Гармонизация детско-родительских отношений посредством творческой деятельности в семейной арт-гостиной | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 апреля, печатный экземпляр отправим 16 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (556) январь 2025 г.

Дата публикации: 03.02.2025

Статья просмотрена: 8 раз

Библиографическое описание:

Анварова, Е. Ю. Гармонизация детско-родительских отношений посредством творческой деятельности в семейной арт-гостиной / Е. Ю. Анварова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 5 (556). — С. 137-140. — URL: https://moluch.ru/archive/556/122338/ (дата обращения: 02.04.2025).



В статье автор описывает результаты исследования, направленного на выявление возможностей музыкальной и песочной арт-терапевтической деятельности при гармонизации детско-родительских отношений.

Ключевые слова: детско-родительские отношения, дошкольный возраст, арт-терапия.

Взаимодействие родителей с ребенком играет критически важную роль в его развитии, формировании личности и эмоциональной сферы на всех этапах, от младенчества до подросткового возраста и далее. Родители, выступая первыми значимыми фигурами в жизни малыша, невольно становятся моделями поведения, источниками эмоционального тепла и опорой для его психического развития [3]. Постоянное, чувствительное взаимодействие помогает ребенку устанавливать здоровые границы, адаптироваться к окружающему миру, научаться управлять своими эмоциями и решать возникающие проблемы конструктивно. Этому способствует не только вербальное общение, но и невербальные сигналы, тон голоса, жесты, физический контакт — все это формирует у ребенка чувство безопасности и привязанности [1].

Особое внимание следует уделить развитию эмоциональной грамотности у родителей, их способности распознавать и адекватно реагировать на эмоциональные состояния ребенка. Однако, идеальные родительско-детские отношения — это скорее исключение, чем правило. Многие семьи сталкиваются с трудностями, которые могут негативно отразиться на психическом развитии ребенка. Даже незначительные на первый взгляд проблемы в общении могут привести к серьезным последствиям, если их вовремя не заметить и не скорректировать.

В связи с растущим числом семей, нуждающихся в психологической помощи, возникает острая необходимость в развитии специализированных служб поддержки. Роль квалифицированного педагога-психолога в таких случаях неоценима [2]. Задача психолога — не просто помочь ребенку, но и научить родителей эффективным методам взаимодействия, решения семейных конфликтов и воспитания детей. Это включает в себя индивидуальные и групповые консультации, тренинги по родительским навыкам, программы ранней помощи семьям с детьми, имеющими риск развития психических расстройств. Психолог помогает родителям понять причины проблем в общении с ребенком, научиться слушать и слышать его, развить эмпатию, построить доверительные отношения.

Актуальность исследования определила его цель — изучить возможности музыкальной и песочной арт-терапевтической деятельности при гармонизации детско-родительских отношений. В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что использование музыкальной и песочной арт-терапии в совместной работе родителей и детей дошкольного возраста будет способствовать гармонизации отношения родителей к ребенку.

Для диагностики детско-родительских отношений нами были использованы две методики: тест-опросник родительского отношения (ОРО) (А. Я. Варга, В. В. Столин) и опросник эмоциональных отношений в семье (Е. И. Захарова). Для работы с матерями была использована арт-терапия (музыкальная и песочная терапия). Для статистической обработки данных и проверки выдвинутой гипотезы был использован ранговый критерий Вилкоксона.

Всего были диагностированы 22 мамы, у которых есть дети дошкольного возраста, являющиеся воспитанниками нашего детского сада. В случайном порядке матери были разделены на 2 группы — контрольную и экспериментальную. В контрольной группе мы оставили 10 матерей, в экспериментальную включили 12 матерей с учетом, что кто-то может впоследствии отказаться от участия в терапевтической работе.

Структура исследования включала в себя несколько этапов:

  1. анализ научной литературы, формулирование аппарата исследования;
  2. определение выборки исследования;
  3. проведение входной диагностики, обработка полученных данных;
  4. деление выборки на 2 группы (контрольную и экспериментальную), в экспериментальной группе — проведение разработанной программы коррекции;
  5. проведение выходной диагностики в обеих группах;
  6. обработка полученных данных, применение статистической обработки данных для проверки гипотезы;
  7. анализ полученных данных, оформление результатов исследования, формулирование основных выводов.

Наша программа направлена нагармонизацию детско-родительских отношений посредством творческой деятельности. Ее основная цель — развитие и установление доверительных и сплоченных отношений между родителем и ребенком дошкольного возраста. Программа включала 24 занятия по 30–40 минут. Периодичность занятий — 1 раз в неделю.

Представим на рисунке 1 и опишем результаты входной и выходной диагностики в обеих группах по тесту-опроснику родительского отношения (ОРО) (А. Я. Варга, В. В. Столин).

Результаты диагностики по тесту-опроснику родительского отношения (ОРО) (А. Я. Варга, В. В. Столин)

Рис. 1. Результаты диагностики по тесту-опроснику родительского отношения (ОРО) (А. Я. Варга, В. В. Столин)

В контрольной группе существенных изменений не произошло. Выражены показатели по шкалам «Симбиоз» и «Кооперация».

В экспериментальной группе изменились показатели по некоторым шкалам. Подробнее в таблице 1.

Таблица 1

Результаты сравнительного анализа данных по тесту-опроснику родительского отношения (ОРО) (А. Я. Варга, В. В. Столин)

Шкалы

Т эмп (КГ)

Т кр

Т эмп (ЭГ)

Ткр

Принятие — отвержение

13.5

1 при р=0.01,

5 при р=0.05

25

5 при р=0.01,

10 при р=0.05

Кооперация

18

20

Симбиоз

12.5

19

Авторитарная гиперсоциализация

12

9.5

«Маленький неудачник»

17

10

Итак, мы видим, что в контрольной группе статистически значимых различий не обнаружено, в то время как в экспериментальной группе снизились значения по шкалам «Маленький неудачник» и «Авторитарная гиперсоциализация». Полученные результаты позволяют нам говорить об эффективности разработанной программы.

На рисунке 2 представлены результаты входной и выходной диагностики в обеих группах по опроснику эмоциональных отношений в семье (Е. И. Захарова).

Результаты диагностики по опроснику эмоциональных отношений в семье (Е. И. Захарова)

Рис. 2. Результаты диагностики по опроснику эмоциональных отношений в семье (Е. И. Захарова)

В контрольной группе существенных изменений не произошло. В экспериментальной группе изменились показатели по некоторым шкалам. Подробнее в таблице 2.

Таблица 2

Результаты сравнительного анализа данных по опроснику эмоциональных отношений в семье (Е. И. Захарова)

Шкалы

Т эмп (КГ)

Т кр

Т эмп (ЭГ)

Т кр

Способность воспринимать состояние ребенка

18

1 при р=0.01,

5 при р=0.05

22

5 при р=0.01,

10 при р=0.05

Понимание причин состояния ребенка

13.5

21.5

Способность к сопереживанию

17

23

Чувства, возникающие у матери во взаимодействии с ребенком

16.5

10

Безусловное принятие

14

24

Отношение к себе как к родителю

17

22

Преобладающий эмоциональный фон взаимодействия

15

9

Стремление к телесному контакту

16

22.5

Оказание эмоциональной поддержки

16.5

24

Ориентация на состояние ребенка при построении взаимодействия

17

23.5

Умение воздействовать на состояние ребенка

15

22

Мы видим, что в контрольной группе статистически значимых различий не обнаружено, в то время как в экспериментальной группе повысились значения по шкалам «Чувства, возникающие у матери во взаимодействии с ребенком» и «Преобладающий эмоциональный фон взаимодействия». Полученные результаты позволяют нам говорить об эффективности разработанной программы.

Таким образом, гипотеза нашего исследования о том, что использование музыкальной и песочной арт-терапии в совместной работе родителей и детей дошкольного возраста будет способствовать гармонизации отношения родителей к ребенку, подтвердилась.

Литература:

1. Васина Ю. М., Шелиспанская Э. В. Организационно-методические аспекты работы с родителями в рамках формирования детско-родительских отношений // Перспективы науки. 2023. № 11 (170). С. 166–168.

2. Колвзан Н. Г., Стурлис Т. К. Формирование и развитие гармоничных детско-родительских отношений в процессе взаимодействия семьи и учреждения образования // Адукацыя і выхаванне. 2021. № 5 (353). С. 56–60.

3. Петрова Т. А. Формирование позитивных детско-родительских отношений у старших дошкольников // Научный аспект. 2024. Т. 16. № 2. С. 1983–1990.

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, контрольная группа, ребенок, экспериментальная группа, отношение, родительское отношение, столин, выходная диагностика, состояние ребенка, Преобладающий эмоциональный фон.


Похожие статьи

Использование музыкально-игровой деятельности как средство успешной социализации детей раннего дошкольного возраста

В статье авторы рассматривают вопросы успешной социализации детей раннего дошкольного возраста посредством включения в режимные моменты музыкально-игровой деятельности.

Театрально-игровая деятельность как средство формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста

В статье представлено определение понятия театрализованной игры и результаты исследования формирования коммуникативных навыков детей посредством театрально-игровой деятельности.

Сенсорное воспитание в раннем возрасте посредством дидактических игр

В статье рассматривается значимость сенсорного воспитания на основе исследования отечественных и зарубежных исследований, а также опираясь на личный опыт.

Арт-терапия в групповой работе по развитию эмоциональной сферы слабослышащих детей младшего школьного возраста

В статье авторы пытаются отразить проблемы эмоционального развития слабослышащих детей младшего школьного возраста и значимость арт-терапии при развитии эмоциональной сферы.

Cоциально-ценностная роль семейного чтения в развитии современных детей и подростков: педагогический дискурс

В статье рассмотрена роль семейного чтения в развитии детей и подростков в современном мире, выделены отличительные особенности семейного чтения от других форм работы, представлены модели продвижения семейного чтения на современном этапе развития инт...

Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных умений детей младшего дошкольного возраста

В статье автор представляет опыт работы по развитию коммуникативных умений детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности в рамках реализации психолого-педагогического проекта.

Арт-терапия как здоровьесберегающая технология в ДОУ

В статье освещены вопросы, о влиянии Арт- терапии на эмоциональное самочувствие и психологическое здоровье ребенка. Арт — терапия представляет собой методику лечения и развития при помощи художественного творчества.

Арт-терапия как метод исследования и инструмент психологической коррекции кризисных состояний подростков

В статье автор пытается определить практическое значение арт-терапии как инструмента психологической коррекции кризисных состояний подростков.

Использование настольных психологических игр в развитии эмоционально-волевой сферы старших дошкольников

В статье автор рассказывает об эффективности использования настольных психологических игр в развитии эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста.

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста через интерактивные методы и формы обучения в театральной деятельности

В статье автор представляет свой опыт целенаправленного отбора и апробации интерактивных форм и методов, наиболее целесообразных для развития творческих способностей в театральной деятельности.

Похожие статьи

Использование музыкально-игровой деятельности как средство успешной социализации детей раннего дошкольного возраста

В статье авторы рассматривают вопросы успешной социализации детей раннего дошкольного возраста посредством включения в режимные моменты музыкально-игровой деятельности.

Театрально-игровая деятельность как средство формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста

В статье представлено определение понятия театрализованной игры и результаты исследования формирования коммуникативных навыков детей посредством театрально-игровой деятельности.

Сенсорное воспитание в раннем возрасте посредством дидактических игр

В статье рассматривается значимость сенсорного воспитания на основе исследования отечественных и зарубежных исследований, а также опираясь на личный опыт.

Арт-терапия в групповой работе по развитию эмоциональной сферы слабослышащих детей младшего школьного возраста

В статье авторы пытаются отразить проблемы эмоционального развития слабослышащих детей младшего школьного возраста и значимость арт-терапии при развитии эмоциональной сферы.

Cоциально-ценностная роль семейного чтения в развитии современных детей и подростков: педагогический дискурс

В статье рассмотрена роль семейного чтения в развитии детей и подростков в современном мире, выделены отличительные особенности семейного чтения от других форм работы, представлены модели продвижения семейного чтения на современном этапе развития инт...

Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных умений детей младшего дошкольного возраста

В статье автор представляет опыт работы по развитию коммуникативных умений детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности в рамках реализации психолого-педагогического проекта.

Арт-терапия как здоровьесберегающая технология в ДОУ

В статье освещены вопросы, о влиянии Арт- терапии на эмоциональное самочувствие и психологическое здоровье ребенка. Арт — терапия представляет собой методику лечения и развития при помощи художественного творчества.

Арт-терапия как метод исследования и инструмент психологической коррекции кризисных состояний подростков

В статье автор пытается определить практическое значение арт-терапии как инструмента психологической коррекции кризисных состояний подростков.

Использование настольных психологических игр в развитии эмоционально-волевой сферы старших дошкольников

В статье автор рассказывает об эффективности использования настольных психологических игр в развитии эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста.

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста через интерактивные методы и формы обучения в театральной деятельности

В статье автор представляет свой опыт целенаправленного отбора и апробации интерактивных форм и методов, наиболее целесообразных для развития творческих способностей в театральной деятельности.

Задать вопрос