Проблема профориентации в нашей стране является общественно значимой, так как от неё зависит состояние общества, занятость населения, возможность выявления способностей и интересов молодого поколения и направление их в наиболее подходящие сферы деятельности. Ребенок сделает уверенный и осознанный выбор во взрослой жизни, если его познакомить с максимальным количеством профессий начиная, конечно же, с профессий родителей, заканчивая новыми профессиями современного мира.
До некоторого времени вопрос о профессиональном самоопределении детей возникал к моменту окончания ими школьного обучения в связи с необходимостью выбрать сферу дальнейшего образования. Однако в последние годы в образовании широко используется понятие «ранняя профориентация детей дошкольного возраста». Известные отечественные педагоги К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко придавали большое значение приобщению дошкольников к труду и отмечали, что правильное воспитание — это обязательно трудовое воспитание, так как труд всегда был основой жизни.
Необходимость организации работы с детьми дошкольного возраста по ранней профориентации прописана и в основных нормативно-правовых документах, являющимися основой дошкольного образования. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования сказано: «Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» направлена на формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества» (пункт 2.6), [1, с. 10]. Также в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» сказано, что: «Общее образование — вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования» (Статья 2.), [2, с. 8].
Из вышесказанного следует, что перед педагогами и родителями стоит задача — не пропустить дошкольный возраст, ведь это ответственная и благоприятная пора, когда ребенок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности, период, когда радость познания, радость взросления — обычное состояние.
Знакомиться с профессиями ребенок начинает в семье, в которой обсуждаются успехи и проблемы профессиональной деятельности родителей. Когда этого не происходит, у детей складывается представление о том, что единственный смысл профессионального труда взрослых — заработок. При выявлении у дошкольников представлений о труде взрослых и профессиях выясняется, что меньше половины детей старшего дошкольного возраста могут назвать, где и кем работают их родители, потому что многие родители не рассказывают детям о своей работе. Представление о труде взрослых у детей размыто. Вот самые распространенные ответы детей: «мама на работе работает», «папа на работу ходит», «на работу ходят, чтобы деньги заработать». Вот поэтому донесение до детей информации о том, что профессия может быть интересной и любимой, что труд каждого из нас общественно полезен, стало миссией дошкольного образования.
Профориентационная работа с детьми дошкольного возраста — это целенаправленный процесс по формированию у дошкольников осознанного отношения к миру профессий на основе системных знаний, включающих понимание назначения профессии, соотнесение орудий труда с профессиональной деятельностью, определение содержания труда и осознание профессионально важных качеств человека труда.
Система работы по ознакомлению дошкольников с профессиями включает в себя:
— организацию занятий и бесед;
— просмотр иллюстраций, альбомов, слайдов, видеоматериалов;
— чтение стихов, рассказов о профессиях и трудовой деятельности;
— театрализованная деятельность на основе прочитанных художественных произведений;
— организация сюжетно-ролевых игр;
— организация дидактических, словесных, подвижных игр профориентационной направленности;
— работа с лэпбуком;
— конструирование, рисование;
— создание интеллект-карт по профессии.
Интеллект-карта (ментальная карта, mind map) — это простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются творческие, речевые способности детей, активизируется мышление.
Интеллект-карты помогают наглядно систематизировать, запоминать и объяснять сложные вещи. Вся информация изображается в графическом виде на листе бумаги. В центре интеллект-карты — главная идея, от которой отходят ключевые мысли, делящиеся на подпункты до тех пор, пока не будет структурирована вся информация.
У интеллект-карты три основные составляющие:
— в центре листа расположен образ основной темы,
— от основной темы отходят толстые ветви — это ключевые темы, относящиеся к предмету изучения, у каждой ветви свой цвет, от них отходят ветви второго и третьего уровня, которые являются подтемами,
— на каждой ветви есть ключевое слово или изображение.
Требования к составлению интеллект-карты:
— лист нужно располагать горизонтально (больше лист — больше пространства для творчества и охвата информации),
— заполнять и читать готовую интеллект-карту нужно с правого верхнего угла по часовой стрелке,
— при работе над созданием интеллект-карты необходимо использовать цветные маркеры, фломастеры, карандаши или готовые картинки,
— от основной темы отходят ветви ключевых тем, которые имеют свою форму и цвет,
— оптимальное количество главных ветвей должно быть не больше пяти (максимум семи), иначе детям будет сложно воспринимать информацию,
— ветви второго, третьего порядка соединяются с главными ветвями,
— если ключевые темы-ветви объемные, их можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними темами.
Чем больше картинок и иллюстраций при создании интеллектуальных карт, тем лучше. Это могут быть: рисунки детей; картинки из Интернета; иллюстрации, вырезанные из журналов и газет; собственные символы, придуманные детьми.
Интеллект-карты можно использовать при изучении нового материала и при закреплении и обобщении уже изученного. Работу с интеллект-картами можно начинать с детьми четырехлетнего возраста, главное, чтобы материал был доступен для их понимания. Например, выбрав темой карты одну профессию, можно наполнять ее понятиями, доступными для данного возраста детей. Со временем, материал можно усложнять, добавляя новые понятия. С детьми старшего дошкольного возраста можно создавать обобщающую карту на тему «Профессии». Созданные с участием детей карты является частью развивающей предметно-пространственной среды группы и применяется как наглядно-дидактическое пособие.
Интеллект-карты интересны не только процессом их создания, во время которого дети думают, вспоминают, рассуждают, анализируют, творят, но и воспоминаниями о проделанной работе. Рассматривание интеллектуальной карты через некоторое время помогает детям освежить в памяти все, что они знают по данной теме, а также увидеть новые направления, могут возникнуть идеи, появляется возможность доработать карту.
Организуя с дошкольниками работу над интеллект-картой, педагогу нужно задавать больше вопросов, побуждать составлять рассказы, добавлять и усложнять карты в соответствии с возрастом.
В условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования использование интеллект-карт позволяет осуществлять интеграцию образовательных областей, содействует реализации целевых ориентиров — любознательности, инициативности, уверенности в своих силах, склонности к наблюдению, проявлению фантазии. Ведь при воспитании и обучении современных детей невозможно применять только традиционные подходы и методы. Залог педагогического успеха — личностно-ориентированный подход, владение современными инновационными технологиями.
Литература:
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. — М.: ТЦ Сфера, 2024. — 48 с. (Правовая библиотека образования).
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023, 01.01.2024, 01.03.2024, 01.09.2024). — М.: ТЦ Сфера, 2024. — 320 с. (Правовая библиотека образования).
- https://www.maam.ru/detskijsad/-aktualnost-i-neobhodimost-ranei-proforientaci-detei-doshkolnogo-vozrasta.html?ysclid=m4cya3uazq833747612
- https://www.maam.ru/detskijsad/teoreticheskie-aspekty-ranei-proforientaci-detei-doshkolnogo-vozrasta.html?ysclid=m4d55gmr2277443697