Применение интеллект-карт в обучении | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №29 (133) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 22.12.2016

Статья просмотрена: 3362 раза

Библиографическое описание:

Самохина, В. М. Применение интеллект-карт в обучении / В. М. Самохина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 29 (133). — С. 598-600. — URL: https://moluch.ru/archive/133/37192/ (дата обращения: 16.11.2024).



Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования предполагают, увеличение объема и роли самостоятельной работы студентов в так же широкое применение активных методов обучения (АМО).

Сегодня каждый студент должен уметь самостоятельно приобретать новые знания, применять их на практике для решения поставленных задач; работать с различной информацией, анализировать, обобщать; уметь критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем.

Современные АМО — это методы, направленные на активизацию мышления обучаемых, характеризующиеся высокой степенью интерактивности, мотивации и восприятия учебного процесса, и помогают:

– активизировать познавательную деятельность обучаемых;

– развивать творческую деятельность обучаемых;

– повышать результативность учебного процесса.

Одним из АМО является использование в обучение интеллект-карт.

Интеллект-карта (ментальная карта, ассоциативная карта) — это технология изображения информации в графическом виде.

История создания интеллект карт началась в конце 1960-х — начале 1970-х. Концепция интеллект-карт, предложенная Тони Бьюзеном, основана на особенностях восприятия информации человеческим мозгом. Данная технология представляет собой шаг вперед на пути от одномерного, линейного логического мышления (причина-следствие, да или нет) к многомерному, неограниченному [2].

Интеллект-карты помогают:

– активизации мышления через визуализацию;

– организации мышления через структурирование информации;

– организации мышления для быстрого запоминания.

Использование ментальных карт в обучении удобно как преподавателям, так и студентам.

Преподаватели этот метод используют при проведении различных видов занятий: при теоретическом обучении (лекционных и семинарских заанятих) — как демонстрационный материал; на практических — как раздаточный материал при повторении, закреплении и обобщении материала.

При создании конспектов лекций такой способ представления информации позволяет наиболее наглядно отобразить смысловые, причинно-следственные, ассоциативные связи между понятиями.

При контроле знаний, составленные студентами карты позволяют преподавателю увидеть, насколько полно студент проработал СРС, усвоил информацию, как её структурировал и связал её элементы между собой.

Студенты, с помощью подобных карт, учатся выбирать и структурировать информацию, запоминать её для воспроизведения в последующем. Главное преимущество ментальных карт состоит в возможности изучить картину в целом, а так же дает возможность упорядоченно отобразить все свои мысли.

Составление интеллект кар возможно во всех видах учебной деятельности, а в частности при:

  1. Самостоятельной работе студентов (СРС) которая включает в себя:

– изучение лекционного материала, чтение рекомендуемых литературных источников, решение задач, т.д.;

– подготовка к зачетам, экзаменам, семинарам.

  1. Научно-исследовательской работе: написание докладов, курсовых проектов, выпускной квалификационной работе, статьи, презентации и др.

Интеллект -карты составляются по следующим правилам [1]:

– Основная идея (понятие) располагается в центре.

– Главные ветви соединяются с основным понятием, а ветви второго, третьего и т. д. уровня соединяются с главными ветвями.

– Пишется только одно ключевое слово.

– Для лучшего запоминания желательно использовать картинки, ассоциации (рис. 1.).

Рис. 1. Правила составления интеллект-карт

На сегодняшний момент для проектирования интеллект-карт, существуют множество онлайн-сервисов. Наиболее популярные из них это:

Mindomo — программное обеспечение создания диаграмм связей с помощью Интернета. mindomo.com (рис. 2).

MAPMYself — интернет-сервис для создания красивых диаграмм связей. mapul.com.

Spinscape — мощное веб-приложение для создания диаграмм связей.spinscape.com

Mind42 — простой сервис, при помощи которого пользователь может создавать диаграммы связей. mind42.com.

Text2MindMap — преобразует текстовый список в диаграмму связей, которую можно сохранить как JPEG-файл.text2mindmap.com.

Glinkr — простой в освоении сервис, и дружественен к русскоязычным пользователям. Интерфейс английский, но, благодаря простым и понятным значкам, знания его практически не требуется. glinkr.com.

MindMeister — он-лайн сервис для создания интеллект-карт. mindmeister.com.

Рис. 2. Составление интеллект — карты с помощью сервиса Mindomo

В современном мире с большим потоком информации, применение интеллект — карт в обучении дает большие положительные результаты, поскольку студенты учатся выбирать, структурировать и запоминать ключевую информацию, а также воспроизводить её в последующем. Карты помогают развивать креативное и критическое мышление, память и внимание, творческие способности — это те качества, которые помогут им стать конкурентоспособными, успешными, а значит полностью реализоваться в будущем.

Литература:

  1. Воробьева В. М., Будунова Л. Г. Эффективное использование метода интеллект-карт на уроках: Методическое пособие.// В. М. Воробьева, Л. Г. Будунова Л. В. Чурикова, — М.: ГБОУ «ТемоЦентр», 2013. — 46 с. с ил.
  2. Бьюзен.Т. Карты памяти. Готовимся к экзаменам. — Минск.: Росмэн-Пресс, 2007. — 120 с.
Основные термины (генерируются автоматически): активизация мышления, диаграмма связей, организация мышления, самостоятельная работа студентов, студент, учебный процесс.


Задать вопрос