Арт-терапия как метод исследования и инструмент психологической коррекции кризисных состояний подростков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №14 (461) апрель 2023 г.

Дата публикации: 09.04.2023

Статья просмотрена: 231 раз

Библиографическое описание:

Рекунова, М. П. Арт-терапия как метод исследования и инструмент психологической коррекции кризисных состояний подростков / М. П. Рекунова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 14 (461). — С. 280-282. — URL: https://moluch.ru/archive/461/101315/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье автор пытается определить практическое значение арт-терапии как инструмента психологической коррекции кризисных состояний подростков.

Ключевые слова: арт-терапия, кризисные состояния, подростки.

Практически все существующие направления психотерапии занимаются изучением кризисных состояний и помощью в кризисных ситуациях. Кризисные состояния детей и подростков представляют собой особый временной интервал, отличительными характеристиками которого считается существенная психофизиологическая перестройка, формирование новых моделей поведения и нравственных устоев, а также основ мировоззрения. Проблемы психологического характера и кризисные состояния у подростков в период созревания зачастую приобретают тяжелые формы и становятся следствием девиантного или деликвентного поведения. Именно в это время увеличивается суицидальный риск, а также поведенческие и экстремально-личностные отклонения.

В период психологического кризиса подростки поглощены негативными эмоциями. Можно перечислить следующие: гнев, напряженность, беспокойство, растерянность, страх, апатия, нетерпеливость, чувство одиночества, печаль, напряженность и др.

Соответственно, ухудшается общее и психоэмоциональное состояние здоровья. На соматическом уровне часто наблюдаются следующие проявления: нарушение сна и пищевого поведения, чувство усталости и ломоты в теле, простудные заболевания и головные боли, возможно развитие и других психосоматических симптомов. Психоэмоциональное состояние максимально пассивное или агрессивное, мотивационный заряд практически на нуле, пропадает стремление к жизни и когнитивному росту, наблюдаются депрессивные или крайне эмоционально неустойчивые проявления в поведении.

Подростки нуждаются в принятии и эмоциональной поддержке. Терапевты, работающие с подростками, должны быть гибкими, эмпатичными, мыслить креативно и обладать творческими способностями, это необходимые условия для установления связи со своими пациентами. Специалисту следует не использовать директивные методы поведения. Важно находиться рядом слушать и наблюдать, бережно следовать за ребенком, не навязывая свое видение мира, не загоняя в рамки.

Как правило, подростки находятся в состоянии психологического сопротивления. Терапевт обязательно создает условия для преодоления барьера между ним и пациентом (подросток). В классическом варианте можно выделить общие задачи работы психолога с подростком: обучить методам снижения эмоциональной напряженности; познакомить подростка с моделью принятия выбора из ряда альтернатив; вовлечь подростка в деятельность по рассмотрению и переопределению мотивов.

Одной из ведущих форм преодоления сопротивления подростка во время психотерапии, является выбор терапевтом методов работы с тем или иным клиентом. Арт-терапия занимает ведущее место в числе направлений, занимающихся диагностикой и коррекцией кризисных состояний и нарушений у подростков. Арт-терапевтическое пространство максимально безопасно: дает возможность невербального контакта (опосредованного продуктом арт-терапии); используя арт-терапевтические техники, даже в случае агрессивного или крайне пассивного проявления, терапевт добивается эффективного эмоционального реагирования и включенности подростка в психотерапевтический процесс; погружение в арт-терапию способствует снятию психологических защит и преодолению коммуникативных барьеров гораздо быстрее, чем в других направлениях психокоррекционной деятельности; оказывает дополнительное влияние на осознание ребенком своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний, создает предпосылки для регуляции эмоциональных состояний и реакций; арт-терапевтическое пространство в сознании подростка, как некая свобода и возможность рассказать о себе, раскрыть свой творческий потенциал.

Применение потенциала искусства и творческой активности детей и молодежи является одним из существенных факторов сохранения их психического и физического здоровья, решения образовательных и воспитательных задач, успешной психосоциальной адаптации и повышения качества жизни. С одной стороны, арт-терапия тесно связана с клинической практикой, применяется как основное вспомогательное направлении при лечении психосоматических симптомов у подростков.

Но, с другой стороны, арт-терапия также связана с художественной практикой. Имеет значение знание специалистом возможностей различных художественных материалов. Психолог создает для клиента необходимые условия и обеспечивает различными изобразительными материалами — гипс, пластилин, глина, песок, художественная пастель и мелки, разные виды бумаги и красок, наборы круп и фигурки разной тематики, ткани и нитки, часто используются журналы, открытки, макеты произведений искусств и др. Для подростка крайне важно иметь возможность использовать предоставленные им материалы по своему желанию, стремясь в присутствии арт-терапевта выразить в изобразительной работе свои мысли и чувства.

Изобразительная деятельность сама по себе является значимым терапевтическим фактором, оказывающим позитивное воздействие, как на физическое так и на эмоциональное состояние ребенка. Контакт с арт-терапевтическим материалом допускает разные формы взаимодействия и отреагирования. Например, песок и глина в большинстве случаев оказывают седативный эффект, помогают снять эмоциональное и физическое напряжение. Другие техники — отреагировать сложные переживания и достичь над ними контроля.

Арт-терапия, по сути, одна из форм игры, а игра — ведущая формой деятельности детей и подростков. Играют не потому, что это необходимо, а просто чтобы играть. «Играя, мы попадаем в абсолютно комфортное и безопасное пространство. И вот в этом самом пространстве вдруг и оказывается, что я на самом деле очень многое могу, и в частности — могу быть таким, каким еще никогда не был в реальной жизни. Такой колоссальный ресурс грех не использовать. Игровая деятельность не имеет практической цели». [1, с. 45].

Таким образом, игровая арт-терапевтическая деятельность предоставляет огромную возможность подростку проявить свободу в выборе собственной стратегии поведения, чего большинству катастрофически не хватает ввиду того, что ребенок еще продолжает находиться в прямой зависимости и привязанности с родителем. Именно игра в большей степени способствует тому, что подросток, закрепив на бессознательном уровне новую стратегию поведения, с легкостью способен выйти из кризисной ситуации, так как в процессе погружения в арт-терапию были обнаружены новые копинг-стратегии, которые ребенок ранее не замечал и не имел возможности рассмотреть их как вполне реальные деятельностные механизмы выхода из сложившейся затруднительной ситуации. Таким образом, выражение чувств и представлений подростка в процессе изобразительного творчества и игры также является эффективным наглядным и доступным способом для принятия различных сторон его внутреннего мира, а также сформировавшаяся игровая среда помогает терапевту, не используя директивные методы, вступить с ним психотерапевтическое взаимодействие.

Методы арт-терапии обладают значительным здоровьесберегающим потенциалом применительно к системе образования. Использование этих методов на базе школ и других образовательных учреждений может выступать одним из факторов сохранения психического здоровья учащихся и педагогических кадров. Как отмечают А. И. Копытин и Е. Е. Свистовская, Т. Ю. Колошина «внедрение арт-терапии в различных образовательных учреждениях позволяет решать задачи предупреждения и коррекции поведенческих и эмоциональных расстройств у детей и подростков, развития у них комплекса психологических навыков, необходимых для успешной психосоциальной адаптации, проводить работу с семьями учащихся, а также педагогами в целях профилактики синдрома эмоционального выгорания. Школьная арт-терапия может повышать оперативность психологических вмешательств и тем самым усиливать профилактическую направленность работы с подрастающим поколением» [2, с. 31].

Итак, арт-терапия уникальное направление, практически не имеющее ограничений. Возможны как групповые, так и индивидуальные формы работы. Данное направление признается наиболее безболезненным и щадящим методом работы с личностью, что особенно важно при работе с подростками, ввиду нестабильности их психоэмоционального состояния и склонности к психологическому сопротивлению. Арт-терапия опирается на положительные переживания человека, способствует снятию физического и эмоционального напряжения. Для подростка данный вид творческой деятельности это легко и приятно, это возможность быть собой без стандартов и навязанных ограничений, т. е. полное раскрепощение и самовыражение личности.

Литература:

  1. Копытин А. И., Свистовская Е. Е., Арт-терапия детей и подростков. — М.: Когито-Центр , 2017 г.
  2. Колошина Т. Ю., Арт-терапевтические техники, — СПб.: Речь, 2010г.
Основные термины (генерируются автоматически): подросток, психологическое сопротивление, психоэмоциональное состояние.


Похожие статьи

Роль арт-терапии в урегулировании деструктивного поведения подростка

В статье раскрывается проблема социализации подростков с деструктивным поведением. Представлены основные причины деструктивного поведения подростков. Арт-терапия рассматривается как средство коррекции агрессивного поведения подростков в рамках образо...

Арт-терапия в групповой работе по развитию эмоциональной сферы слабослышащих детей младшего школьного возраста

В статье авторы пытаются отразить проблемы эмоционального развития слабослышащих детей младшего школьного возраста и значимость арт-терапии при развитии эмоциональной сферы.

Роль арт-терапии в развитии творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрываются возможности применения арт-терапии в развитии творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Сенсорное воспитание в раннем возрасте посредством дидактических игр

В статье рассматривается значимость сенсорного воспитания на основе исследования отечественных и зарубежных исследований, а также опираясь на личный опыт.

Особенности работы с психической травмой у детей дошкольного возраста

В статье на основе опыта работы автор раскрывает значимость темы коррекционной работы с психотравмой на современном этапе развития общества.

Диагностика и коррекция тревожности девиантных подростков средствами арт-терапии

В данной статье отражены способы диагностики и коррекции тревожности девиантных подростков с помощью арт-терапии.

Изучение вербальной агрессии подростков в образовательном учреждении

В статье актуализируется проблема вербальной агрессии подростков. Обозначены методы и методики исследования вербальной агрессии, описываются результаты исследования вербальной агрессии подростков, а также методы ее профилактики и коррекции в образова...

Использование настольных психологических игр в развитии эмоционально-волевой сферы старших дошкольников

В статье автор рассказывает об эффективности использования настольных психологических игр в развитии эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста.

Компьютерная зависимость у детей подросткового возраста

Статья посвящена изучению проблемы компьютерной зависимости. Представлен анализ компьютерной зависимости как явления в подростковом возрасте. Описаны результаты исследования склонности детей к компьютерной зависимости.Предпринята попытка разработки р...

Компьютерная зависимость как основная проблема современных подростков

В статье автор рассматривает основные причины развития компьютерной зависимости, ее особенности в подростковом возрасте, меры защиты подростков от негативного влияния компьютерных технологий на психику детей.

Похожие статьи

Роль арт-терапии в урегулировании деструктивного поведения подростка

В статье раскрывается проблема социализации подростков с деструктивным поведением. Представлены основные причины деструктивного поведения подростков. Арт-терапия рассматривается как средство коррекции агрессивного поведения подростков в рамках образо...

Арт-терапия в групповой работе по развитию эмоциональной сферы слабослышащих детей младшего школьного возраста

В статье авторы пытаются отразить проблемы эмоционального развития слабослышащих детей младшего школьного возраста и значимость арт-терапии при развитии эмоциональной сферы.

Роль арт-терапии в развитии творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрываются возможности применения арт-терапии в развитии творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Сенсорное воспитание в раннем возрасте посредством дидактических игр

В статье рассматривается значимость сенсорного воспитания на основе исследования отечественных и зарубежных исследований, а также опираясь на личный опыт.

Особенности работы с психической травмой у детей дошкольного возраста

В статье на основе опыта работы автор раскрывает значимость темы коррекционной работы с психотравмой на современном этапе развития общества.

Диагностика и коррекция тревожности девиантных подростков средствами арт-терапии

В данной статье отражены способы диагностики и коррекции тревожности девиантных подростков с помощью арт-терапии.

Изучение вербальной агрессии подростков в образовательном учреждении

В статье актуализируется проблема вербальной агрессии подростков. Обозначены методы и методики исследования вербальной агрессии, описываются результаты исследования вербальной агрессии подростков, а также методы ее профилактики и коррекции в образова...

Использование настольных психологических игр в развитии эмоционально-волевой сферы старших дошкольников

В статье автор рассказывает об эффективности использования настольных психологических игр в развитии эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста.

Компьютерная зависимость у детей подросткового возраста

Статья посвящена изучению проблемы компьютерной зависимости. Представлен анализ компьютерной зависимости как явления в подростковом возрасте. Описаны результаты исследования склонности детей к компьютерной зависимости.Предпринята попытка разработки р...

Компьютерная зависимость как основная проблема современных подростков

В статье автор рассматривает основные причины развития компьютерной зависимости, ее особенности в подростковом возрасте, меры защиты подростков от негативного влияния компьютерных технологий на психику детей.

Задать вопрос