Воспитание — социальная проблема?
Автор: Коваленко Светлана Владимировна
Рубрика: Воспитание и развитие
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (7) январь 2017 г.
Дата публикации: 24.11.2016
Статья просмотрена: 389 раз
Библиографическое описание:
Коваленко, С. В. Воспитание — социальная проблема? / С. В. Коваленко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 1 (7). — С. 42-45. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/49/1641/ (дата обращения: 16.11.2024).
Вы можете сказать, что воспитание сегодня является огромной социальной проблемой особенно в нашем обществе, так как Россия последние годы принадлежит к разряду обществ переходного типа. Не слишком долгий срок? Разумеется, можно сидеть и ждать, когда наше общество куда-нибудь «перейдет». Но, дело в том, что с социальными проблемами воспитания сталкиваются в любом обществе независимо от того, стабильное оно, не стабильное, благополучное или нет, в переходном состоянии, или нет и т. д. Это могут быть самые разные социальные проблемы — от столь привычной для нас нехватки финансирования до попирания духовных ценностей и прочее. Но видимо, нам нравится прикрыть свое ничегонеделание «обществом переходного типа», и тогда воспитание само становится социальной проблемой.
Анализируя то, что в последнее время говорится и пишется, складывается впечатление, может быть ошибочное, что государство склоняется к тому, что основной ценностью воспитания должно стать государство. Можно ли добиться результатов с такой позицией? Полагаю, что можно, но, сегодня Россия расставляет другие приоритеты. Государство и его политическая идеология уже не являются основой нашей жизни. Основой мира уже давно стала семья. Семья — единственный институт, который претерпел все изменения, но выстоял, выжил. Традиционные конфликты отцов и детей, несколько отошли на второй план. Но самое главное то, что эти традиционные конфликты отцов и детей дополнились кардинальным расхождением мировоззрения, мировосприятия старших поколений и подрастающих поколений современной России.
Причиной служат кардинальные изменения в социокультурной и духовно-нравственной жизни России, которые способствовали созданию принципиально иных условий социализации подрастающего поколения относительно тех, в которых происходила социализация нынешних взрослых поколений. Поэтому картина мира современного взрослого и картина мира современного дошкольника, существенно, принципиально во многом различаются между собой. Это необязательно приводит к конфликтам, потому что современные дети, с одной стороны выставляя счет отцам, с другой стороны относятся к ним достаточно снисходительно. Они просто не хотят жить так, как жили их отцы. Таким образом, сегодня в России мы констатируем ситуацию, когда родители обращаются к детям за помощью, учатся у них, так как дети гораздо лучше нас обучаются новшествам, приспосабливаются к реальной жизни. Воспитание как социальная проблема — это значительно шире, чем воспитание как проблема системы образования. Поэтому сразу возникает вопрос: как может реагировать система образования, воспитание в системе образования на такую новую ситуацию?
Разумеется, в такой ситуации не дети, а взрослые должны сделать первый шаг к ведению диалога. Когда же лучше этот самый шаг сделать, начать вести диалог? Необходимость переговоров становится очевидной, если обратить внимание еще на одну характеристику воспитания как социальной проблемы. Изменились не только отношения между старшими и младшими, но и изменились младшие, изменились дети. И это я хочу доказать результатами только одного исследования. В 1985 и в 1995 годах изучались притязания, ценностные установки старшеклассников Москвы, Киева и еще нескольких городов (репрезентативная выборка). Результаты достаточно любопытны. Приведу две пары цифр. В 1985 г. стать владельцами автомобилей хотели 17 % старшеклассников, и исполнения этого желания они стремились достигнуть самостоятельно, а в 1995 году владельцами автомобилей желали стать 76 % старшеклассников и, в основном, «здесь и сейчас». Вторая пара цифр: в 1985 г. хотели иметь собственный дом 4 % старшеклассников, причем, как говорили исследователи, приходилось долго объяснять, что иметь собственный дом — это не значит терять московскую прописку, а в 1995 г. хотели иметь собственный дом, без всяких пояснений, 54 % старшеклассников.
Эти и другие данные, полученные в исследовании, позволили его руководителю В. С. Магуну выдвинуть положение, что за эти 10 лет у старшеклассников произошла революция приоритетов. Как видно, данному социальному исследованию уже немало лет, а что сейчас?
Но, исследование выявило, что стремление приложить усилия для достижения этого желаемого снизилось столь же резко, как и возросли желания. В меняющейся социокультурной ситуации проблема выбора и проблема принятия решения выходят на один из ведущих планов в жизни индивидуума, в жизни семьи и в жизни общества. После некоторых размышлений можно прийти к плачевному выводу — у нас не сформирована потребность в выборе, мы не несем ответственность за принятые нами решения, инфантилизм распространяется в геометрической прогрессии. Когда неумение и нежелание выбирать преобладают у людей в ситуации стабильности общественного развития, последствия этого неприятны, но, не более того. Но когда отказ от выбора, неумение подрастающим поколением делать выбор мы наблюдаем в нестабильном обществе, то последствия порой становятся фатальными. Именно неумение делать выбор, отказ от выбора приводят и к наркомании, и к преступности, и к другому злу. Это как раз та сфера, где воспитание в системе образования могло бы сделать многое. Почему? Потому, что система образования могла бы уделять значительно больше внимания развитию рефлексии детей, ибо без рефлексии выбор становится мало осознанным. Кроме этого, у детей, как правило, и выбор не велик. В наше время тотального дефицита времени, дети предоставлены дошкольному учреждению, школе, самому себе. Они видят в ограниченном пространстве окружающий мир, у них просто нет изначально возможности выбирать, находить дело по душе, расставлять приоритеты.
И, наконец, самое основное — что делает воспитание социальной проблемой переходного общества? Дело в том, что переходное общество не в состоянии формулировать реальные задачи перед системой воспитания. Если говорить о российском обществе, то в нем традиционно задачи воспитания формулировало государство. Может быть, это и неплохо. Если вы помните, А. С. Пушкин говорил, что единственный европеец в России — правительство. Теперь же и государство в переходный период оказалось не в состоянии формулировать задачи системы воспитания, в посткоммунистический период нет единой идеологии. Только последние 3–4 года государство стало искать задачи, которые необходимо поставить перед системой воспитания. Но система воспитания не есть нечто абсолютно изолированное в рамках общественной жизни. И эти задачи должны как-то корреспондировать с теми задачами, которые государство ставит перед собой. Как известно, «сначала было слово», и сейчас эта истина опять общепризнана. Сейчас ищут общенациональную идею, пытаются формулировать задачи, приоритеты и т. д. Где же нам все это найти? Приведу один пример. Когда после Второй мировой войны перед Конрадом Аденауэром стояла задача произнести слово, сказать немцам, что для них теперь будет ценностью: империя или что-то другое, и когда его англо-американские консультанты говорили ему: «Вы никуда не денетесь от своего прусско-имперского наследия», этот, очень, мягко говоря, пожилой человек пошел наперекор истории, пошел наперекор советам победителей, и провозгласил главной ценностью семью. И он выиграл потому, что семья — это не только ячейка, но и ответ на тот вопрос, который был поставлен в докладе Е. Е. Чепурных: это сочетание «Я» и коллектива, это сочетание «Я» и общества, это сочетание «Я» и государства и т. д. Семья — это тот якорь, который привязывает человека к своей стране и к своему государству значительно надежнее, чем что-либо другое.
Все это прекрасно и понятно, но, как же добиться таких результатов, чтобы, прежде всего родители детей помнили о своем наследии? Детей можно и нужно развивать в этом направлении с дошкольного возраста, обучать их, воспитывать социально развитыми личностями используя правильные механизмы. А родители? Вот задача, которая стоит, прежде всего, перед дошкольными образовательными учреждениями. Родители должны воспитываться и обучаться вместе со своими детьми, тем более, что как уже говорилось в статье, такая система работает и дает положительные результаты. Обратимся к определению: «Социальное воспитание — это относительно направляемый обществом и (или) государством процесс влияния на людей, а также целесообразная система общественной помощи, необходимая подрастающему поколению в период его включения в социальную жизнь. Воспитание следует понимать как целенаправленную подготовку молодого поколения к жизни в существующем обществе (а также в том, которое еще предстоит создать), осуществляемую посредством специально создаваемых государственных и общественных структур, контролируемых и корректируемых как со стороны государства, так и общества.
Один из вариантов решить такие вопросы — через сотрудничество с социальными институтами — библиотеки, музеи, театры, концертные залы, филармонии и т. д. Причем, сотрудничество должно быть долговременным, взаимовыгодным, плодотворным. Дошкольникам с раннего возраста предлагается увидеть мир гораздо шире чем дом -детский сад — дом.
Тематические занятия, занятия — экскурсии, продуктивные виды деятельности, сюжетно — ролевые игры, дидактические игры; посещение выставок, концертов. Совместные спектакли, концерты, ярмарки, выставки, участие в конкурсах. Интегрированные занятия, занятия — экскурсии, тематические занятия, участие и посещение выставок, концертов. Все это проводится не в замкнутом пространстве, а в социуме. Приобретение, формирование необходимых компонентов эстетической развивающей среды, использование нетрадиционных форм работы в проведении занятий, досуговой, творческой деятельности и т. д. Все это дает нашим детям возможность и право делать выбор, рассмотреть всевозможные стороны дальнейшей, пусть даже призрачной деятельности и будущих пристрастий. Рискну предложить примерный перечень предполагаемых результатов: создание культурно — педагогической системы взаимодействия ДОУ с учреждениями культуры микрорайона; эстетическая развивающая среда, способствующая гармоничному развитию участников образовательного процесса; коллектив единомышленников, грамотно реализующий современные подходы в художественно — эстетическом воспитании детей; вхождение ребенка в социокультурное пространство города, обеспечивающие его всестороннее развитие и дальнейшее успешное обучения в школе; повышение художественно — эстетической культуры участников образовательного процесса. Как известно, родители являются участниками образовательного процесса, поэтому без их участия редко обходится какое-либо мероприятие.
И последнее. Воспитание как социальная проблема может решаться лишь при условии мобилизации обществом максимальных личностных ресурсов для воспитательной деятельности. Академик Капица в 1972 г. писал: «Я сделал за «Комсомольской правдой» маленький подсчет: если бы 100 млн. взрослых тратили на 40 млн. школьников 5 % рабочего времени, то на класс из 40 школьников приходилось бы 200 часов педагогической работы взрослых в неделю. Не кажется ли вам, что пропаганду этой идеи о том, что общество должно тратить на школьников значительно больше интеллигентного и творчески индивидуализированного труда, следует настойчиво вести, особенно среди начальствующих лиц?». Абсолютно согласна, но, зачастую, бросаться на помощь школьникам бывает поздно, а вот помогать детям с дошкольного возраста необходимо, и чем раньше, тем лучше.
Литература:
- Бим-Бад Б. М. Образование в контексте социализации / Б. М. Бим-Бад, А. В. Петровский // Педагогика. 1995. — № 1. — С. 5.
- Бобрышов С. В. К вопросу о построении системы гражданского образования и воспитания / С. В. Бобрышов // Философия образования. № 3 (20). — 2007. — С. 202–209.
- Мудрик А. В. Воспитание в системе образования: воспитание и социализация / А. В. Мудрик; под. ред. И. А. Зимней // Стратегия воспитания в образовательной системе России: проблемы и перспективы. — М.: Издательский сервис, 2005. – С. 13–22.
- Чепурных Е. Е. Информация об организации работы с родительской общественностью по проблемам воспитания детей и молодежи в регионах Российской Федерации: Инструктивное письмо Министерства образования Российской Федерации № 28–51–565/16 от 18.07.2003.