Торгово-промышленная палата как субъект взаимодействия с иностранным бизнесом (на примере Ростовской области) | Статья в журнале «Вопросы экономики и управления»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Мировая экономика

Опубликовано в Вопросы экономики и управления №5 (7) ноябрь 2016 г.

Дата публикации: 23.09.2016

Статья просмотрена: 1677 раз

Библиографическое описание:

Ножова, А. С. Торгово-промышленная палата как субъект взаимодействия с иностранным бизнесом (на примере Ростовской области) / А. С. Ножова. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2016. — № 5 (7). — С. 73-76. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/44/1263/ (дата обращения: 24.11.2024).



Организационное построение современной внешнеэкономической деятельности во всероссийском масштабе состоит из следующих частей (рис. 1).

C:\Users\Инна\Desktop\Screenshot_1.png

Рис. 1. ВЭД во всероссийском масштабе

Президент РФ в качестве главы государства обозначает основополагающие направления внешнеэкономической политики России. На основании указов Президента РФ в свое время были образованы Комиссии по экспортному контролю РФ и по вопросам военно-технического сотрудничества РФ с зарубежными странами. Федеральное Собрание РФ, которое состоит из Совета Федерации и Государственной Думы, занимается разработкой и принятием федеральных законов, в том числе по вопросам, которые относятся к ВЭД.

В совокупности производственный потенциал страны считается фундаментальной основой ВЭК. Предприятия осуществляют производство товаров для экспорта (изготовление, доработка, маркировка, упаковка и др.) и подготовку их к отправке за рубеж. В свою очередь на российских предприятиях также перерабатывают и дорабатывают (переупаковка, рассортировка, расфасовка и др.) многие виды ввозимых из-за рубежа товаров для удовлетворения личных или производственных нужд внутренних потребителей. Часть импортной продукции реализуется в России через торгово-сбытовую сеть без переработки.

В небольшую группу наиболее квалифицированных и авторитетных участников ВЭД входят государственные внешнеэкономические объединения (ВЭО), негосударственные внешнеторговые компании (большинство из них акционерные общества, в том числе региональные, отраслевые и действующие в системе ТПП) и внешнеторговые фирмы (ВТФ) [1, с. 76].

Многочисленные новые внешнеторговые посредники также принимают участие во внешнеэкономической деятельности России [6, с. 76]. Но среди них далеко не все являются добросовестными посредниками, которые реально заботятся о предоставлении необходимых услуг российским потребителям и товаропроизводителям. Многие компании являются фирмами-«однодневками», которые совершают фиктивные внешнеторговые операции или разовые спекулятивные сделки с целью перевода валюты за границу.

Торгово-промышленная палата Российской Федерации (ТПП РФ) — негосударственная некоммерческая организация, объединяющая российских предпринимателей — от представителей малого бизнеса до крупных концернов, промышленных и финансовых групп.

Основная цель организации — содействие развитию национальной экономики. Палата представляет интересы бизнеса, предоставляет участникам услуги арбитража и посредничества, помогает заниматься сертификацией, оценкой, организует ярмарки и конференции и т. п. Экспертная система палаты обеспечивает качество поставок продукции для государственных нужд.

Современный этап развития внешнеэкономических связей России отличается рядом особенностей, которые сложно назвать благоприятными для активного и беспрепятственного вовлечения российского бизнеса в международные экономические связи. Дело не только в кризисном состоянии внешнеэкономической деятельности, обусловленной геополитической ситуацией, но и в отсутствии хозяйственной стабильности, нерешенности проблем налогообложения и правовой неурегулированности многих сторон деятельности бизнеса. Многие проблемы обусловлены недостатками действующей модели регулирования внешнеэкономических отношений. Имеющиеся оценки показывают, что сегодня лишь 15 % предприятий вовлечены в мировую бизнес-среду [5, с. 176].

Совершенно особую актуальность приобретает системная государственная и негосударственная поддержка внешнеэкономической деятельности российских предприятий. Речь идет о всесторонней поддержке не только материальными ресурсами с целью освоения новых технологических процессов и повышения конкурентоспособности отечественной продукции, но и об информационном и организационном обеспечении, позволяющем российским предпринимателям получать исчерпывающую информацию о рыночных условиях, зарубежных партнерах и возможностях установления устойчивых внешнеэкономических связей [6, с. 210].

ТПП РФ активно содействует развитию российского экспорта, оказывает помощь российским участникам ВЭД при осуществлении внешнеторговых операций, освоении новых форм международного экономического и научно-технического сотрудничества.

ТПП осуществляет мероприятия по обучению и повышению квалификации российских предпринимателей в области внешнеэкономической деятельности. Важное значение имеет помощь, оказываемая ТПП РФ зарубежным предпринимателям в поиске потенциальных российских бизнес-партнеров.

В систему ТПП входят 181 территориальная торгово-промышленная палата, более 200 предпринимательских союзов, работающих на федеральном уровне и 500 — на региональном. Они объединяют около 50 тыс. организаций различных форм собственности [7, с. 245].

Палата является учредителем медиагруппы «ТПП-Информ», в который входят три журнала («Партнер ТПП РФ», «ТПП-Информ» и «ЭКСПО Ведомости») и сетевое издание «ТПП-Информ» [8, с. 352].

Организации принадлежат 50 % акций московского выставочного комплекса «Экспоцентр», 46 % акций московского Центра международной торговли.

Торгово-промышленная палата создана в целях содействия развитию экономики Ростовской области, ее интегрированию как части российской экономики в мировую экономическую систему, налаживанию торгово-экономических и научно-технических связей между российскими и зарубежными предпринимателями. Сегодня палата объединяет свыше семисот ведущих предприятий, организаций Ростовской области и индивидуальных предпринимателей. Палата имеет представителей в крупнейших городах области, а также за рубежом: в Австрии, Болгарии, Германии, Индии, Италии, Израиле. [4].

Торгово-промышленная палата Ростовской области активно представляет интересы предпринимательского сообщества в органах исполнительной и законодательной власти нашего региона. Сотрудничество с органами власти и управления регламентируется соглашениями, подписанными Палатой с Администрацией Ростовской области и г. Ростова-на-Дону, Администрациями городов и районов области, Министерством сельского хозяйства и продовольствия, Управлением Министерства РФ по налогам и сборам, Южным таможенным управлением, Ростовским Центром стандартизации, метрологии и сертификации, Управлением государственной хлебной инспекции по Ростовской области, а также Донским союзом промышленников и предпринимателей и др.

Желание работать с Россией не стало меньше, просто в сегодняшних условиях для предпринимателей из некоторых стран его сложнее реализовать. Сейчас вектор нашего интереса постепенно перемещается от Европы к странам Юго-Восточной Азии. Например, ослабление рубля сделало очень выгодным экспорт товаров российских производителей в Китай. Еще одна страна, с которой сегодня активизировалось сотрудничество, — это Иран.

Экспортный потенциал Ростовской области больше, чем учет производимых товарных экспортных операций, поскольку оказание экспортных услуг также является важным резервом для наращивания экспортного потенциала региона Ростовской области.

«Центр поддержки экспорта» осуществляет свою работу в тесном взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, иными органами власти Ростовской области, торговыми представительствами Российской Федерации в иностранных государствах, общественными объединениями предпринимателей.

В настоящее время экспортоориентированные предприятия Донского края могут получить финансовую поддержку для участия в зарубежных выставках, бизнес-миссиях и т. д. 95 % финансирования центра составляют средства федерального бюджета и 5 % — средства областного бюджета. Средний размер субсидий в 2015 году составил около 10 млн руб.

Прийти в ТПП с презентацией своего проекта может каждый желающий, однако проводится предварительный отбор, так как во время инвестсессии успевают выступить максимум шесть-семь разработчиков и важно, чтобы экспертам были представлены наиболее жизнеспособные проекты.

Улучшение инвестиционного климата — важнейшая задача как для бизнес-сообщества, так и для государства. Развитие российского предпринимательства в данном контексте в значительной степени зависит от деятельности общественных организаций, выражающих его интересы. Прежде всего здесь стоит говорить о роли торгово-промышленных палат (ТПП) в развитии инвестиционной привлекательности и улучшении инвестиционного климата регионов.

Система торгово-промышленных палат России принимает активное участие в разработке и реализации мер по повышению инвестиционной привлекательности российской экономики на всех уровнях. ТПП ответственны в своей работе не только перед предпринимательским сообществом, но и перед обществом в целом. Торгово-промышленные палаты — это негосударственные некоммерческие организации, построенные на членстве вступивших в нихорганизаций и/или частных предпринимателей, созданные с целью содействия развитию экономики региона, защиты интересов своих членов и организации внутрикорпоративного взаимодействия [2, с. 64].

В ТПП РФ создан Департамент содействия инвестициям (ДСИ), который координирует данное направление деятельности региональных палат. Одной из главных задач Департамента является создание инвестопроводящей инфраструктуры, т. е. надежной системы качественной подготовки информации об инвестиционных проектах и инвестиционном потенциале российских регионов, продвижения этой информации к потенциальным инвесторам, сопровождения вложения инвестиций в российские регионы, а также мониторинга реализации инвестиционных проектов.

С целью выполнения задач, сформулированных в данном Соглашении, при ТПП Ростовской области функционирует Комитет по инвестиционной деятельности, в состав которого вошли представители организаций, специализирующихся на сопровождении инвестиционных проектов, кредитных и финансовых организаций, промышленных, сельскохозяйственных и подрядных предприятий, реализующих инвестиционные проекты в Ростовской области.

В соответствии с решением комитета по инвестиционной деятельности ТПП РО в 2012 году было подписано Соглашение между Торгово-промышленной палатой РО и ООО «Клуб Проектного Процесса». В рамках данного Соглашения был запущен инвестиционный ресурс «Единое проектное окно». Этот сервис направлен на повышение инвестиционной привлекательности предприятий Ростовской области и представляет собой новый механизм поддержки инвестиционных проектов региона, нуждающихся в финансировании и продвижении.

Целью сервиса «Единое проектное окно» является расширение доступа предприятий к денежным ресурсам путем организации смешанного долгового и долевого финансирования, выявления препятствий для получения инвестиций и разработки индивидуальных программ их устранения, организации инвестиционных пулов, синдицированных кредитов для снижения стоимости финансирования и улучшения других параметров инвестиционных проектов. Проекты, получившие официальное одобрение ТПП Ростовской области после проведения необходимых проверок, получают письменное подтверждение одобрения для банков и иных инвесторов, что имеет важное значение для продвижения проекта и существенно влияет на инвестиционные решения. По мере накопления в портфеле палаты одобренных проектов, ТПП Ростовской области и Клуб Проектного Процесса будут организовывать инвестиционные мероприятия с участием федеральных и международных инвесторов непосредственно на территории Ростовской области, в том числе выездные открытые заседания Инвестиционного Комитета.

Следует заметить, что инвестиционный сервис «Единое проектное окно» уже прошел апробацию и успешно функционирует в Торгово- промышленных палатах Московской, Калужской, Тюменской и Курской областей.

В рамках государственного контракта с Департаментом инвестиций и предпринимательства Ростовской области при Торгово-промышленной палате Ростовской области создан Информационно-консультационный пункт Ростовской области по поддержке инновационной деятельности.

Одним из условий улучшения инвестиционного климата в России является совершенствование инвестиционного законодательства как на федеральном, так и на региональном уровнях. Участие торгово- промышленных палат в нормотворческом процессе позволяет предпринимательскому сообществу напрямую вносить конкретные законодательные предложения по актуальным проблемам их деятельности.

Так, правовое управление ТПП РО выполняет следующие функции в данном направлении:

‒ изучение и обобщение позиций предпринимателей области по проектам федеральных законов, законов Ростовской области, актов Администрации области, затрагивающих интересы предприятий, организаций, индивидуальных предпринимателей;

‒ подготовка заключений по проектам законов и представление их в ТПП РФ, Государственную Думу Российской Федерации, Администрацию и Законодательное собрание Ростовской области;

‒ проведение экспертизы нормативно-правовых актов и проектов на коррупционность;

‒ консультирование российских и иностранных предпринимателей по вопросам создания и деятельности в Российской Федерации организаций с иностранными инвестициями;

‒ организация правового обучения предпринимателей [9].

В течение последних 5 лет в области наблюдается постоянный прирост инвестиций и в 2016 году снова стоит задача превысить показатели прошлого года.

Подводя итог деятельности ТПП Ростовской области в сфере создания инвестиционной привлекательности региона, можно сделать следующие выводы: Миссия палат заключается прежде всего в гарантировании надежности соискателя инвестиций, проведении качественной экспертизы инвестиционных проектов, обеспечении всех необходимых условий для совпадения интересов бизнеса с планами развития региона.

В заключение хотелось бы отметить, что торгово-промышленная палата Ростовской области — это место, где бизнесмены получают всю информацию о деловом климате региона, но одновременно и имеют возможность донести свое мнение до чиновников самого высокого ранга. В рамках программы развития малого бизнеса особенно важно предоставить предпринимателям профессиональную помощь в консультировании, финансировании, урегулировании споров и предоставлении рабочих площадок для привлечения инвесторов. Реализация рабочих проектов Торгово-промышленной палаты как субъекта взаимодействия с иностранным бизнесом Ростовской области — это прямой путь к повышению нашего региона в рейтинге инвестиционной привлекательности для иностранных инвесторов, а значит и экономическому росту.

Литература:

  1. Воловик Л. А. Основы внешнеэкономической деятельности: Учебное пособие. —Калининград: КГУ 2012. — 80 с.
  2. Камолов, С. Г. Об экспортной ориентации ВЭС // БИКИ. — 2015. — № 139. — С. 2–3. Медведев, П. М. Факторы эффективности экспорта российских предприятий // Регион. — 2013. — № 2. — С. 64–82.
  3. Михайловский, В. П. Формирование новой парадигмы развития внешнеэкономической деятельности региона Российский экономический журнал. — 2012. — № 4. — С. 37–49. Немирова, Г. И. Теоретические подходы к определению внешнеэкономического потенциала региона [Текст] / Г. И. Немирова, Е. Л. Красильникова // Вестник ОГУ. — 2012. — № 9. — С. 75–79.
  4. Основные направления деятельности Торгово-промышленной палаты Ростовской области на 2011–2015 гг. [Электронный ресурс] — Код доступа: http://www.tppro.ru
  5. Перунов, С. Ю. Вопросы формирования методического обеспечения оценки экспортного потенциала региона [текст] / С. Ю. Перунов // Управление логистическими системами: глобальное мышление — эффективные решения: междунар. науч.-практ. конф. — Ростов н/Д: изд-во РГЭУ (РИНХ), 2014. — Т. 2. –С. 173–180.
  6. Перунов, С. Ю. Динамика экспортно-импортных операций в Ростовской области на фоне общероссийских тенденций [текст] / С. Ю. Перунов // Теория и практика коммерческого посредничества в сфере обращения: материалы регион. науч.-практ. конф. студентов и аспирантов (3 декабря 2013 г.) / Рост. гос. эконом. ун-т (РИНХ). — Ростов н/Д, 2013. — С. 209–212.
  7. портного потенциала [электронный ресурс] / С. Ю. Перунов // ItalianScienceReview. — 2014. — № 1 (10). — С. 243–248.
  8. Прокушев Е. Ф. Внешнеэкономическая деятельность: Учебник. — 4-е изд., исп. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко». — 2012. — 452 с.
  9. Устав Торгово-промышленной палаты Российской Федерации [Электронный ресурс] — Код доступа: http://www.tpprf.ru/ru/about/documents/
Основные термины (генерируются автоматически): Ростовская область, РФ, Торгово-промышленная палата, предприниматель, проект, внешнеэкономическая деятельность, инвестиционная привлекательность, предпринимательское сообщество, Российская Федерация, Россия.

Похожие статьи

Торгово-промышленная палата как субъект взаимодействия с иностранным бизнесом (на примере Ростовской области)

Поддержка малого и среднего предпринимательства в России и Европе (на примере Франции и Германии)

Бизнес-план как инструмент привлечения инвестиций в ресторанном бизнесе (на примере предприятий быстрого обслуживания)

Методика налогового анализа на предприятии торговой отрасли на примере ООО «Кроха и Компания»

Применение специальных налоговых режимов в зарубежных странах на примере малого предпринимательства

Анализ конкурентного положения фирмы в отрасли (на примере ОАО «Автотор»)

Разработка мероприятий по предотвращению потерь (на примере торговой сети)

Роль государства в развитии малого и среднего бизнеса

Разработка маркетинговой программы для повышения конкурентоспособности бренда (на примере компании AIESEC)

Реализация проектной деятельности в учреждениях социальной защиты Москвы (на примере проекта «Времена года»)

Похожие статьи

Торгово-промышленная палата как субъект взаимодействия с иностранным бизнесом (на примере Ростовской области)

Поддержка малого и среднего предпринимательства в России и Европе (на примере Франции и Германии)

Бизнес-план как инструмент привлечения инвестиций в ресторанном бизнесе (на примере предприятий быстрого обслуживания)

Методика налогового анализа на предприятии торговой отрасли на примере ООО «Кроха и Компания»

Применение специальных налоговых режимов в зарубежных странах на примере малого предпринимательства

Анализ конкурентного положения фирмы в отрасли (на примере ОАО «Автотор»)

Разработка мероприятий по предотвращению потерь (на примере торговой сети)

Роль государства в развитии малого и среднего бизнеса

Разработка маркетинговой программы для повышения конкурентоспособности бренда (на примере компании AIESEC)

Реализация проектной деятельности в учреждениях социальной защиты Москвы (на примере проекта «Времена года»)

Задать вопрос