В статье автор анализирует определение понятие предостережения прокурора, исследует пробелы в правовой регламентации и предлагает пути решения.
Ключевые слова: предостережение, предупреждение правонарушений, правовой акт.
В современном мире прокуратура играет важную роль в борьбе за обеспечение законности, защиту прав и свобод человека и гражданина. В деятельности органов прокуратуры ведущей составляющей является прокурорский надзор, который осуществляется при помощи властных полномочий предусмотренных законодательством.
Под полномочиями следует понимать совокупность прав и обязанностей, которые предоставлены прокурорам для осуществления возложенных на них функций. В настоящее время в науке прокурорского надзора устоялось деление полномочий на следующие группы:
1) по выявлению нарушений законов, а также причин и условий им способствующих;
2) по устранению нарушений закона;
3) по предупреждению нарушений закона.
Приказы Генерального прокурора РФ обязывают прокуроров выявлять детерминанты правонарушений с последующим принятием адекватных мер по их ликвидации и недопущению впредь [1]. В настоящее время, существенное влияние на предупреждение нарушений закона оказывает предостережение прокурора, закрепленное в ст. 25.1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации.
Анализируя Закон о прокуратуре, можно сделать вывод о том, что легального определения понятия в нем не закреплено. В доктрине прокурорского надзора существует несколько точек зрения, определяющих понятие предостережения.
По мнению Н. Р. Корешниковой предостережение — надзорный акт прокурорского реагирования, который выносится в отношении должностных или иных лиц, пытающихся совершить единоличные противоправные деяния, не влекущие по своей общественной опасности административной или уголовной ответственности, но способные причинить вред гражданам либо государственным или общественным интересам [2].
С точки зрения Е. Р. Ергашева предостережение — надзорный официальный акт прокурорского реагирования, представляющий собой требование прокурора к соответствующему лицу, пытающемуся нарушить закон о недопустимости противоправных действий, и разъяснение ему последствий в случае совершения им таких действий [3].
Обобщая указанные определения, можно сделать вывод, что предостережение — одна из форм прокурорского реагирования, применяемая для предупреждения готовящихся противоправных деяний.
Отсутствие в действующем законодательстве определения понятия предостережение, влечет определенные последствия. К примеру, его отсутствие может вызвать в теории и на практике двойственное понимание. Для решения данной проблемы в ФЗ «О прокуратуре РФ» необходимо закрепить определение указанного понятия. Это будет способствовать однозначному и более эффективному его применению на практике.
Важно отметить, предостережение прокурора имеет профилактический характер. То есть применяется не в результате выявленных фактов нарушений закона, а при наличии информации о готовящихся противоправных деяниях. Данный правовой акт используется в целях предотвращения возможных нарушений закона.
В действующем законодательстве отсутствуют нормы, которые устанавливали бы форму и содержание предостережения, а также порядок внесения.
Касаемо формы и содержания, многие ученые придерживаются мнения о том, что предостережение следует оформлять на стандартном бланке. То есть на установленной для правового акта конкретной форме с использованием обязательных реквизитов.
В содержание предостережения в обязательном порядке включаются следующие сведения:
— должностное лицо, которому объявлено предостережение;
— информация о готовящихся противоправных деяниях;
— в случае игнорирования предостережения разъясняются последствия и содержание ответственности за несоблюдение законодательства.
Установленного порядка по внесению предостережения в положениях Закона о прокуратуре не закреплено. Поэтому в практической деятельности сотрудник прокуратуры может столкнуться с проблемами, применяя данный правовой акт.
Таким образом, для восполнения выявленных проблем в правовой регламентации предостережения необходимо:
1) внести дополнения в Федеральный закон «О прокуратуре РФ» — дополнить ст. 25.1 ясным и точным определением понятия предостережения прокурора, которое бы отражало его сущность;
2) усовершенствовать Указание Генпрокурора РФ «О применении предостережения о недопустимости нарушения закона», дополнив его положениями о порядке внесения предостережения и его содержании.
Литература:
- Раскина, Т. В. Профилактика прокурорами правонарушений / Т. В. Раскина. — Текст: непосредственный // Юридические науки. — 2018. — № 9 (75). — С. 63–65.
- Корешникова, Н. Р. Основные правовые средства прокуратуры Российской Федерации как инструмент обеспечения исполнения законов: специальность 12.00.11 «Судебная власть, прокурорский надзор, организация правоохранительной деятельности, адвокатура»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Корешникова Нелли Расуловна; Ур. гос. юрид. акад. — Екатеринбург, 2010. — 105 c. — Текст: непосредственный.
- Ергашев, Е. Р. Предостережение о недопустимости нарушения закона как надзорный акт прокурорского реагирования: учебное пособие / Е. Р. Ергашев. — Екатеринбург: Автограф, 2009. — 10 c. — Текст: непосредственный.