Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

«Блокнот безопасности» как эффективный инструмент обучения дошкольников правилам поведения в условиях современных угроз

Педагогика
01.12.2025
2
Поделиться
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению инновационного инструмента обучения дошкольников правилам безопасного поведения в условиях современных рисков и угроз — «Блокнот безопасности». Данный ресурс разработан специалистами Белгородского института развития образования и предназначен для детей старшего дошкольного возраста (5–7 лет), педагогов и родителей. Основной упор в пособии сделан на формирование осознанного и ответственного отношения к вопросам безопасности среди дошкольников посредством интеграции образовательных областей, таких как познавательное, речевое, социально-коммуникативное и художественно-эстетическое развитие.
Библиографическое описание
Парфенова, С. В. «Блокнот безопасности» как эффективный инструмент обучения дошкольников правилам поведения в условиях современных угроз / С. В. Парфенова, Ю. В. Савельева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 48 (599). — С. 509-511. — URL: https://moluch.ru/archive/599/130604.


Мы с вами живем во времена сильнейших экономических, политических и географических изменений нашей страны. В неспокойные периоды важно заблаговременно подготовиться ко всевозможным сценариям развития событий. Наше нынешнее время характеризуется особой ситуацией, когда многим дошкольным учреждениям приходится сталкиваться с новыми вызовами и трудностями. Особенно остро данная ситуация коснулась приграничных городов и районов, одним из которых является наш город.

Категория «безопасность» стала неотъемлемой частью повседневной жизни каждого человека в городе Белгород. Мы регулярно сталкиваемся с различными оповещениями «тревоги или угрозы», реальными взрывами и обстрелами. Дети дошкольного возраста являются более уязвимыми во время чрезвычайной ситуации военного характера. Во-первых, они обладают меньшей способностью оценивать степень опасности и реагировать соответствующим образом. Их ограниченный опыт и недостаточное знание правил безопасности затрудняют принятие правильных решений в экстренных ситуациях. Во-вторых, стресс и страх, вызванные такими обстоятельствами, негативно влияют на эмоциональное состояние ребенка, вызывая повышенную тревожность и неуверенность. Кроме того, отсутствие развитых навыков самоконтроля и саморегуляции усугубляет проблему, делая их поведение непредсказуемым и опасным. Наконец, отсутствие навыков быстрого реагирования и выживания значительно увеличивает вероятность травм и гибели маленьких детей. Необходимо обратить внимание на тот факт, что от детей дошкольного возраста бессмысленно ожидать самостоятельного принятия правильных решений в опасных или могущих стать опасными ситуациях, поскольку в силу возраста дошкольники еще не умеют делать правильных выводов из различных ситуаций либо прогнозировать их развитие. [1] В нашем детском саду № 47 города Белгород, уделяется особое внимание вопросу безопасного проживания детьми всех этапов развития.

Безопасность ребенка в дошкольном учреждении является абсолютным приоритетом для каждого педагога или сотрудника. Именно поэтому разрабатывается комплекс мероприятий по формированию основ безопасной жизнедеятельности дошкольников. Данные мероприятия направлены на решение одной из главных задач: обучение воспитанников необходимым навыкам, для выбора правильной стратегии безопасного поведения в условиях чрезвычайной ситуации, такой как: ракетный обстрел или обнаружение опасных и взрывоопасных предметов.

Именно поэтому в своей статье мы хотим уделить особое внимание одному их эффективнейших и новейших разработок по основам безопасности жизнедеятельности дошкольников — «Блокноту безопасности». Данное пособие разработано специалистами Белгородского института развития образования и предназначено для детей старшего дошкольного возраста (5–7 лет), педагогов и родителей. Содержание пособия структурировано в три блока: «Осторожно, опасность!», «Осторожно, обстрел!» и «Осторожно, мины!». Основной упор в нем сделан на формирование осознанного и ответственного отношения к вопросам безопасности среди дошкольников посредством интеграции образовательных областей, таких как познавательное, речевое, социально-коммуникативное и художественно-эстетическое развитие. Авторы подчеркивают необходимость активного участия взрослых в разъяснении материала, обсуждений и совместных действиях с детьми, обеспечивая эффективность учебного процесса. «Блокнот безопасности» представлен как важный компонент комплексного подхода к воспитанию навыков безопасности у подрастающего поколения.

Нашим воспитанникам очень нравится заниматься в данных блокнотах, они с нетерпением ждут очередного занятия. Расположение игровых упражнений и учебных ситуаций, представленных в «Блокноте безопасности», определяется исходя из суточной образовательной нагрузки, возрастных характеристик и индивидуальных качеств детей. Мы стараемся сохранять баланс между игрой, рисованием и другими видами познавательной деятельности дошкольников. Процесс освоения материала с помощью данных пособий происходит легко и эффективно. К примеру, в блоке «ОСТОРОЖНО, ОБСТРЕЛ» представлены такие задания, которые тренируют у детей способность ориентироваться в экстренной ситуации, слушать взрослых и делать простейшие умозаключения. [2] В этом блоке детям очень нравится игра «Рюкзачок безопасности», где необходимо обводить в блокнотах предметы первой необходимости, а потом мы в процессе игровой деятельности отрабатываем этот навык на настоящих предметах.

Все игры и задания данного пособия очень эффективны и правильно подобраны. Однозначно, данное пособие необходимо внедрять во все дошкольные учреждения нашей страны. С помощью него малыши могут легко научиться основам поведения при экстренных ситуациях.

Литература:

  1. Глазунова Н. А., Серых Л. В., Махова Г. А., Яковлева Н. В., Мережко Е. А., Сечина Л. И. Блокнот безопасности дошкольника: рабочая тетрадь для детей старшего дошкольного возраста (5–7 лет) / БелИРО. — Белгород, 2022. — 19 с. [2]
  2. Алекинова, О. В. Безопасность дошкольников в игровых технологиях. 5–7 лет. ФГОС ДО / О. В. Алекинова, Н. Г. Лапина. —: Учитель, 2020. — 215c.
  3. Евдокимова Е. С. Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ. Управление ДОУ, 2020, № 6.
  4. Сапронова Е. А. Знакомство детей дошкольного возраста с основами безопасного поведению в быту / Е. А. Сапронова. // Молодой ученый. — 2023. — № 40 (487). — С. 61–63. [1]
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №48 (599) ноябрь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 509-511):
Часть 8 (стр. 501-571)
Расположение в файле:
стр. 501стр. 509-511стр. 571
Похожие статьи
Формирование основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста
Формирование правил безопасного поведения у дошкольников
Формирование знаний основ пожарной безопасности у детей дошкольного возраста
Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста
Методы и приемы формирования навыков безопасного поведения у дошкольников
Система работы по формированию у дошкольников основ безопасного поведения (из опыта работы МАДОУ ЦРР № 7 г. Курганинска Краснодарского края)
Метод проектов как средство формирования основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста
Формирование основ собственной безопасности у детей старшего дошкольного возраста по ФГОС
Важность формирования знаний и навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста
Основы безопасности жизнедеятельности в ДОУ

Молодой учёный