореплавания и судостроения, что способствовало основанию общества Невская Флотилия. Военные реформы Петра положили начало созданию регулярной русской армии. Средства — развитие силы, выносливости, быстроты, смелости, решительности, умение быстро выполнять приёмы стрельбы и штыкового боя, преодоление водных и др. препятствий. Успешно выполнялась военная и физическая подготовка в полувоенных отрядах «потешных». Здесь практиковалась военная муштра, дети механически заучивали строевые упражнения и ружейные приёмы. Единых форм и методов физического воспитания не существовало. Применялись гимнастические упражнения из сокольской гимнастики, дополнявшиеся играми.
М. В. Ломоносов (1711–1765). Поднял ряд вопросов личной и социальной гигиены, имевших общенародное значение. И. И. Бецкой (1704–1795) основатель воспитательных домов в России. Рекомендовал проводить занятия направленные на развитие тела и укрепления здоровья. Лучшим средством физического воспитания он считал прогулки, забавы и игры на свежем воздухе, различные телодвижения, закаливание. Придавал значение учёту возрастных особенностей детей в процессе воспитания. Составил «Краткое наставление, выбранное из лучших авторов с некоторыми физическими примечаниями…». Н. И. Новиков (1744–1818) — журналист, издатель Московских ведомостей. Опубликовал ст. «О воспитании и наставлении детей для распространения общекомандных знаний и всеобщего благополучия», там он изложил свои взгляды на систему воспитания, состоявшую из 3-ех частей: физического, нравственного и умственного. Начинать физическое воспитание рекомендовал с грудного возраста, путем закаливания. Новиков оказал большое влияние на формирование теоретических основ физического воспитания в России. А. Н. Радищев (1749–1802) — первый русский революционер-просветитель. Считал, что физического воспитание главным образом, рассчитано не на подготовку «высокомерных щеголей», а главным образом должно быть по его мнению воспитание «истинных сыновей Отечества», активных бойцов за счастье народа. Этой цели должен подчиняться физическое воспитание. Лучшим средством считал закаливание, физический труд, естественные упражнения. Взгляды Радищева вытекали из его философского понимания человека, как существа социального. Поэтому он считал, что оно должно носить общественный характер.
П. Ф. Лесгафт был создатель отечественной системы Физическое воспитание. Родился в 1837 году в семье петербургского ювелира. Окончив гимназию с серебряной медалью, он поступил в медико-хирургическую академию. Увлекший анатомией, он защитил диссертацию на степень доктора медицины. Работал затем в Казанском Университете, читал лекции. Вернувшись в Петербург он руководил кружком по анатомии при Военно-медицинской академии. Затем было организованно Общество содействия физическому развитию, где, будучи секретарем, Лесгафт предложил открыть курсы для подготовки специалистов. И в 1896 году такие курсы создаются, Лесгафт П. Ф. — заведующий. На курсах изучались Физические упражнения, теория движений, педагогика, психология, анатомия и др.
Система физического образования изложена Лесгафтом П. Ф. в его труде «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста». В книге изложен подход исследования — психических, педагогических, медико-биологических методов. Процесс физического образования детей школьного возраста Лесгафта представлял так: 1й этап. 7–12 лет, простые упражнения. 2й этап. 12–15 лет, сложные упражнения. 3й этап упражнения для развития мышечного чувства. Лесгафт считал, что система должна состоять из небольшого количества естественных движений: ходьбы, бега, метаний, борьбы и тд. П. Ф. Лесгафта считал, что образование включает систематическое умственное, эстетическое и физическое развитие и в итоге способствует подготовке человека к труду на благо общества. Такое гармоническое развитие можно осуществить только при наличии строгого учёта возрастных и половых особенностей человека, а также с помощью научно обоснованной системы физического образования, где основное средство — естественные упражнения (бег, прыжки, метания, борьба, игры экскурсии и простые гимнастические упражнения).
3. Появление понятия «физическая культура».
Откуда и как появилось понятие «физическая культура». Оно появилось в конце XIX века в Англии в период бурного становления современного спорта, но не нашло широкого употребления на Западе и со временем практически исчезло из обихода. В России, напротив, войдя в употребление с начала XX века, после революции 1917 года термин «физическая культура» получил свое признание во всех высоких советских инстанциях и прочно вошел в научный и практический лексикон. История советской эпохи многогранна и включает в себя как аспекты, изученные достаточно хорошо, так и те, что до сих пор обделены вниманием исследователей. К числу малоизученных, очевидно, принадлежит становление государственной политики в области физической культуры и спорта. Между тем, в Советском Союзе этому традиционно уделялось огромное внимание. Помимо чисто прагматического подхода — советский гражданин в любой момент должен был быть готов выступить в защиту страны, политика в области спорта имела и ярко выраженное идеологическое значение. Страна социализма обязана была быть первой во всем, в том числе и на спортивной арене.
Для достижения этих целей была выстроена сложная система сети учреждений по подготовке спортивных кадров и повсеместная пропаганда физической культуры. К сожалению, за последние два десятилетия мы лишились большей части этого, и сейчас политику в области физической культуры и спорта государству приходится выстраивать практически заново. Обращение к опыту предыдущих лет способно помочь избежать ошибок на этом пути.
Советские историки вполне объяснимо стремились показать важнейшую роль В. И. Ленина в зарождении и развитии спортивного движения, при этом отмечалось, что «Владимир Ильич... был вдохновителем идей в области физической культуры».
Весомую роль в развитие этой темы внесли близкие соратники В. И. Ленина: председатель Всевобуча Николай Ильич Подвойский и одна из центральных фигур во главе Высшего Совета физической культуры (ВСФК) первых лет его существования, народный комиссар здравоохранения Николай Александрович Семашко.
Вплоть до 1950 гг. исследователи главным образом накапливали фактический материал о роли В. И. Ленина в создании советской физической культуры. На фоне многочисленных трудов современников выделяется работа А. Д. Новикова «Ленин и физическая культура», в которой автор обратил внимание на резко негативное отношение В. И. Ленина к пониманию физкультуры как к пережитку, как отрицательному явлению в жизни нового нарождающегося советского общества. Другой известный исследователь И. Г. Чудинов в ряде статей (например, «Физическая культура в годы гражданской войны») сумел уйти от привычных штампов и описательности.
Целая эпоха в изучении вклада В. И. Ленина в зарождении физкультурного движения связана с исследованиями Г. С. Деметера. В самой первой публикации 1957г. «В. И. Ленин и физическая культура», в которой он объединил и проанализировал материал, введенный в научный оборот его предшественниками. Среди творческого наследия Г. С. Деметера особняком стоит работа «Ленин об охране здоровья трудящихся и физической культуре», в которой исследователь открыл новые страницы в истории влияния Ленина на становление физкультуры молодого советского государства. Он же защитил докторскую диссертацию «Физическая культура в свете ленинских идей об охране здоровья трудящихся и коммунистическом воспитании», отметился целым рядом статей по данному вопросу. Важно отметить труды целой группы авторов, разрабатывавших вопросы внимания Ленина к здравоохранению, гигиене, физическим упражнениям и т. п., такие как Н. М. Богатырев, В. М. Выдрин, Г. П. Липин, Н. И. Пономарев, Б. М. Потулов, З. А. Старовойтова.
При наличии большого пласта литературы, посвященной участию Ленина в области физической культуры и спорта, возникает вопрос об изученности роли и места И. В. Сталина. На рубеже 1930–50 гг. советские авторы если и писали о сталиниане в спорте, то отделывались общими лозунгами и призывами. Современные ученые рассматривают проблему в целом, с точки зрения развития физической культуры и спорта в тоталитарном обществе, в строго контролируемом государстве.
В изучении истории отдельных видов спорта на первый план выходят труды непосредственных участников тех или иных спортивных событий: спортивных функционеров, журналистов и спортсменов. В их числе необходимо отметить многочисленные работы крупнейшего футбольного статистика К. С. Есенина, которые отличаются богатством справочного материала. История создания советских спортивных обществ, помимо мемуарной литературы, включает работы, в некоторой степени обобщающие ранее не рассматриваемые вопросы, но к их недостаткам относится то, что ни одно из них не было написано в период 1920–1930 гг., в силу, видимо, того, что обобщать пока было особо нечего. Данные труды отличаются тем, что внимание авторов сконцентрировано больше на послевоенной истории спортивных обществ, нежели на эпохе 1920–1930 гг.
Обращаясь к истории участия в развитии спорта комсомольских и профсоюзных организаций, вызывает удивление скудность работ, по, казалось бы, весьма важной теме. Не удалось установить какого-либо специального обобщающего труда по профсоюзному спортивному движению, кроме нескольких справочников и работ, кратко повествующих об основных вехах спортивной истории профсоюзов, поэтому историю спортивной деятельности профсоюзов приходится восстанавливать по другим работам, воспоминаниям спортсменов и тренеров, членов профсоюзных клубов. Зачастую труды о роли комсомола в физкультурном движении носят характер неких сборников фактических, справочных сведений, скрепленных цитатами из классиков марксизма.
Международное спортивное рабочее движение является вторым важнейшим направлением для советских исследователей. Создание и длительная конфронтация двух ведущих спортивных интернационалов -Красного (КСИ), находившегося под патронажем СССР и реформистского, социал-демократического Люцернского. Ответственные работники КСИ и ВСФК — И. Жолдак, Б. Кальпус, Е. Каплан, П. Павлов, Н. Подвойский, Ф. Рейснер обращались к данным темам еще в 1920 гг.
На первый план выносилась подготовка пролетариата к классовым боям: «Между марксизмом, физической культурой и физическим воспитанием существует самая тесная связь, ибо марксистская борьба... направленная к завоеванию экономического равенства для всего человечества, является в последнем счёте борьбой за здоровую физическую культуру общества».
Само понятие «профессиональный спорт» оценивалось резко негативно, также утверждалось, что в расколе мирового рабочего спортивного движения виноваты исключительно руководители ЛСИ.
В 1918 году в Москве был открыт институт физической культуры, в 1919 году состоялся съезд по физической культуре, с 1922 года выходил журнал «Физическая культура», а с 1925 года и по настоящее время — журнал «Теория и практика физической культуры».
В послевоенный период выделяются исследования 1960–1980 гг. К этому времени СССР стал полноправным участником международного Олимпийского движения, ЛСИ и КСИ прекратили свое существование, заметно снизилось влияние идеологических моментов, мешавших объективно оценивать историю рабочего спорта.
Объективности исследованиям добавил новый фактический материал, который расширял перед учеными возможности их работы.
Весомые успехи советских спортсменов на международных аренах способствовали повышенному вниманию исследователей к вопросам Олимпийского движения, его истории, которая перестала подаваться исключительно в негативном ключе.
К сожалению, в 1990 гг. в отечественной историографии было не много исследований по истории физической культуры и спорта, его международных связей. В основном изданию подлежат различного рода спортивные справочники, содержащие конкретную фактическую информацию без какой-либо попытки ее анализа с точки зрения исторических процессов в стране. Исключением выглядят публикуемые в российской периодической печати работы А. Б. Суника, статьи В. Фалина и А. Вартаняна.
Виктор Фалин уже долгие годы на страницах еженедельника «Футбол» публикует материалы по истории советского футбола 1920–1930 гг., при этом он затрагивает и вопросы, касающиеся всей советской физической культуры того времени. Аксель Вартанян, в своем роде подхватил эстафету у знаменитого К. С. Есенина, занимается не только футболом, но также активно рассматривает историю советского спортивного движения вообще, широко привлекая архивные материалы, многие из которых раньше не были опубликованы, его еженедельные публикации о развитии физической культуры в СССР в 1920–1930 гг. действительно заслуживают пристального внимания, несмотря на то, что во многом они остаются на позициях чистой журналистики, не претендуя на рассмотрение процессов, протекавших в советском спорте с точки зрения широкого исторического охвата всей совокупности событий в нашей стране того времени.
Некоторый интерес с точки зрения предоставления материала, не вводившегося ранее в исследовательский оборот, представляют также работы П. Алешина, А. Олещука, А. Стародубцева, В. Хавина и др. Авторы стараются заново открыть для читателей во многом забытые странички истории как дореволюционного спорта, так и события первых лет существования молодой советской республики.
Проведенный историографический анализ позволяет сделать вывод о фактически слабой разработанности проблемы становления и развития советского спорта в 1920–1930 гг., его места и роли в нашей стране с точки зрения анализа событий, ибо фактическая сторона вопроса достаточно хорошо проработана и постоянно пополняется новыми данными.
Грядущая Зимняя Олимпиада, Всемирная Универсиада, которые планируется провести в нашей стране, делают историю российского/советского спорта еще более актуальной. Если мы поймем, как практически с пустого места, СССР превратился в ведущую спортивную державу мира, мы сможем решить многие вопросы сегодняшнего дня.
4. Физическая культура как фактор развития культуры личности.
Важнейшее достояние человеческой цивилизации — культура. В основном, под культурой понимают человеческую деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений. Культура предстает также проявлением человеческой субъективности и объективности.
Культура представляет собой совокупность устойчивых форм человеческой деятельности, без которых она не может воспроизводиться, а значит — существовать.
Культура обозначает совокупность всего созданного усилиями людей. Сюда же относятся наука, техника, искусство, литература, общественный строй и многое другое. В качестве носителей культуры выступают люди, среди которых к ее активным передатчикам относятся педагоги. На протяжении веков ученые пытались определить, что же включает в себя это обширное понятие. Бесспорен лишь тот факт, что физическая культура является одним из составляющих элементов человеческой культуры и уже поэтому не может остаться незамеченным. Чем больше человек обращает внимание на свой организм, стремясь достичь идеала, тем важнее для него становится система теоретических знаний и практических навыков, направленных на раскрытие потенциала, заложенного в человеческом существе, т. е. физическая культура.
Физическая культура — сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности.
Физическая культура — часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития (в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»).
Физическая культура является частью общей культуры человечества и вобрала в себя не только многовековой ценный опыт подготовки человека к жизни, освоения, развития и управления во благо человека заложенными в него природой физическими и психическими способностями, но, что не менее важно, и опыт утверждения и закалки проявляющихся в процессе физкультурной деятельности моральных и нравственных начал человека. Таким образом, в физической культуре, вопреки её дословному смыслу, находят свое отражение достижения людей в совершенствовании своих как физических, так и в значительной мере, психических и нравственных качеств. Уровень развития этих качеств, а также личные знания, умения и навыки по их совершенствованию составляют личностные ценности физической культуры и определяют физическую культуру личности как одну из граней общей культуры человека, социальных и биологических основ физической культуры.
На сегодняшний день ряд теоретиков оспаривает целесообразность использования термина «физическая культура». Одним из аргументов «против» является то, что в большинстве стран мира данный термин вообще отсутствует в научном лексиконе. Исключение составляют лишь страны восточной Европы, в которых развитие физической культуры и спорта более полувека велось по образу и подобию советской системы. В связи с этим, ведущими российскими учеными-теоретиками спорта высказываются подчас полярные мнения по поводу дальнейшего использования в науке понятия «физическая культура»: так, А. Г. Егоров полагает, что этот термин следует полностью заменить на принятое во всем мире понятие «спорт», в то время как Л. И. Лубышева считает научное определение физической культуры «шагом вперед» по сравнению с западной спортивной наукой.
По мнению А. А. Исаева, вполне логично рассматривать физическую культуру как цель, а спорт как средство её достижения. Именно по этой причине широкое распространение приобретает понятие «спорт для всех», отражаемая все более предметно на международном уровне — в документах ЮНЕСКО, Совета Европы, МОК. «Спорт для всех» ставит физическую культуру на её законное место качественной характеристики, впитывая некогда принадлежавшие ей действенные составляющие. Теоретики физической культуры советской школы, писал А. А. Исаев, активно сопротивляются процессу трансформации значения физической культуры, продиктованного изменением социально-политических доминант в развитии современной России. Данное обстоятельство, влияя на управленческие решения, заметно тормозит выработку спортивной политики России, адекватной переменам в обществе. Такой подход является ключом к разрешению методологических противоречий, связанных с определением понятий «физическая культура» и «спорт».
Дадим определение понятию спорт. Спорт в (узком понимании) можно определить как соревновательную деятельность, специфической формой которой является система соревнований, исторически сложившаяся в области физической культуры, как специальная сфера выявления и унифицированного сравнения человеческих возможностей (Л. П. Матвеев, 1971).
Однако спорт нельзя сводить только к соревновательной деятельности, он имеет и более глубокий смысл. Это обусловлено социальной сущностью и назначением спорта в нашем обществе.
Достижение высоких спортивных результатов невозможно без достаточно хорошо отлаженной подготовки спортсмена, осуществляемой в сфере многообразных межчеловеческих контактов, которые складываются между тренерами, спортсменами и судьями, организаторами, зрителями и т. п. Они осуществляются на различных уровнях, начиная от спортивного коллектива и кончая соревнованиями различного международного уровня.
5. Заключение.
Ранее высказанные и проанализированные мысли дают нам почву к пониманию: разделять две разнонаправленные деятельности человека спорт и физическая культура. И так, спорт в (широком понимании) представляет собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, а также специфические отношения, нормы и достижения в сфере этой деятельности. А, физическая культура это культура двигательной активности человека напрямую связанна с психо-эмоциональной, умственной сферой деятельности личности. Где можно заключить, что систематическое занятие физической культурой, физическими упражнениями (как средство физической культуры), даст основу формирования здорового образа жизни человека и оздоровлению нации, посредством физических упражнений произойдет привитие морально-нраственных, волевых качеств человека. Физическая культура это непосредственно культурное достояние каждого человека, при правильном понимании физической культуры, у человека есть возможность продлить жизнь, развить физические навыки, координацию движения, способствовать умственному, психологическому и физическому развитию личности. То есть можно сказать, что занятия физической культурой это основа в формировании культуры общества.
Литература:
1. Гришин В. Г. «Комсомол и физическое воспитание молодежи», М., 1977;
2. Липин Г. П. В.И. «Ленин о физическом воспитании», Саратов, 1975;
3. Есенин К. С. «Московский футбол». М., 1974;
4. Михайлов В. В. «Социокультурные потенциалы развития физической культуры и спорта в различных политических системах», Юбилейный сборник трудов ученых РГАФК, посвященный 80-летию академии. М.: 1998. Т. 4. С. 91–96;
5. Мельников Е. А. «В едином строю интернационалистов». Из истории советских секций международных организаций рабочего класса (1919–1939 гг.). Л., 1982;
6. Крячко И. А. «Вклад деятелей медицины в становление и развитие советской физической культуры», (1917–1927г г.), Советское здравоохранение. 1962. № 6;
7. Крячко И. А. «Семашко и физическая культура», Советское здравоохранение. 1965. № 1;
8. Котова Е. А. «Формирование здорового образа жизни у студентов педагогического вуза» общая педагогика, история педагогики и образования, автореферат, Петрозаводск 2006г., С. 17;
9. Манухин В. П., «Содержание, формы и методы взаимодействия школьных и воинских коллективов в воспитании учащихся», теория и история педагогики, автореферат, Москва-1974., С. 21.