Конспект занятия по развитию связной речи. Составление творческого рассказа-описания по опорным схемам «Пришла весна» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 июля, печатный экземпляр отправим 17 июля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (76) июнь 2024 г.

Дата публикации: 24.05.2024

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Черепенникова, И. А. Конспект занятия по развитию связной речи. Составление творческого рассказа-описания по опорным схемам «Пришла весна» / И. А. Черепенникова, С. Н. Свистун. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 6 (76). — С. 56-58. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/269/9221/ (дата обращения: 30.06.2024).



Цель : Обучение детей составлению связного рассказа-описания по опорным схемам, изображающим основные, «ключевые» моменты сюжетного действия.

Задачи :

1) Формирование навыков целенаправленного восприятия, воссоздающего и творческого воображения, анализа изображенной ситуации;

2) Формирование общих речевых навыков с использованием схем;

3) Обучение приемам планирования связного развернутого высказывания;

4) Усвоение нормативного использования средств языка;

5) Активизация и обогащение словаря по лексической теме «Весна».

Оборудование : картина-трансформер «Пришла весна»; предметные картинки с изображением зимних сюжетов; опорные схемы; аудиокассета; кубик с опорными интонационными схемами.

Методические приемы : беседа, загадки, опорные схемы, опорные слова.

Предварительная работа : составление описательных рассказов по сюжетным картинам, по серии сюжетных картин; с использованием опорных схем, предметных картинок, опорных слов; разучивание малых фольклорных форм (закличек, поговорок, пословиц), стихотворения И. Токмаковой «К нам весна шагает».

Лексический материал:

Словарь предметов : весна, снег, солнце, день, ветер, небо, облака, ручьи, деревья, скворечник, дети, трава, первоцветы, подснежник, птицы, проталины, почки.

Словарь признаков : весенний, чистый, ясный, кудрявый, белоснежный, теплый, яркий, звонкий, веселый, холодный, ранний, нежный, хрупкий, перелетный, поющий, звонкоголосый, голосистый, молодой, зеленый, сочный, голый, ветвистый, деревянный, полезный, нужный.

Словарь действий: приходить, таять, зеленеть, звенеть, светить, набухать, вешать, появляться, прилетать, возвращаться, бежать, сиять, плыть, шагать.

Таблица 1

Слова, сложные

По слоговой структуре:

По семантике:

Первоцветы — 4 сл. с 2 ст.

Проталина — место, где стоял, снег и открылась земля.

Белоснежные — 5 сл. с 2 ст.

Первоцветы — первые цветы

Заснеженный — 4 сл. с 1 ст.

Набухать — увеличиться, наполнившись соком.

Звонкоголосый — 5 сл. с 2 ст.

Ветвистый — со множеством ветвей, отростков.

Скворечник — 3 сл. с 2 ст.

Сиять — блестеть, светить, сверкать.

Ветвистый — 3 сл. с 2 ст.

Ход занятия:

I . Организационный момент.

Логопед : Ребята! Послушайте стихотворение и догадайтесь, о чем оно:

Если снег повсюду тает,

День становится длинней,

Если все зазеленело

И в полях звенит ручей.

Если солнце ярче светит,

Если птицам не до сна,

Если стал теплее ветер,

Значит к нам пришла…(весна).

(?)

О каких приметах весны говорилось в стихотворении?

II . Беседа по теме

Логопед : А какая весна? ( подбор слов-определений: теплая, красивая, звонкая, цветущая, долгожданная, веселая, дружная… )

Как про весну в народе сказывают?

—Весна красна, а осень грязна.

—Весной дождь растит, а осенью гноит.

—Весна красна цветами, а осень плодами.

—Март с водою, апрель с травою, май с цветами.

—Наступил марток, надевай двое порток.

—Весенний день год кормит.

III . Дидактическая игра «Хорошо — плохо»

Воспитатель : Молодцы! Много вы знаете пословиц и поговорок о весне. Посмотрите на это весеннее облачко. ( Логопед достает воздушный шарик) . Давайте с ним поиграем.

Воспитатель: Весна — хорошо! Почему? ( Ответы детей ).

Весна — плохо! ( Ответы детей ).

IV. Дидактическая игра «Отгадай»

Воспитатель : А теперь будем загадывать и отгадывать загадки.

Воспитатель выбирает картинку с изображением весеннего сюжета (предмета), подбирает слова-признаки, дети отгадывают. Ребенок, который отгадал, находит на магнитной доске соответствующую схему и составляет предложение по опорным словам.

Инструкция : Возьми картинку, загадай, подобрав слова — признаки… Молодец, угадал, найди схему, подходящую к изображению, составь предложение со словом…

Таблица 2

Картинка

Схема

Предложение

Солнце (какое?)

— весеннее

— теплое

— веселое

— яркое

Теплое солнце сияет в чистом небе.

Облака (какие?)

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=38d3f5e8638f097964536acfe3db61e288c92a3e-12613260-images-thumbs&n=13

— весенние

— кудрявые

— белоснежные

Кудрявые облака плывут по голубому небу.

Снег (какой?)

— весенний

— сырой

— мокрый

— темный

Темный снег тает на пригорке.

Ручьи (какие?)

— весенние

— звонкие

— веселые

— холодные

Весенние ручьи весело шумят.

Первоцветы (какие?)

Picture background

— весенние

— ранние

— первые

— нежные

На проталинке появился нежный подснежник.

Птицы (какие?)

Picture background

— перелетные

— поющие

— голосистые

— звонкоголосые

К нам вернулись первые перелетные птицы.

Деревья (какие?)

Picture background

— голые

— ветвистые

— высокие

На ветвистых деревьях набухли почки.

Скворечник (какой?)

скворечник

— деревянный

— птичий

— полезный

— удобный

— нужный

Дети смастерили скворечник и подвесили его на дереве.

Трава (какая?)

Picture background

— весенняя

— молодая

— зеленая

— сочная

К солнцу тянется молодая, зеленая травка.

V . Динамическая пауза

Воспитатель : Хорошо поработали. Посмотрите.

( Воспитатель берет кубик с опорными интонационными схемами.)

Интонационные схемы

Рис. 1. Интонационные схемы

Крутись, вертись, на бочок ложись.

Поиграем и вспомним стихотворение И. Токмаковой «К нам весна шагает»

К нам весна шагает ()

Быстрыми шагами.

И сугробы тают

Под ее ногами.

Черные проталины

На полях видны.

Верно, очень теплые

Ноги у весны.

VI. Составление плана рассказа.

Воспитатель : Молодцы, вспомнили стихотворение. Сегодня я приготовила для вас сюрприз. (Дети садятся на стульчики. Вынос картины-трансформера.) Это — не обычная картина, а картина-загадка. Под каждым «облаком» есть подсказка. Выберете себе одно «облако», и посмотрим, кто о чем будет рассказывать. (Поочередно дети заглядывают под «облако» и по схемам определяют, о чем будет рассказ.)

О чем ты будешь рассказывать?

(Таким образом, дети проговаривают план рассказа по опорным схемам на картине).

VII . Составление рассказа-описания по цепочке (мини-сюжетные рассказы из 3–4 предложений по опорным схемам).

Воспитатель : Нарисуем картину словами. Наступила … (Дети составляют мини-рассказы; заканчивая, каждый переворачивает схему, на обратной стороне которой изображен сюжет.) Посмотри, угадал сюжет по схеме? Рассказ оживает. (Воспитатель заканчивает составленный детьми рассказ-описание: «Хорошо весной!») .

Какая красивая картина получилась! Дайте ей название.

(Логопед показывает опорную схему )

— Первые шаги весны!

—Птицы весну принесли!

—Весенняя сказка!

—Полюбуйся! Весна наступает!

Долгожданная весна!

VIII . Итог занятия. (Общая оценка работы и речевых высказываний)

Воспитатель : У вас получился интересный, большой рассказ о весне. Что вам помогло? (Мы составляли рассказ с помощью схем)

Воспитатель : Зима закончилась и так хочется тепла. С теплом прилетают к нам жаворонки. (Вынос «жаворонков» на подносе, звучание птичьих трелей) Возьмите птичек в руки. Позовем весну вместе с птицами.

Закличка.

Жаворонки, прилетите,

Холодную зиму унесите,

Теплую весну принесите!

Нам зима-то наскучила,

Без хлебушка замучила.

Воспитатель : Угощение на славу, а ребятам на забаву! До свидания! (Звучит музыка. Дети уходят.)

Задать вопрос