Применение ментальных карт при обучении иностранных студентов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №17 (307) апрель 2020 г.

Дата публикации: 22.04.2020

Статья просмотрена: 325 раз

Библиографическое описание:

Назарова, М. С. Применение ментальных карт при обучении иностранных студентов / М. С. Назарова, Г. М. Назаров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 17 (307). — С. 129-133. — URL: https://moluch.ru/archive/307/69085/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье авторы сделали попытку показать один из педагогических путей оптимизации и структурирования учебного материала в высшей школе — использование ментальных карт. Данная педагогическая технология рассматривается как эффективное вспомогательное средство обучения иностранных студентов, слабо владеющих русским языком. Использование ментальных карт как нейродидактической методики в учебном процессе, способствует раскрытию творческого потенциала студента, активизации его наглядно-образного, ассоциативно мышления, учит систематизации и структурированию мыслей и учебного материала, что позволяет запоминать большие объемы информации и воспроизводить его в виде ментальных карт в различных учебных и жизненных ситуациях.

Ключевые слова: учебный материал, центральный образ, ветвь, решение, иностранный студент, интеллектуальная карта, майндмэппинг, обучение, цвет.

Формирование активной и самореализующейся личности студента является главной целью современного образования. Современный студент должен уметь самостоятельно приобретать знания, применять их на практике для решения разнообразных задач, работать со сложной информацией, анализировать, обобщать, самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в постановке и решении проблем. Важной задачей педагога является вовлечение обучающихся в активную деятельность, где они будут взаимодействовать друг с другом и самостоятельно получать знания.

Новые, используемые в настоящее время или только зарождающиеся педагогические технологии, в рамках реализации компетентностного подхода (решение реальных научно-исследовательских и практических задач, анализ конкретных ситуаций, моделирование реальных процессов на базе информационных систем с учетом приобретенных компетенций) немыслимы без активного применения нового педагогического инструментария.

Языковые барьеры, которые существуют между иностранными обучающимися и преподавателями, побуждают последних искать другие, более оптимальные и в то же время простые для освоения пути донесения учебной информации.

Одним из инструментов для отображения процесса мышления и структурирования информации в визуальной форме являются ментальные карты. Интеллектуальная (ментальная) карта, известная так же как диаграмма связей, интеллект-карта, карта мыслей, ассоциативная карта, mind mapping — это способ изображения процесса общего системного мышления с помощью схем. Практика показывает, что даже при слабом владении иностранным языком упорядоченный в виде рисунков и схем материал позволяет сконцентрировать внимание на нужной информации.

Интеллектуальные карты на сегодняшний день — это один из самых универсальных и простых в использовании приёмов для увеличения эффективности умственной деятельности. В отдельных областях знаний данная методика имеет опыт успешного применения, а в некоторые научные (впрочем, как и в ненаучные) области жизнедеятельности данная методика внедряется и демонстрирует положительную динамику.

Известный факт, что обучение в вузе требует от студентов хранения в памяти большого объема информации. Это продиктовано разнообразием учебных дисциплин и ежегодным накоплением знаний. «Поместить» и удерживать все в своей голове поможет интеллект-карта. Ментальная карта построена на ассоциациях, а ассоциативное мышление, как известно, исключительно важная составляющая разума человека, позволяющая ему производить обобщение и абстрагирование.

Технологии с применением ментальных карт в процессе обучения могут использовать как преподаватели, так и студенты. Так составление ментальной карты вводного занятия (вводной лекции) облегчает задачу преподавателя изложить суть и содержание изучаемого курса. В многочисленных литературных источниках говорится о том, что наиболее важной среди всех лекционных занятий является именно первая лекция, которая вводит в круг понятий учебного предмета. Она требует от лектора наиболее тщательной подготовки и четкой логики представления материала. [1]

Опыт применения ментальных карт показал, что их использование учитывает сразу два аспекта: обучение и физиологию, одним словом содержит нейродидактическую основу, поскольку способствуют активизации интеллектуальной активности посредством визуализации информации и задействует оба полушария мозга. Известно, что при применении нейропедагогических методик преподаватель помимо регулярной смены форм и методов подачи учебного материала, предоставляет каждому студенту возможности освоить материал с учетом его мыслительных особенностей, скорости реакций на новый материал или на новые виды деятельности, ставит приоритет мышления над знанием, способствует выражению эмоциональной аттракции в ходе занятий.

Именно выражение эмоциональной аттракции в ходе выполнения поставленной педагогом задачи реализуется с помощью ментальных карт. Это дает возможность студентам с разной мыслительной направленностью усвоить максимальное количество информации. Вне этих условий потеря информации может быть максимально до 30 % [2].

Автор методики mind mapping английский психолог и научный деятель Тони Бьюзен, который однажды обратил внимание, что традиционные методы запоминания и конспектирования (по порядку) малоэффективны поскольку требуют много времени, усилий, скучны и монотонны, не всегда приносят желаемые результаты. Действительно, такое же положение дел наблюдается и в современной высшей школе. Традиционным методом подачи информации остается лекционно-семинарская форма проведения занятий. Современные требования к подготовке специалистов диктуют использование новых методик с учетом особенностей мышления студентов.

Сфера применения ментальных карт безгранична (ограничена лишь фантазией). Их используют в разных областях жизни и обучения. Основные примеры применения:

  1. Ментальные карты используют для разложения неструктурированного материала (мыслей) «по полочкам». Например, с их помощью можно расписать содержание будущей дипломной работы, отразив ключевые положения, главы, параграфы и другие значимые элементы.
  2. Готовые карты можно вставлять в презентации, чтобы студенты наглядно восприняли и быстрее запомнили изучаемый материал.
  3. Для создания схемы можно использовать коллективный разум. Провести мозговой штурм во время занятия. Для применения в группах с иностранными студентами слабо владеющих русским языком подходит не в полной мере.
  4. Перед экзаменом весьма полезно структурировать все выученные знания, чтобы понять сложные для понимания моменты.
  5. В руководящей работе диаграмма связей позволяет спланировать дела на год, пять лет, на месяц, неделю и конкретную дату.
  6. Помогает принять решение, решить бытовые задачи.
  7. Спланировать достижение цели, выполнение рабочих или бытовых задач, поездку, отдых, мероприятие, переезд, даже бюджет. Ментальные карты помогают развитию мысли, появлению ассоциаций и новых идей.

Информация на современных ментальных картах действительно воспринимается проще и лучше запоминается за счет разного дизайна блоков, использования цветных элементов и размеров. Человеческому мозгу такая подача информации «ближе». Ученые, занимающиеся когнитивной лингвистикой, говорят, что за речь и изображение отвечают разные отделы головного мозга. У большинства словесная информация обрабатывается левым полушарием, а зрительная — правым. [3] Именно так устроено наше создание: в нем каждое понятие связано с одним или несколькими другими; поток человеческой мысли не имеет линейную структуру (как текст), он многомерен (диаграммы связей ближе к понятию многомерности, чем текст, таблицы, иллюстрации). Запомнить информацию становится проще. Эффективность запоминания повышается на 32 %.

Воспроизведение учебного материала в условиях ограниченных лингвистических возможностей вынуждает студента задействовать оба полушария (включается наглядно-образное мышление, раскрывается творческое начало, развивается логика). Это помогает мыслить яснее, нагляднее, производить новые мысли, идеи, ассоциации, помогает посмотреть на ситуацию с другой точки зрения, увидеть полную картину. При воспроизведении учебного материала иностранными студентами им не требуется, чтобы преподаватель знал их родной язык и подбирал эквиваленты терминов на их языке. Достаточно воздействовать на наглядно-образное мышление, ассоциативную память при помощи ментальной карты. Эта методика дает хорошие результаты в процессе преподавания социально-гуманитарных дисциплин.

Главным достоинством техники mind mapping является возможность структурировать информацию, получить общее представление о знаниях (о проблеме, о проекте, о задачах), но, безусловно, имеются и недостатки:

– ограниченный масштаб (все идеи систематизации учебного материала порой не удается уместить на одном листе);

– невозможность сфокусироваться на одной идее, теме (слишком большой объем учебного материала);

– невозможно прописать детально учебный материал, поскольку многие идеи, темы, ключевые положения приходится сильно упрощать и обобщать, от чего они могут казаться менее значительными, может появится иллюзия порядка, иллюзия понимания проблемы и отсутствия сложностей;

– используемые картинки (без подписей) могут сегодня вызывать нужные ассоциации, а через некоторый промежуток времени можно не вспомнить, что имелось в виду (ассоциативный ряд меняется со временем, позже «ложные» ассоциации могут завести процесс мышления в тупик);

– если интенсивно применяются сокращения и образы, то карта становится максимально индивидуальной, другому человеку будет трудно её интерпретировать. В этой связи использование своей личной ментальной карты при подготовке к промежуточной (итоговой) аттестации исключает возможность ее передачи другим студентам.

– при попытке обработать сложный учебный материал, может получиться запутанная схема, которая не прояснит общей картины, а может и ухудшить ее понимание.

Выделяют следующие отличительные черты использования метода интеллект-карт в отличии от других педагогических методик:

a) объект внимания/изучения сконцентрирован в центральном образе;

b) основные темы, связанные с объектом внимания/изучения, расходятся от центрального образа в виде ветвей;

c) ветви, принимающие форму плавных линий, обозначаются и поясняются ключевыми словами или образами. Вторичные идеи также изображаются в виде ветвей, отходящих от ветвей более высокого порядка; то же справедливо для третичных идей и т. д.;

d) ветви формируют связанную узловую систему. [4]

Каков же алгоритм действий студента при построении интеллектуальной карты?

Во-первых, это позиционирование основной идеи как ключевой образ, который располагается в центре листа. Этот центральный образ должен быть самым ярким объектом, потому что он будет являться центром внимания, основной целью создания интеллект-карты. Для этого максимально четко необходимо поставить задачу, использовать при создании центрального образа наиболее «цепляющие», вдохновляющие вас в данный момент цвета и рисунки. Сущность картографирования мышления состоит в том, что «ключевыми словами» лаконично маркируется ход мысли, которая ведет к репрезентации составляющих компонентов проблемы для эффективного ее решения. Составления интеллект-карты следует начинать с середины листа бумаги, расположенного горизонтально. В центре определяется ключевое слово (или образ), которое отображает главную тему работы специалиста. Ключевое слово помогает педагогу определить все детали, которые имеют отношение к данной проблеме. От этого слова, символа или знака проводятся линии направленные к углам листа — это так называемые основные ветки, над которыми одним-двумя словами делаются надписи, конкретизирующие ключевое слово. От основных линий проводятся линии, на которых фиксируются производные мысли или понятия. Интеллект-карты предполагают использование стрелок для связи, фонового цвета для выделения записи, а также других цветов и образных решений. Внешне карта напоминает изображение в форме вил [5, с. 27].

Во-вторых, основные темы, непосредственно связанные с объектом исследования (ветви 1-го уровня), изображаются расходящимися от центрального образа в виде плавных линий (ветвей) и обозначаются ключевыми словами или образами, ассоциирующимися с понятиями, раскрывающими основную идею.

Создавать и читать следует по часовой стрелке, начиная от правого верхнего угла. Информация считывается по кругу, начиная с центра карты и продолжая с правого верхнего угла и далее по часовой стрелке. Это правило принято для чтения всех интеллектуальных карт. Если задается другая последовательность, то необходимо пронумеровать очередность ее чтения.

В-третьих, неглавные идеи также изображаются в виде ветвей, отходящих от ветвей более высокого порядка, то же справедливо и для третичных ветвей и т. д.

Использование связующих ветвей помогает нашему мозгу с максимальной скоростью структурировать информацию и создавать целостный образ. Оптимально использовать от 5 до 9 ответвлений от каждого объекта, а лучше не больше 5–7, так как такую карту сможет легко воспринимать даже уставший человек.

В-четвертых, карта вызовет больше ярких ассоциаций и мыслительных процессов, если использовать различные цветовые решения. В выбираемых цветах всегда больше смысла, чем может показаться. Человек воспринимает цвет мгновенно, а на восприятие текста нужно время. Разные цвета могут по-разному восприниматься у разных людей.

В-пятых, ценным дополнением к карте будет добавление рисунков, символов и другой графики, вызывающей ассоциации с ключевым словом.

Карта как результат мышления тоже должна быть уникальной и неповторимой. Желание создать уникальную авторскую ментальную карту является сильным мотивом. Здесь педагог может раскрыть студентов как экспериментаторов, исследователей.

Безусловным атрибутом интеллект-карты является использование ключевых слов. Их не должно быть много, и они не должны складываться в законченное предложение. Слова следует располагать горизонтально и придерживаться принципа: по одному ключевому слову на каждую линию. Желательно использовать печатные буквы, размещать ключевые слова над соответствующими линиями. Информация в виде ключевых слов, связанных наглядно друг с другом, заставляет мозг работать максимально быстро.

В-шестых, при необходимости можно соединить понятия на разных ветках с помощью дополнительных стрелок, которые также могут быть разных цветов, толщины, начертания. Все зависит от авторского видения изображаемого явления. К карте могут быть добавлены различные объекты, которые кажутся существенными.

После завершения интеллектуальной карты, впоследствии, часто не требуется считывать ключевые слова, достаточно будет пробежаться по рисункам, выстроить ассоциативный ряд и тут же всплывет необходимая информация. Метальные карты помогают придать статичному тексту элемент креативности и живости. Очень часто в период «оживления» карт приходят нестандартные решения и новые способы достижения целей, вспоминаются упущенные фрагменты.

Следует отложить карту на период от двух часов до двух дней, что даст возможность что-либо дополнить или изменить в ней. После этого этапа карта готова. С течением времени можно совершенствовать ее, дополнять каким-либо новыми идеями, исключать элементы или вносить новые.

Использование метода составления ментальных карт иностранным студентом делает возможным визуализацию его учебной деятельности в условиях языкового барьера, структурирует мысли и идеи. Такой поход к своей учебной деятельности отличается тем, что предоставляет возможность видеть осознанную и понятную систему обучения, структуру учебной дисциплины, а также действий других участников учебно-воспитательного процесса, позволяет избежать непоследовательности и бессистемности. С помощью ментальных карт студенту удобно контролировать собственный прогресс и продвижение к поставленным целям, особенно это может быть актуально в период подготовки к экзаменационной сессии, когда за короткий промежуток времени необходимо повторить (а иногда и изучить) большой объем учебного материала.

Данная нейродидактическая методика может быть использована как мощное средство активизации мышления у иностранных студентов применительно: к научной работе, обучению, планированию и разработке проектов разной степени сложности, при решении творческих задач и в других сферах жизнедеятельности.

Литература:

  1. Литвинов В. А., Проскурина Л. Г. Применение в учебном процессе ментальных карт. Материалы Всероссийской научно-методической конференции (с международным участием). 30 января-01 февраля 2013. г. Оренбург, C. 756–759
  2. Сиротюк А. Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. М.: ТЦ Сфера, 2003г. 282 с.
  3. Сиббет Д. Визуализируй это! Как использовать графику, стикеры и интеллект-карты для командной работы / Дэвид Сиббет; Пер. с англ. — 2-е изд. — М.: АЛЬПИНА ПАБЛИШЕР, 2016. С. 89
  4. Бьюзен, Т. Карты памяти. Используй свою память на 100 % / Т. Бьюзен. — М.: Росмэн-Пресс, 2007. C.59.
  5. Мюллер Хорст. Составление ментальных карт: метод генерации и структурирования идей. М.: Издательство «Омега-Л», 2007. 126 с.
Основные термины (генерируются автоматически): учебный материал, центральный образ, ключевое слово, слово, студент, ветвь, вид ветвей, диаграмма связей, интеллектуальная карта, ментальная карта.


Ключевые слова

обучение, цвет, учебный материал, решение, центральный образ, ветвь, иностранный студент, интеллектуальная карта, майндмэппинг

Похожие статьи

Инфографика на уроках всемирной истории как инструмент развития навыка ориентации во времени и пространстве

В статье рассматривается использование инфографики как инструмента развития навыка ориентации во времени и пространстве, на уроках всемирной истории. Проанализированы актуальность, возможности и перспективы применения инфографики. Предложены примеры ...

Рефлексия в обучении иностранному языку с использованием ИКТ

В статье обозначены особенности развития рефлексии при обучении иностранному языку с использованием ИКТ; говорится о преимуществах, доступности, гибкости, эффективности восприятия обучения на базе ИКТ; рассматривается проявление рефлексии в творческо...

Интеграция информационно-коммуникационных технологий в дошкольное образование

В статье рассмотрена интеграция информационно-коммуникационных технологий в дошкольное образование посредством слияния образовательных областей и обучающих средств, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания. Ав...

Развитие коммуникативных умений обучающихся с использованием интерактивных технологий на уроках физической географии

Статья посвящена изучению влияния интерактивных технологий на развитие коммуникативных умений обучающихся на уроках физической географии. В материале рассматривается как интерактивные технологии могут оказывать влияние на образовательный процесс, вза...

Роль визуализации и визуальных приемов в обучении детей с клиповым сознанием

В данной статье идет речь о клиповом мышлении — новом виде мышления современных школьников, возникшем как реакция на существование человека в режиме непрерывного потребления информации, его достоинствах и недостатках. Проблема состоит в том, что данн...

Проектная деятельность при изучении физики как способ повышения мотивации обучающихся

В статье автор рассматривает проблему развития универсальных учебных действий при использовании современных образовательных технологий на уроках физики. Раскрывает эффективность формирования универсальных учебных действий (УУД), через использование с...

Кейс-стади как средство взаимодействия педагога с родителями по формированию учебной мотивации у младших школьников

Современная образовательная система на уровне начальной школы должна быть ориентирована на обеспечение максимального проявления в деятельности учащихся положительных мотиваций: создание положительного настроения на получение знаний, эмоционального по...

Инновационное педагогическое сотрудничество ученика и учителя при обучении английскому языку

В работе рассматривается актуальная задача педагогического сотрудничества ученика (класса, группы) и учителя (тьютора) в процессе обучения с учетом технологического и образовательного потенциала обучения, учебной среды, в частности, школы. Методами а...

Современные игровые технологии в ДОУ в соответствии с ФГОС

В данной статье описываются современные игровые технологии, используемые в дошкольном образовании, как методы активного развития познавательных процессов дошкольников. Основная идея работы заключается в том, чтобы показать, как игровая технология спо...

Совершенствование социокультурной компетенции школьников на основе применения аудиовизуальных технологий

Статья посвящена исследованию процесса совершенствования социокультурной компетенции школьников с использованием аудиовизуальных технологий. В работе рассматривается эффективность применения таких технологий в образовательном процессе с целью расшире...

Похожие статьи

Инфографика на уроках всемирной истории как инструмент развития навыка ориентации во времени и пространстве

В статье рассматривается использование инфографики как инструмента развития навыка ориентации во времени и пространстве, на уроках всемирной истории. Проанализированы актуальность, возможности и перспективы применения инфографики. Предложены примеры ...

Рефлексия в обучении иностранному языку с использованием ИКТ

В статье обозначены особенности развития рефлексии при обучении иностранному языку с использованием ИКТ; говорится о преимуществах, доступности, гибкости, эффективности восприятия обучения на базе ИКТ; рассматривается проявление рефлексии в творческо...

Интеграция информационно-коммуникационных технологий в дошкольное образование

В статье рассмотрена интеграция информационно-коммуникационных технологий в дошкольное образование посредством слияния образовательных областей и обучающих средств, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания. Ав...

Развитие коммуникативных умений обучающихся с использованием интерактивных технологий на уроках физической географии

Статья посвящена изучению влияния интерактивных технологий на развитие коммуникативных умений обучающихся на уроках физической географии. В материале рассматривается как интерактивные технологии могут оказывать влияние на образовательный процесс, вза...

Роль визуализации и визуальных приемов в обучении детей с клиповым сознанием

В данной статье идет речь о клиповом мышлении — новом виде мышления современных школьников, возникшем как реакция на существование человека в режиме непрерывного потребления информации, его достоинствах и недостатках. Проблема состоит в том, что данн...

Проектная деятельность при изучении физики как способ повышения мотивации обучающихся

В статье автор рассматривает проблему развития универсальных учебных действий при использовании современных образовательных технологий на уроках физики. Раскрывает эффективность формирования универсальных учебных действий (УУД), через использование с...

Кейс-стади как средство взаимодействия педагога с родителями по формированию учебной мотивации у младших школьников

Современная образовательная система на уровне начальной школы должна быть ориентирована на обеспечение максимального проявления в деятельности учащихся положительных мотиваций: создание положительного настроения на получение знаний, эмоционального по...

Инновационное педагогическое сотрудничество ученика и учителя при обучении английскому языку

В работе рассматривается актуальная задача педагогического сотрудничества ученика (класса, группы) и учителя (тьютора) в процессе обучения с учетом технологического и образовательного потенциала обучения, учебной среды, в частности, школы. Методами а...

Современные игровые технологии в ДОУ в соответствии с ФГОС

В данной статье описываются современные игровые технологии, используемые в дошкольном образовании, как методы активного развития познавательных процессов дошкольников. Основная идея работы заключается в том, чтобы показать, как игровая технология спо...

Совершенствование социокультурной компетенции школьников на основе применения аудиовизуальных технологий

Статья посвящена исследованию процесса совершенствования социокультурной компетенции школьников с использованием аудиовизуальных технологий. В работе рассматривается эффективность применения таких технологий в образовательном процессе с целью расшире...

Задать вопрос