Под государственно-частным партнёрством понимается «оформленное юридически сотрудничество государственного института и частного партнёра, которое основано как на объединении ресурсов, так и распределении рисков и осуществляется на основе соглашения о государственно-частном партнёрстве с целью увеличения притока инвестиций в экономику, а также обеспечения более высокого уровня доступности и повышения качественных характеристик инфраструктуры (товаров, работ, услуг). Особенность государственно-частного партнёрства заключается в том, что потребителями этих товаров, работ или услуг, возникших в результате реализации механизмов государственно-частного партнерства являются те же самые потребители, которые должны были ими обеспечены за счет реализации полномочий муниципальных или государственных органов власти».
Основным законом, регулирующим сферу государственно-частного партнерства в России является Федеральный закон РФ от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ (в ред. от 06.04.2024 г.) «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Важно отметить, что основная цель закона указана в п. 1 ст. 1 и звучит она как «создание правовых условий для привлечения инвестиций в экономику России», а также повышения качества работ, услуг, организация обеспечения которыми относится к ведению органов государственной власти и органов местного самоуправления. [1]
Амурская область возглавила рейтинг по уровню развития государственно-частного партнерства (ГЧП) среди субъектов Дальнего Востока. [2] По итогам 2021 года портфель таких проектов составляет 27 млрд рублей. В рейтинге регионов по уровню развития ГЧП Амурская область занимает 12 место в России и первое место на Дальнем Востоке. Среди реализованных благодаря содействию ГЧП проектов — офтальмологический центр в Благовещенске, в открытие которого инвестором было вложено 200 млн рублей. [3]
В планах областных властей по концессии построить международный терминал аэропорта в Благовещенске, ведутся переговоры о реализации проекта по открытию новой детской поликлиники в областной столице, а так же физкультурно-оздоровительного комплекса и модернизации уличного освещения. В Свободном запланировано три проекта — комплекс по переработке отходов, поликлиника и модернизация коммунальных сетей.
Основная форма реализации проектов государственно-частного партнерства в России — это концессия. Более 2000 реализуются или будут реализованы на основе концессионного соглашения. Основной сферой реализации проектов государственно-частного партнерства являются проекты коммунальной и социальной сфер. Количество проектов государственно-частного партнерства по отрасли реализации проекта представлено на Рисунке 1. [4]
Рис. 1. Распределение проектов государственно-частного партнерства по отраслям реализации проекта (данные 2022 г., % %)
Как следует из данных Рисунка 1 наибольшее количество проектов сосредоточено в сфере коммунально-энергетической и социальной инфраструктуры, а в сфере промышленности, инновационных технологий (информационно-коммуникационной сфере) количество проектов минимально. Если проекты рассмотреть более детально по отраслям реализации, то получаются следующие результаты. Из 2446 проектов реализуются:
1) В коммунально-энергетической инфраструктуре (сфера водоснабжения и водоотведения) на муниципальном уровне — 939 проектов;
2) В коммунально-энергетической инфраструктуре (сфера теплоснабжения) на муниципальном уровне — 949 проектов;
3) В социальной инфраструктуре (сфера здравоохранение и санаторно-курортное лечение) на региональном уровне — 76 проектов;
4) В социальной инфраструктуре (сфера образование) на муниципальном уровне — 55 проектов;
5) В социальной инфраструктуре (сфера социального обслуживания населения) на муниципальном уровне — 29 проектов;
6) В социальной инфраструктуре (сфера культуры и досуга) на муниципальном уровне — 25 проектов.
Таким образом, из 2446 проектов 2073 проекта (84,75 %) реализуются в вышеуказанных сферах деятельности, в основном на муниципальном уровне. Инновационное направление может быть представлено в каждой из отраслей, но более всего это направление сосредоточено в информационно-коммуникационной инфраструктуре. Если детализировано рассмотреть информационно-коммуникационную инфраструктуру, то основная часть проектов (17 проектов на региональном уровне) приходится на системы обеспечения безопасности и мониторинга, что мало соответствует инновационному направлению. Проекты же в других сферах деятельности единичны:
1) Автоматизированные системы оповещения — 1 проект на региональном уровне;
2) Комплексные системы взимания платы — 1 проект на федеральном уровне;
3) Линии связи и коммуникации — 1 проект на муниципальном уровне;
4) Системы обеспечения безналичной оплаты — 2 проекта на региональном уровне;
5) Системы управления движением — 2 проекта на муниципальном уровне.
В области промышленной инфраструктуры, а именно в тяжелой промышленности реализуется 1 проект на региональном уровне.
Большое количество проектов государственно-частного партнёрства в социальной и коммунальной сферах объясняется тем, что в основном там не приходится создавать инфраструктуру, что значительно снижает риски проекта. В то же время незначительное количество проектов в промышленности связано с большим объемом капиталовложений и некоторыми специфическими аспектами функционирования промышленности России.
Таким образом, реализация механизма государственно-частного партнерства в промышленной сфере отличается своей сложностью и многозадачностью, поэтому с точки зрения минимизации инвестиционных и текущих затрат. Таких проблем не возникает в социальной сфере, сфере коммунальных услуг, поэтому они пользуются наибольшей популярностью с точки зрения доходности и риска.
Несмотря на небольшой объем проектов в транспортной сфере, эта сфера занимает одно из первых мест по объему инвестиций — 845,7 млрд. руб. В то время как объем инвестиций в государственно-частных проектах в информационно-коммуникационной сфере составляет всего 46,9 млрд. руб.
Новым этапом развития можно считать создание центра государственно-частного партнерства при АНО «Агентство Амурской области по привлечению инвестиций», подведомственного региональному министерству экономического развития и внешних связей. Создание данного подразделения в «Агентстве» показывает общую тенденцию интереса к сфере ГЧП в регионе. При этом количество проектов и вид (объем) каждого из них становятся «тяжелыми» в разработке либо исполнении уже существующими органами и их подразделениями. Доминирующим видом соглашений ГЧП в Амурской области являются концессионные соглашения.
Объемы финансирования инвестиционных проектов с применением механизма ГЧП в 2020 г. составили 6953,9 млн. руб. Самыми масштабными проектами в 2020 г. стали: создание объектов водоснабжения и водоотведения в г. Свободном (2054 млн. руб.); создание системы обращения с отходами в г. Свободном Амурской области, в том числе строительство комплекса по обработке отходов и полигона ТКО (1932,5 млн. руб.); модернизация объектов наружного освещения, находящихся в собственности г. Благовещенска (1168,12 млн. руб.). Несмотря на достаточно высокие показатели стоимости проектов, количественная оценка реализованных их в сфере государственно-частного партнерства показывает отрицательную динамику. Причин здесь несколько. Как уже было отмечено, большинство концессий было заключено в сфере ЖКХ, а значит, в этой сфере была возможность наработать опыт, что позволяло быстрее решать появляющиеся проблемы. И в этой сфере возможная большая «типизация». Кроме того, появление крупных проектов ГЧП в нестандартных сферах требует качественно нового подхода к составлению и реализации соглашений, а также учету уникальных свойств каждого проекта. Это увеличивает время работы с каждым проектом, ведь появляется необходимость изучения существующего опыта подобных проектов, поиска инвесторов, которым была бы интересна данная сфера.
Рис. 2. Схема организации проекта государственно-частного партнерства в социальной сфере Амурской области. [5]
Как показано, на Рисунке 2 представлена наиболее типичная схема организации проекта государственно-частного партнерства в социальной сфере Амурской области
Для сравнительного анализа использования государственно-частного финансирования инноваций и государственного механизма финансирования инноваций, рассмотрим ситуацию, когда происходит финансирование за счет государственных средств и финансирование путем использования механизма государственно-частного партнерства.
Так как объектом исследования является социальная сфера, которая сама по себе является высокорискованной, то государственно-частное партнерство позволяет перенести риски, связанные с началом реализации проекта на государство, а финансирование осуществляется как за счет государства (меньшая часть), так и за счет частных инвесторов (большая часть).
Инновационным проектом является медицинский технопарк в г. Благовещенске, который включает лабораторную, исследовательскую, клиническую, диагностическую, реабилитационную базы. В Медицинском технопарке будет создана вся необходимая инфраструктура для развития технологий, соответственно, медицинский технопарк будет качественно отличаться от созданных ранее лечебных заведений.
В Таблице 1 представлены результаты сравнительного анализа по схеме государственного финансирования и схеме государственно-частного партнерства в социальной сфере.
Таблица 1
Сравнительный анализ государственного финансирования и государственно-частного партнерства
Государственное финансирование |
1 год |
2 год |
3 год |
4 год |
5 год |
6 год |
Итого |
Выручка от реализации услуг |
1 550 |
1 860 |
2 790 |
5 580 |
11 780 |
||
Оплаты поставщикам и подрядчикам |
930 |
1 023 |
1 535 |
3 069 |
6 557 |
||
Текущие оплаты |
155 |
186 |
279 |
558 |
1 178 |
||
CF от текущей деятельности |
465 |
651 |
977 |
1 953 |
4 046 |
||
Инвестиции, в т. ч. |
380 |
780 |
1 160 |
||||
Областной бюджет |
190 |
390 |
580 |
||||
Федеральный бюджет |
190 |
390 |
580 |
||||
CF от инвестиционной деятельности |
-380 |
-780 |
-1 160 |
||||
CF до финансовой деятельности |
-380 |
-780 |
465 |
651 |
976,5 |
1953 |
2 886 |
NPV |
|||||||
Ставка дисконтирования, %, в т. ч. |
25,98 % |
||||||
Инфляция (прогноз ЦБ), % |
4 % |
||||||
Доходность государственных облигаций, % |
6,98 % |
||||||
Рыночный риск |
15 % |
||||||
Коэффициент дисконтирования |
0,794 |
0,630 |
0,500 |
0,397 |
0,315 |
0,250 |
|
Дисконтированный CF |
-302 |
-491 |
233 |
258 |
308 |
489 |
494 |
Дисконтированный CF накоп.итог |
-302 |
-793 |
-561 |
-302 |
6 |
494 |
|
Государственно-частное партнерство |
1 год |
2 год |
3 год |
4 год |
5 год |
6 год |
Итого |
Выручка от реализации услуг |
1 550 |
1 860 |
2 790 |
5 580 |
11 780 |
||
Оплаты поставщикам и подрядчикам |
930 |
1 023 |
1 535 |
3 069 |
6 557 |
||
Текущие оплаты |
155 |
186 |
279 |
558 |
1 178 |
||
CF от текущей деятельности |
465 |
651 |
977 |
1 953 |
4 046 |
||
Инвестиции, в т. ч. |
380 |
780 |
1 160 |
||||
Областной бюджет |
190 |
190 |
|||||
Федеральный бюджет |
190 |
190 |
|||||
Частные инвесторы |
780 |
||||||
CF от инвестиционной деятельности |
-380 |
-780 |
-1 160 |
||||
CF до финансовой деятельности |
-380 |
-780 |
465 |
651 |
976,5 |
1953 |
2 886 |
NPV |
|||||||
Ставка дисконтирования, %, в т. ч. |
20,98 % |
||||||
Инфляция (прогноз ЦБ), % |
4 % |
||||||
Доходность государственных облигаций, % |
6,98 % |
||||||
Рыночный риск |
10 % |
||||||
Коэффициент дисконтирования |
0,827 |
0,683 |
0,565 |
0,467 |
0,386 |
0,319 |
|
Дисконтированный CF |
-314 |
-533 |
263 |
304 |
377 |
623 |
719 |
Дисконтированный CF накоп.итог |
-314 |
-847 |
-584 |
-281 |
96 |
719 |
Таким образом, NPV проекта в случае реализации государственно-частного партнерства будет выше, так как инвестиции от частных партнеров вступают в проект позже (после того, как все юридические процедуры будут произведены государственными органами) и премия за рыночный риск при участии государственно-частных партнеров становится ниже, соответственно, NPV проекта увеличивается.
На Рисунке 3 представлена динамика NPV двух проектов по годам.
Рис. 3. Сравнительный анализ государственного финансирования и государственно-частного партнерства, тыс. руб.
Таким образом, реализация механизма государственно-частного партнерства в социальной сфере Амурской области с теми же проблемами, как и реализация механизмов государственно-частного партнерства в других направлениях, а именно с проблемами в области нормативно-правового регулирования.
В социальной сфере необходимо разрабатывать реестр социальных проектов Амурской области, которые могут быть реализованы в рамках государственно-частного партнерства совместно с АНО «Агентство Амурской области по привлечению инвестиций» и частными партнерам.
Литература:
- Федеральный закон РФ от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ (в ред. от 06.04.2024 г.) «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
- https://www.economy.gov.ru/material/file/a8ccd7ef26dbd590c0f5e2faaf0efbf1/reiting_gchp_2022.pdf.
- https://invest.primorsky.ru/files/guide/ppp/report-ppp-in-dvfo.pdf.
- https://data.tedo.ru/publications/ppp-digest.pdf/.
- https://invest.amurobl.ru/investor/ghp/about//.
- Калина А. В. Анализ существующих проблем развития государственно-частного партнерства в России и разработка рекомендаций по их решению. // Современные проблемы науки и образования, 2022. — № 4.
- Ерасин К. Н. Комплексный анализ и контроль инвестиционной деятельности: методология и практик. — М.: Финансы и статистика, 2019.
- Ишуков Н. В. Анализ инвестиционной привлекательности отрасли и предприятия. — Воронеж: Изд-во ВГУ, 2022.
- Ендовицкий Д. А. Комплексный анализ и контроль инвестиционной деятельности: методология и практик. — М.: Финансы и статистика, 2020.