Многообразие видов внешнеэкономической деятельности, осуществляемых общественными, производственно-коммерческими и государственными структурами, в совокупности представляет внешнеэкономический комплекс страны (ВЭК). В последние десятилетия происходит развитие комплекса, которое заключается в установлении долгосрочного, прямого и устойчивого соединения внешнеэкономического и производственного видов деятельности. Государство стремится к тому, чтобы ВЭК страны представлял собой сбалансированную и динамично развивающуюся производственно-коммерческую систему. Таким образом, внешнеэкономический комплекс страны — это «совокупность объединений, подотраслей и отраслей, предприятий, кооперативов, фирм, одни из которых производят и реализуют экспортную продукцию, а другие закупают и перерабатывают импортные товары и осуществляют иные формы внешнеэкономических связей» [1, с. 16].
Деятельность государственной власти также имеет внешнюю направленность, которая призвана осуществлять защиту российских участников внешнеторговой деятельности от недобросовестной конкуренции зарубежных партнеров, а также создавать благоприятные условия для российских участников ВЭД на иностранных рынках на основе режима наибольшего благоприятствования (РНБ) и не дискриминации во взаимной торговле. Это осуществляется путем участия Российской Федерации в международных экономических организациях, подписания «двусторонних и многосторонних договоров торгово-экономического характера и обеспечение контроля за их соблюдением» [2, с. 66].
Президенту РФ и Правительству РФ подчиняются региональные и отраслевые органы, которые занимаются внешнеэкономической деятельностью в соответствии с наделенными полномочиями и образуют региональные и отраслевые компоненты управленческого звена ВЭК [3, с. 14].
В последние годы наиболее экспортноориентированными компаниями и предприятиями являются следующие отрасли: топливно -энергетический комплекс (ТЭК) (добыча, переработка и экспорт нефтетоваров, электроэнергии, угля и газа); металлургический комплекс (МК) (цветные и черные металлы, а также продукты их переработки); оборонно-промышленный комплекс (ОПК) (военная техника); лесохимический комплекс (ЛХК) (целлюлозно-бумажные изделия и лесотовары).
Подавляющее большинство участников ВЭД — это организации (фирмы и предприятия) негосударственных форм собственности (общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества и др.). Деятельность этих хозяйствующих субъектов во внешнеэкономической сфере является главной составляющей частью всей ВЭД России. Не смотря на это, только 10 % из общего числа предприятий реализуют свою продукцию самостоятельно на мировом рынке. Сейчас 2/3 экспорта России обеспечивают 65–70 крупнейших участников ВЭД. Среди экспортеров лидируют такие компании как «РАО ЕЭС» (экспорт электроэнергии), «Газэкспорт» (экспорт газа), «Норильский никель» (экспорт некоторых цветных и драгоценных металлов из платиновой группы), «АЛРОСА» (экспорт алмазов). Лидируют вертикально-интегрированные компании нефтетоваров: «Роснефть», «ЛУКойл», «ТНК-БП», «Сургутнефтегаз».
Во внешнеэкономической деятельности важную роль играют организации, которые принимают участие в содействии по развитию торгово-экономических связей с иностранными государствами. Одной из них является Торгово-промышленная палата (ТПП) Российской Федерации. Ее деятельность затрагивает большинство сфер предпринимательства (внешнюю и внутреннюю торговлю, промышленность, финансовую систему, сельское хозяйство, услуги и др.) [4, с. 139].
Торгово-промышленная палата Российской Федерации (ТПП РФ) — негосударственная некоммерческая организация, объединяющая российских предпринимателей — от представителей малого бизнеса до крупных концернов, промышленных и финансовых групп. Основная цель организации — содействие развитию национальной экономики. Палата представляет интересы бизнеса, предоставляет участникам услуги арбитража и посредничества, помогает заниматься сертификацией, оценкой, организует ярмарки и конференции и т. п. Экспертная система палаты обеспечивает качество поставок продукции для государственных нужд.
ТПП ведет свою историю от первой российской торговой палаты, созданной по инициативе купцов и фабрикантов в 1911 г. — Российской экспортной палаты (РЭП). После Октябрьской революции 1917 г. РЭП была ликвидирована. В 1921–1922 гг. для развития внутренней и внешней торговли в РСФСР образованы Северо-Западная и Восточная областные палаты. В 1932 г. они были объединены во Всесоюзную торговую палату, которая в 1972 г. была переименована в Торгово-промышленную палату СССР. Возглавил ее Евгений Питовранов. Правопреемницей ТПП СССР стала Торгово-промышленная палата РФ, учрежденная 19 октября 1991 г. по инициативе российских деловых кругов.
В составе ТПП РФ действуют 35 комитетов по различным направлениям деятельности. Созданы Международный коммерческий арбитражный суд, Морская арбитражная комиссия, Третейский суд для разрешения экономических споров, спортивный арбитраж и Коллегия посредников. При содействии ТПП РФ открыты центр помощи беспризорным детям и торгово- промышленный пенсионный фонд.
Торгово-промышленная палата Ростовской области — крупнейшее бизнес объединение в регионе. Она объединяет 727 организаций и индивидуальных предпринимателей, из которых две трети — представители малого бизнеса.
В Торгово-промышленной палате Ростовской области работает 16 отраслевых комитета, которые осуществляют свою деятельность на общественных началах. На заседаниях Комитетов обсуждаются актуальные проблемы развития отраслей, а также аспекты взаимодействия бизнеса и власти. Способствуя этому диалогу, ТПП проводит экспертизу правовых актов, разрабатывает и вносит для обсуждения и принятия решений предложения по развитию экономики и предпринимательства региона [5, с. 456].
В 2015 году палатой ТПП оказано около 25 тыс. различных услуг. Направления самые разные: это и независимая оценка недвижимости, оборудования, и юридические услуги, и аудит пожарной безопасности, и поиск инвесторов под конкретный инвестпроект и многое другое. Кроме того, поскольку слабый рубль сделал более конкурентоспособными товары российских производителей на внешних рынках, сегодня особенно актуальны услуги, связанные с внешнеэкономической деятельностью: содействие в налаживании внешнеэкономических связей, поддержка экспортеров, выдача карнетов АТА — временных разрешений на ввоз и вывоз товаров и т. д.
Торгово-промышленная палата Ростовской области одной из первых среди региональных палат создала специализированный Центр поддержки экспорта, который работает с экспортноориентированными предприятиями [6, с. 83]. ТПП организовывает бизнес-миссии в различные страны для поиска деловых партнеров, приглашает иностранных предпринимателей в Ростовскую область, обеспечивает юридическую поддержку, услуги переводчика, помогает в изучении кросскультурных особенностей — ведь в разных странах абсолютно разная бизнес-культура.
Основными составляющими, вносящими свою лепту в валовой региональный продукт Ростовской области, являются:
− транзитная рента;
− экспорт товаров, произведенных на территории Ростовской области, но экспортируемых госкорпорациями (госкомпаниями);
− экспорт продукции, произведенной на территории Ростовской области, региональными структурами;
− экспорт услуг, оказываемых резидентами, локализованными в регионе Ростовской области, иностранным гражданам или организациям [7, с. 226].
Данные составляющие экспортного потенциала Ростовской области представлены на рис. 1. [8, с. 54].
Рис. 1. Суммарный экспортный потенциал Ростовской области
Реальное определение экспортного потенциала Ростовской области возможно осуществить только при выявлении стоимостных параметров элементов, формирующих собой этот экспортный потенциал региона на единой критериальной основе.
В настоящее время экспортоориентированные предприятия Донского края могут получить финансовую поддержку для участия в зарубежных выставках, бизнес-миссиях и т. д. 95 % финансирования центра составляют средства федерального бюджета и 5 % — средства областного бюджета. Средний размер субсидий в 2015 году составил около 10 млн руб.
В 2015 году Торгово-промышленная палата Ростовской области по своей инициативе начала проводить инвестиционные сессии: приглашает экспертное сообщество, банкиров, потенциальных инвесторов, представителей властных структур и презентует для них разработки донских инноваторов.
Основные задачи ТПП Ростовской области в соответствии с законом «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» и Уставом Палаты:
− оказание содействия предпринимателям и представление их интересов в органах законодательной и исполнительной власти;
− оказание помощи в формировании правовой среды и инфраструктуры предпринимательства;
− практическая помощь российским предпринимателям в установлении деловых связей с иностранными партнерами;
− создание условий, необходимых для становления социально- ориентированной рыночной экономики [9, с. 14].
Торгово-промышленной палатой Ростовской области ведется работа по таким направлениям, как:
− поиск, отбор, оценка и мониторинг инвестиционных проектов;
− консалтинг по вопросам подготовки бизнес-планов и инвестиционных предложений;
− оказание консультационных услуг и содействие в прохождении административных процедур инвестору и инициатору проекта.
Ростовская область вошла в ряд «пилотных» регионов, в которых первоначально началась реализация программы поддержки инвестиционной деятельности ТПП. В 2011 году было подписано тройственное Соглашение о содействии развитию инвестиционной и инновационной деятельности между правительством Ростовской области, ТПП РФ и ТПП Ростовской области [10, с. 11].
По итогам 2015 года Ростовская область занимает 1 место в России по индексу промышленного производства, а по количеству предпринимателей — 4 место. Результат деловой активности — внутренний валовый продукт в денежном выражении впервые превысил планку в 1 триллион рублей. Рост инвестиций в область в 2015 году также продолжил положительную динамику,- отметил губернатор.
Валовой региональный продукт Ростовской области составил 1 трлн. 135 млрд. рублей. Это плюс 4,1 % к уровню 2014 года. В 2015 году в экономику региона привлечено 287,4 млрд рублей, что на 17 млрд больше, чем прогнозировалось.
В течение последних 5 лет в области наблюдается постоянный прирост инвестиций и в настоящем 2016 году снова стоит задача превысить показатели прошлого года.
Подводя итог деятельности ТПП Ростовской области в сфере создания инвестиционной привлекательности региона, можно сделать следующие выводы: миссия палат заключается прежде всего в гарантировании надежности соискателя инвестиций, проведении качественной экспертизы инвестиционных проектов, обеспечении всех необходимых условий для совпадения интересов бизнеса с планами развития региона.
Целесообразно развитие банка инвестиционных проектов при региональных ТПП для целевого привлечения отечественных и зарубежных инвестиций. В перспективе формирование вышеуказанной системы заложило бы возможность реализации обратной связи «инвестор — ТПП РФ — территориальная палата — инициаторы проекта» и, тем самым, повысило бы эффективность инвестиционной работы палат [11, с. 85].
В заключение хотелось бы отметить, что торгово-промышленная палата Ростовской области — это место, где бизнесмены получают всю информацию о деловом климате региона, но одновременно и имеют возможность донести свое мнение до чиновников самого высокого ранга. В рамках программы развития малого бизнеса особенно важно предоставить предпринимателям профессиональную помощь в консультировании, финансировании, урегулировании споров и предоставлении рабочих площадок для привлечения инвесторов. Реализация рабочих проектов Торгово-промышленной палаты как субъекта взаимодействия с иностранным бизнесом Ростовской области — это прямой путь к повышению нашего региона в рейтинге инвестиционной привлекательности для иностранных инвесторов, а значит и экономическому росту.
Литература:
- Данько Я. В. Сущность внешнеэкономического комплекса РФ [Текст] // Экономика, управление, финансы: материалы V междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2015 г.). — Краснодар: Новация, 2015. — С. 14–17.
- Воробьева Н. В. Формирование и оценка экспортного потенциала аграрного региона (на примере Ставропольского края) / Н. В. Воробьева // Вестник АПК Ставрополья — 2012. — № 3(7). — С. 66–69.
- Барынькина Н. П. Ковенант — инструментарий финансового инжиниринга в условиях нарастающей финансовой нестабильности // Финансы и кредит. — 2012. — № 20 (500). — С. 11–15.
- Онищенко О. А. Методические аспекты комплексной оценки инвестиционной привлекательности территорий/ О. А. Онищенко // Экономическое пространство. — 2010. — № 40. — С. 132–146.
- Ростовский Ю. М., Гречков В. Ю. Внешнеэкономическая деятельность: учебник / Ю. М. Ростовский, В. Ю. Гречков. — М.: Магистр. — 2011. — 591 с.
- Рубцов С. С. Регион как субъект внешнеэкономической деятельности [Текст] / С. С. Рубцов // Панорама. — 2013. — № 2. — С. 82–84.
- Перунов С. Ю. К вопросу о дифференциации понятий экономического, экспортного и внешнеэкономического потенциала [текст] / С. Ю. Перунов // Инфраструктура рынка: проблемы и перспективы: уч. зап. — Ростов н/Д: изд-во РГЭУ (РИНХ), 2014. — Вып. 20. –С. 220–228.
- Перунов С. Ю. Подходы к оценке экспортного потенциала региона [текст] / С. Ю. Перунов // Путь науки. — 2014. — № 3(3). — С. 53–56.
- Токарев Ю. В. Формирование и использование экспортного потенциала: автореф. дис. канд. экон. наук: 08.00.05. — Казань, 2013. 13— 14 с.
- Якушев Н. О. Теоретические аспекты развития экспортного потенциала регионов // Молодой ученый. — 2015. — № 11. — С. 10-12.
- Федотов В. И. Торгово-промышленные палаты. — М.: 2010. — с. 86.