Профилактическая работа по предупреждению дорожно-транспортного травматизма посредством участия в образовательной программе «Наставник юных инспекторов движения» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №45 (544) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 05.11.2024

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Пащенко, Е. В. Профилактическая работа по предупреждению дорожно-транспортного травматизма посредством участия в образовательной программе «Наставник юных инспекторов движения» / Е. В. Пащенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 45 (544). — С. 111-113. — URL: https://moluch.ru/archive/544/118957/ (дата обращения: 22.11.2024).



Цель

Пропаганда инновационного педагогического опыта по обучению детей основам безопасности дорожного движения, созданию условий для вовлечения детей и молодежи в профилактическую работу (рис. 1)

Рис. 1

В период с 21 февраля по 12 апреля 2024 года обучающиеся и воспитанники образовательных учреждений Ивнянского района приняли участие в образовательной программе «Наставник ЮИД», мероприятие проводилось в рамках федерального проекта «Безопасность дорожного движения» Национального проекта «Безопасные качественные дороги». Образовательная программа включала в себя серию занятий с детьми на базе общеобразовательных и дошкольных образовательных организаций для детей 5–8 лет (дошкольный и младший школьный возраст).

Обучение наставников ЮИД (15–16 лет) проходило по 3 сценариям:

1. Организация занятий с детьми (5–8 лет):

5–6 лет

«Я —пешеход»

«Я —пассажир»

«Я —велосипедист»

7–8 лет

2. Организация занятий с детьми («Юный пешеход»)

«Юный пассажир»

«Юный велосипедист»

3.Обучение наставников ЮИД

Для участия в реализации образовательной программы «Наставник ЮИД» была организована подготовка ЮИДовцев-наставников для проведения ими занятий с детьми в возрасте от 5-ти до 8-ми лет. ЮИДовцы-наставники были ознакомлены с возрастными особенностями детей дошкольного и младшего школьного возраста, структурой занятий, базовыми педагогическими приемами и методами, которые могут быть использованы при работе с детьми — «дети — детям», были проведены репетиции сценариев. В обучении юных наставников принял участие начальник ОГИБДД ОМВД России по Ивнянского району капитан полиции Польшиков Игорь Иванович. Он вместе с ребятами рассмотрел ход мероприятия, ответил на вопросы, дал важные рекомендации, поделился примерами из опыта работы.

Организация занятий с детьми

«Я —пешеход» и «Юный пешеход»

Мероприятие проходило в формате игры, в ходе которой Наставники ЮИД активно вовлекали участников и подробно рассказывали о роли пешеходов в дорожном движении, демонстрировали часть дорожных знаков, которые обязательно должны знать юные участники дорожного движения

«Я —пассажир» и «Юный пассажир»

Мероприятие проходило в формате игры, в ходе которой Наставники ЮИД активно вовлекали участников и подробно рассказывали о роли пассажиров в дорожном движении, демонстрировали часть дорожных знаков, которые обязательно должны знать юные участники дорожного движения

«Я —велосипедист» и «Юный велосипедист»

Мероприятие проходило в формате игры, в ходе которой Наставники ЮИД активно вовлекали участников и подробно рассказывали о роли велосипедистов в дорожном движении, демонстрировали часть дорожных знаков, которые обязательно должны знать юные участники дорожного движения

Цель занятий — формирование представлений и базовых знаний среди детей в области БДД и культуры безопасного участия в дорожном движении в качестве пешехода.

Задачи:

  1. Привитие детям навыков безопасного участия в дорожном движении с помощью обучающих занятий с привлечением Наставников ЮИД;
  2. Вовлечение детей в деятельность отрядов ЮИД как будущих членов отрядов;
  3. Формирование положительного отношения к законопослушным гражданам через следование правилам дорожного движения, а также формирование культуры безопасного участия в дорожном движении, начиная с дошкольного возраста

«Я — пешеход» (5–6 лет)

— Дети освоили5.19.1, 5.19.2 «Пешеходный переход», дорожный знак «Жилая зона» и дорожный знак «Проезд на велосипедах запрещен»

— Типы пешеходных переходов

— Алгоритм перехода проезжей части

— Привлечение родителей к занятиям

Огромное влияние на усвоение материала детьми играют родители. Привлечение родительской общественности является ключевым фактором в повышении эффективности подготовки обучающихся, а также служит механизмом актуализации знаний среди родительской общественности по проблематике ДДТТ и безопасности на дорогах.

К проведению занятий в МБДОУ детском саду «Улыбка» были привлечены родители.

«Я — велосипедист» (5–6 лет)

— Элементы защиты велосипедиста,

— Виды переходов и светофоров

— Дорожные знаки

4.4.1 «Велосипедная дорожка»

4.4.2 «Конец велосипедной дорожки».

4.5.2, 4.5.3 «Пешеходная и велосипедная дорожка с совмещенным движением»

5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход»

«Жилая зона» и «Конец жилой зоны»

— Типы наземных пешеходных переходов

— Алгоритм перехода проезжей части

— Световозвращающие элементы велосипеда

«Юные пешеходы» (7–8 лет)

— Дорожный знак 5.19.1, 5.19.2 «Пешеходный переход», 4.5.1 «Пешеходная дорожка», 3.10 «Движение пешеходов запрещено», 5.21«Жилая зона» и 5.22 «Конец жилой зоны»

— Виды светофоров и пешеходных переходы

— Кто такой регулировщик и сигналы регулировщика

— Алгоритм перехода проезжей части

«Юные пассажиры» (7–8 лет)

— Виды транспортных средств

— Кто такой пешеход, пассажир

— Дорожные знаки «Место остановки маршрутных транспортных средств», «Жилая зона»

— Алгоритм перехода проезжей части дороги

— Правила поведения пассажира в общественном транспорте и машине.

«Юные велосипедисты» (7–8 лет)

— Дорожный знак «Пешеходная и велосипедная дорожка с совмещенным движением», 4.5.4, 4.5.5 «Пешеходная и велосипедная дорожка с разделением движения», 4.5.4, 4.5.5 «Пешеходная и велосипедная дорожка с разделением движения», 5.39 «Велосипедная зона», 5.40 «Конец велосипедной зоны». 3.9 «Движение на велосипедах запрещено».

— Световозвращающие элементы.

— Алгоритм перехода проезжей части дороги.

— Типы пешеходных переходов, светофоров и их сигналы.

В занятиях приняли участие социальные партнеры — Ивнянская детская библиотека, работники библиотеки представили ребятам презентацию по правилам дорожного движения, книжную выставку и раздали буклеты по ПДД

Заключение

Наставничество позволяет решить большой спектр педагогических задач: выстроить вертикаль передачи знаний, интенсифицировать процесс передачи знаний от их носителя к новому субъекту образовательных отношений, воспитать культуру взаимодействия внутри сообщества и многое другое.

ЮИДовское движение рассматривается как один из инструментов профилактики детской безнадзорности и правонарушений, а также формирования установки на гражданскую позицию законопослушного поведения, привлечения несовершеннолетних к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Развитие движения ЮИД способствует воспитанию нового поколения участников дорожного движения, взаимоотношения которых будут строиться на взаимном уважении, осознанной необходимости безопасного поведения, приоритете ценности жизни.

Постпроектная деятельность

Участие в постпроектой деятельности включено в рабочую программу воспитания МАУ ДО «Дом детского творчества». Планируется провести занятия на базе МБОУ «Хомутчанская ООШ», МБДОУ детский сад «Петушок» с. Хомутцы, МБОУ «Песчанская СОШ», дошкольная группа, Структурное подразделение — Детский сад МБОУ «Песчанская СОШ» Ивнянского района, МБОУ «Федчевская ООШ», МДОУ детский сад «Антошка» с. Федчевка с общим охватом 60 детей.

п/п

Наименование образовательной организации

Количество учащихся

1

МДОУ ЦРР — детский сад «Сказка» п. Ивня

24

2

Структурное подразделение — Детский сад «СОШ № 2 п. Ивня»

17

3

МБДОУ детский сад «Улыбка» с. Курасовка

15

4

МБОУ «СОШ № 1»

24

5

МБОУ «СОШ № 2»

15

6

МБОУ «Курасовкая СОШ»

17

Тема наставничества в образовании является одной из центральных в нацпроекте «Образование» (включая федеральные проекты «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Учитель будущего», «Социальные лифты для каждого», «Молодые профессионалы»). Федеральный проект «Современная школа». В МАУ ДО «Дом детского творчества» с нового учебного года будет реализовываться дополнительная общеразвивающая программа «Автогородок» на базе МБОУ «Ивнянская СОШ № 1». Программа будет работать в рамках проекта «Новые места в дополнительном образовании», в программу включена наставническая деятельность.

Основные термины (генерируются автоматически): дорожное движение, детский сад, Алгоритм перехода, велосипедная дорожка, ребенок, Дорожный знак, безопасное участие, жилая зона, образовательная программа, проезжая часть.


Похожие статьи

Задать вопрос