Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Цифровое продвижение репетитора через личный бренд: актуальность, возможности и противоречия

Научный руководитель
Маркетинг, реклама и PR
29.11.2025
Поделиться
Аннотация
В условиях цифровизации образования личный бренд становится важным инструментом профессионального продвижения репетитора. Актуальность темы обусловлена ростом конкуренции на рынке частного обучения и потребностью роста доверия со стороны учеников и родителей. Целью исследования является идентификация личного бренда репетитора и возможностей его использования для цифрового продвижения. В ходе исследования применены методы аналитического обзора литературы, сравнительного анализа и синтеза концепций персонального брендинга в сфере образования. Было выявлено, что личный бренд репетитора представляет собой целостный образ специалиста, сформированный в цифровом пространстве на основе его уникальных компетенций, ценностей и стиля коммуникации. Развитие такого бренда открывает возможности для повышения конкурентоспособности педагога, укрепления доверия аудитории и расширения профессиональной деятельности в онлайн-среде. Полученные результаты могут послужить основой для разработки стратегии продвижения репетиторских услуг.
Библиографическое описание
Федосеева, Ж. А. Цифровое продвижение репетитора через личный бренд: актуальность, возможности и противоречия / Ж. А. Федосеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 48 (599). — С. 123-126. — URL: https://moluch.ru/archive/599/130750.


Введение

В современную эпоху динамичной цифровой экономики личный брендинг превратился в значимый фактор развития карьеры во многих сферах. Не является исключением и область дополнительного образования. Репетиторы все чаще рассматривают персональный бренд как средство выделиться на фоне конкурентов и завоевать доверие целевой аудитории. Это обусловлено рядом причин. Во-первых, наблюдается уверенный рост рынка репетиторских услуг, сопровождающийся усилением конкуренции. По данным аналитиков, в 2024 году спрос на частное репетиторство вырос на 18 % [1]. Кроме того, пандемия COVID-19 стимулировала переход к онлайн-обучению, что повысило спрос на персонализированные услуги репетиторов в цифровой среде. За 2024 год суммарная выручка 100 крупнейших компаний, занимающихся онлайн-образованием, составила 144,5 млрд рублей, что на 19 % выше уровня 2023 года [2]. Во-вторых, в условиях инновационной экономики, основанной на знаниях, возрастает значимость педагогов с уникальными компетенциями. Все чаще речь заходит о личных брендах в образовании, особенно на постсоветском пространстве, где профессия педагога пережила снижение престижа в последние десятилетия [3]. Индивидуальный имидж и репутация преподавателя становятся важным условием привлечения учеников и повышения доверия к качеству обучения.

Концепция личного бренда изначально возникла в сфере маркетинга. Термин «personal branding» был введен Т. Питерсом в 1997 году и подразумевал продвижение самого себя и своих достижений как бренда путем трансляции личных ценностей и уникального опыта целевой аудитории [4]. В общем виде личный бренд можно понимать как совокупность характеристик, отличающих данного человека от других и создающих для него и окружения определенную ценность. Изначально идея персонального брендинга была призвана помочь специалистам управлять карьерой в условиях снижения роли пожизненного найма и возложения ответственности за профессиональный рост на самого индивида [5]. С развитием социальных сетей возникли технические возможности для самостоятельного создания и продвижения личного бренда каждым профессионалом в онлайн-среде. Популярность социальных сетей как инструмента самопрезентации стремительно растет [6], что делает их удобной площадкой для позиционирования частного преподавателя. Соответственно, сегодня карьера репетитора все больше воспринимается как личный бренд, требующий управления в виртуальную эпоху.

Примечательно, что в системе образования концепция личного бренда получила распространение сравнительно недавно. В российской научной литературе тема «личный бренд репетитора» стала привлекать внимание в последние годы, но содержит в себе небольшое количество работ. При этом ряд эмпирических данных свидетельствует о возрастающем понимании важности персонального бренда среди участников образовательного процесса. Таким образом, наблюдается объективная потребность в исследовании личного бренда репетитора как фактора цифрового продвижения.

Цель исследования — идентификация личного бренда репетитора, выявление возможностей, которые дает его развитие для профессионального роста в цифровой среде, а также выявление противоречий и ограничений, сопряженных с персональным брендингом педагога.

Методы исследования

В исследовании применены методы теоретического анализа научной литературы по персональному брендингу, цифровому маркетингу и педагогической коммуникации; сравнительного анализа подходов к позиционированию специалиста в цифровой среде; синтеза концептуальных элементов личного бренда; а также логико-структурного выделения противоречий и ограничений, характерных для цифрового продвижения репетитора. Такой методический набор позволяет выявить содержательные компоненты феномена и описать их влияние на профессиональную деятельность репетитора в онлайн-среде.

Результаты исследования

Личный бренд репетитора представляет собой устойчивый образ педагога в цифровой среде, основанный на сочетании его профессиональных компетенций, ценностей, уникальности и стиля коммуникации. Он формируется через транслирование квалификации, педагогической философии, личной истории и визуально-коммуникационных элементов присутствия в сети, таких как оформление профиля, стиль речи, подача материалов и характер взаимодействия с аудиторией. Исследования подтверждают, что персональный бренд является формой проявления профессиональной идентичности педагога и средством повышения доверия со стороны учеников и родителей. Именно доверие становится ключевым фактором выбора репетитора в условиях онлайн-образования [7].

Рост конкуренции и расширение рынка онлайн-образования делают личный бренд эффективным механизмом выделения специалиста среди аналогичных предложений. Данные показывают, что сегодня большинство родителей изучают присутствие педагога в сети перед выбором специалиста, а социальные сети стали одним из инструментов, по которым оценивается компетентность учителя [8]. Персональный бренд позволяет репетитору повысить стоимость услуг, расширить охват аудитории, выйти на новые форматы работы, такие как, онлайн-курсы, вебинары, образовательные проекты, и обеспечить устойчивый приток учеников. Кроме того, работа над персональным брендом стимулирует развитие профессиональных навыков, улучшение методической базы и укрепление уверенности педагога.

Учитывая роль личного бренда, важным этапом анализа является определение того, из каких именно компонентов складывается цифровое продвижение репетитора. Цифровое продвижение через личный бренд включает несколько структурных элементов:

— позиционирование — выбор роли: строгий эксперт, мотиватор, наставник; определение отличительных признаков;

— контент — образовательные публикации, рекомендации, объяснения, демонстрация методики, ответы на вопросы;

— коммуникация — постоянное взаимодействие с аудиторией, открытость, обратная связь, живой тон общения;

— визуальная идентичность — оформление профилей, единый стиль фото и материалов;

— социальные сигналы — отзывы, публикации достижений, портфолио, элементы доверительности;

— присутствие в онлайн-каналах — соцсети, платформы, мессенджеры, видеоконтент.

Именно сочетание этих элементов создаёт узнаваемость педагога и укрепляет веру родителей в эффективность его работы.

Несмотря на существующие преимущества личного бренда, был выявлен ряд ограничений и противоречий, мешающих в продвижении и создании личного бренда репетитора. Основные выявленные противоречия представлены в таблице 1.

Таблица 1

Ограничения и противоречия при продвижении

Сфера

Суть противоречия

Как проявляется на практике

Последствия

Правовые ограничения

Родителям нужны доказательства эффективности, но закон ограничивает показ работ и данных учеников в соответствии с законом о персональных данных.

Репетитор не может свободно публиковать фото, переписки, результаты, истории успеха

Недостаток социальных доказательств, сложнее формировать доверие через контент

Целевая аудитория

Конечным потребителем является ребенок, однако, он не может самостоятельно принимать решения и оплачивать занятия

Родитель смотрит на серьёзность и результаты, ученик — на подачу и комфорт

Сложно выстроить коммуникацию и контент, одинаково убедительный для обеих сторон

Ресурсы и нагрузка

Бренд требует времени, энергии и навыков SMM, помимо основного преподавания

Нужно регулярно вести соцсети, снимать видео, отвечать на сообщения

Риск выгорания, нехватка времени на другие сферы жизни и работы

Этика и публичность

Популярность в цифровой среде часто обеспечивают провокационные форматы и использование ненормативной лексики, недопустимые для педагога с профессионально-этической точки зрения

Репетитор не может воспроизводить подобные стили коммуникации без ущерба для профессионального статуса

Возникает внутренний конфликт между стремлением к высокой видимости и соблюдением педагогической этики,

Баланс каналов

Цифровое продвижение дает масштаб, но сарафанное радио остается главным источником учеников

Часть репетиторов вкладывается в соцсети, но основной поток остаётся через рекомендации

Возникает ощущение, что усилия в онлайне не окупаются, снижается мотивация развивать бренд

Эти противоречия формируют необходимость аккуратного и осознанного продвижения, адаптированного к особенностям педагогической профессии.

Таким образом, продвижение репетитора через личный бренд в цифровой среде определяется сочетанием профессиональной идентичности и цифровых инструментов, но требует учета специфических ограничений и противоречий, влияющих на доверие и эффективность коммуникации.

Заключение

Проведенный теоретический анализ позволил раскрыть содержание и возможности личного бренда репетитора, а также обозначить ключевые проблемы, возникающие в процессе цифрового продвижения. Личный бренд является важным ресурсом профессионального развития педагога, однако требует аккуратного подхода, соответствия этическим нормам и осознания ограничений, связанных с публичностью и спецификой образовательной деятельности. Представленные результаты могут служить ориентиром для начинающих репетиторов и основой дальнейших исследований в области цифрового продвижения специалистов образования.

Литература:

  1. Спрос на репетиторов за год вырос в России на 20 %. — Текст: электронный // Коммерсантъ: [сайт]. — URL: https://www.kommersant.ru/doc/6918783 (дата обращения: 20.11.2025).
  2. EdTech-рынок вырос в 2024 году на 19 %. — Текст: электронный // EdTechs: [сайт]. — URL: https://edtechs.ru/analitika-i-intervyu/edtech-rynok-vyros-v-2024-godu-na-19/ (дата обращения: 20.11.2025).
  3. Персональный бренд преподавателей вузов в цифровом пространстве. — Текст: электронный // CyberLeninka: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/personalnyy-brend-prepodavateley-vuzov-v-tsifrovom-prostranstve (дата обращения: 20.11.2025).
  4. Личный бренд: как создать и продвигать собственное имя. — Текст: электронный // Yagla: [сайт]. — URL: https://yagla.ru/blog/marketing/lichnyy-brend-kak-sozdat-i-prodvigat-sobstvennoe-imya–2109m94955/ (дата обращения: 22.11.2025).
  5. Personal branding: interdisciplinary systematic review and research agenda. — Текст: электронный // Frontiers in Psychology: [сайт]. — URL: https://www.frontiersin.org/journals/psychology/articles/10.3389/fpsyg.2018.02238/full (дата обращения: 22.11.2025).
  6. Продвижение личного бренда в социальных сетях. — Текст: электронный // CyberLeninka: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prodvizhenie-lichnogo-brenda-v-sotsialnyh-setyah (дата обращения: 23.11.2025).
  7. Личный бренд преподавателя. — Текст: электронный // Repit.online: [сайт]. — URL: https://repit.online/blog/post/lichnyj-brend-prepodavatelya.html (дата обращения: 23.11.2025).
  8. Исследование: сравни, как ученики и их родители выбирают онлайн-курсы и репетиторов. — Текст: электронный // VC.ru: [сайт]. — URL: https://vc.ru/education/1110792-issledovanie-sravni-kak-ucheniki-i-ih-roditeli-vybirayut-onlain-kursy-i-repetitorov (дата обращения: 24.11.2025).
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №48 (599) ноябрь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 123-126):
Часть 2 (стр. 65-137)
Расположение в файле:
стр. 65стр. 123-126стр. 137

Молодой учёный