Проект «Безопасное колесо» для детей старшего дошкольного возраста
Автор: Шестак Оксана Геннадиевна
Рубрика: Деятельность дошкольного учреждения
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №8 (56) сентябрь 2022 г.
Дата публикации: 07.07.2022
Статья просмотрена: 318 раз
Библиографическое описание:
Шестак, О. Г. Проект «Безопасное колесо» для детей старшего дошкольного возраста / О. Г. Шестак. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 8 (56). — С. 3-6. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/228/7485/ (дата обращения: 16.11.2024).
Проект «Безопасное колесо» ориентирован на решение проблемы по предупреждению и снижению детского дорожно-транспортного травматизма, а также подготовку юных «райдеров» к безопасному движению на дороге.
Ключевой концепцией проекта является осуществление педагогической идеи формирования у детей сознательного отношения к правилам дорожного движения, которые должны стать нормой поведения каждого человека.
Актуальность
В настоящее время самокат стал современным трендом. Катание доставляет радость детям и взрослым. Самокат и велосипед для ребёнка — не просто детский транспорт, это средства оздоровления и гармоничного развития.
Включение обучения катанию на самокате и велосипеде в режим прогулки в ДОУ предоставляет уникальные возможности для физического развития ребёнка: обогащать разнообразие физических нагрузок, осваивать основные движения, контролировать и управлять своими действиями.
Однако, катающийся на самокате или велосипеде ребёнок становится участником дорожного движения, даже если он катается во дворе своего дома.
У детей зачастую отсутствует защитная реакция на дорожную обстановку, они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины, ее скорость.
Иногда опасность состоит в том, что у ребёнка нет твёрдых практических навыков вождения, чтобы вовремя свернуть, притормозить, объехать, остановиться. Катание на самокате предполагает лавирование между людьми, деревьями, столбами и другими препятствиями, поэтому очень важно научить контролировать скорость и, главное, соблюдать правила дорожного движения.
Таким образом, актуальность проекта обусловлена повышенным интересом детей и взрослых к использованию самоката, его несомненной пользой для развития ребёнка, и, вместе с тем, необходимостью подготовки юных «райдеров» к условиям улицы — безопасному поведению на дороге.
К тому же, обучение детей правилам дорожного движения (ПДД) обосновано ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, которые определяют содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей.
Цель проекта: формирование навыковбезопасного поведения на дороге при обучении дошкольников катанию на самокате.
Задачи проекта.
— создание условий для обучения детей катанию на самокате (велосипеде) на улице;
— учить и совершенствовать основные приемы катания, торможения, маневрирования на самокате;
— учить элементам фигурного вождения на самокате и велосипеде;
— знакомить с правилами дорожного движения, формировать навык и привычку безопасного поведения на улице;
— развивать ловкость, выносливость, координацию движений и динамическое равновесие, ориентировку в пространстве, внимание, быстроту реакций (умение действовать на скорости);
— воспитывать активность и дисциплинированность в самостоятельной двигательной деятельности;
— формировать культуру поведения водителя и пешехода;
— популяризировать самокат и велосипед как доступные средства для занятий физкультурой и спортом;
— приобщать дошкольников к активному и здоровому образу жизни.
Участники проекта:
— дети подготовительных к школе групп;
— инструктор по физической культуре, воспитатели, медицинская сестра;
— родители;
— администрация ДОУ.
Сроки реализации проекта: краткосрочный (01 июня — 30 сентября).
Место проведения: территория детского сада (спортивная площадка, участок асфальтированной дороги с горизонтальной разметкой).
Ожидаемый результат проекта:
— повышение компетентности педагогов и родителей в вопросах детской безопасности;
— умение самостоятельного использования в двигательной активности и уверенного катания детей на самокате, а некоторых детей — на велосипеде;
— сформированность привычки безопасного катания на улице (для себя и окружающих);
— привлечение внимания всего детского сада (детей, педагогов других групп, родителей) к воспитанию у детей навыков безопасного поведения на дорогах;
— организация совместной деятельности с работниками ГИБДД (пригласить инспектора).
Оборудование и материалы:
— спортивная площадка;
— зона асфальтированной дороги с горизонтальной разметкой разделительных полос, кругового движения, стоплиний, пешеходного перехода, обозначенными местами для остановки и стоянки;
— зона для соревнований и фигурного вождения с нарисованными мелом «восьмёрками», полосами, и т. д.;
— зона «парковки»,
— дорожные знаки;
— самокаты, велосипеды;
— средства защиты (шлемы, наколенники);
— стойки и конусы.
— методические материалы для педагогов, родителей и детей.
Этапы реализации проекта
1. Подготовительный этап
— сбор материала, создание информационной базы об обучении детей катанию на самокате;
— создание информационной базы безопасному поведению на дороге;
— приобретение самокатов и средств защиты;
— зонирование участка детского сада:
а) выбор участка асфальтированной дороги и нанесение краской горизонтальной разметки (разделительные полосы, круговое движение, стоплинии, пешеходный переход, места для остановки и стоянки);
б) выбор участка для зоны соревнований и фигурного вождения (где можно мелом наносить «восьмёрки», полосы, обозначать движение «змейкой» и т. д.;
в) выбор зоны «парковки»;
— комплексное решение физкультурно-оздоровительных задач в контакте с медицинским работником ДОУ;
— подбор упражнений для освоения техники катания;
— планирование соревнований и праздников;
— организация родителей для подготовки к обучению детей катанию на самокате;
— регулировка рулевых стоек, проверка самокатов.
2. Основной
— инструктаж детей по предупреждению травматизма
— беседы: «Безопасность на дороге», «Транспорт в нашей жизни», «Знаки дорожные помни всегда»; и др.
— обучение детей катанию на самокате: прежде всего, упражнения в движении и развитии первичных навыков водителей (равновесие, дистанцирование, глазомер, ловкость, учимся двигаться, кататься, упражняемся в вождении);
— упражнения в фигурном вождении на самокате и велосипеде (тех детей, у которых есть велосипед) — по узкой дорожке, зигзагом, «змейкой», «восьмёркой», с препятствиями.
— изучение горизонтальной дорожной разметки;
— катание на самокате и велосипеде по асфальтированной дороге с дорожной разметкой по ПДД: двустороннее движение, круговое движение, стоп-линии, места остановки транспорта;
— подвижные игры по ПДД: «Красный, желтый, зеленый», «Стоп», «Светофор», «Запрещается — разрешается», «Регулировщик», «Умелый пешеход», «Лучший пешеход», «Сигналы светофора», «Автомобили и велосипедист», «Дорожные знаки и автомобили», «Водители и пешеходы». и другие.
— соревнования, эстафеты на самокатах: «Кто быстрее», «По узкой дорожке»; «Слалом», «Райдеры», и др.
— конкурсы фигурного вождения самокатеров и велосипедистов: «Лучший самокатер», «Лучший велосипедист».
— физкультурные развлечения, досуг, весёлые старты: «Быстрее ветра», «Тише едешь — дальше будешь», «Самокат чтоб стал катать — научись им управлять».
— фото- и видеоотчеты для родителей.
3. Заключительный
— Физкультурный праздник «Путешествие в Скейт-парк» в Неделю безопасности на Камчатке
— диагностика освоения детьми техники катания на самокате и велосипеде и безопасного поведения на улице в результате проектной деятельности.
Результат:
— активизация педагогов и родителей в решении задач здоровья и безопасности детей;
— популяризация самоката и велосипеда для здорового образа жизни, привлечение детей к занятиям физкультурой и спортом;
— повышение у воспитанников уровня сформированности базы знаний, практических навыков катания на самокате (велосипеде), и безопасного поведения на улице;
— повышение уровня самостоятельности, инициативности, культуры ребёнка — участника дорожного движения;
— проведение соревнований (конкурсов и эстафет) на самокатах; показательных выступлений — «экзаменов» по фигурному вождению а велосипедах, развлечений и праздников по ПДД на самокатах и велосипедах.
— получение положительных эмоций при катании на самокате и велосипеде;
— повышение педагогического мастерства и родительских компетенций в обеспечении безопасной жизнедеятельности детей.
— разработка памятки по предупреждению детского травматизма;
— разработка диагностической карты Проекта (освоения детьми техники катания на самокате и велосипеде, и безопасного поведения на улице) на основе задач Проекта, Программы ДО, и методических разработок ГИБДД;
— обмен опытом по организации и реализации проекта;
— информационное освещение проекта.
Перспективы развития проекта:
— дальнейшее совершенствование проекта;
— возможность ежегодного проведения данного вида деятельности для старших дошкольников;
— привлечение сотрудников ГИБДД к просветительской и методической деятельности, также для участия в мероприятиях по ПДД на самокатах и велосипедах;
— вовлечение родителей в проектную деятельность в большей степени, чем в условиях пандемии (участие в мероприятиях и подготовке к ним).
Литература:
- От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования /под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. Э. Дорофеевой.- М.: Мозаика — Синтез, 2020. — 368с.
- Адашкявичене Э. Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду.- книга для воспитателя детского сада — М.: Просвещение, 1992г.- 160с.
- Минниханов Р. Н., Мустафин Д. М. Обучение детей правилам безопасного поведения на дорогах: учебное пособие. — Издание ГУ «НЦ БЖД», 2008. — 228с.
- Мустафин Д. М. Цикл занятий для детей дошкольного возраста по обучению правилам безопасного движения на дорогах: Сборник конспектов занятий. Казань: ГУ «НЦ БЖД», 2009. — 240 с.
- Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — 2-е изд., испр. — М.: Академия, 2006. — 368 с.
- Шорыгина Т. А. Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5–8 лет. Москва 2009 г. — 73 стр.
- Информационные ресурсы сети Интернет: maam.ru; КиберПедия, infourok, и др.