Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста через интерактивные методы и формы обучения в театральной деятельности | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 сентября, печатный экземпляр отправим 2 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 24. Педагогика

Опубликовано в

LXXXVI международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, сентябрь 2024)

Дата публикации: 21.08.2024

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Павлова, Л. Е. Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста через интерактивные методы и формы обучения в театральной деятельности / Л. Е. Павлова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXXXVI Междунар. науч. конф. (г. Казань, сентябрь 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/520/18625/ (дата обращения: 18.09.2024).

Препринт статьи



В статье автор представляет свой опыт целенаправленного отбора и апробации интерактивных форм и методов, наиболее целесообразных для развития творческих способностей в театральной деятельности.

Ключевые слова: кукольный спектакль, способ развития креативности, ребёнок, сказка, мозговой штурм.

С 2008 по 2021 год одним из направлений в моей педагогической работе была театральная деятельность с младшими школьниками в рамках детского объединения «Театр кукол». Большинству ребят мои занятия помогли развить творческие способности.

Современному обществу нужны люди, способные творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы.

Статья № 75 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» гласит: «Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей». На первом месте, как видим, формирование и развитие творческих способностей.

В настоящий момент в психолого-педагогической науке и практике идет интенсивный поиск новых, нестандартных форм, способов и приемов обучения для развития творческих способностей и креативности у детей. Одними из возможных способов развития креативности младших школьников в образовательной деятельности являются интерактивные технологии.

Методы развития креативности в условиях дополнительного образования остаются мало разработанными и нуждаются в более тщательном обосновании. Поэтому проблема развития креативности младших школьников с помощью интерактивных технологий является одной из наиболее актуальных.

Творчество представляет собой одно из необходимых условий развития личности, которое включает в себя деятельность созидающую, ведущую к появлению новых идей, продуктов и открывающую новое в самом субъекте и уже существующих формах культуры. Англоязычным аналогом понятию творчества является понятие «креативность».

Изучением креативности как психолого-педагогической категории занимались многие учёные. Среди них Н.В Бибикова, Д. Б. Богоявленская, Дж. Гилфорд, С.А Новоселов, Л. Д. Лебедева, Д. Симпсон, В.А Сластенин, Э. Торранс, Д. Фелдман, С. М. Шурухт. Креативность детей младшего школьного возраста изучали Н. Г. Герасимова, В. Н. Дружинин, Ю. В. Корнилова, Е. В. Митина, Т. Ю. Хабарова и др.

Согласно исследованиям отечественных ученых, креативность младших школьников развивается в процессе деятельности, которая носит творческий характер и ориентирует обучающихся в процессе познавательной деятельности находить новые решения проблем в нетипичных ситуациях.

Младший школьный возраст является сензитивным периодом для развития творческих (креативных) способностей. Н. Г. Герасимова утверждает, что младший школьный возраст представляет собой благоприятный и значимый период для выявления и развития творческих способностей личности, так как в этом возрасте закладываются основы творческой и образовательной траектории, психологическая база продуктивной деятельности, формируется комплекс ценностей, качеств, способностей, потребностей личности, лежащих в основе ее творческого отношения к действительности. Поэтому развивать заложенные в каждом ребенке творческие способности, воспитывать у него необходимые для этого качества, — значит, создавать педагогические условия, которые будут способствовать этому процессу.

Интерактивные технологии являются одним из возможных способов развития креативности младших школьников в образовательной деятельности. Сущность интерактивных технологий раскрыта в работах Т. Ф. Башиной, Е. П. Ильина, Г. М. Коджаспировой, Н. С. Леоновой, В. А. Мазуриной, Ю. А. Толыпиной, Т. Ю. Хабаровой и др. Авторы указывают, что при применении интерактивных технологий на первый план выходит обеспечение педагогическими работниками таких образовательных условий, в которых приоритетом является активность обучающихся и возможность применения нестандартных подходов в познавательной, художественно-эстетической, социальной сфере. Сущность интерактивного обучения заключается в том, что образовательный процесс осуществляется при постоянном, активном взаимодействии всех его участников. Интерактивное взаимодействие исключает как преобладание одной идеи или доминирование одного участника учебного процесса над другим, так и одной мысли над другими.

Развитие креативности младших школьников через интерактивные технологии осуществляются через интерактивную лекцию, работу в парах, работу в микрогруппах, тренинговые занятия и т. д., а также с помощью следующих методов: эвристическая беседа, кейс-метод, дискуссии, проекты, мозговой штурм, игры (деловые, сюжетно-ролевые и т. д.), коллективные творческие задания и др.

«Виды творчества разнообразны, как и сферы деятельности. Выделяют научное, техническое, художественное, музыкальное, литературное, педагогическое творчество с различными их подвидами. Между некоторыми из них имеются довольно тесные связи» [5, с. 19]. В деятельности детского объединения «Театр кукол» переплетаются художественное и литературное творчество.

Важна последовательность и системность в развитии творческих способностей. Эпизодический характер творческих заданий не способствует активизации творческой деятельности учащихся.

В моём опыте отдано предпочтение следующим интерактивным методам: игра, мозговой штурм, коллективные творческие задания, а также такой форме работы, как интерактивные пары.

Включение обучающихся в творческую деятельность происходит постепенно, поэтапно, от более простых заданий к более сложным.

Начинается работа с интерактивных игр, так как игра — это универсальный инструмент для развития воображения и креативности. Несмотря на то, что игра в младшем школьном возрасте перестаёт быть ведущим видом деятельности, у детей есть желание играть. Этапы интерактивной игры: цели, правила, процесс игры, рефлексия.

Педагог может использовать пантомимические и словесные игры. Примеры пантомимических игр:

  1. «Где мы были не скажем, но зато покажем». Часть ребят показывает что-то без слов, остальные должны догадаться, что и где происходит. Затем дети меняются местами.
  2. «Превращение предмета». Предмет передаётся по кругу и каждый должен действовать по-своему, оправдывая его новое предназначение, чтобы была понятна суть превращения. Например, карандаш — ключ, отвертка, вилка, ложка, градусник, зубная щетка и т. д.
  3. «Превращение детей». По команде педагога дети превращаются в деревья, цветы, зверей и т. д.
  4. «Превращение комнаты». Дети распределяются на 2–3 команды, и каждая придумывает свой вариант превращения комнаты: магазин, зоопарк, пещера и т. д.

Примеры словесных игр:

  1. «Пожелание». Участники стоят в кругу. Педагог держит предмет (игрушка, мячик, цветок), передает следующему, говоря при этом комплимент с хорошими пожеланиями.
  2. «Бесконечное предложение» (каждый из детей добавляет одно слово таким образом, чтобы получалось предложение: Солнце. Светит солнце. Ярко светит солнце и т. д.)
  3. «Чистоговорки» (чистоговорка аналогична стихотворной строке, в которой присутствует ритм и рифма. Образец: Ра-ра-ра, начинается игРА. Дети начинают сочинять с разными слогами: Ша-ша-ша, на ушах висит лапша. Со-со-со, накачаю колесо… и т. д.)

На следующем этапе происходит соединение движения и слова, идёт работа в интерактивных парах:

  1. Предложенные педагогом парные этюды («Насос и надувная кукла», «Зеркало», «Разговор неодушевлённых предметов» и др.), а также этюды, придуманные детьми.
  2. Отработка необходимых навыков в упражнениях по сценической речи (в том числе придуманных ребятами), при этом один в паре — учитель, а другой — ученик.
  3. Разучивание и разыгрывание диалогов из разных произведений, а также сочинение по аналогии диалогов и стихов-диалогов для инсценирования.
  4. Импровизация интерактивного диалога артиста-кукольника со зрителями

На третьем этапе дети выполняют коллективные творческие задания с использованием метода «Мозговой штурм» — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике [1, с. 76]. Этот метод используется, как правило, когда нужно от начала и до конца выполнить коллективную творческую работу, а именно кукольный спектакль для участия в конкурсе. Нужно сочинить, изучив требования к конкурсным работам, сказку, сделать кукол, декорации, реквизит и т. д. Если кто-то из детей стесняется говорить, можно предложить им высказаться по проблеме в письменной форме. В следующий раз ребята становятся смелее.

Конечно, сочинение новых сказок происходит не сразу. Сначала, например, нужно предложить обучающимся придумать новый конец к известной сказке, в следующий раз — сочинить сказку с определённым набором персонажей. Однажды был конкурс на лучшего мастера-кукольника. После подведения итогов я предложила сочинить такую сказку, чтобы все куклы, сделанные на конкурс, стали её героями. Ребята коллективно сочинили замечательную сказку под названием «Волшебный водопад». Затем можно дать задание создать сказку по теме, предложенной конкурсом. На начальном этапе выполнения такого задания мы используем мозговой штурм.

Самый высокий уровень — сочинение авторской сказки, когда один обучающийся самостоятельно выполняет творческую работу.

Ребята из ДО «Театр кукол», проходя коллективно поэтапный путь развития креативных способностей, достигли высоких результатов в творчестве:

  1. Всероссийский экологический форум «Зелёная планета»:

— 2017 г. — 3 место на региональном этапе (кукольный спектакль «Сказка о спасении болота»);

— 2018 г. — призёр муниципального этапа (кукольный спектакль «Сказка о добром деле»);

— 2019 г. — 2 место муниципального этапа (кукольный спектакль «Сказка о мусоре»);

— 2020 г. — призёр муниципального этапа (кукольный спектакль «Сказка о потерянной медали»).

2. Выставка «Зеркало природы»: (2019 г.) — победитель муниципального этапа (кукольный спектакль «Сказка о зубрёнке»).

Несколько учащихся выделяются среди других ребят более высоким уровнем творческих способностей. Каждый из них сочиняет самостоятельно стихи и сказки для участия в конкурсах. Они могут похвастаться своими достижениями:

— Маргарита Б., неоднократный победитель конкурсов образовательного портала «Ника» в номинации «Поэзия»;

— Максим Т., призёр конкурса образовательного портала «Ника» в номинации «Поэзия»;

— Дарья А. победитель и призёр конкурсов образовательного портала «Ника» в номинации «Поэзия», «Призвание» в номинации «Проза» (сказка);

— Михаил К., победитель конкурса «Призвание» в номинации «Проза» (сказка);

— Серафима К., победитель конкурса «Призвание» в номинации «Проза» (сказка).

Таким образом, целенаправленная педагогическая работа с использованием интерактивных методов в театральной деятельности способствует развитию творческих способностей обучающихся.

Литература:

1. Альтшуллер Г. С. Найти идею: введение в ТРИЗ-теорию решения изобретательских задач. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.

2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.: Академия, 2011.

3. Герасимова Н. Г. Развитие творческой активности младших школьников в процессе реализации игровой педагогической технологии. [Электронный ресурс] // Электронная библиотека. URL.: http://www.dissercat.com/content/razvitie-tvorcheskoi-aktivnosti-mladshikhshkolnikov-v-protsesse-realizatsii-igrovoi-pedagog#ixzz5FgZQO

4. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. — СПб.: Питер, 2006.

5. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одарённости. — СПб.: Питер, 2013.

6. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. — М., 2000.

7. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: уч. пособ. М.: Народное образование, 1998.

8. Туник Е. Е. Лучшие тесты на креативность. Диагностика творческого мышления. — СПб.: Питер, 2013.

9. Хуторский А. В. Развитие творческих способностей. — М.: Владос, 2000.