Коррекция аутодеструктивного поведения подростков посредством арт-терапии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Исмагилова, Д. Ф. Коррекция аутодеструктивного поведения подростков посредством арт-терапии / Д. Ф. Исмагилова, Г. Р. Фаттахова, А. Н. Арсланов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 47 (442). — С. 495-498. — URL: https://moluch.ru/archive/442/96683/ (дата обращения: 19.11.2024).



В современном обществе интенсивно продолжает распространяться аутодеструктивное поведение среди подросткового возраста. Аутодеструктивное поведение является одним из компенсаторных защитных механизмов адаптации и стабилизации личности, возможностью приспособления к неблагоприятным условиям.

В работе проанализированы проблемы возникновения аутодеструктивного поведения у подростков, выявлены причины аутодеструкции, определены виды и способы коррекционной работы с подростками. Анализ психолого-педагогических технологий коррекции аутодеструктивного поведения подростков показал возможности применения средств арт-терапии для снижения деструкций, связанных с различными аспектами жизни подростков.

Ключевые слова: аутодетсруктивное поведение, смыслообразование, образовательная среда, подростковый возраст, психолого-педагогические технологии, арт-терапевтические технологии, Я-концепция.

In modern society, auto-destructive behavior among adolescents continues to spread intensively. Auto-destructive behavior is one of the compensatory protective mechanisms of adaptation and stabilization of the individual, the ability to adapt to adverse conditions. The paper analyzes the problems of the emergence of auto-destructive behavior in adolescents, identifies the causes of auto-destruction, and identifies the types and methods of correctional work with adolescents. The analysis of psychological and pedagogical technologies for the correction of auto-destructive behavior of adolescents has shown the possibility of using art therapy to reduce the destructions associated with various aspects of the life of adolescents.

Keywords: auto-destructive behavior, meaning formation, educational environment, adolescence, psychological and pedagogical technologies, art-therapeutic technologies, I-concept.

Актуальность темы исследования. Становление и развитие личности современных подростков протекает в достаточно непредсказуемом мире. В среде молодого поколения проводится пропаганда массовой поп-культуры, которая, по мнению специалистов, приводит к остановке в развитии высших психических функций и деградации личности в целом [1].

В настоящее время деструктивное поведение подростков является одной из самых острых проблем современного общества. С большой скоростью возрастает число подростков, прогуливающих школу, неуспевающих в учебе, имеющих интернет-зависимость, употребляющих алкоголь, табак и психотропные препараты.

Деструктивное поведение современных подростков в виде саморазрушительного — аутодеструктивного, является предметом изучения многих наук (философия, психология, медицина, социология, юриспруденция) [2].

Профилактика и коррекция аутодеструктивного поведения подростков требует эффективного решения всеми доступными способами, включая и методы арт-терапии. Аутодеструктивное поведение — поведение, направленное не на достижение биологического, психологического и социального благополучия, развития и роста личности, а на саморазрушение и преждевременную смерть [3, 4].

Среди современных подростков одними из более распространенных проявлений саморазрушения являются: зависимое и аддиктивное поведение (алкоголь, курение, проба психотропных препаратов, интернет-зависимость); рискованное поведение (виктимное поведение, увлеченность экстремальным досугом, случайный секс); социально-пассивное поведение (бегство из дома, уклонение от учебы, бродяжничество и попрошайничество); аутоагрессивное поведение (самоповреждения, попытки суицида) [3].

В психологии проблема аутодеструктивного поведения описывается в научных работах: О. О. Андрониковой, И. В. Берно-Беллекура, Б. С. Братуся, Т. Н. Горобец, Т. А. Донских, Ц. П. Короленко, А. Е. Личко. Теориюаутоагрессии рассматривали: А. Г. Амбрумова, Е. М. Вроно, Г. Я. Пилягина, Н. А. Ратинова, А. А. Реана, Е. Г. Трайнина, З. Фрейд, А. Фрейд, К. Хорни.

Учеными было предложено большое количество разнообразных методов коррекции и профилактики аутодестуктивного поведения. В их числе можно выделить арт-терапию (art — искусство, therapy — терапия, лечение), которая не имеет свойства изменять травмы прошлого или исцелить глубокие психолого-эмоциональные нарушения, но она способна уменьшить страх одиночества, мобилизовать и развить внутренние ресурсы, открывая путь к эмоциональной реабилитации [5].

Эффективность арт-терапии подтвердилась широким спектром работ по музыкотерапии Л. С. Брусиловским, И. М. Гриневым, В. И. Петрушкиным; по вокалотерапии: С. В. Шушарджаном; по изотерапии: М. Е. Бурно, А. И. Захаровым, Р. Б. Хайкиным; по библиотерапии: А. М. Миллером, В. В. Мурашевским, Ю. Б. Некрасовой, Е. Ю. Рау; по имаготерапии: И. Е. Вольпертом, Н. С. Говоровым [8].

Подростковый возраст — один из самых важных и ответственных жизненных периодов. Часто его называют критическим, но это не без основания. Специалисты, работающие в школьных учреждениях, в значительной степени имеют ответственность за то, какими людьми вырастут их ученики. Но на формирование личности подростка также влияют и другие не мало важные факторы, к примеру, возникновение трудностей в общении с одноклассниками и сверстниками, дезадаптация к классу могут стать одной и причин возникновения аутодеструктивного поведения [8].

У подростков любая форма проявления аутодеструктивного поведения усугубляется от невозможности разобраться в своих переживаниях, чувствах, тревогах. Но именно в этом возрасте человек приобретает черты характера и личностные особенности, в дальнейшем определяющие его успешность [1].

Арт-терапия предполагает собою комплекс психокоррекционных методик, обладающих характерными чертами и различиями, принадлежащих как к конкретному типу творчества, так и направленностью, технологией психокоррекционного лечебного применения. Спонтанная изобразительная деятельность выражает скрытое содержание психической жизни. Арттерапевтические методики могут проводиться как индивидуально, так и в группе. Например, индивидуальная арт-терапия может применяться в психиатрии для лиц, к которым нельзя применять вербальную психотерапию, клиентов с неглубокими психическими расстройствами невротического характера или для детей и взрослых с проблемами вербализации (аутисты, заикание, малоконтактность), с посттравматическими расстройствами [2].

В рамках эмпирического исследования по заданной теме нами было проведено тестирование на базе МБОУ «Центр образования№ 69» г. Уфы.

В исследовании принимали участие учащиеся 8 «В» и 8 «Г» классов, 14–15 лет, в количестве 40 человек. Методики исследования: методика «СДП» Э. В. Леус, А. Г. Соловьев, методика «13 зависимостей» Г. В. Лозовая, методика «Показатели и формы агрессии» Басса-Дарки.

На констатирующем этапе эксперимента склонность к девиантному поведению была выявлена у 11 подростков с помощью методики СДП (склонность к девиантному поведению) Э. В. Леус, САФУ им. М. В. Ломоносова; А. Г. Соловьев, СГМУ, г. Архангельск.

У составленной выборки подростков была проведена методика на выявление различных видов зависимостей (аддикцию) «13 видов зависимостей» Г. В. Лозовая, методика «Диагностика показателей и форм агрессии» А. Басс, А. Дарки. Анализируя полученные результаты проведения методики «СДП», можно отметить, что по шкале социально-обусловленного поведения (СОП) было выявлено 3 человека с высоким уровнем и 1 с низким.

По шкале делинквентного (допротивоправного) поведения (ДП) высокий уровень показали 2 ученика. Зависимое поведение (ЗП) было выявлено у 3-х подростков. Высокий уровень агрессивного поведения (АП) выявлен у 4-х и средний показатель со склонностью к высокому выявлен у одной ученицы. Саморазрушающего (СП) поведения не было выявлено среди подростков.

По результатам методики «СДП» Э. В. Леус и А. Г. Соловьева мы можем заметить, что одни из высоких показателей выявлены в шкале социально обусловленного поведения (СОП) — 16 %. Данный факт свидетельствует о том, что у этих учеников есть адаптированное поведение к значимой для них группе, возможно имеющей как девиантную, так и положительную направленность. Зависимость от других людей или общения.

Делинквентное или допротивоправное поведение (ДП) выявлено у 2-х подростков — 10 %. Таким ученикам характерны мелкие хулиганства, нецензурная лексика, оскорбительная манера обращения. По отношению к учебному процессу могут проявляться нарушения техники безопасности, прогулы уроков, появление в учебном заведении в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

Высокий показатель зависимого поведения (ЗП) выявлен у 16 % класса — 3 ученика и обнаруженная ситуативная предрасположенность к нему у 10 % класса, а это 2 ученика. Давая характеристику шкале зависимого поведения, нужно учитывать многообразие видов зависимостей таких как: химическое, аддикция к еде, азартные игры, интернет-зависимость, спортивная аддикция и другие. Какие именно зависимости свойственны проявившимся подросткам выясним при помощи следующей нашей методики.

Высокий показатель агрессивного поведения (АП) в 8 «В» классе был выявлен у 4-х человек, что составило 21 % от общего количества ребят в классе. Так же был выявлен средний уровень зависимого поведения у 5-х подростков, что составляет 26 % от общего количества класса, среди них выделяется ученица Татьяна П., находящаяся на стыке между средним и высоким уровнем зависимости, автоматически попадая в группу риска.

Саморазрушительного поведения (СП), также не было выявлено среди подростков, 10 % учеников имеют среднюю выраженность, но данные показатели не критичны, так как количество их баллов находятся ближе к низкому уровню. Агрессия подростка бывает вербальная и физическая, направленная на окружающих людей, враждебность, негативизм, дерзость и мстительность.

По результатам методики «СДП» в 8 «Г» классе в шкале социально-обусловленного поведения (СОП) было выявлено 9,5 % учеников с высоким уровнем и 9,5 % с низким уровнем. Делинквентное (допротивоправное) поведение (ДП) проявилось у 9,5 % подростков в 8 «Г» классе. Сформированное зависимое поведение (ЗП) было выявлено у 5-ти % от всего класса. Высокий уровень агрессивного поведения (АП) — 9,5 % подростков. Саморазрушающего поведения (СП) среди подростков 8 «Б» классе выявлено не было.

Таким образом, благодаря методике «СДП» Э. В. Леус и А. Г. Соловьева нами было выявлено 11 подростков с высокой степенью выраженности дезадаптации с различными видами девиантного поведения. Девиантное поведение в подростковом возрасте может выражаться побегами из дома и заканчиваться разбойными нападениями и самоубийством. Подростки, которых мы выявили, находятся в зоне социального риска, чтобы исключить этот факт, сними в дальнейшем будет проводиться коррекционная работа с помощью разработанной программы коррекции.

Поэтому нами предлагается реализация программы коррекции аутодеструктивного поведения средствами арт-терапии, направленную на формирование и развитие умений преодолевать трудности, совладать с деструктивными эмоциями и состояниями, коммуникативной компетентности подростков, навыков самоанализа, способности взаимодействовать с другими людьми и разрешать конфликты.

При сравнении данных, полученных до и после реализации коррекционной программы стало заметно, что по шкале зависимости «Интернет» снизили показатели с высокого уровня на средний 3 человека, что составляет 27 % от общего количества исследуемой группы; изменили показатели по шкале зависимости «Интернет» со среднего на низкий 2 человека, что составляет 18 % от исследуемой группы. Как говорилось ранее по шкале «Любовная» на первых этапах исследования не было выявлено высокого показателя зависимости, только средний уровень.

При повторной диагностике одна ученица снизила свои показатели со среднего уровня зависимости до низкого. По шкале зависимости «ТВ» при повторной диагностике 2 человека сменили свои показатели с высокого уровня на средний, что составило 18 % от исследуемой группы подростков и одна ученица сменила свои показатели со среднего на низкий уровень аддиктивного поведения. По шкале «Общая склонность» изменили количество баллов двое учениц, что составило 18 % от исследуемой группы, тем самым при интерпретации результатов было выявлено о их переходе со среднего уровня зависимости на низкий.

Проведенные занятия положительно повлияли на девочек из исследуемой группы, к сожалению, на мужскую половину не значительно повлияла коррекционная работа. Так же в исследуемой группе повторная диагностика проводилась по ранее использованной методике Басса-Дарки «Диагностика показателей и форм агрессии» после реализации коррекционной программы.

При повторной обработке полученных результатов по методике Басса Дарки «Диагностика показателей и форм агрессии» выяснилось, что после реализации коррекционной работы двое учащихся сменили свои ответы по шкале «Враждебность» на предоставленные утверждения, тем самым вошли в рамки средних показателей по данной шкале.

Так же нам удалось с помощью проведения коррекционной работы снизить показатели высокого уровня по шкале «Агрессивность» у 3-х подростков, благодаря чему, ребята показали результаты по повторно проведенной методике тем самым вошли в рамки средних показателей по данной шкале. По шкале «Чувство вины», к сожалению, не было выявлено положительной тенденции со стороны подростков.

Опираясь на результаты проведенной исследовательской работы, мы можем говорить об эффективности разработанной коррекционной программы.

Литература:

  1. Аминова Л. Я. Феномен девиантного поведения / Newsof Science and Education. — 2019. — Т. 5. — № 3.
  2. Балабанов А. В. Сорокоумова, Г. В. Арт-терапия как эффективное средство развития рефлексии и коррекции девиантного поведения зависимых / Молодежь выбирает жизнь. Под. ред. Г. А . Петровой, Ж. В. Никоновой, С. В. Немировой. 2018. — С. 12–16.
  3. Гай Е. С. Бондарь, А. Н. Проблема девиантного поведения подростков / педагогика и современное образование: традиции, опыт и инновации сборник статей VII Международной научно-практической конференции. Пенза, 2019.
  4. Картушина Л. С. Предупреждение девиантного поведения младших школьников посредством арт-педагогических технологий // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 50–4.
  5. Копытин А. И. Основы Арт-терапии. Санкт-Петербург, 1999.
  6. Медведева, Е. А. Левченко, И. Ю. Комисарова, Л. Н. Добровольская, Т. А. Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании. М., Академия, 2001.
  7. Морева Ю. Е. Возможности арт-терапии в работе с учащимися девиантного поведения / Социология в современном мире: наука, образование, творчество. 2016.
  8. Немов Р. С. психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
  9. Серикова В. А. Арт-терапия, как способ уменьшения девиантного поведения школьников / Энергия науки сборник VI Международной научно-практической Интернет-конференции студентов и аспирантов. 2016.
Основные термины (генерируются автоматически): высокий уровень, поведение, подросток, исследуемая группа, коррекционная работа, девиантное поведение, зависимое поведение, подростковый возраст, шкала, агрессивное поведение.


Ключевые слова

образовательная среда, я-концепция, подростковый возраст, психолого-педагогические технологии, смыслообразование, аутодетсруктивное поведение, арт-терапевтические технологии

Похожие статьи

Исследование особенностей взаимосвязи структурных компонентов ассертивности подростков 12–13 лет

В статье рассмотрены взаимосвязи структурных компонентов ассертивности в поведенческой, эмоционально-волевой и когнитивной сферах у подростков 12–13 лет. Выявлены основные связи между факторами школьной тревожности, навыком уверенного поведения и ирр...

Роль арт-терапии в урегулировании деструктивного поведения подростка

В статье раскрывается проблема социализации подростков с деструктивным поведением. Представлены основные причины деструктивного поведения подростков. Арт-терапия рассматривается как средство коррекции агрессивного поведения подростков в рамках образо...

Роль совладающего поведения и стрессоустойчивости личности в формировании склонности к химической зависимости у молодежи

В статье проводится теоретический анализ роли совладающего поведения и стрессоустойчивости личности в формировании склонности к химической зависимости. Проводится теоретический анализ исследований, показывающих, что неспособность личности справляться...

Использование социально-ориентированных игровых технологий в восстановлении развития детей с расстройством акустического спектра

Рассматриваются игровые технологии в работе с детьми с расстройством акустического спектра и других ментальных нарушений. Игра — одно из ведущих средств воспитания и формирования коммуникативных умений и способностей. Игра-имеет преимущества перед вс...

Формирование аддиктивнного поведения и образовательная модель его профилактики

Статья посвящена причинам формирования аддиктивного поведения, взаимосвязи и взаимодействию биологических, психосоциальных и средовых факторов при формировании данного негативного феномена, а так же роли и значению образовательной среды, как средства...

Психодиагностика беременных женщин с внутриличностным конфликтом

Общими целями психопрофилактики внутренних конфликтов, а так же негативных воздействий стрессовых факторов являются: помощь в осознании дезадаптивных форм собственного поведения, развитие личностных стратегий и личностно-средовых ресурсов совладания ...

Проблемы коррекции аутоагрессии у детей младшего школьного возраста

В настоящей статье авторами рассматриваются некоторые актуальные проблемы коррекции аутоагрессии у детей младшего школьного возраста. Рассматриваются различные подходы к понимаю сущности и причин аутоагрессии, предлагаются различные варианты по разре...

Связь ценностных ориентаций и статуса личностной идентичности в подростковом возрасте

Исследование направлено на изучение связи между ценностными ориентациями и статусом личностной идентичности у подростков. Актуальность исследовательской работы обусловлена сложностями формирования идентичности в современном социокультурном контексте....

Формирование эмоционально-чувственной сферы в младшем школьном возрасте как профилактика алекситимии у детей с задержкой психического развития

Статья посвящена изучению факторов риска возникновения алекситимии у детей с задержкой психического развития, а также изменениям эмоционально-волевой сферы у выборки испытуемых посредством проведения проектной деятельности.

Развитие эмоциональной сферы младших дошкольников в процессе социализации

Статья посвящена изучению эмоциональной сферы младших дошкольников в процессе их социализации. Результаты показали, что дети 3–4 лет лучше воспринимают эмоции, если характеризуют поведение, ситуацию, поступок, чем по лицевым экспрессиям. При проведен...

Похожие статьи

Исследование особенностей взаимосвязи структурных компонентов ассертивности подростков 12–13 лет

В статье рассмотрены взаимосвязи структурных компонентов ассертивности в поведенческой, эмоционально-волевой и когнитивной сферах у подростков 12–13 лет. Выявлены основные связи между факторами школьной тревожности, навыком уверенного поведения и ирр...

Роль арт-терапии в урегулировании деструктивного поведения подростка

В статье раскрывается проблема социализации подростков с деструктивным поведением. Представлены основные причины деструктивного поведения подростков. Арт-терапия рассматривается как средство коррекции агрессивного поведения подростков в рамках образо...

Роль совладающего поведения и стрессоустойчивости личности в формировании склонности к химической зависимости у молодежи

В статье проводится теоретический анализ роли совладающего поведения и стрессоустойчивости личности в формировании склонности к химической зависимости. Проводится теоретический анализ исследований, показывающих, что неспособность личности справляться...

Использование социально-ориентированных игровых технологий в восстановлении развития детей с расстройством акустического спектра

Рассматриваются игровые технологии в работе с детьми с расстройством акустического спектра и других ментальных нарушений. Игра — одно из ведущих средств воспитания и формирования коммуникативных умений и способностей. Игра-имеет преимущества перед вс...

Формирование аддиктивнного поведения и образовательная модель его профилактики

Статья посвящена причинам формирования аддиктивного поведения, взаимосвязи и взаимодействию биологических, психосоциальных и средовых факторов при формировании данного негативного феномена, а так же роли и значению образовательной среды, как средства...

Психодиагностика беременных женщин с внутриличностным конфликтом

Общими целями психопрофилактики внутренних конфликтов, а так же негативных воздействий стрессовых факторов являются: помощь в осознании дезадаптивных форм собственного поведения, развитие личностных стратегий и личностно-средовых ресурсов совладания ...

Проблемы коррекции аутоагрессии у детей младшего школьного возраста

В настоящей статье авторами рассматриваются некоторые актуальные проблемы коррекции аутоагрессии у детей младшего школьного возраста. Рассматриваются различные подходы к понимаю сущности и причин аутоагрессии, предлагаются различные варианты по разре...

Связь ценностных ориентаций и статуса личностной идентичности в подростковом возрасте

Исследование направлено на изучение связи между ценностными ориентациями и статусом личностной идентичности у подростков. Актуальность исследовательской работы обусловлена сложностями формирования идентичности в современном социокультурном контексте....

Формирование эмоционально-чувственной сферы в младшем школьном возрасте как профилактика алекситимии у детей с задержкой психического развития

Статья посвящена изучению факторов риска возникновения алекситимии у детей с задержкой психического развития, а также изменениям эмоционально-волевой сферы у выборки испытуемых посредством проведения проектной деятельности.

Развитие эмоциональной сферы младших дошкольников в процессе социализации

Статья посвящена изучению эмоциональной сферы младших дошкольников в процессе их социализации. Результаты показали, что дети 3–4 лет лучше воспринимают эмоции, если характеризуют поведение, ситуацию, поступок, чем по лицевым экспрессиям. При проведен...

Задать вопрос