Задачи:
– Расширять, закреплять и активизировать лексический запас по теме «Весна»;
– упражнять детей в образовании признаков-антонимов;
– упражнять в подборе имен прилагательных к заданным словам;
– упражнять в составлении рассказа по опорным картинкам;
– развивать интонационную выразительность речи;
– развивать воображение, слуховое восприятие;
– развивать тактильную чувствительность, общую моторику;
– активизировать самостоятельную двигательную активность детей;
– способствовать формированию правильной, красивой осанки;
– развивать ловкость, быстроту реакции, координацию движений, пространственные представления;
– воспитывать дружественные отношения между детьми, умение взаимодействовать друг с другом.
Оборудование: костюм Весны, веточка вербы, ваза для вербы, ворота из гимнастических модулей, музыкальный центр, фонограммы: запись произведения П.Чайковского «Подснежник» (отрывок), музыкальные композиции «Капель», «Весна», магнитная доска, опорные картинки для пересказа текстов Г. Е. Сычевой «Весна», карточка с восклицательным знаком, конверты с рассказом и загадкой о весне, цветы, бумажные жаворонки, дыхательный тренажер, конверт с загадкой, корзинка с весенними цветами, мультимедийное оборудование: проектор, интерактивная доска, ноутбук, мультимедийная презентация Power Point «Весна».
Ход занятия:
Дети входят в зал (под музыкальную импровизацию на тему «Весна»)
1. Организационный момент.
Логопед: Ребята, посмотрите, что я вам принесла?
(Примерные ответы: Это веточка вербы).
Логопед: Подставьте свои ладошки. Я проведу по ним веточкой. Ласково, бережно, потрогайте ее почки. Скажите, какие они?
(Примерные ответы: Почки у вербы мягкие, пушистые комочки).
Логопед: Почему именно сейчас набухают почки у всех деревьев и кустарников?
(Примерные ответы: Наступила весна. Пригревает солнышко. Становится теплее).
Логопед: Верно. Скажите, а могло бы такое случиться зимой?
(Примерные ответы: Нет, зимой очень холодно. Солнце не греет, деревья спят.
Логопед: Правильно, поставим веточку вербы в эту красивую вазочку.
Скажите, когда приходит весна, после лета, или после осени?
(Примерные ответы: Нет, весна приходит после зимы).
Логопед: Какие вы внимательные, правильно ответили. Весна пригласила нас с вами на весеннюю поляну. Чтобы попасть туда, вам надо пройти через «волшебные» ворота. Пройти через эти ворота смогут только те дети, которые правильно ответят на вопросы.
2. Подбор слов признаков-антонимов. Игра «Скажи наоборот».
Зимой снег чистый, а весной — (грязный).
Зимой дни холодные, а весной — (теплые).
Зимой погода часто пасмурная, а весной — (ясная).
Зимой солнце тусклое, а весной — (яркое).
Зимой лед на реке толстый, а весной — (тонкий)
Одни сосульки длинные, а другие — (короткие).
Дети заходят в зал. На экране слайд с изображением весеннего леса.
3. Создание эмоционального фона, развитие слухового восприятия.
Логопед: Присядем. Послушайте внимательно звуки весеннего леса. Что вы услышали?
(Примерные ответы: Слышится журчание ручейков, пение птиц).
Логопед: Как называют птиц, которые прилетают к нам весной?
(Примерные ответы: Перелетные).
4. Игра «Дополни народные приметы».
Логопед: Правильно. Вспомним народные приметы весны, связанные с перелетными птицами.
Увидал грача — … весну встречай!
Грач на горе — … весна на дворе.
Апрельский скворец — … весны гонец.
Ласточки прилетят — … скоро гром загремит.
Логопед: Молодцы. Дети, где же Весна? Давайте вспомним весенние заклички и позовем Весну.
5. Работа над интонационной выразительностью речи. Координация речи с движением. Подвижное упражнение «Весна, весна красная!»
Дети читают весенние заклички:
— Весна, весна красная! Идут по кругу, взявшись
Приди, весна, с радостью, за руки .
С радостью, с радостью, Идут в противоположную сторону
С великой милостью:
Со льном высоким, Останавливаются, поднимаются на
носочки, тянут руки вверх, делают вдох.
С корнем глубоким, Опускают руки, приседают, делают выдох.
С хлебами обильными!
—Иди весна, иди, красна, Идут по кругу, взявшись за руки.
Принеси ржаной колосок, Поднимают руки через стороны вверх,
машут руками.
Овсяной снопок, Опускают руки.
Большой урожай в наш край. Руки вперед, ладошками вверх.
Входит Весна под музыкальную композицию «Весна»
Весна: Здравствуйте, дети! Рада вас видеть! Встанем в круг.
6. Музыкально-ритмические движения, упражнения для формирования правильной красивой осанки под музыкальную композицию «Весна». Использование здоровьесберегающих технологий.
Дети повторяют за Весной упражнения на формирование правильной, красивой осанки.
7. Подбор качественных имен прилагательных к заданному слову.
Логопед: Какая к нам пришла Весна? Какая она… (с восхищенной интонацией)
(Примерные ответы: …очаровательная, веселая, восхитительная, изумительная, прекрасная, обворожительная, волшебная, долгожданная, нарядная, яркая, чудесная, сказочная).
Логопед: Молодцы, какие красивые слова вы подобрали.
Весна : Спасибо, дети. У меня для вас сюрприз — чудесные картинки и рассказ о весне.
Весна передает конверт с рассказом и картинками логопеду.
8. Составление рассказа по опорным картинкам «Весна пришла».
Логопед: Послушайте, что здесь написано.
Логопед, прикрепляя к магнитной доске картинки сверху вниз одну под другой, читает текст:
Зима не хочет уходить, не уступает дорогу весне. Днем солнышко яркими теплыми лучами согревает все вокруг. Радостно чирикают воробьи. Темнеют и оседают сугробы. Длинные сосульки плачут, свесившись с крыш. Но к ночи холодный северный ветер заморозит все, что днем растопило солнце. Подожди, весна, твое время еще не пришло !
Весна: Дети, а теперь я хочу послушать ваш рассказ о весне. Смотрите на картинки и составляйте предложения.
Дети по цепочке пересказывают весь текст.
Весна: Молодцы! Какой замечательный рассказ составили. Мне он очень понравился. Давайте, изобразим с помощью движений, о чем говорилось в рассказе.
9. Полоса препятствий с использованием основных видов движений, тематически соответствующих ряду опорных картинок к рассказу «Весна пришла».
Зима (движения, имитирующие бег лыжника);
Солнышко (руки подняты вверх, повороты туловища вправо, влево);
Воробьи (имитация полета птиц);
Сугробы (перешагивание через гимнастический модуль);
Сосульки (прыжки на месте);
Ветер (дуть на дыхательный тренажер).
(По сигналу дети меняются местами и снова начинают двигаться).
Логопед: Молодцы, дети! Скоро наступит день весеннего равноденствия –
22 марта. Раньше этот день считался днем прихода весны. Весну закликали жаворонками. Эта маленькая птичка издавна считалась символом Родины.
Логопед: Дети, как вы понимаете слово «Родина»?
(Примерные ответы: Это место, где ты родился и вырос).
Весна: А еще люди собирались и водили хороводы, играли.
10. Подвижная народная игра «Жаворонки».
Девочки читают закличку:
Жаворонки, жаворонки!
Прилетите к нам,
Принесите весну красную,
Унесите от нас зиму холодную.
Нам зима надоела,
Весь хлеб поела,
Руки, ноги отморозила.
(Мальчики имитируя полет жаворонков приводят Весну).
Весна: Сейчас я вас согрею! Встанем в круг!
(Весна вместе с детьми под музыку выполняет ритмические упражнения с элементами фитнес-аэробики для формирования правильной, красивой осанки).
Логопед: Вэтот день пекут жаворонков из теста, а мы смастерили своих жаворонков из бумаги.
Весна: Дети, давайте жаворонков в полет запускать! Чей жаворонок дальше улетит?
Дети бросают бумажных жаворонков и определяют, кто дальше запустит своего жаворонка).
Весна : Пора мне с вами попрощаться. Дел у меня еще немало: снег растопить, ручьи пустить, реки ото льда освободить, зверей разбудить. На прощание хочу вам подарить весенние цветы. До новых встреч!
Логопед: Спасибо, тебе, Весна!
Весна передает цветы и открытку логопеду, прощается и уходит.
11. Итог занятия.
Логопед: Какие красивые, нежные цветы, а что же в конверте?
Она приходит с ласкою и со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнёт –
В лесу подснежник расцветёт.
Кто же она — красавица … (весна)!
Логопед: О чем мы сегодня с вами говорили?
(Примерные ответы: Мы говорили о весне, о ее народных приметах).
Логопед: Молодцы, пора нам возвращаться в детский сад. А вернемся через волшебные ворота.
Дети уходят из зала в группу.
Литература:
- Нищева, Н. В. Четыре времени года. / Н. В. Нищева. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013. — 30 c. — Текст: непосредственный.
- Сычева, Г. Е. Четыре времени года. / Г. Е. Сычева. — 4-е изд. — М: Книголюб, 2007. — 48 c. — Текст: непосредственный.
- Теремкова, Н. Э. Логопедические домашние задания для детей 5–7 лет с ОНР. Альбом 2,3. / Н. Э. Теремкова. — 6-е изд. — Москва: ГНОМ, 2018. — 33 c. — Текст: непосредственный.