Связь лояльности сотрудников к организации с мотивацией достижения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №10 (57) октябрь 2013 г.

Дата публикации: 05.10.2013

Статья просмотрена: 2004 раза

Библиографическое описание:

Матофонова, Ю. И. Связь лояльности сотрудников к организации с мотивацией достижения / Ю. И. Матофонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 10 (57). — С. 485-488. — URL: https://moluch.ru/archive/57/7873/ (дата обращения: 19.12.2024).

Многими авторами в области организационной психологии описывается существование противоречия организационных и личностных целей, в частности, противоречия автономии и взаимозависимости организационных единиц. Также следует отметить, что зарубежные и отечественные организационные психологи говорят о необходимости введения, поддержания и управления организационной культурой компании как инструмента регуляции поведения персонала [1,2,3,4].

Однако, само по себе наличие организационной культуры в компании не означает, что руководство может посредством её использования управлять поведением сотрудников и снимать противоречие организационных и личностных целей.

Важнейшее значение на пути выстраивания отлаженной системы управления персоналом принадлежит феномену организационной лояльности. Его изучению с каждым годом посвящается всё большее количество научных работ [5, 6–8, 9].

Однако, несмотря на столь высокий интерес отечественных организационных психологов к данной проблеме на сегодняшний день ещё недостаточно научно подтверждённых данных влияния лояльности на поведение сотрудников, их установки. При этом, наряду с увеличением исследовательской деятельности в этом направлении, отмечается и рост количества научно-популярных статей, опасность которых скрывается в абсолютизирующем оптимистичном рассмотрении данного феномена без подкрепления подобных утверждений статистически значимыми данными.

В целом отмечается, что сотрудники, лояльные к организации, принимают корпоративные ценности и цели (организационную культуру), прилагают максимальные усилия в интересах данной организации [6–8].

Это послужило основой для нашей исследовательской работы, в соответствии с которой нами сформулирована гипотеза:

-          сотрудники, лояльные к организации, характеризуются высокой мотивацией достижения.

Таким образом, целью нашего исследования является изучение связи лояльности сотрудников к организации с мотивацией достижения.

В соответствии с целью и гипотезами были поставлены следующие задачи:

-          исследовать лояльность сотрудников к организации;

-          исследовать мотивацию достижения сотрудников;

-          определить наличие связи между лояльностью сотрудников к организации и уровнем мотивации достижения;

Объект исследования — сотрудники организации.

Предмет исследования — связь лояльности сотрудников к организации с мотивацией достижения.

Для решения поставленных задач нами были выбраны следующие методики:

-          опросник организационной лояльности (OCQ) Л. Портера в адаптации В. И. Доминяка;

-          опросник «Потребность в достижениях» Ю. М. Орлова.

Описание выборки исследования

В нашем исследовании общее количество респондентов составило 52 человека. Из них 16 женщин (31 %) и 36 мужчин (69 %). Это сотрудники организации, занимающейся продажей, обслуживанием и ремонтом автомобилей в городе Красноярск. В исследовании приняли участие сотрудники следующих структурных подразделений организации:

-          администрация;

-          отдел продаж;

-          сервисная служба;

-          клиентская служба.

Выборку составили все сотрудники, работающие в данной организации. Их можно отнести к трём категориям по уровню занимаемой должности и управленческой ответственности:

-          рядовые сотрудники;

-          менеджеры среднего звена;

-          топ-менеджеры (в том числе, генеральный директор организации).

Анализ результатов исследования

Рассмотрим особенности лояльности сотрудников исследуемой организации, основываясь на данных, полученных по методике «Опросник организационной лояльности» Л. Портера в адаптации В. И. Доминяка.

На основе результатов респондентов по данной методике нам необходимо было выявить сотрудников, лояльных к организации, а так же нелояльных сотрудников, определить их количество.

Опираясь на нормативные показатели организационной лояльности, рассчитанные для российской выборки, мы выявили лояльных и нелояльных к организации сотрудников. Данные об их количестве и процентном соотношении представлены в таблице 1.

Таблица 1

Соотношение лояльных и нелояльных сотрудников по выборке

Количество сотрудников,

 

человек

% выборки

Лояльные сотрудники

36

69 %

Нелояльные сотрудники

16

31 %

Как видно из таблицы 1, среди респондентов превалируют лояльные к организации сотрудники.

Поскольку в задачи нашего исследования входило сопоставление результатов между различными категориями сотрудников по уровню управленческой ответственности, нами были отдельно проанализированы данные рядовых сотрудников, менеджеров среднего звена и топ-менеджеров. Инструментарий адаптированной методики OCQ позволяет оценить лояльность сотрудников внутри каждой из этих подгрупп, сопоставляя их с нормативными данными по соответствующим категориям работников организации.

Таким образом, нам удалось выявить лояльных и нелояльных сотрудников в пределах каждой подгруппы (среди рядовых сотрудников, менеджеров среднего звена и топ-менеджеров). Эти данные отражены в таблице 2.

Таблица 2

Соотношение лояльных и нелояльных сотрудников в подгруппах

Категории сотрудников по уровню управленческой ответственности

 

Рядовые сотрудники

Менеджеры среднего звена

Топ-менеджеры

 

Количество

% выборки

Количество

% выборки

Количество

% выборки

Лояльные сотрудники

18

58 %

8

73 %

6

60 %

Нелояльные сотрудники

13

42 %

3

27 %

4

40 %

Из таблицы 2 видно, что максимальная доля лояльных сотрудников в подгруппе принадлежит уровню среднего менеджмента (73 % от их количества). На втором месте по процентному соотношению лояльных сотрудников находятся топ-менеджеры (60 %). При этом доля лояльных сотрудников среди линейного персонала несколько ниже — 58 % в подгруппе.

Рассмотрим особенности мотивации достижения сотрудников организации, используя данные, полученные по методике «Шкала потребности в достижениях» Ю. М. Орлова (Таблица 3)

Таблица 3

Распределение частот встречаемости признака по результатам методики «Потребность в достижении»

Уровень мотивации достижения

 

Низкий

Средний

Высокий

 

1*

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Количество сотрудников

1

2

7

10

8

7

8

6

2

1

Итого, (%)

10 (19 %)

33 (63 %)

9 (18 %)

*Баллы в стенах

Далее проанализируем данные по методике «Потребность в достижении» внутри каждой подгруппы респондентов.

Таблица 4

Распределение частот по подгруппам сотрудников

Уровень мотивации достижения

 

Низкий

Средний

Высокий

Рядовые сотрудники

6 (19 %)

23 (74 %)

2 (7 %)

Менеджеры среднего звена

3 (27 %)

3 (27 %)

5 (46 %)

Топ-менеджеры

1 (10 %)

7 (70 %)

2 (20 %)

Как видно из таблицы 4, в сравнении с данными рядовых сотрудников, высокая потребность в достижении среди топ-менеджеров встречается чаще. В сравнении с данными менеджеров среднего звена, среди топ-менеджеров преобладают люди со средней потребностью в достижении (70 % в подгруппе). Среди менеджеров среднего звена большее количество человек демонстрируют высокую потребность в достижении (46 %). Эти данные представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Процентное распределение частот по уровню потребности достижения в подгруппах

Из рисунка 1, при этом, видно, что подгруппа рядовых сотрудников характеризуется самым большим процентным соотношением среднего уровня потребности в достижении и самым меньшим по высокому уровню потребности в достижении.

Для анализа связи лояльности сотрудников к организации с мотивацией достижения нами был проведён корреляционный анализ этих показателей по выборке в целом (N=52). В результате была обнаружена сильная положительная корреляционная связь между лояльностью и уровнем мотивации достижения (r=0,727, p≤0,001).

Поскольку выборка состоит из трёх подгрупп сотрудников в зависимости от уровня занимаемой должности, и результаты подгрупп по методикам «Опросник организационной лояльности» и «Потребность в достижении» отличаются друг от друга, как было показано выше в ходе анализа данных, нами был проведён корреляционный анализ показателей внутри подгрупп.

В подгруппе рядовых сотрудников (N=31), нами были получены следующие показатели связи лояльности к организации и мотивации достижения: (r=0,68, p≤0,001), что свидетельствует о статистически достоверной умеренной положительной корреляции между обозначенными показателями среди сотрудников линейного персонала.

Следуя далее логике нашего анализа, мы рассматриваем данные менеджеров среднего звена (N=11). Корреляционный анализ интересующих нас показателей установил их сильную взаимосвязь (r=0,81), при p≤0,01. Для подгруппы топ-менеджеров (N=10) был выявлен высокий коэффициент корреляции (r=0,79), при p≤0,01.

Выводы

В результате проведённого нами исследования удалось дифференцировать выборку по параметру лояльности к организации и отметить характерные особенности распределения признака лояльности по подгруппам респондентов.

Мы проанализировали распределение частот мотивации достижения по подгруппам, выявили отличия респондентов в подгруппах по данному признаку.

Нами была установлена статистически значимая сильная положительная связь между лояльностью сотрудников к организации и мотивацией достижения. Она зафиксирована как по всей выборке в целом, так и по подгруппам испытуемых. Причём наиболее сильная связь данных характеристик представлена среди менеджеров среднего звена и лишь затем у топ-менеджеров организации.

Литература:

1.                          Аксакова Н. В. Организационная культура корпоративных стандартов: понятие, структура, особенности // Управление персоналом. — 2009. — № 13 (215). — С. 53–56

2.                          Виханский О. С. Стратегическое управление. — М.: Гардарика, 1998. — 257 с.

3.                          Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. — М.: Изд-во МГУ, 1995. — 416 с.

4.                          Грошев И. В. Организационная культура. — М.:Юнити-Дана, 2004. — 228с.

5.                          Гулевич О. А. Оценка справедливости управленческих решений как фактор организационной идентификации // Вопросы психологии. — 2011. — № 2. — С. 121–128.

6.                          Доминяк В. И. Различные подходы к феномену лояльности и безопасность организаций. // Теория и практика становления и развития школы безопасности (научные, учебные, методические и организационные аспекты). Сборник тезисов докладов всероссийской научно-практической конференции. — СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001, c.31–32.

7.                          Доминяк В. И. Лояльность персонала как социально-психологическая установка. // Ананьевские чтения: (Тезисы научно-практической конференции «Ананьевские чтения-2000") / Под ред. А. А. Крылова. — СПб.: Изд-во СПб университета, 2000, c.211–213.

8.                          Доминяк В. И. Феномен лояльности в разработках зарубежных исследователей. // Персонал-Микс, 2003, № 1, c. 107–111.

9.                          Иодко А. Соотношение мотивации и лояльности: значение системного фактора // Управление персоналом. — 2011. — № 8 (258). — С. 50–53

Основные термины (генерируются автоматически): менеджер среднего звена, сотрудник, мотивация достижения, организационная лояльность, OCQ, данные, лояльность сотрудников, уровень мотивации достижения, выборка, управленческая ответственность.


Задать вопрос