Лицензионный контроль является важной частью правоохранительной деятельности, направленной на обеспечение соблюдения лицензионных требований и условий. Он включает в себя плановые и внеплановые проверки, а также возможность применения мер государственного принуждения для предотвращения и пресечения нарушений. Лицензионный контроль помогает обеспечить безопасность личности, общества и государства, а также минимизировать последствия правонарушений.
Лицензия на управление многоквартирными домами (далее — МКД) выдается не всем субъектам, желающим осуществлять такую деятельность. Деятельность по управлению без лицензирования могут осуществлять кооперативы и товарищества собственников жилья. Такой подход определяется тем, что законодатель не может обязать собственников управлять своим имуществом и ставить им ограничения для осуществления своего права. Лицензия необходима остальным юридическим лицам, в обязанности которых входит управление жилыми зданиями.
А чтобы не допустить осуществления деятельности по управлению домами этими организациями без лицензии, законодатель ввел определенные санкции. Лицензия не имеет срока действия и действительна только на территории того субъекта РФ, который ее выдал. Лицензирование деятельности по управлению МКД естественным образом является сферой лицензионного контроля.
Лицензионный контроль — это административно-правовая процедура, которая направлена на предотвращение или выявление возможных правонарушений в сфере лицензирования, состоящей из нескольких этапов:
- получения контролирующими органами необходимой информации;
- правовая оценка конкретного деяния;
- принятия решения о применении принудительных мер к лицензиату [1, с. 118].
Главная цель контроля по лицензированию является проведение проверок полноты и достоверности данных о лицензиате или соискателе лицензии. Можно сказать, что лицензионный контроль — это по своей сути правоохранительная деятельность органов власти за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий. Проводить лицензионную проверку могут только лицензирующие органы и лишь в пределах их компетенции.
Основным законом, регулирующим процесс лицензирования, является Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» [7]. На основании п. 51 ч. 1 ст. 12 указанного закона предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами была включена в перечень видов деятельности, на которые необходима лицензия. В соответствии с пп. 20 ч. 5 ст. 19.2 Жилищного кодекса РФ региональный государственный лицензионный контроль за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами относится к видам государственного лицензионного контроля (надзора) [2]. Правовую основу лицензирования и лицензионного контроля управляющих организаций также составляет глава 10 ЖК РФ.
Обеспечение соблюдения лицензиатом лицензионных требований осуществляется посредством проведения профилактических мероприятий, плановых контрольных (надзорных) мероприятий, внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» [5].
Помимо вышеуказанных нормативных актов, правовой основой лицензионного контроля является Федеральный закон от 21.07.2014 № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», который содержит множество требований к деятельности управляющих компаний, а также условия к раскрытию информации, которую управляющая компания должна раскрывать в установленном законом порядке [6].
Хотелось бы обратить внимание на тот факт, что лицензирование предполагает не только деятельность по выдаче или переоформлении лицензий управляющих компаний, но и представляет собой прямой контроль со стороны государственного жилищного надзора за выполнением всех лицензионных требований. К органам исполнительной власти в сфере регулирования качества жилищно-коммунальных услуг в Тамбовской области относятся: Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тамбовской области, Министерство государственного жилищного, строительного и технического контроля (надзора) Тамбовской области, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тамбовской области.
Новый вид контроля значительно увеличил ответственность лицензиатов за неисполнение обязанностей по управлению, содержанию и ремонту жилищного фонда. С введением лицензирования повысились меры административной ответственности за нарушения в ходе управления и содержания МКД, так и за осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД с нарушением лицензионных требований. В Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях внесены соответствующие изменения: добавлена ст. 14.1.3, а также ч. 24 ст. 19.5 [3]. На наш взгляд, с учетом финансового масштаба данной предпринимательской деятельности, существующие меры юридической ответственности не достаточны. Законодателям следует подумать об их ужесточении.
Важным фактором для управляющих компаний является не только наличие лицензии на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами, но также очень важно в процессе управлением МКД не лишиться лицензии на управление. За нарушение лицензионных требований такую лицензию могут отобрать. Если в результате проверки обнаружатся нарушения лицензионных требований, действующего законодательства — в адрес нарушителя направляется предписание с требованием исправить выявленные нарушения. Срок исполнения выявленных нарушений могут быть разные (как правило, составляет 14 дней).
Закон предусматривает две крайние меры воздействия на недобросовестную управляющую компанию. Сперва по тем домам по которым были выявлены нарушения и вынесены предписания органом государственного надзора об их устранении, управляющая компания может лишиться права управлять указанными домами. Постановление судом административного нарушения за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставленных предписаний два и более раз в течение одного календарного года является основанием для исключения таких домов из реестра лицензии субъекта Российской Федерации (по решению органа государственного жилищного надзора).
Кроме того, законодательно предусмотрено полное аннулирование лицензии у управляющей компании в судебном порядке по заявлению органа государственного жилищного надзора. Следует обратить внимание что обращение в суд подает лицензионная комиссия управления государственного жилищного надзора.
Следовательно, лицензионный контроль как один из видов правоохранительной деятельности в жилищно-коммунальной сфере, позволяет выявлять и предотвращать нарушения управляющими компаниями нормативных требований, представляющий собой административно-правовой механизм, направленный на выявление возможных составов правонарушений в сфере лицензирования и их пресечения, состоящий из стадии получения контролирующим органом запрашиваемой информации, стадии правовой оценки и стадии принятия решения о применении к лицензиату мер административного воздействия [4].
Можно сделать вывод, что при использовании лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами создаётся механизм, который не позволит осуществлять такое управление недобросовестным управляющим компаниям, тем самым повышая конкуренцию между ними. Эта система также позволяет повышать качество предоставляемых жителям многоквартирных домов услуг, относиться к управлению более ответственно и также учитывать мнение жителей, которым предоставляются данные услуги.
Литература:
- Беспалов Ю. Ф. Жилищные споры. Путеводитель по законодательству и судебной практике: научно-практическое пособие. — М.: Проспект, 2018.– С. 118.
- Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 04.11.2025) // Собрание законодательства РФ. — 2005. — № 1 (часть 1). — Ст. 14.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 27.10.2025) // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № I (ч. 1). — Ст. 1.
- Логинов Д. А. Договорные отношения в сфере ресурсоснабжения и оказания коммунальных услуг // Корпоративный юрист. — 2018. — № 12. — С. 12.
- О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации: Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ (ред. от 24.06.2025) // Собрание законодательства РФ. — 2020. — № 31 (часть I). — Ст. 5007.
- О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства: Федеральный закон от 21.07.2014 № 209-ФЗ (ред. от 30.04.2025) // Собрание законодательства РФ. — 2014. — № 30 (Часть I). — Ст. 4210.
- О лицензировании отдельных видов деятельности: Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ (ред. от 23.05.2025) // Собрание законодательства РФ. — 2011. — № 19. — Ст. 2716.

