В данной статье раскрывается нормативно-правовое закрепление содержания под стражей, а также актуальные проблемы регулирования содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Ключевые слова: заключение под стражу, правовой статус подозреваемых и обвиняемых, режим в местах содержания под стражей.
Значение применения заключения под стражу определяется наиболее эффективной мерой пресечения с точки зрения возможности достижения ее целей. Именно поэтому основной задачей правового регулирования содержания под стражей будет являться установление правового статуса подозреваемых и обвиняемых, подсудимых и осужденных, т. е. объема их прав и обязанностей, законных интересов, создание необходимых гарантий и их реализации.
Основным правовым актом, регламентирующим порядок исполнения меры пресечения в виде заключения под стражу является Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», который регламентирует порядок и условия содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; категории лиц, в отношении которых устанавливаются соответствующие условия и порядок; обеспечение гарантий прав и законных интересов лиц, содержащихся в следственных изоляторах и изоляторах временного содержания.
Содержание под стражей подозреваемых и обвиняемых представляет собой социально значимую сферу деятельности государства. Поэтому она должна подчиняться основополагающим идеям, или принципам. В ст. 4 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей обвиняемых и подозреваемых» устанавливается, что содержание под стражей Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15.07.1995 N 103-ФЗ, осуществляется в соответствии с принципами законности, равенства всех граждан перед зaконом, гуманизма, уважения человеческого достоинства в соответствии с Конституцией, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации. Оно не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлении.
Данный Федеральный закон показывает свою эффективность на практике, поскольку, будучи направленный на достижение задач уголовного правосудия он одновременно закрепляет прогрессивные идеи обеспечения прав человека при реализации государственного принуждения, каким является содержание под стражей обвиняемых и подозреваемых. Так же он определяет изоляцию от общества подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, подсудимых и осужденных, в отношении которых обвинительный приговор не вступил в законную силу; надзор за ними; правоограничения; правила внутреннего распорядка; раздельное содержание различных категорий лиц, меры профилактического воздействия, применяемые к ним.
Следует иметь также в виду, что следственные изоляторы выполняют функции исправительного учреждения в отношении лиц, оставленных в этих учреждениях для хозяйственного обслуживания в соответствии со ст. 77 УИК РФ.
Большую часть в Федеральном законе № 103-ФЗ затрагиваются вопросы режима содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Хочется отметить, что как такого понятия «режима содержания под стражей» не закреплено. Сравнивая режим в ИУ, то прежде всего режим выступает как средство исправления осужденных. Говоря о режиме в местах содержания под стражей оно уже не может выступать в качестве средства исправления т. к. правовой статус подозреваемого и обвиняемого является до решения суда невиновным и здесь понятие режим содержания под стражей уже будет выступать как средство недопущения возможности подозреваемому или обвиняемому скрыться от органов дознания, предварительного следствия или суда; продолжить заниматься преступной деятельностью; угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу.
Тем самым хочется отметить, что отсутствие определения как «режим содержания под стражей» не дает нам точно понять на, что именно он направлен и зачем он нужен в местах содержания под стражей.
Федеральный закон № 103-ФЗ до сих пор остается не урегулированным нормативно-правовым актом т. к. есть некоторые вопросы касающиеся порядка предоставления подозреваемым и обвиняемым телефонных переговоров.
Из всего сказанного, стоит отметить, что создание и закрепление отдельной главы, которая бы посвящалась «режиму содержания под стражей» имеет место быть. Тем самым она бы четко определяла для чего нужен режим в местах содержания под стражей и позволила бы избегать недопонимания самого понятия режим в местах содержания под стражей.
Литература:
- Буторин Д.Е Правовое регулирование режима содержания под стражей лиц в следственных изоляторах// Журнал Право и управление.2023. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoe-regulirovanie-rezhima-soderzhaniya-pod-strazhey-lits-v-sledstvennyh-izolyatorah
- Караваев И.В Актуальные вопросы правового регулирования режима в следственных изоляторах// Ведомости уголовно-исполнительной системы.2015.URL:https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-voprosy-pravovogo-regulirovaniya-rezhima-v-sledstvennyh-izolyatorah/viewer
- Караваев И. В., Назарова Е. В. Новые нормы Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» // Аграрное и земельное право. — 2023. — № 11 (227). — С. 282–287.
- Судницын А. Б., Воронов Д. А. Законность и обоснованность избрания и применения меры пресечения в виде заключения под стражу // Уголовный процесс. 2020. № 26. С. 12–15.
- Печегин, Д. А. П31 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: комментарий к новейшей действующей редакции / Д. А. Печегин. — Москва: Эксмо, 2023. — 480 с.