Жилищно-коммунальное хозяйство (далее — ЖКХ) есть комплекс объектов инженерной инфраструктуры, зданий и сооружений различного значения, а также система предприятий и учреждений, обеспечивающий гарантированный уровень жилищно-коммунальных услуг [7, с. 13]. Данная сфера общественных отношений представляет особую важность для государства, так как необходимость в получении воды, тепла, электроэнергии и других видов коммунальных услуг есть не только у граждан, но и государственных и муниципальных органов и предприятий для осуществления своей деятельности.
При наступлении зимнего периода в нашей стране происходит полная активизация такого направления ЖКХ, как теплоснабжение, то есть обеспечение потребителей тепловой энергии тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности [3]. Для нормальной жизнедеятельности организма температура окружающей среды составляет от 18 до 24 градусов по Цельсию, ниже данных показателей для человеческого организма будет либо некомфортна, либо непригодна для полноценной жизни [6]. Так, например, по измерениям Гидрометеорологического научно-исследовательский центра Российской Федерации средняя дневная температура в декабре в г. Саратов составляет -3.5 градусов по Цельсию. [11] Такой микроклимат непригоден для человека, поэтому полноценная и качественная работа системы теплоснабжения ложится в основу нормального существования человека в зимний сезон.
Таким образом, мы выяснили, что формирование нормальной температуры в жилище представляет собой важный фактор для жизни здоровья граждан. Однако стоит отметить, что теплоснабжение как часть жилищно-коммунальной сферы представляет собой довольно сложную систему не только с инженерной точки зрения, но со стороны регулирования законом. Именно поэтому, в данной сфере имеют место всевозможные нарушения, связанные как с неосмотрительностью хозяйствующих субъектов, так и с умышленным нарушением закона отдельными должностными лицами. В связи с этим возникает необходимость в грамотном и оперативном надзоре за субъектами ЖКХ.
Так, в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» [2] прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции. Прокуратура по своему назначению распространяет свой надзор за огромным количеством правоотношений, к которым как раз таки и относится сфера ЖКХ, включающая теплоснабжение.
Актуальность данной темы подтверждается повышенным вниманием со стороны государственных органов к вопросу качества, подготовленности и нормального функционирования теплоснабжения. Например, председатель Государственной думы Вячеслав Володин после принятия проекта закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (в части уточнения административной ответственности за нарушение законодательства о теплоснабжении) депутатами заявил: «Важно наводить порядок в этой сфере, добиваться устранения нарушений и привлекать виновных к ответственности. В домах, школах, детских садах, больницах должно быть тепло. Для этого ресурсоснабжающим организациям необходимо добросовестно и бесперебойно выполнять свои обязательства перед гражданами» [9]. Собственно, само подписание Президентом РФ Владимиром Путиным ФЗ № 389-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (в части уточнения административной ответственности за нарушение законодательства о теплоснабжении) [4], говорит о том, что вопрос теплоснабжения стоит на контроле на самом высшем уровне.
Для прокуратуры РФ введение положений об ужесточении ответственности в сфере теплоснабжения имеет важное значение, хотя и не будет относиться к их исключительной компетенции, поскольку в соответствии со ст. 28.4 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее, КоАП РФ) [1] предусматривает возможность прокурора возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена в КоАП РФ. Стоит отметить, что данная мера направлена против «пассивности» контрольно-надзорных органов, которые в каком-либо случае не произвели должные действия по возбуждению дела об административном правонарушении.
Следует рассмотреть наиболее яркую превентивную меру прокурорского реагирования цель, которой направлена не на ликвидацию допущенного правонарушения, а на его устранение на этапе зарождения. Таким полномочием является право прокурора или его заместителя, в случае предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, направить в письменной форме должностному лицу предостережение о недопустимости нарушения закона. Детальная регламентация данного полномочия происходит в указании Генерального прокурора от 06.07.1999 № 39/7 «О применении предостережения о недопустимости нарушения закона» [5]. В соответствии с ним основанием для предостережения должностного лица могут быть только достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях, могущих привести к совершению правонарушения и причинению вреда государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и свободам граждан, не влекущих уголовную ответственность. Предостережение о недопустимости нарушения закона следует применять только к должностным лицам. Применению данной меры реагирования должна в обязательном порядке предшествовать проверка сведений о готовящихся противоправных деяниях конкретными должностными лицами с истребованием от них письменных объяснений. Предостережение должностному лицу объявлять под расписку непосредственно в прокуратуре. В целях обеспечения гласности и повышения профилактического воздействия предостережения оно может быть объявлено и по месту работы виновного лица, в том числе в процессе рассмотрения результатов проверки на собрании трудового коллектива либо при рассмотрении коллегиальным органом акта прокурорского реагирования.
Это полномочие прокурора применяется реже относительно других, однако имеет свойство массовости в каких-либо ситуациях, которые происходят из года в год (публикация ежегодной отчетности, наступление заморозков и т. д.), например, прокурорами городов и районов Саратовской области при надзоре за соблюдением законодательства, регламентирующего вопросы подготовки к отопительному сезону, на момент 10 октября 2025 было вынесено свыше 45 предостережений о недопустимости нарушений закона [8]. Редкость данной меры обуславливается тем, что они объявляются при наличии сведений о готовящихся правонарушениях, но в прокуратуру зачастую обращаются только в случаях, когда нарушение закона уже произошло.
Также профилактический характер можно усмотреть в такой мере прокурорского реагирования как представление, поскольку она направлена на устранение не только допущенных правонарушений, но и причин и условий им способствующих. То есть, в случае действительного устранения причин и условий происходит предупреждение возможных нарушений закона, которые могли бы произойти из-за них. Так, например Прокуратура Советского района г. Новосибирская внесла представление ресурсоснабжающей организации из-за аварийного отключения отопления более чем в 150 домах [10]. В такой ситуации на ресурсоснабжающую организацию была возложена обязанность в течение месяца со дня внесения представления принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Таким образом, была рассмотрена существенная роль органов прокуратуры в предупреждении нарушений закона в такой сфере жилищно-коммунального хозяйства, как теплоснабжение. Данная сфера правоотношений имеет первоочередное значение особенно в зимний период в нашей стране, поскольку отсутствие теплоснабжения нарушает право граждан на получение источника жизнеобеспечения. Вниманию были представлены одни из самых действенных и эффективных мер прокурорского реагирования, направленных на профилактику правонарушений в области предоставления услуг теплоснабжения. Меры профилактического характера в силу своего назначения позволяют устранить на этапе формирования возможные противоправные деяния, что ведет к снижению общего количества нарушений.
Литература:
- «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 04.11.2025) // Собрание законодательства РФ. — 2002, № 1 (ч. 1). — ст. 1.
- Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202–1 — ФЗ (ред. от 30.09.2024) «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 1995. № 47. — Ст. 4472.
- Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ (ред. от 26.02.2024) «О теплоснабжении» (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. — 2010. № 31. — Ст. 4159.
- Федеральный закон от 27.10.2025 N 389-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» // Собрание законодательства РФ. — 2025. № 44. — Ст. 6494.
- Указание Генпрокуратуры РФ «О применении предостережения о недопустимости нарушения закона» от 06.07.1999 № 39/7 (с изм. от 16.10.2000) // Сборник основных организационно-распорядительных документов Генпрокуратуры РФ том 1. — 2004.
- ГОСТ 30494–2011 Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://protect.gost.ru (дата обращения: 15.11.2025)
- Управление жилищно-коммунальным хoзяйством: учебник для вузов / под редакцией А. И. Кабалинского, П. И. Бурака, О. В. Паниной. — Москва: Издательство Юрайт, 2025. — 124 с. — (Высшее образование). — ISBN 978–5–534–18845–5. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/568956 (дата обращения: 15.11.2025).
- На личном контроле прокурора Саратовской области Сергея Филипенко находятся вопросы надлежащего вхождения региона в отопительный сезон. — Текст: электронный // Прокуратура Саратовской области: [сайт]. — URL: https://epp.genproc.gov.ru/ru/proc_64/mass-media/news/main/e6240536/ (дата обращения: 15.11.2025).
- Председатель ГД: закон, повышающий ответственность за подготовку к отопительному сезону, принят. — Текст: электронный // Государственная дума Федерального собрания Российской Федерации: [сайт]. — URL: http://duma.gov.ru/news/62301/ (дата обращения: 15.11.2025).
- Прокуратура внесла представление ресурсоснабжающей организации в связи с аварийным прекращением теплоснабжения более чем в 150 домах в Советском районе Новосибирска. — Текст: электронный // Прокуратура Новосибирской области: [сайт]. — URL: https://epp.genproc.gov.ru/ru/proc_54/mass-media/news/regional/e6348348/?ysclid=mi030h29cy668053133 (дата обращения: 15.11.2025).
- Среднемесячные климатические данные для г. Саратова. — Текст: электронный // Гидрометцентр России: [сайт]. — URL: https://meteoinfo.ru/?option=com_content&view=article&id=1729 (дата обращения: 15.11.2025).

