Формирование коммуникативной компетенции посредством метода «ролевая игра» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Норимова, Г. А. Формирование коммуникативной компетенции посредством метода «ролевая игра» / Г. А. Норимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 8 (43). — С. 382-383. — URL: https://moluch.ru/archive/43/5168/ (дата обращения: 21.12.2024).



Цель: «Формирование лексико-грамматических категорий, развитие связной речи».

Задачи:

Коррекционно-воспитательные

Формировать навык сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности и инициативности.

Воспитывать желание познавать окружающий мир.

Воспитывать желание правильно и красиво говорить и грамотно излагать свои мысли.

Коррекционно-развивающие

Развивать синтаксический строй речи (составление простых распространенных предложений с опорой на зрительный образ) в игре «Составь предложение».

Развивать зрительное восприятие через игру «Собери картинку».

Развивать координацию речи с движением в игре «Мы расскажем и покажем».

Развивать диалогическую форму речи на протяжении всего занятия.

Развивать связное монологическое высказывание с опорой на зрительный образ (картина — панно).

Развивать тонкую моторику и тактильную чувствительность в игре «Секрет на дне таза».

Коррекционно-образовательные задачи.

Закрепить представления детей о весне и её приметах на протяжении всего занятия.

Уточнить и активизировать словарь прилагательных по теме «Весна» в игре

«Какая бывает весна».

Активизировать употребление в речи антонимов — прилагательных (ранняя — поздняя, дружная — затяжная, сухая — дождливая, холодная — теплая).

Совершенствовать навык анализа предложения в игре «На лесной полянке».

Продолжать расширять словарь глаголов по теме «Весна» в игре — соревновании «Знаток слов».

Формировать умение правильно употреблять форму родительного падежа множественного числа существительных в игре «Без чего не бывает весны?».

Закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением.

Оборудование

Магнитная доска; картина — панно «Ранняя весна» (размер 150*150см); тазик с декоративными камешками, по форме напоминающими капельки воды; волшебная палочка; звучащий шар; предметные картинки на магнитах «Ранняя весна»; проталинки из картона с прикрепленными конвертиками, в которых вложены схемы предложения в виде сосулек; разрезные картинки: скворец, подснежник; картинки солнца без лучиков и грустной тучки.

фото мои 2019 187

Ход НОД

Организационный момент. ( Создание эмоционально положительного фона. Объявление темы НОД ).

Звучит спокойная музыка. Дети заходят в музыкальный зал и встают лицом к гостям.

Педагог. Ребята, к нам сегодня пришли гости. Поздороваемся с ними!

Дети. Здравствуйте!

Дети садятся на стульчики. За дверью слышится звон колокольчика.

Педагог. Дети, прислушайтесь, что- то, где-то звенит?!

В зал входит девочка, одетая в костюм капельки.

Капелька. Здравствуйте, ребята! Я вам хочу что — то рассказать!

Звонко с крыши капли скачут,

Над окном сосульки плачут.

Скачут капли мне в ладошку,

И на бабушкину кошку,

На ступеньки, на перила.

Кошка даже рот открыл.

Звонко скачут капли с крыши.

К нам весна идёт. Мы слышим:

Кап! Кап! Кап! Кап! (Н.Нищева)

Педагог . Замечательное стихотворение, похлопаем ребята! Дети, о каком времени года говориться в стихотворении?

Дети. Овесне.

Педагог . Действительно, ребята, к нам пришла весна, и сегодня мы с вами поговорим о ней.

Игра «Секрет на дне таза». (Развитие тонкой моторики и тактильной чувствительности. Актуализация словаря по теме: «Весна».)

Педагог вносит в зал таз. На дне таза лежат картинки по количеству детей (солнце, сосульки, подснежники, перелётные птицы, ручеек с корабликами, бабочка на цветке, проталинки, зеленые листья), сверху картинки покрыты декоративными камешками, по форме напоминающими капельки воды.

Педагог. Дети, посмотрите, как много капелек воды накапало в наш таз. А таз у меня не простой, а с секретом на дне. Вы хотите узнать, что это за секрет?

Дети. Да!

Педагог . Сейчас каждый из вас по очереди опустит в таз руки и найдет, что там спрятано.

Дети по очереди достают картинки, называют их и вывешивают на доску и встают около доски.

Педагог . Ребята, как вы думаете, к какому времени году относятся все эти картинки?

Полина К . Я думаю, что эти картинки относятся к времени года весна.

Игра «Без чего не бывает весны?» (Формирование умения правильно употреблять форму родительного падежа множественного числа существительных.)

Педагог. Ребята, красавица ВЕСНА гуляла по весеннему парку и забыла на одной из скамеек свою волшебную палочку, я нашла эту палочку. Сейчас, каждый из вас вспомнит название своего предмета, и до кого я дотронусь волшебной палочкой, скажет, мне без чего же не бывает весны. Свой ответ начните словами: «Весны не бывает без…».

Варя Б. Весны не бывает без солнца.

Кирилл Н. Весны не бывает без капели.

Карина С. Весны не бывает без зелёных листьев.

Геля Г. Весны не бывает без проталин.

Максим С. Весны не бывает без подснежников.

Полина К. Весны не бывает без перелётных птиц.

Ульяна П. Весны не бывает без ручейков.

Педагог. Аещё весны не бывает без хорошего настроения, которое дарит нам весна и без улыбок наших ребят. Улыбнемся друг другу и нашим гостям!

Игра с мячом «Какая бывает весна». (Уточнение и активизация словаря прилагательных по теме «Весна».)

Капелька . Ребята, я хочу подарить моей любимой ВЕСНЕ много красивых слов, вы мне поможете?

Дети . Да!

Педагог . Встаем в круг, сейчас мы будем передавать по цепочке шар друг другу и называть слова, отвечающие на вопрос: «Какая бывает весна?»

(Варианты ответов: лучезарная, солнечная, волшебная, холодная, теплая, сухая, дождливая, долгожданная, цветущая, ранняя, затяжная, красивая, прекрасная, звонкая, шумная, весёлая, чудесная, зелёная, ранняя, дружная).

Педагог. Посмотри, Капелька, как много красивых слов знают наши ребята о весне!

«Составь предложение». (Развитие синтаксического строя речи

(составление простых распространенных предложений с опорой на зрительный образ).)

Капелька. Ребята, идите сюда скорей! Посмотрите, какая красивая картина, про мою любимую весну, я хочу вам рассказать о ней, вы мне поможете?

Дети вместе с педагогом подходят к картине панно .

Педагог . Сейчас каждый из вас придумает одно — два предложения о весне, а эта картина — панно вам в этом поможет.

Ульяна П. Весной светит яркое солнце. День становится длиннее ночи.

Геля Г. С крыш домов свесились хрустальные сосульки. Началась капель.

Савва П. Снег потемнел, осел, начал таять.

Варя Б. На солнце появились первые проталинки. На проталинках начинает зеленеть травка.

Максим С. На проталинках расцветают первые подснежники.

Карина С. Скоро на деревьях проснутся почти, из них распустятся зелёные листочки.

Кирилл Н : С юга возвращаются перелётные птицы. Прилетели и грачи, торопятся поправлять свои старые гнезда.

Полина: Заяц сменил свою белую шубку на серую. Зимой белого зайца не видно на белом снегу, а весной серый мех помогает от врагов под кустами прятаться.

Педагог . Какие же вы у меня молодцы! Ребята, из ваших предложений можно составить небольшой рассказ о весне. Кто может это сделать?

Кирилл Н. Весной светит яркое солнце. На крышах домов выросли длинные сосульки. Началась капель. Снег стал рыхлым, набух, начал таять. Появились первые проталинки, на них начинает зеленеть травка. Расцветают первые весенние цветы подснежники. На деревьях просыпаются почки, скоро из них распустятся первые клейкие, зелёные листочки. С юга возвращаются перелетные птицы. Прилетели и белоносые грачи, торопятся починить свои старые гнезда. У животных весной начинается линька. Заяц сменил свою белую шубку на серую, так ему легче от хищников под кустами прятаться.

Педагог . Молодец, Кирилл! У тебя получился замечательный рассказ о весне.

Упражнение «Мы расскажем и покажем». (Координация речи с движением.)

Педагог . Капелька, а ты знаешь, что наши ребята умеют не только рассказывать о весне, но и показывать её?! Ребята, расскажем и покажем про нашу любимую весну.

Дети встают в круг. Педагог предлагает выполнить уже знакомое упражнение «Мы расскажем и покажем»:

Пришла весна.

Расчистилось небо.

Подуть, делая движения руками вперёд

и в стороны, как бы отодвигая тучи.

Туча, туча, улетай-

Небо солнцу отдавай!

Небо стало чистое,

От солнышка лучистое.

Солнце стало припекать,

Всё кругом отогревать.

Поднять руки вверх и опустить через

стороны вниз.

Раздвинуть пальцы, перекрестить ладони.

Снег повсюду тает, тает

И водою убегает.

Снегом оставлены -

Появились проталины.

Волнообразными движениями развести

руки в стороны, разъединив пальцы.

Ручейки бегут, звенят,

В речку поскорей хотят.

Затрещал на реках лёд-

Льдина по реке плывёт.

Сложить ладони вместе и по зигзагообразной

линии продвигать вперёд.

Сцепить ладони пальцами, а затем резко

их развести в стороны.

Вышли ребята гулять.

На улице всё теплее и теплее.

Сняли они шубы- куртки надели.

Посмотрели повыше-

Там сосульки на крыше.

Ходьба на месте.

Движения, имитирующие застегивание

молнии на куртке.

Поднять голову.

Кап, кап, кап, кап…

Ка-пель. Ка-пель.

Посмотрели под ноги-

Там лужи на дороге.

Опустить голову.

Руки вытянуть вперёд, а затем через

стороны, начертив ими в воздухе овал,

поднести ладони к груди.

Посмотрели вперёд-

Что это плывёт?

Это снеговик тает, тает

И как свечка, оплывает.

Поднять руки вверх и постепенно опускать

их, а также всю верхнюю расслабленную

часть тела.

Стали ребята играть-

Кораблики пускать.

Хорошо весной-

Не хочется домой!

Сложить ладони вместе лодочкой, а большие пальцы поднять вверх, как парус.

«На лесной поляне». (Совершенствование навыка анализа предложения.)

Капелька. Ребята, я хочу вас пригласить на лесную полянку.

Педагог. Посмотрите, ребята, на нашей поляне уже появились первые проталины. Посмотрите, какие они необычные. На каждой проталинке прикреплён конверт. Откройте его. Что вы там нашли?

Ульяна П. Сосульки — схемы, для выкладывания схемы предложения.

Капелька. Ребята, а вы научите меня выкладывать схему предложения?

Дети. Да.

Педагог. Капелька, тогда ты может, составишь для наших ребят предложение о весне.

Капелька. Весной прилетают перелётные птицы.

Педагог. Давайте сосчитаем слова в предложение, которое составила Капелька, и выложим его схему. Перечислите слова по порядку.

Дети. Весной, прилетают, перелётные, птицы. В предложении четыре слова.

Педагог. Выложите схему.

Дети выкладывают схему.

Педагог. Верно. Молодцы! Разберите схемы.

8 . Игра- соревнование «Знаток слов». (Расширение словаря глаголов по теме «Весна».)

Педагог. Ребята, вы любите играть (ответы детей). И я очень люблю играть. Я хочу с вами поиграть в одну интересную игру — соревнование, которая называется «Знаток слов». Для этой игры нам нужно поделиться на две команды. Подойдите к столу и возьмите по одному фрагменту от картинки.

Дети составляют из фрагментов две картинки: подснежник, скворец.

Педагог: Ребята, кто собирал подснежник, ваша команда будет называться: «ПОДСНЕЖНИКИ», а кто собирал скворца — «СКВОРЧАТА». Каждая команда выберет себе капитана. Сейчас мы с вами проведём игру — соревнование. Вы должны рассказать обо всём, что может происходить с предметом на вашей картинке, что он делает. За каждое подобранное слово команда будет получать солнышко. Победит та команда, у которой будет наибольшее количество солнышек.

Дети подбирают слова — действия к следующим картинкам: кораблик, скворец подснежник, ручеек. Подводится итог игры.

Итог. Рефлексия

Педагог. Дети, подойдите ко мне. Посмотрите, у меня на доске солнышко без лучиков и грустная тучка. Кому сегодня было весело, интересно, возьмёт лучик и подарит его солнышку. А кому было скучно, неинтересно подарит грустную капельку тучке. У меня было сегодня замечательное настроение, вы меня сегодня очень порадовали, поэтому я подарю свой лучик солнышку.

Дети в соответствии со своим настроением дарят лучик солнышку или капельку тучке.

Педагог. Дети, а зато, что вы у меня такие замечательные, так много знаете всего о весне, красавица ВЕСНА попросила меня наградить вас всех золотыми, шоколадными медалями.

Капелька раздает ребятам медали.

Педагог. Вот и подошла наша сегодняшняя встреча к концу. Давайте попрощаемся с нашими гостями.

Дети. До свидания, дорогие гости! Приходите к нам ещё!

Литература:

  1. Новиковская О. А. Умные пальчики. Игры для развития речи. АСТ, Астрель,2009.
  2. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР. СПб.,2008.
Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, коммуникативная компетенция, ролевая игра, деловая игра, процесс обучения, коммуникативная компетентность, коллективная деятельность, коммуникативная деятельность, личностный ресурс, профессиональное общение.


Похожие статьи

Формирование коммуникативной компетенции при изучении иностранного языка

В данной статье рассматриваются методы и приемы, способствующие активизации коммуникативных технологий и их использование в образовательном процессе.

Эффективное применение коммуникативных игр на уроках иностранного языка

В данной статье речь идёт о применение игр на уроках иностранного языка, что способствует повышению интереса студентов к предмету.

Использование игр для организации эффективного взаимодействия на уроке

Статья посвящена актуальной проблеме оптимизации взаимодействия на уроке. Значительное внимание уделяется работе педагогов по организации и формированию навыков сотрудничества. В статье представлен практический опыт работы, представлена таблица по ис...

Методические основы деловой игры как формы интерактивного обучения

Развитие глобальных компетенций через использование интерактивных методов и приемов на уроках иностранного языка

Технология использования личностно ориентированного обучения в учебном процессе

В статье рассматривается роль личностно-ориентированного обучения в развитии творческой и познавательной деятельности обучающихся, методы, развивающие творческие способности.

Формирование коммуникативных компетенций на уроках географии и во внеурочной деятельности

В статье анализируется понятие «коммуникативная компетенция», рассматриваются способы и формы формирования коммуникативных умений учащихся в процессе обучения на уроках географии.

Инновационные методы обучения на занятиях по изобразительному искусству

В этой статье рассматриваются некоторые особенности использования инновационных технологий в процессе обучения изобразительному искусству как средство повышения эффективности овладения учащимися знаний и умений в изобразительном искусстве.

Роль интерактивных методов обучения иностранному языку в развитии иностранной языковой компетенции студентов неязыковых специальностей

В статье говорится о важности развития иностранной языковой компетенции для успешной межкультурной коммуникации в мире. Использование компетентностного подхода в основе которого лежат интерактивные методы (деловые игры) позволит достичь эффективности...

Мультимедийная презентация на занятиях английского языка как средство формирования лексических навыков дошкольников

В статье автор исследует использование мультимедийной презентации в процессе формирования лексических навыков дошкольников на занятиях английского языка.

Похожие статьи

Формирование коммуникативной компетенции при изучении иностранного языка

В данной статье рассматриваются методы и приемы, способствующие активизации коммуникативных технологий и их использование в образовательном процессе.

Эффективное применение коммуникативных игр на уроках иностранного языка

В данной статье речь идёт о применение игр на уроках иностранного языка, что способствует повышению интереса студентов к предмету.

Использование игр для организации эффективного взаимодействия на уроке

Статья посвящена актуальной проблеме оптимизации взаимодействия на уроке. Значительное внимание уделяется работе педагогов по организации и формированию навыков сотрудничества. В статье представлен практический опыт работы, представлена таблица по ис...

Методические основы деловой игры как формы интерактивного обучения

Развитие глобальных компетенций через использование интерактивных методов и приемов на уроках иностранного языка

Технология использования личностно ориентированного обучения в учебном процессе

В статье рассматривается роль личностно-ориентированного обучения в развитии творческой и познавательной деятельности обучающихся, методы, развивающие творческие способности.

Формирование коммуникативных компетенций на уроках географии и во внеурочной деятельности

В статье анализируется понятие «коммуникативная компетенция», рассматриваются способы и формы формирования коммуникативных умений учащихся в процессе обучения на уроках географии.

Инновационные методы обучения на занятиях по изобразительному искусству

В этой статье рассматриваются некоторые особенности использования инновационных технологий в процессе обучения изобразительному искусству как средство повышения эффективности овладения учащимися знаний и умений в изобразительном искусстве.

Роль интерактивных методов обучения иностранному языку в развитии иностранной языковой компетенции студентов неязыковых специальностей

В статье говорится о важности развития иностранной языковой компетенции для успешной межкультурной коммуникации в мире. Использование компетентностного подхода в основе которого лежат интерактивные методы (деловые игры) позволит достичь эффективности...

Мультимедийная презентация на занятиях английского языка как средство формирования лексических навыков дошкольников

В статье автор исследует использование мультимедийной презентации в процессе формирования лексических навыков дошкольников на занятиях английского языка.

Задать вопрос