Проект «Портрет весны» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Образование и обучение

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (13) май 2018 г.

Дата публикации: 28.04.2018

Статья просмотрена: 223 раза

Библиографическое описание:

Боброва, Н. В. Проект «Портрет весны» / Н. В. Боброва, В. В. Евдокимова, О. Н. Спицына. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 3 (13). — С. 65-67. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/92/3317/ (дата обращения: 17.12.2024).



Цель: Создание условий для развития диалогической речи в процессе коммуникативной деятельности.

Задачи:

– Создать условия для обогащения словаря словами существительными, прилагательными и глаголами по теме.

– Создать условия для формирования умений составлять распространённые предложения.

– Создать условия для закрепления понятий: «ранняя весна», «поздняя весна», «перелётные птицы», закрепления весенних месяцев.

– Создать условия для расширения знаний о весне, для обогащения словаря, для знакомства с народными поговорками о весне.

– Создать условия для упражнения в чтении слов и предложений, для закрепления умений делить слово на слоги.

– Создать условия для развития диалогической речи.

– Создать условия для развития внимания, памяти, фонематического слуха. сохранения физического здоровья (динамическая пауза, пальчиковая, зрительная гимнастика).

– Создать условия для формирования навыков сотрудничества. доброжелательности, умения работать в коллективе.

Методы и приёмы: наглядные — применение изобразительной наглядности (иллюстраций, картин), карточек; словесные — художественное слово, объяснение, вопросы, образец речи; практические — работа с предложением, показ, создание проблемной ситуации, дидактические игры.

Оборудование иТСО: ноутбук, колонки, удлинитель, панно, переносная доска, указка, мольберт, карточки с поговорками, предметные картинки по признакам весны, иллюстрации к ранней и поздней весне, ветка вербы, ветка дерева с почками, вазочка, солнце, лучи, белый ватман, аудиозапись звуков (весны, птиц, ручья).

Педагогические технологии:

Технология проблемного обучения, игровая технология — использование литературных и реальных персонажей, создание игровой ситуации, использование наглядного и раздаточного материала, дидактических игр, интерактивной игры и схем.

Здоровьесберегающие технологии: Динамическая пауза, пальчиковая гимнастика, зрительная гимнастика.

Индивидуальная работа: Исправление звукопроизношения и лексико-грамматических категорий у детей.

Предварительная работа: беседа о весне, наблюдения на улице за

весенними признаками, разучивание стихов о весне.

Ход образовательной деятельности

Вводная часть (организационный и мотивационный момент).

Игровая ситуация, создание мотивации на предстоящую деятельность.

Звучит звонок скайпа. Видео-послание от Снеговика.

Снеговик: Дети, мне сообщили, что идёт весна в наши края. Я живу только зимой. Очень люблю это время года и всё знаю о зиме. Но никогда не видел весну и не знаю, что такое весна. Ребята, расскажите мне о весне.

— Дети, хотите помочь снеговику узнать о весне? Как можно помочь ему? (можно рассказать о весне, показать весну на картинках.)

— А ещё, дети, можно создать портрет весны. Если признаки весны поместить на одно полотно, то получится её портрет. Тогда мы не только расскажем, но и покажем весну Снеговику. Хотите сделать так?

Основная часть.

  1. (Дыхательная гимнастика).

Приметы весны ощущаются везде. Мы их чувствуем, воздух на улице чистый и свежий. Вздохните глубоко, выдохните. Как легко дышится весной.

  1. Мы слышим её в звуках. (Звуки весны аудиозапись)

Признаки весны всюду. Мы можем найти их даже у нас в группе.

Обратите внимание на изменения вокруг нас: тут весенние картинки и карточки-подсказки.

— Какие весенние месяцы вы знаете?

— В каждый месяц весна по-разному проявляется.

Прочитайте 1-ю подсказку. (Утро весны.)

Какой месяц весны так называют?

— Почему в народе называют март — утром весны?

(Все просыпается, оживает, расцветает)

Март — начало весны. С утра начинается день, а с марта начинается весна.

  1. Вот подсказка о помощнике весны.

(Карточка) «У весны работы много, помогают ей лучи».

Что за помощник у весны?

С чего начинается приближение весны? (Начинает ярче светить солнышко.)

Повторите это предложение тихо:

«У весны работы много, помогают ей лучи».. А теперь произнесем громко, радостно.

(Солнце без лучей)

Вот солнышко, но без лучей. Какое солнце весной, слово — признак называйте и лучик добавляйте.

(Яркое. Лучистое. Доброе, весеннее, теплое, ласковое…)

Солнышко поднимается выше и светит ярче. Весна начинается с солнца, поэтому первый месяц весны называют «Солнечником».

— Дети, вспомните из потешек, прибауток как ласково солнышко называет русский народ?

(солнышко-ведрышко, солнышко-колоколнышко, солнышко-красное)

Как ещё называют весну в марте? Какая она? (ранняя весна).

— Ещё есть название у марта: «Капельник». Как думаете, почему так называют его?

  1. У каждого месяца свой цвет. Январь- белый. А вот март — голубой.

Подставьте нужный признак: голубой, голубая, голубое, или голубые к моим словам.

Высокое небо….. Рыхлый снег…. На снегу тени.., даль…, льды…, на снегу следы…. Первые лужи…, бегущие ручьи…, последние сосульки…, весёлая капель… Воздух.., а на горизонте полоска леса….

  1. Засияло солнышко, одарило нашу землю теплом.

Зрительная гимнастика «Солнечный зайчик».

Солнечный мой заинька, (вытягивать вперед ладошку)

Прыгни на ладошку.

Солнечный мой заинька,

(ставить на ладонь указательный палец другой руки)

Маленький, как крошка.

Прыг на носик, на плечо.

Ой, как стало горячо!

Прыг на лобик, и опять

На плече давай скакать.

(следить взглядом за движениями пальца: к носу, к одному плечу, лбу, к другому плечу)

Вот закрыли мы глаза, (закрыть глаза ладонями)

А солнышко играет:

Щечки теплыми лучами

Нежно согревает. (широко раскрыть глаза)

  1. Садитесь, ребята, поудобнее.

Следующая карточка: «Месяц живой воды».

Какой месяц так называют?

— Апрель — середина весны. Послушайте загадку.

К маме — речке бегу

И молчать не могу.

Я её сын родной,

Я родился весной. (ручей)

— Мы сейчас послушаем как поёт ручеёк. (Звуки ручья)

— Теперь скажите, почему апрель называют — месяц живой воды?

— Что можно сказать про ручеёк? Какой он? (Быстрый, журчащий, голубой, разговорчивый, звонкий, прозрачный, холодный,)

— Про ручей говорят, что он «бежит». Кто может бежать?

(Человек, животное)

Бегут те, у кого есть ноги или лапы. У ручейка нет ног.

Почему же про него говорят, что он «бежит»?

(Потому, что он быстро течёт)

В этом случаи слово «бежит» применяется в переносном значении.

  1. Прочтите подсказку.

Карточка: «Вестники весны». Картинка — птицы.

— Кто это такие вестники весны? (Птицы)

По птицам можно услышать и увидеть весну.

(Звукозапись «Птичий щебет»)

Кто первый из птиц прилетает весной?

Грача называют— вестником весны. Грачи прилетают в конце марта.

Внароде говорят: (карточки) «Если грач на горе, то весна во дворе».

Как вы понимаете эту поговорку?

(Если прилетели грачи, то уже наступила весна)

Вспомните, что птицы делают весной?

(ссорятся, воробьи галдят, синицы тенькают, делят места для гнёзд, строят гнёзда и откладывают в них яйца (вороны).

  1. «Назови ласково птицу».

Все птицы оживляются весной. Так и хочется назвать их ласково.

Соловей — соловушка, журавль — журавушка, лебедь — лебёдушка, скворец — скворушка, цапля — цапелька, утка — уточка, трясогузка — трясогузонька, жаворонок — жаворонушек.

— Прохлопаем вместе эти слова:

ТРЯ — СО — ГУ-ЗОНЬ –КА, ЖА-ВО-РО-НУ-ШЕК

Возьмём картинки с птицами с собой.

  1. Физминутка.
  2. (Карточки) «Апрель почками красен».

— Почему так говорится, как думаете? (Апрель украшен почками, в апреле набухают почки, потому что становится теплее)

— Кто знает стихотворение про деревья, почки и листочки?

  1. «Месяц –цветень».

Какой месяц так называют — цветень? (май) Почему?

— Еще как называют весну в мае? (поздняя весна)

«Составь предложение». Нужно выбрать картинку с признаком весны и составить своё длинное предложение. Используйте в своём предложении разные слова признаки и действия.

Мы рассказали нашему снеговику много интересного о весне.

ВЕСНА РИСУЕТ

Был у зимы огромный лист –

Необычайно бел и чист!

Он был по-своему хорош:

Ни одного пятна!

И вот его закрасить сплошь

Надумала весна.

— Наклейте свои картинки-признаки весны. Чтобы получилась большая картина.

Уже зелёный виден цвет,

Лиловый, жёлтый, синий…

Каких оттенков только нет,

Узоров, пятен, линий!

Что получилось?

Не секрет:

Самой Весны автопортрет!

Снеговик: Ребята, спасибо вам. Я все понял, что такое весна. Мне понравилась весна, ну мне пора. До новых встреч зимой. До свидания.

— Ребята, когда помогали снеговику, что вам запомнилось? Что для вас было трудным? Какое настроение у вас осталось после того как помогли снеговику?

Основные термины (генерируются автоматически): весна, признак весны, зрительная гимнастика, птица, снеговик, диалогическая речь, Динамическая пауза, живая вода, игровая ситуация, Какой месяц.
Задать вопрос