Управление развитием государственно-частного партнерства в Ростовской области | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №23 (103) декабрь-1 2015 г.

Дата публикации: 02.12.2015

Статья просмотрена: 1141 раз

Библиографическое описание:

Токолов, Д. Г. Управление развитием государственно-частного партнерства в Ростовской области / Д. Г. Токолов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 23 (103). — С. 661-666. — URL: https://moluch.ru/archive/103/23991/ (дата обращения: 17.12.2024).

 

Эффективные преобразования и рост экономики государства являются основными приоритетами политики Российской Федерации на долгосрочную и среднесрочную перспективу. В соответствии с положением Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года «достижение целей развития, успешная модернизация экономики и социальной сферы предполагают выстраивание эффективных механизмов взаимодействия общества, бизнеса и государства, направленных на координацию усилий всех сторон, обеспечение учета интересов различных социальных групп общества и бизнеса». [1]

Государству необходимо выполнять стратегические задачи, несмотря на трудности, складывающиеся в последние годы в экономике страны. Внедрять новые технологии и развивать соответствующую инфраструктуру становится возможным лишь посредством привлечения бизнеса для решения общественно-значимых целей и задач. Эффективность же сотрудничества с бизнесом может быть обеспечена только при создании необходимых условий в рамках государственно-частного партнерства.

Следует предположить, что сегодня в России именно государственно-частное партнерство (ГЧП) является одним из перспективных и реальных инструментов качественных институциональных изменений.

Поиск путей интенсификации развития инфраструктуры ставит перед Российской Федерацией задачу развития форм, методов и механизмов государственно-частного партнерства.

Потенциал государственно-частного партнерства особенно существенен для достижения стратегических целей регионов. Как показывает практика, такое партнерство способно обозначить для любого региона положительную траекторию экономического роста.

Вместе с тем характерная для мировой экономики тенденция неравномерности развития отдельных стран и регионов приводит к тому, что развитие ГЧП приобретает пространственную структуру. В России наиболее ярко эта тенденция выражается в неравномерности регионов как по уровням конкурентоспособности и развития инфраструктуры, так и по уровню развития ГЧП. Так, проведенное Центром развития ГЧП исследование регионов по уровню развития ГЧП позволяет сделать выводы, что более чем в половине субъектов РФ, уровень развитости сферы ГЧП ниже среднего (менее 50 % от эталонного показателя развитости сферы ГЧП в субъекте РФ), по 45 субъектам он не превышает и 35 %. При этом уровень развитости сферы ГЧП, которого необходимо достигнуть к 2018 г. в среднем по регионам составляет 70 %. [2]

Актуальность развития ГЧП на региональном уровне осознается Правительством РФ. Так, распоряжением Правительства Российской Федерации утвержден перечень показателей оценки эффективности деятельности высших должностных лиц регионов по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности, среди которых, в частности, есть показатель «уровень развития ГЧП в субъекте». [3]

Для Ростовской области развитие государственно-частного партнерства является важнейшим инструментом формирования инвестиционной привлекательности и одной из возможностей активизации инвестиционной деятельности.

Преимуществами развития ГЧП для Ростовской области, как и для любого другого субъекта Российской Федерации и муниципального образования, являются:

Для органов управления территорией:

          высвобождение части бюджетных средств;

          обеспечение развития инфраструктуры ускоренными темпами и возможность предоставления более качественных услуг;

          привлечение не только средств, но и опыта частного сектора в области инвестиционного менеджмента;

          передача части рисков частному сектору.

Для частного сектора:

          новые инвестиционные возможности и соответственно новые источники дохода;

          возможность диалога с Правительством области.

Для населения:

          обеспечение оптимального соотношения «цена — качество»;

          развитие инфраструктуры и высокое качество государственных услуг.

Таким образом, механизмы государственно-частного партнерства являются базовой конструкцией привлечения внебюджетных инвестиций в развитие различных видов инфраструктуры (систем энергоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, жилищно-коммунального хозяйства, переработки твердых бытовых отходов, регионального транспорта, общественных зданий и инфраструктуры туризма, а также строительства и ремонта дорог).

Необходимо отметить, что Ростовская область относится к регионам с высоким уровнем развития государственно-частного партнерства. В рейтинге, составленном Центром развития ГЧП в 2014–2015 гг., регион занимает 21 место, что представлено на рисунке 1.

Рис. 1. Место Ростовской области в рейтинге регионов РФ по развитию государственно-частного партнерства [4]

 

В Ростовской области ведется активная работа по развитию этого сектора. Область в числе первых регионов России разработала законодательную базу о государственно-частном партнерстве. В 2010 году был принят Областной закон от 22.07.2010 № 448 «Об основах государственно-частного партнерства», в котором были установлены основные понятия и формы партнерства. Закон направлен на эффективное взаимодействие власти и бизнеса в целях реализации значимых проектов и развития Ростовской области в целом. Соглашения, предусмотренные данным законом, устанавливают конкретные обязательства сторон, условия соглашения, в том числе порядок и этапы его выполнения, сроки и объемы участия сторон в ГЧП.[5]

В законе предусмотрены следующие формы государственно-частного партнерства:

               участие сторон в реализации инвестиционных проектов на территории Ростовской области;

               участие Ростовской области в уставных (складочных) капиталах юридических лиц;

               предоставление государственного имущества Ростовской области в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление;

               концессионные соглашения (договоры);

               иные соглашения (договоры), заключенные сторонами государственно-частного партнерства и отвечающие целям и задачам государственно-частного партнерства.

В 2012 году Губернатор Ростовской области утвердил Порядок участия сторон государственно-частного партнерства в реализации инвестиционных проектов на территории Ростовской области постановлением Правительства области от 13.12.2012 № 1073, [6] а также комплекс мер по развитию государственно-частного партнёрства. [7] В основе концепции лежит опыт Санкт-Петербурга.

Положение устанавливает порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Ростовской области при подготовке и рассмотрении документов, необходимых для осуществления отбора проектов в целях их реализации путем участия Ростовской области в государственно-частных партнерствах. Согласно новому документу за отраслевыми министерствами закрепляется функция разработки концепций проектов по своим направлениям. При этом с инициативой о реализации конкретного проекта в министерство или ведомство может обратиться и заинтересованный инвестор, который в дальнейшем имеет право принять участие в конкурсе.

Все концепции проектов ГЧП, разработанных ведомствами, будут размещаться в открытом доступе, кроме того, будет объявляться сбор заявок от потенциальных инвесторов. Конкурсная комиссия на основании мотивированных заключений профильных министерств и подготовки технико-экономического обоснования будет выбирать инвестора для реализации проекта. На выбор влияет целый ряд факторов: опыт реализации аналогичных проектов, экономическая эффективность потенциального инвестора, отсутствие задолженности и многие другие.

Департамент инвестиций и предпринимательства Ростовской области при подготовке и рассмотрении документов, необходимых для осуществления отбора проектов и подготовки решений об их реализации путем участия Ростовской области в ГЧП осуществляет консультационно-методическое содействие деятельности инициатора проекта в подготовке документов, а также ведет базу данных проектов, представленных к реализации путем участия Ростовской области в ГЧП.

Подготовка документов, необходимых для осуществления отбора проектов в целях их реализации путем участия Ростовской области в ГЧП, осуществляется инициатором проекта.

Рассмотрим более подробно процедуру подготовки и реализации проекта государственно-частного партнерства в Ростовской области.

  1.      Инициатор представляет в министерство промышленности и энергетики, министерство жилищно-коммунального хозяйства, министерство транспорта, министерство природных ресурсов и экологии и министерство финансов обращение о рассмотрении концепции проекта и проведении процедуры оценки концепции проекта на предмет установления наличия оснований для реализации проекта путем участия Ростовской области в ГЧП и разработанную им концепцию проекта
  2.      Затем органы исполнительной власти, не позднее 20 рабочих дней после получения концепции проекта и иных документов подготавливают и представляют инициатору заключения о возможности реализации проекта путем участия Ростовской области в ГЧП в указанный в концепции проекта период в рамках своей компетенции.
  3.      Инициатор направляет концепцию проекта с заключениями органов исполнительной власти в департамент инвестиций и предпринимательства Ростовской области для оценки.
  4.      Оценка концепций проектов проводится в целях исключения возможности реализации проектов путем участия Ростовской области в ГЧП, не обеспечивающих наиболее эффективного использования имущества Ростовской области и эффективного расходования бюджетных средств. Оценка концепций проектов осуществляется в течение 30 дней департаментом инвестиций и предпринимательства Ростовской области на основании представленных инициатором проекта документов, а именно: обращения, концепции проекта, заключений министерства промышленности и энергетики Ростовской области, министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области, министерства транспорта Ростовской области, министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области и министерства финансов Ростовской области.
  5.      По результатам проведенной оценки концепций проектов департамент инвестиций и предпринимательства Ростовской области готовит заключение о целесообразности реализации проекта на условиях ГЧП и направляет его инициатору для организации заседания конкурсной комиссии по проведению конкурса на право заключения соглашения об осуществлении деятельности на основе государственно-частного партнерства.

Решение о реализации проекта на условиях государственно-частного партнерства, а также решение о целесообразности разработки ТЭО, объемах средств и источниках на его разработку принимает конкурсная комиссия по проведению конкурса на право заключения соглашения об осуществлении деятельности на основе государственно-частного партнерства по инициативе инициатора проекта на основании представленных инициатором проекта документов и на основании полномочий конкурсной комиссии по проведению конкурса на право заключения соглашения об осуществлении деятельности на основе государственно-частного партнерства.

  1.      Подписание соглашения и вступления его в силу включает в себя следующие этапы:

        окончательное согласование условий соглашения;

        подписание пакета документов;

        выполнение отлагательных условий;

        вступление в силу соглашения.

  1.      С победителем конкурса и заключается соглашение о государственно — частном партнерстве.

Отметим, что конкурсная комиссия создается по инициативе инициатора проекта. В состав комиссии в обязательном порядке включаются представители министерства экономического развития и департамента инвестиций и предпринимательства Ростовской области. Председателем конкурсной комиссии является заместитель Губернатора Ростовской области, курирующий инициатора проекта, заместителем председателя конкурсной комиссии — министр либо директор, ответственным секретарем конкурсной комиссии — руководитель подразделения инициатора.

Таким образом, на данном этапе Ростовская область уже сделала огромный шаг вперед по продвижению государственно-частных отношений в бизнесе. Проекты, по которым область уже работает с инвесторами, до выхода на конкурс хранятся в тайне. Область рассчитывает только за 2015 год привлечь до 2 млрд. рублей инвестиций.

На реализацию проектов ГЧП в государственной программе Ростовской области «Экономическое развитие и инновационная экономика» до 2020 года предусмотрено более полумиллиарда рублей ежегодно. [8]

Основное мероприятие в части развития ГЧП в Ростовской области в рамках данной программы — «Создание инженерно-транспортной инфраструктуры для реализации инвестиционных проектов». В рамках данного мероприятия планируется реализация мер, направленных на повышение доступности инженерно-транспортной инфраструктуры:

     создания объектов теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения;

     создания объектов транспортной инфраструктуры;

     предоставления инвестору (резиденту индустриального парка) субсидий на возмещение части затрат на подключение объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в части электро- и газоснабжения.

С целью развития механизмов государственно-частного партнерства до 2020 года в рамках рассматриваемой программы планируется:

          совершенствование нормативно-правовой базы функционирования механизмов ГЧП в инвестиционной сфере;

          реализация проектов на принципах ГЧП;

          обеспечение эффективного взаимодействия органов исполнительной власти Ростовской области с федеральными органами исполнительной власти, субъектами предпринимательской деятельности, общественными и научно-исследовательскими организациями в части развития механизмов и реализации проектов на принципах ГЧП;

          повышение эффективности реализации проектов ГЧП;

          формирование предложений по повышению квалификации государственных служащих в части использования механизмов ГЧП.

Одним из направлений реализации является анализ и согласование инвестиционных программ ресурсоснабжающих организаций на предмет учета перспективных потребностей инвесторов в инженерной и транспортной инфраструктуре.

Таким образом, подобная работа в направлении создания и совершенствования институциональной базы, гармонизации отношений государства и частного бизнеса призвана помочь в создании доверительной базы дальнейшего сотрудничества по развитию ГЧП в Ростовской области.

Так как главной проблемой для инвесторов, в первую очередь, является стоимость подключения к инфраструктуре, было принято решение стимулировать инвестиционную активность за счет участия консолидированного бюджета в части затрат предприятий по обеспечению инфраструктурных объектов.

В начале 2013 года губернатор Ростовской области подписал постановление, в соответствии с которым в Ростовской области упрощена процедура получения субсидий предпринимателями в рамках государственно-частного партнерства. Таким образом, в настоящее время наиболее активной является государственная поддержка по видам:

          создание объектов тепло-, водоснабжения, водоотведения и объектов транспортной инфраструктуры;

          предоставление инвестору субсидий на возмещение части затрат на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, являющихся неотъемлемой частью инвестиционного проекта, к сетям инженерно-технического обеспечения в части электроснабжения и газоснабжения. При этом предоставление субсидии дифференцировано в зависимости от объема привлекаемых инвестиций: при капвложениях до 1 млрд. руб. включительно субсидия составит не более 50 млн. рублей по электро- и не более 30 млн. рублей по газоснабжению; более 1 млрд. руб. до 3 млрд. руб. включительно — не более 75 млн. рублей по электро- и не более 50 млн. рублей по газоснабжению; более 3 млрд. руб. — не более 100 млн. рублей по электро- и не более 70 млн. рублей по газоснабжению.

В качестве приоритетных определены задачи как по привлечению новых инвесторов в индустриальные парки, так и оказание поддержки инвесторам в части организации транспортной и инженерной инфраструктуры уже определенных под организацию конкретных проектов инвестиционных площадок.

Сотрудничество Ростовской области и муниципальных образований с частными партнерами осуществляется с целью реализации на территории области общественно значимых проектов в экономике и социальной сфере.

Еще раз отметим, что Ростовская область за последние годы смогла накопить положительный опыт сотрудничества с бизнесом по схемам ГЧП и вошла в число 30 регионов (21 место), в которых созданы наиболее привлекательные условия для реализации ГЧП.

Один из самых первых проектов, реализация которого была начата в области на условиях ГЧП, это «Вода Ростова». Инвестором выступает АО «Ростовводоканал», входящее в группу компаний ОАО «Евразийский». Вода Ростова — один из наиболее масштабных инвестиционных проектов в сфере водопроводно-канализационного хозяйства России. Его стоимость превышает 40 млрд. руб., а результаты его реализации коснутся более 1,2 млн. человек. [9, c.52]

В рамках проекта отстроено более 40 км магистральных водоводов, реконструированы четыре насосные станции. Это дало возможность обеспечить стабильную подачу питьевой воды в Ростов-на-Дону, а также существенно улучшить ее качество. До 2021 года будет создана надежная инфраструктура водоснабжения и водоотведения города. В проекте учтены перспективы развития на ближайшие 30 лет. Речь идет о строительстве дополнительно 6 млн. кв. м жилья и 2 млн. кв. м коммерческой недвижимости, снятии ограничений для развития предприятий в северо-западной промышленной зоне города, улучшении экологии Дона и Азово-Черноморского бассейна.

Благодаря этому проекту Ростовская область смогла на практике отработать модель государственно-частного партнерства, понять, как правительство области может эффективно взаимодействовать с бизнесом.

Вслед за «Водой Ростова» в области появились и другие примеры сотрудничества по схеме ГЧП. Благодаря региональному проекту «40 бассейнов Дона» до 2020 года в большинстве городов и районов области появятся бассейны. На условиях ГЧП в Ростовской области проведена реконструкция набережной города, построены спортивные комплексы в городе и поселке Каменоломни Октябрьского района, созданы центры амбулаторного гемодиализа в Таганроге, Волгодонске, Шахтах, реконструированы и построены дороги для аквапарка в донской столице.

В 2015 году в области будет создан реабилитационный центр на принципах государственно-частного партнерства. Для его размещения город Таганрог предоставил территорию бывшего лечебно-оздоровительного учреждения на берегу Таганрогского залива. Партнер — некоммерческая организация — привлечет специалистов и апробированные методики по избавлению от наркозависимости и восстановлению социальных навыков пациентов.

Рассуждая о развитии транспортной инфраструктуры, следует упомянуть такой инвестиционный проект Ростовской области, как строительство аэропортового комплекса «Южный», реализация которого сделает г. Ростов-на-Дону крупным транспортным узлом международного масштаба.

Работа по подготовке к реализации проекта ведется Правительством Ростовской области совместно с Министерством транспорта Российской Федерации. Срок реализации проекта — 2012–2017 годы, а общий объем финансирования — 37,2 млрд. руб., в том числе:

          федеральный бюджет — 17,9 млрд. руб.;

          областной бюджет — 907,0 млн. руб.;

          внебюджетные источники — 18,3 млрд. руб.

Интересным представляется аспект финансирования данного проекта ГЧП.

За счет средств федерального бюджета будет осуществлено проектирование и строительство объектов федеральной собственности — взлетно-посадочной полосы аэропортового комплекса, рулежных дорожек, стоянки для воздушных судов и перрона.

Финансовые средства областного бюджета будут направлены на объекты инженерной и транспортной инфраструктуры. За счет внебюджетных источников будут возведены аэровокзал, гостиница и логистические комплексы.

Большое значение для Ростовской области имеют проекты, направленные на непосредственное увеличение человеческого потенциала. Так, в Октябрьском районе функционирует Центр магнитно-резонансной томографии, являющийся ярким примером успешного проекта развития социальной инфраструктуры.

Также в области действуют 18 концессионных соглашений с объемом 950 млн. рублей в сфере водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения и переработки твердых коммунальных отходов (Новочеркасск, Шахты, Морозовск, Аксайский и Октябрьский районы).

За счет бюджетных средств оказывается поддержка реформируемым предприятиям в целях оснащения их необходимой коммунальной техникой и повышения энергоэффективности. За несколько лет приобретено 195 единиц техники на сумму более 300 млн рублей.

Победители конкурса ГЧП 2014 г., с которыми заключены соглашения и дополнительные соглашения: ОАО «ТАГМЕТ», ООО «ЕВРАЗ Южный Стан», ООО «Гостиница «Эрмитаж», ООО ТК «Ростовский», ООО «Донстар» на общую сумму 132 863,3 тыс. рублей.

Реализация указанными компаниями инвестиционных проектов позволит привлечь в Ростовскую область инвестиции в общем объеме 20,5 млрд руб. и дополнительно создать более 1,5 тысяч новых рабочих мест.

Правительство Ростовской области активно сотрудничает с инвестиционными консультантами, имеющими опыт реализации проектов ГЧП. В частности, регион привлекает крупнейшую государственную корпорацию Внешэкономбанк, совместно с которой определяет организационно-правовую схему реализации проектов ГЧП. Эти шаги позволяют привлечь дополнительные инвестиции в проекты ГЧП и снизить риски при их реализации.

Из текущих задач в области развития ГЧП активизирована большая работа по формированию каталога проектов социального развития Ростовской области. Туда включены три группы проектов. Первая — общественные, например, инициативы некоммерческих организаций. Вторая группа — это проекты социального предпринимательства. И к третьей категории примкнут объекты социально значимой инфраструктуры — ИТ, связь, спортивные, рекреационные и оздоровительные объекты и т. д. Основная цель такого каталога — привлечь внимание инвесторов к таким проектам и сделать очевидным большой массив задач, которые требуют утверждения на законодательном уровне новых инструментов, среди них — поддержка частных финансовых инициатив и другие актуальные механизмы.

Подводя итоги, выделим основополагающие принципы государственно-частного партнерства в Ростовской области:

          конкурсность как основной метод выбора частного партнёра;

          наличие чётко структурированного контракта по предмету деятельности в рамках ГЧП;

          чёткое разделение рисков и обязательств между партнерами в рамках заключённого контракта;

          направленность ГЧП — оказание услуг в рамках выполнения функций органами государственно-муниципального управления. Как следствие, объектами вложения инвестиций при ГЧП являются объекты публичного пользования (элементы транспортной, коммунальной, жилищной, социальной инфраструктуры).

Важно отметить, что в конечном итоге, созданные в результате основные фонды переходят в собственность органов государственно-муниципального управления.

Вышеизложенная информация свидетельствует о том, что механизм государственно — частного партнерства в Ростовской области активно развивается, причем в разных сферах региональной экономики.

 

Литература:

 

  1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»// http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/94365/
  2. Развитие государственно-частного партнёрства в субъектах РФ. Рейтинг регионов России-2014. -Электронный ресурс:: http: //www.pppcenter.ru /assets/docs/raytingreg2014.pdf
  3. Распоряжение Правительства РФ от 10 апреля 2014 г. № 570-р «О перечнях показателей для оценки эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти и высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов РФ по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности (до 2018 года) и методиках определения целевых значений показателей оценки эффективности их деятельности (с изменениями и дополнениями)» (с изм. и дополн. от 10 февраля 2015 г.)// http://base.garant.ru/70634064/
  4. Рейтинг регионов России по уровню развития государственно-частного партнерства 2014–2015. — М.: Центра развития ГЧП, 2015.
  5. Областной закон «Об основах государственно-частного партнерства» от 22.07.2010 № 448-ЗС
  6. Постановление Правительства Ростовской области от 13.12.2012 № 1073 «О порядке участия сторон государственно-частного партнерства в реализации инвестиционного проекта на территории Ростовской области»
  7. Постановление Правительства Ростовской области от 15.05.2014 № 349 «О мерах по развитию государственно-частного партнерства в Ростовской области//http://www.donland.ru/Default.aspx?pageid=127095
  8. Постановление Правительства Ростовской области от 25.09.2013 № 599 «Об утверждении государственной программы Ростовской области «Экономическое развитие и инновационная экономика» (Действующая редакция от 08.07.2015)// http://www.donland.ru/Default.aspx?pageid=123341
  9. Ставка на ГЧП//Коммерсантъ Власть. — № 50 от 22.12.2014
Основные термины (генерируются автоматически): Ростовская область, государственно-частное партнерство, конкурсная комиссия, проект, Российская Федерация, реализация проекта, транспортная инфраструктура, департамент инвестиций, исполнительная власть, концепция проекта.


Похожие статьи

Управление развитием государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Ростовской области

Взаимодействие органов государственной власти, бизнеса и гражданского общества в сфере жилищного строительства

Государственно-частное партнерство в инновационном развитии малого и среднего бизнеса в России

Контроль и финансовое обеспечение регионального проекта «Демография» в Тюменской области

Развитие малого бизнеса в Ростовской области

Состояние и перспективы развития государственно-частного партнерства в Республике Бурятия

Правовое регулирование инновационной деятельности в Тюменской области

Роль предпринимательства в социально-экономическом развитии Белгородской области

Инвестиционно-инновационное развитие АПК в Республике Мордовия

Формирование и развитие аграрного рынка Краснодарского края

Похожие статьи

Управление развитием государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Ростовской области

Взаимодействие органов государственной власти, бизнеса и гражданского общества в сфере жилищного строительства

Государственно-частное партнерство в инновационном развитии малого и среднего бизнеса в России

Контроль и финансовое обеспечение регионального проекта «Демография» в Тюменской области

Развитие малого бизнеса в Ростовской области

Состояние и перспективы развития государственно-частного партнерства в Республике Бурятия

Правовое регулирование инновационной деятельности в Тюменской области

Роль предпринимательства в социально-экономическом развитии Белгородской области

Инвестиционно-инновационное развитие АПК в Республике Мордовия

Формирование и развитие аграрного рынка Краснодарского края

Задать вопрос