В современном мире всю большую актуальность обретают вопросы, связанные с порядком обеспечения прав и гарантий личности. Особое внимание в указанной тематике уделяется обвиняемым, так как именно в данном сегменте закладывается основа справедливого правосудия. Несомненным фактом является то обстоятельство, что в момент задержания человек сталкивается с сильным эмоциональным потрясением, оказывающим негативное влияние на общее состояние организма. Именно поэтому важно, чтобы процессуальные меры принимались с учётом существующих правил и стандартов.
По своему содержанию правовые гарантии имеют многофакторный характер, основанный на «гарантированности», при этом указанный понятийный аппарат в своём содержании обращает внимание на двусторонний характер проявления. Указанное в свою очередь означает, что защита прав и гарантий ложиться не только на лицо, обладающее ими, но и на лиц, обязанных обеспечить их реализацию. C. И. Викторский писал: «Ввиду того, что подследственный арест является только необходимой мерой пресечения, а не карательной, он не должен быть режимом, похожим на существующий в местах отбывания наказаний». «Никакие методы исправления или перевоспитания не должны применяться к лицам, ещё не осуждённым за какое-либо преступление», — гласит ст. 95 Минимальных стандартных правил обращения с заключёнными».
Ограничение привычных прав на: неприкосновенность личности, тайну переписки и телефонных переговоров, свободы передвижения, и другие ограничения носят вынужденный характер, при этом государство обязано создать правовую среду, способную реализовать права и гарантии обвиняемого в период содержания под стражей. В качестве примера укажем право обвиняемого на творческую, научную деятельность, право не работать и т. п.
Первостепенно права и обязанности подозреваемых и обвиняемых закреплены в статье 17 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Так подозреваемые и обвиняемые имеют право:
- получать информацию о своих правах и обязанностях, режиме содержания под стражей, дисциплинарных требованиях, порядке подачи предложений, заявлений и жалоб;
- на личную безопасность в местах содержания под стражей;
- обращаться с просьбой о личном приёме к начальнику места содержания под стражей и лицам, контролирующим деятельность места содержания под стражей, во время нахождения указанных лиц на его территории;
- на свидания с защитником;
- на свидания с родственниками и иными лицами, перечисленными в статье 18 настоящего Федерального закона;
- хранить при себе документы и записи, относящиеся к уголовному делу либо касающиеся вопросов реализации своих прав и законных интересов, за исключением тех документов и записей, которые могут быть использованы в противоправных целях или которые содержат сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну;
- обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами, в том числе в суд, по вопросу о законности и обоснованности их содержания под стражей и нарушения их законных прав и интересов;
- вести переписку и пользоваться письменными принадлежностями и иные права, закреплённые в вышеуказанном НПА.
Несмотря на исчерпывающий перечень правовых сегментов в актуальный период времени остаются актуальные проблемы, требующие скорейшего решения. В указанном контексте целесообразно отметить многочисленные жалобы, поступающие на решения о заключении под сражу, при этом сложившаяся практика свидетельствует о фактическом наличии нарушений, допускаемых со стороны дознавателей, следователей, судей.
Отметим, что основная проблематика вопроса сводится к правовым недоработкам, а именно — наличие неточностей в области обозначения критерий, подтверждающих целесообразность применения меры пресечения в виде заключения под стражу.
Для детального понимания рассматриваемого вопроса рассмотрим правовые сегменты, реализующиеся при исполнении меры пресечения в виде заключения под стражу.
Так, с целью предотвращения негативного влияния заключённых друг на друга, законодатель предусмотрел раздельное содержание соучастников, а также раздельное содержание отдельных категорий лиц друг от друга: мужчин и женщин; лиц, впервые привлекаемых к уголовной ответственности, и ранее содержавшихся в местах лишения свободы; подозреваемых и обвиняемых по одному делу. [1, с. 26]
Право на телесную неприкосновенность. Ограничение основополагающего права обусловлено прямой необходимостью. Законодатель сформировал чёткий протокол действий: так допустимо применение наручников, а также смирительной рубашки, при чем второй сегмент реализовывается только при наличии реальной угрозы жизни и здоровья обвиняемого, сотрудников учреждения. При этом допускается применение смирительной рубашки при наличии медицинского работника, подтвердившего необходимость и безопасность ношения обвиняемым указанной одежды. Предусмотрен срок ношения — не более 2 х часов, при пролонгации такого поведения срок может быть продлён на 2 часа, о чём составляется соответствующий акт. Не менее значимым аспектом в данном контексте относиться к порядку применения оружия в отношении обвиняемого. Допускается применения оружия в случае побега, нападения обвиняемого, когда иные меры воздействия не могут быть реализованы. При этом бремя доказывания законности и целесообразности применения оружия ложится на администрацию учреждения.
Дознаватель, следователь, прокурор и суд обязаны принять меры к охране интересов обвиняемого (подозреваемого) и уведомить его о принятых мерах:
- при наличии у лица, заключенного под стражу, несовершеннолетних детей, остающихся без надзора, — передать их на попечение родственников либо других лиц или учреждений. Об этом выносится постановление (определение), которое направляется для исполнения местным органам опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних;
- при наличии у заключенного под стражу имущества или жилища, остающегося без присмотра, — принять меры к их охране. Имущество передается под расписку родственникам, органам местного самоуправления или жилищным службам местных органов исполнительной власти. Жилище опечатывается, а ценные вещи сдаются на хранение. [2, с. 382]
Не менее важной отраслью является заключение под стражу несовершеннолетних лиц. Несовершеннолетние граждане содержаться отдельно от взрослых. Особое внимание уделяется уходу, включающему в себя социальную, психологическую, медицинскую помощь.
Что касается надзора за исполнением установленных законом прав и гарантий в отношении обвиняемых, то указанный сегмент относится к бремени прокуратуры РФ. Прокурорский надзор в свою очередь нацелен на своевременное выявление, пресечение и предупреждение нарушений законности и режима содержания, прав и законных интересов подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых избрано заключение под стражу, проверяя соответствие постановления следователя требованиям УПК РФ, установленным в ходе расследования обстоятельствам.
Литература:
- Емельянова А. А. Гарантии прав и законных интересов несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых при применении задержания и заключения под стражу //Криминологический журнал. — 2018. — №. 2. — С. 28–31.
- Караева А. А. О некоторых вопросах соблюдения прав личности при избрании меры пресечения в виде заключения под стражу //Право и государство: теория и практика. — 2023. — №. 7 (223). — С. 381–384.

