Пунктом 22 статьи 1 Кодекса в редакции Федерального закона N 372-ФЗ, вступающей в силу с 1 июля 2017 года, определено, что технический заказчик — физическое лицо, действующее на профессиональной основе, или юридическое лицо, которые уполномочены застройщиком и от имени застройщика заключают договоры о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, подготавливают задания на выполнение указанных видов работ, предоставляют лицам, выполняющим инженерные изыскания и (или) осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, материалы и документы, необходимые для выполнения указанных видов работ, утверждают проектную документацию, подписывают документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, осуществляют иные функции, предусмотренные настоящим Кодексом [9].
Указанные функции технического заказчика могут выполняться только членом саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных частью 2.1 статьи 47, частью 4.1 статьи 48 и частью 2.2 статьи 52 Кодекса в редакции Федерального закона N 372-ФЗ [9].
Значимость технического заказчика имеет особую роль и затратам на осуществление его функций отведен Приказ Минстроя России от 2 июня 2020 года N 297/пр «Об утверждении Методики определения затрат на осуществление функций технического заказчика».
Если прибегать к пониманию, что технический заказчик — это не только лицо, несущее свои функции на бумаге, то его роль — одна из главных в ходе капитального строительства и иных видов ремонтных и строительно-монтажных работ (капремонта), и связано это с тем, что есть вероятность того, что планируемые работы пойдут вразрез в намеченными сроками и порядком, в том числе в финансовой части, что приведёт к увеличению бюджета. Тут на помощь выгодоприобретателя строительства и приходит технический заказчик.
По существу, заказчик как ответственный и активный участник исполнения договора строительного подряда должен своей деятельностью способствовать созданию качественного результата работ, а потому не только вправе, но и обязан контролировать и иные стороны деятельности исполнителей. Из буквального лингвистического толкования нормы пункта 1 статьи 748 ГК РФ, по-иному выполнять строительство и ремонт заказчику недопустимо [8].
Нормативно участие технического заказчика обусловлено статьей 749 ГК РФ.
Из указанной нормы следует, что технический заказчик — лицо работающее в области контроля и надзора заказчика, курируя, проверяя, направляя ход и качество работ, соблюдение сроков их выполнения (графика), надлежащее качество предоставленных подрядчиком и заказчиком материалов, а также правильность использования подрядчиком материалов, документов на материалы, правильность использования исполнителями работ материалов, соблюдение технической документации, выполнение, составление и сдачу исполнительной документации, стоимостные положения и прочее.
Взаимодействие технического заказчика на стройке подведомственно положениям о контроле и надзоре заказчика за выполнением работ во всякое время и на любой стадии хода и качества работ (пункт 1 статьи 715 ГК РФ).
Контроль над работами и иными сопровождающими мероприятиями важен и не излишен, а помогает обезопасить участников от многих рисков и помогает сбалансировать права и законные интересы заказчика и подрядчика. Такое суждение позиционировано и Пленумом Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 14 марта 2014 г. N 16 «О свободе договоров и ее пределах».
Пункт 3 указанного постановления разъясняет, что норма статьи 748 ГК РФ является императивной, если исходя из целей законодательного регулирования это необходимо для защиты особо значимых охраняемых законом интересов (интересов слабой стороны договора, третьих лиц, публичных интересов и т. д.), недопущения грубого нарушения баланса интересов сторон либо императивность нормы вытекает из существа законодательного регулирования данного вида договора.
В статье 748 ГК РФ предусматривается, что заказчик вправе осуществлять контроль и надзор за ходом и качеством выполняемых работ соблюдением сроков их выполнения (графика), качеством предоставленных подрядчиком материалов, а также правильностью использования подрядчиком материалов заказчика, не вмешиваясь при этом в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика. Указанные полномочия вменяются техническому заказчику, когда он заказчиком нанят как контролёр. Иных же указаний на то, что допустимо не выполнять то, что обусловлено этой нормой, она не содержит.
Это приводит к пониманию того, что обязанности технического заказчика узаконены, следовательно, спрос с него однозначно строгий.
Взаимоотношения его в заказчиком выстаиваются на основании договора, смешанного с функциями возмездного оказания услуг (регулируются главой 39 ГК РФ) и агентского договора (регулируются главой 52 ГК РФ), то есть предусматривают совокупность прав и обязанностей сторон, направленных на получение овеществленного результата. Такое положение о природе договора с техническим заказчиком установлено судебной практикой, а именно Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 29 июня 2018 г. N Ф09–3019/18 по делу N А07–4313/2015, Решение Арбитражного суда Оренбургской области от 11 сентября 2020 г. по делу N А47–2589/2020 и иными судебными актами.
Положения о том, что отношениям между заказчиком (застройщиком) и техническим заказчиком выстраиваются по характеру договора о комиссии, поскольку заключенный агентский договор построен по модели договора комиссии, установлены судебными актами, в том числе постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15 февраля 2017 г. N Ф08–10544/16.
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21 февраля 2018 г. N 17АП-20143/17 указывает на то, что деятельность технического заказчика фактически является посреднической и заключается в представлении интересов застройщика в гражданских отношениях с другими субъектами строительной деятельности. Организация и осуществление одного из этапов процесса строительства (инженерные изыскания, проектирование, строительство), которая требует членства в соответствующей СРО, и деятельность технического заказчика принципиально различны в части содержания, профессиональной специфики, порождаемых рисков.
Из указанного становится явным, что технический заказчик — особо полномочная фигура, значимая, и является посредником между участниками строительства, при том договорные отношения с заказчиком складываются нетипично подрядные, а как смешанные. Технический заказчик обладает профессионализмом и специальными знаниями и обязан состоять в СРО.
Литература:
- Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) (части первая, вторая, третья и четвертая) (с изменениями и дополнениями)
- Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ (АПК РФ) (с изменениями и дополнениями)
- Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ (с изменениями и дополнениями)
- Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15 февраля 2017 г. N Ф08–10544/16
- Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21 февраля 2018 г. N 17АП-20143/17
- Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 29 июня 2018 г. N Ф09–3019/18 по делу N А07–4313/2015,
- Решение Арбитражного суда Оренбургской области от 11 сентября 2020 г. по делу N А47–2589/2020
- Постатейный комментарий к Разделу IV «Отдельные виды обязательств» части второй Гражданского кодекса Российской Федерации (Гришаев С. П., Свит Ю. П., Богачева Т. В.). — «Новая правовая культура», 2021 г. Комментарии ст. 748 ГК РФ)
- Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 17 октября 2016 г. N 34124-ХМ/02.