Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования предполагают, увеличение объема и роли самостоятельной работы студентов в так же широкое применение активных методов обучения (АМО).
Сегодня каждый студент должен уметь самостоятельно приобретать новые знания, применять их на практике для решения поставленных задач; работать с различной информацией, анализировать, обобщать; уметь критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем.
Современные АМО — это методы, направленные на активизацию мышления обучаемых, характеризующиеся высокой степенью интерактивности, мотивации и восприятия учебного процесса, и помогают:
– активизировать познавательную деятельность обучаемых;
– развивать творческую деятельность обучаемых;
– повышать результативность учебного процесса.
Одним из АМО является использование в обучение интеллект-карт.
Интеллект-карта (ментальная карта, ассоциативная карта) — это технология изображения информации в графическом виде.
История создания интеллект карт началась в конце 1960-х — начале 1970-х. Концепция интеллект-карт, предложенная Тони Бьюзеном, основана на особенностях восприятия информации человеческим мозгом. Данная технология представляет собой шаг вперед на пути от одномерного, линейного логического мышления (причина-следствие, да или нет) к многомерному, неограниченному [2].
Интеллект-карты помогают:
– активизации мышления через визуализацию;
– организации мышления через структурирование информации;
– организации мышления для быстрого запоминания.
Использование ментальных карт в обучении удобно как преподавателям, так и студентам.
Преподаватели этот метод используют при проведении различных видов занятий: при теоретическом обучении (лекционных и семинарских заанятих) — как демонстрационный материал; на практических — как раздаточный материал при повторении, закреплении и обобщении материала.
При создании конспектов лекций такой способ представления информации позволяет наиболее наглядно отобразить смысловые, причинно-следственные, ассоциативные связи между понятиями.
При контроле знаний, составленные студентами карты позволяют преподавателю увидеть, насколько полно студент проработал СРС, усвоил информацию, как её структурировал и связал её элементы между собой.
Студенты, с помощью подобных карт, учатся выбирать и структурировать информацию, запоминать её для воспроизведения в последующем. Главное преимущество ментальных карт состоит в возможности изучить картину в целом, а так же дает возможность упорядоченно отобразить все свои мысли.
Составление интеллект кар возможно во всех видах учебной деятельности, а в частности при:
- Самостоятельной работе студентов (СРС) которая включает в себя:
– изучение лекционного материала, чтение рекомендуемых литературных источников, решение задач, т.д.;
– подготовка к зачетам, экзаменам, семинарам.
- Научно-исследовательской работе: написание докладов, курсовых проектов, выпускной квалификационной работе, статьи, презентации и др.
Интеллект -карты составляются по следующим правилам [1]:
– Основная идея (понятие) располагается в центре.
– Главные ветви соединяются с основным понятием, а ветви второго, третьего и т. д. уровня соединяются с главными ветвями.
– Пишется только одно ключевое слово.
– Для лучшего запоминания желательно использовать картинки, ассоциации (рис. 1.).
Рис. 1. Правила составления интеллект-карт
На сегодняшний момент для проектирования интеллект-карт, существуют множество онлайн-сервисов. Наиболее популярные из них это:
Mindomo — программное обеспечение создания диаграмм связей с помощью Интернета. mindomo.com (рис. 2).
MAPMYself — интернет-сервис для создания красивых диаграмм связей. mapul.com.
Spinscape — мощное веб-приложение для создания диаграмм связей.spinscape.com
Mind42 — простой сервис, при помощи которого пользователь может создавать диаграммы связей. mind42.com.
Text2MindMap — преобразует текстовый список в диаграмму связей, которую можно сохранить как JPEG-файл.text2mindmap.com.
Glinkr — простой в освоении сервис, и дружественен к русскоязычным пользователям. Интерфейс английский, но, благодаря простым и понятным значкам, знания его практически не требуется. glinkr.com.
MindMeister — он-лайн сервис для создания интеллект-карт. mindmeister.com.
Рис. 2. Составление интеллект — карты с помощью сервиса Mindomo
В современном мире с большим потоком информации, применение интеллект — карт в обучении дает большие положительные результаты, поскольку студенты учатся выбирать, структурировать и запоминать ключевую информацию, а также воспроизводить её в последующем. Карты помогают развивать креативное и критическое мышление, память и внимание, творческие способности — это те качества, которые помогут им стать конкурентоспособными, успешными, а значит полностью реализоваться в будущем.
Литература:
- Воробьева В. М., Будунова Л. Г. Эффективное использование метода интеллект-карт на уроках: Методическое пособие.// В. М. Воробьева, Л. Г. Будунова Л. В. Чурикова, — М.: ГБОУ «ТемоЦентр», 2013. — 46 с. с ил.
- Бьюзен.Т. Карты памяти. Готовимся к экзаменам. — Минск.: Росмэн-Пресс, 2007. — 120 с.