В статье раскрываются возможности использования элементов чирлидинга в процессе преодоления общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста. Авторы приводят краткую характеристику детей данной категории, чирлидинга как вида спорта, примеры адаптации элементов этого вида спорта в логопедической практике.
Ключевые слова: чирлидинг, логопедия, общее недоразвитие речи, дети с общим недоразвитием речи.
Современный выпускник дошкольного образовательного учреждения, в соответствии с требованиями ФГОС, должен обладать хорошим физическим развитием, высоким уровнем психических процессов, умением грамотно и логично излагать свои мысли, стремлением совершенствовать свои достижения, проявляя выдержку, инициативу, творчество, что особенно важно в плане подготовки к школе. Для дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ) это непростая задача.
Дети с общим недоразвитием речи являются самой распространенной нозологической группой детей с ОВЗ. На это указывают данные ежегодных исследований. По данным обследования количество детей с общим недоразвитием речи катастрофически растёт.
Общее недоразвитие речи (далее ОНР) — это речевое расстройство, при котором нарушено формирование всех компонентов речевой системы. Дети данной нозологии характеризуются низкой познавательной активностью, нарушениями в эмоционально-волевой сфере, проблемами с общей моторикой, повышенной утомляемостью. Они не усидчивы и испытывают трудности с удержанием внимания, особенно на логопедических занятиях, где изо дня в день необходимо выполнять артикуляционную гимнастику, упражнения на автоматизацию и задания для достижения положительного результата.
Практикующие учителя-логопеды в работе с детьми с ОНР используют разнообразные современные образовательные технологии и методики, чтобы поддерживать интерес детей, повышать их мотивацию, предотвращать утомляемость и стимулировать речевую активность: технология QR-кодов, IT-технологии, нейрометодики коррекции речи. Принимая во внимание психологические особенности нервной системы детей старшего дошкольного возраста и их неспособность воспринимать монотонную и однообразную длительную работу, мы часто применяем комбинированный метод. Находясь в постоянном поиске новых эффективных приёмов коррекционной работы, учителя-логопеды МБДОУ д/с № 47 г. Белгорода произвели симбиоз или своего рода коллаборацию классической логоритмики и современного спортивного направления «Чирлидинг». Логоритмика способствует речевому развитию, выработке чувства ритма, слухового внимания, становлению психомоторных функций, общей и мелкой моторики, коррекции координации движений и моторной неловкости.
Чирлидинг на оригинальном языке — cheerleading-cheer — это возглас, крик, призыв, leader — лидер. Чирлидинг — зрелищный и яркий вид спорта. Это разновидность гимнастики, система упражнений, которая даёт бодрость, здоровье и заряд положительных эмоций. Чирлидеры — девочки и мальчики, которые пропагандируют здоровый образ жизни и позитивные отношения между людьми, доброжелательность, взаимопомощь, доверие. Чирлидинг не имеет медицинских противопоказаний, предполагает индивидуальный подход к каждому воспитаннику, позволяет регулировать нагрузку, что в целом отлично подходит для дошкольного возрастного периода [4].
Чирлидинг — это командный вид спорта, что обеспечивает ключевые коррекционно-образовательные условия для детей с ОНР. В процессе коллективной работы у детей воспитываются коммуникативные навыки, способность контролировать свои эмоции и подчинять их командным, чувствовать партнёра, понимать и уважать его, взаимодействовать с ним, что крайне актуально. Важно отметить социализирующий эффект чирлидинга. Внедрение у дошкольников будет способствовать воспитанию активности, уверенности в своих силах, личностному развитию. Стоит отметить пользу чирлидинга для развития речевого дыхания, голоса, интонационной выразительности речи и её темпа, развития мимики лица, просодики, фонематического слуха и слухового восприятия.
В логопедической работе данное направление представлено системой двигательных упражнений в сочетании с речевым материалом и музыкой. Такая форма активной терапии направлена на коррекцию речевых и сопутствующих нарушений путём комплексного развития неречевых, речевых и психических функций.
Правильный выбор музыкального сопровождения играет ключевую роль. Внутренний ритм детей часто отличается от общего заданного темпа: он может быть как ускоренным, так и замедленным. Поэтому музыкальные композиции должны быть ритмичными, весёлыми и зажигательными, соответствующими возрасту детей. Это обеспечит эмоциональный отклик, будет способствовать чёткому выполнению движений и полной самоотдаче. Музыка может носить комбинированный характер и состоять из нескольких композиций.
Подбор речевого материала следует осуществлять исходя их возрастной категории детей, их речевых возможностей, с учётом лексических тем. Это могут быть слоговые ряды для отработки поставленного звука в слогах разного типа, чистоговорки на автоматизацию звуков, короткие четверостишья и небольшие стихи. Чир-кричалки разучиваются и проговариваются всеми участниками громко и одновременно. Значимым является чёткое согласование речи с движениями, что обеспечивает лучшее запоминание материала.
Центральным предметом внимания у детей в чирлидинге являются помпоны. Благодаря им дети с удовольствием повторяют движения, демонстрируемые логопедом. Весьма эффективно использование помпонов различных цветов, текстур, объёмов. С этой целью учителя-логопеды нашего детского сада изготовили, приобрели помпоны в соответствии с лексическими темами, сезонами времён года и государственными праздниками. Композиция чирлидинга базируется на разнообразных движениях как с самим предметом (броски и ловля, отбивы, манипуляции), так и с совмещением основных движений: равновесиями, поворотами, прыжками, наклонами, элементами полуакробатики [5].
Изучение базовых движений идёт по принципу от простого к сложному. Движения подбираются таким образом, чтобы каждый ребёнок мог их выполнить. По правилам чирлидинга в программу должны входить обязательные элемены: станты, пирамиды, прыжки, акробатические элементы, кричалки, чир-дансы. Всё это должно строиться на основе базовых положений рук. Все обязательные элементы вводятся в программу в произвольном порядке. Обучение начинается с разучивания движений «Лук и стрела» «Английская Л» «Панч», «Кинжалы», «Хайтачдаун», «Руки на бедрах», «Диагональ», «Ломаное Т», «Т», «Хай Ви», «К», «Лоутачдаун» [2, с. 28].
Базовые движения чирлидинга логопед использует как во время групповой, так и индивидуальной коррекционной деятельности.
Воспитатели логопедических групп закрепляют изученные движения в режимных моментах (прогулка, зарядка, физминутки).
Таким образом, чирлидинг представляет собой перспективное направление в логопедии, которое может значительно обогатить методы коррекции речевых нарушений. Интеграция физических и игровых элементов в занятия способствует не только улучшению речевых навыков, но и общему развитию детей, что делает его ценным дополнением к традиционным методам работы с детьми, имеющими речевые нарушения. Внедрение этого подхода в логопедические занятия может открыть новые горизонты для детей и помочь им более успешно преодолевать свои трудности.
Литература:
- Буренина А. И. «Ритмическая мозаика»: программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста / А. И. Буренина. — С-Пб, 2006. — 40 с.
- Детский чирлидинг в МБДОУ детский сад № 61: учебно-методическое пособие / М. В. Иерусалимова, О.А Казакова, Т. В. Калинина, С. Н. Шунина, Д. В. Осанов. — Самара, 2016. — 79 с.
- Овчинникова Т. С. Организация здоровьесберегающей деятельности в дошкольных образовательных учреждениях: Монография / Т. С. Овчинникова. — С-Пб: КАРО, 2006. — 163 с.
- Пахомова А. А. Использование элементов чирлидинга в непосредственно образовательной деятельности по физическому развитию с детьми старшего дошкольного возраста / А. А. Пахомова // Педагогическое призвание: Сборник статей III Международного профессионально-методического конкурса. В 6 частях, Петрозаводск, 28 февраля 2021 года. Том Часть 6. — Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука», 2021. — С. 358–368.
- Фролова Н. В. Использование чирлидинга в адаптивном физическом воспитании детей 6–7 лет с задержкой психического развития / Н. В. Фролова, С. В. Нефтуллаева // Психолого-педагогические исследования — Тульскому региону: Сборник материалов Региональной научно-практической конференции магистрантов, аспирантов, стажеров, Тула, 17–18 июня 2021 года. — Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Среда», 2021. — С. 129–132.