Торгово-промышленная палата как субъект взаимодействия с иностранным бизнесом (на примере Ростовской области) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №11 (115) июнь-1 2016 г.

Дата публикации: 23.05.2016

Статья просмотрена: 509 раз

Библиографическое описание:

Зарченко, А. С. Торгово-промышленная палата как субъект взаимодействия с иностранным бизнесом (на примере Ростовской области) / А. С. Зарченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 11 (115). — С. 746-750. — URL: https://moluch.ru/archive/115/30618/ (дата обращения: 16.11.2024).

 

Многообразие видов внешнеэкономической деятельности, осуществляемых общественными, производственно-коммерческими и государственными структурами, в совокупности представляет внешнеэкономический комплекс страны (ВЭК). В последние десятилетия происходит развитие комплекса, которое заключается в установлении долгосрочного, прямого и устойчивого соединения внешнеэкономического и производственного видов деятельности. Государство стремится к тому, чтобы ВЭК страны представлял собой сбалансированную и динамично развивающуюся производственно-коммерческую систему. Таким образом, внешнеэкономический комплекс страны — это «совокупность объединений, подотраслей и отраслей, предприятий, кооперативов, фирм, одни из которых производят и реализуют экспортную продукцию, а другие закупают и перерабатывают импортные товары и осуществляют иные формы внешнеэкономических связей» [1, с. 16].

Деятельность государственной власти также имеет внешнюю направленность, которая призвана осуществлять защиту российских участников внешнеторговой деятельности от недобросовестной конкуренции зарубежных партнеров, а также создавать благоприятные условия для российских участников ВЭД на иностранных рынках на основе режима наибольшего благоприятствования (РНБ) и не дискриминации во взаимной торговле. Это осуществляется путем участия Российской Федерации в международных экономических организациях, подписания «двусторонних и многосторонних договоров торгово-экономического характера и обеспечение контроля за их соблюдением» [2, с. 66].

Президенту РФ и Правительству РФ подчиняются региональные и отраслевые органы, которые занимаются внешнеэкономической деятельностью в соответствии с наделенными полномочиями и образуют региональные и отраслевые компоненты управленческого звена ВЭК [3, с. 14].

В последние годы наиболее экспортноориентированными компаниями и предприятиями являются следующие отрасли: топливно -энергетический комплекс (ТЭК) (добыча, переработка и экспорт нефтетоваров, электроэнергии, угля и газа); металлургический комплекс (МК) (цветные и черные металлы, а также продукты их переработки); оборонно-промышленный комплекс (ОПК) (военная техника); лесохимический комплекс (ЛХК) (целлюлозно-бумажные изделия и лесотовары).

Подавляющее большинство участников ВЭД — это организации (фирмы и предприятия) негосударственных форм собственности (общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества и др.). Деятельность этих хозяйствующих субъектов во внешнеэкономической сфере является главной составляющей частью всей ВЭД России. Не смотря на это, только 10 % из общего числа предприятий реализуют свою продукцию самостоятельно на мировом рынке. Сейчас 2/3 экспорта России обеспечивают 65–70 крупнейших участников ВЭД. Среди экспортеров лидируют такие компании как «РАО ЕЭС» (экспорт электроэнергии), «Газэкспорт» (экспорт газа), «Норильский никель» (экспорт некоторых цветных и драгоценных металлов из платиновой группы), «АЛРОСА» (экспорт алмазов). Лидируют вертикально-интегрированные компании нефтетоваров: «Роснефть», «ЛУКойл», «ТНК-БП», «Сургутнефтегаз».

Во внешнеэкономической деятельности важную роль играют организации, которые принимают участие в содействии по развитию торгово-экономических связей с иностранными государствами. Одной из них является Торгово-промышленная палата (ТПП) Российской Федерации. Ее деятельность затрагивает большинство сфер предпринимательства (внешнюю и внутреннюю торговлю, промышленность, финансовую систему, сельское хозяйство, услуги и др.) [4, с. 139].

Торгово-промышленная палата Российской Федерации (ТПП РФ) — негосударственная некоммерческая организация, объединяющая российских предпринимателей — от представителей малого бизнеса до крупных концернов, промышленных и финансовых групп. Основная цель организации — содействие развитию национальной экономики. Палата представляет интересы бизнеса, предоставляет участникам услуги арбитража и посредничества, помогает заниматься сертификацией, оценкой, организует ярмарки и конференции и т. п. Экспертная система палаты обеспечивает качество поставок продукции для государственных нужд.

ТПП ведет свою историю от первой российской торговой палаты, созданной по инициативе купцов и фабрикантов в 1911 г. — Российской экспортной палаты (РЭП). После Октябрьской революции 1917 г. РЭП была ликвидирована. В 1921–1922 гг. для развития внутренней и внешней торговли в РСФСР образованы Северо-Западная и Восточная областные палаты. В 1932 г. они были объединены во Всесоюзную торговую палату, которая в 1972 г. была переименована в Торгово-промышленную палату СССР. Возглавил ее Евгений Питовранов. Правопреемницей ТПП СССР стала Торгово-промышленная палата РФ, учрежденная 19 октября 1991 г. по инициативе российских деловых кругов.

В составе ТПП РФ действуют 35 комитетов по различным направлениям деятельности. Созданы Международный коммерческий арбитражный суд, Морская арбитражная комиссия, Третейский суд для разрешения экономических споров, спортивный арбитраж и Коллегия посредников. При содействии ТПП РФ открыты центр помощи беспризорным детям и торгово- промышленный пенсионный фонд.

Торгово-промышленная палата Ростовской области — крупнейшее бизнес объединение в регионе. Она объединяет 727 организаций и индивидуальных предпринимателей, из которых две трети — представители малого бизнеса.

В Торгово-промышленной палате Ростовской области работает 16 отраслевых комитета, которые осуществляют свою деятельность на общественных началах. На заседаниях Комитетов обсуждаются актуальные проблемы развития отраслей, а также аспекты взаимодействия бизнеса и власти. Способствуя этому диалогу, ТПП проводит экспертизу правовых актов, разрабатывает и вносит для обсуждения и принятия решений предложения по развитию экономики и предпринимательства региона [5, с. 456].

В 2015 году палатой ТПП оказано около 25 тыс. различных услуг. Направления самые разные: это и независимая оценка недвижимости, оборудования, и юридические услуги, и аудит пожарной безопасности, и поиск инвесторов под конкретный инвестпроект и многое другое. Кроме того, поскольку слабый рубль сделал более конкурентоспособными товары российских производителей на внешних рынках, сегодня особенно актуальны услуги, связанные с внешнеэкономической деятельностью: содействие в налаживании внешнеэкономических связей, поддержка экспортеров, выдача карнетов АТА — временных разрешений на ввоз и вывоз товаров и т. д.

Торгово-промышленная палата Ростовской области одной из первых среди региональных палат создала специализированный Центр поддержки экспорта, который работает с экспортноориентированными предприятиями [6, с. 83]. ТПП организовывает бизнес-миссии в различные страны для поиска деловых партнеров, приглашает иностранных предпринимателей в Ростовскую область, обеспечивает юридическую поддержку, услуги переводчика, помогает в изучении кросскультурных особенностей — ведь в разных странах абсолютно разная бизнес-культура.

Основными составляющими, вносящими свою лепту в валовой региональный продукт Ростовской области, являются:

−                    транзитная рента;

−                    экспорт товаров, произведенных на территории Ростовской области, но экспортируемых госкорпорациями (госкомпаниями);

−                    экспорт продукции, произведенной на территории Ростовской области, региональными структурами;

−                    экспорт услуг, оказываемых резидентами, локализованными в регионе Ростовской области, иностранным гражданам или организациям [7, с. 226].

Данные составляющие экспортного потенциала Ростовской области представлены на рис. 1. [8, с. 54].

C:\Users\Инна\Desktop\Screenshot_3.png

Рис. 1. Суммарный экспортный потенциал Ростовской области

 

Реальное определение экспортного потенциала Ростовской области возможно осуществить только при выявлении стоимостных параметров элементов, формирующих собой этот экспортный потенциал региона на единой критериальной основе.

В настоящее время экспортоориентированные предприятия Донского края могут получить финансовую поддержку для участия в зарубежных выставках, бизнес-миссиях и т. д. 95 % финансирования центра составляют средства федерального бюджета и 5 % — средства областного бюджета. Средний размер субсидий в 2015 году составил около 10 млн руб.

В 2015 году Торгово-промышленная палата Ростовской области по своей инициативе начала проводить инвестиционные сессии: приглашает экспертное сообщество, банкиров, потенциальных инвесторов, представителей властных структур и презентует для них разработки донских инноваторов.

Основные задачи ТПП Ростовской области в соответствии с законом «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» и Уставом Палаты:

−                    оказание содействия предпринимателям и представление их интересов в органах законодательной и исполнительной власти;

−                    оказание помощи в формировании правовой среды и инфраструктуры предпринимательства;

−                    практическая помощь российским предпринимателям в установлении деловых связей с иностранными партнерами;

−                    создание условий, необходимых для становления социально- ориентированной рыночной экономики [9, с. 14].

Торгово-промышленной палатой Ростовской области ведется работа по таким направлениям, как:

−                    поиск, отбор, оценка и мониторинг инвестиционных проектов;

−                    консалтинг по вопросам подготовки бизнес-планов и инвестиционных предложений;

−                    оказание консультационных услуг и содействие в прохождении административных процедур инвестору и инициатору проекта.

Ростовская область вошла в ряд «пилотных» регионов, в которых первоначально началась реализация программы поддержки инвестиционной деятельности ТПП. В 2011 году было подписано тройственное Соглашение о содействии развитию инвестиционной и инновационной деятельности между правительством Ростовской области, ТПП РФ и ТПП Ростовской области [10, с. 11].

По итогам 2015 года Ростовская область занимает 1 место в России по индексу промышленного производства, а по количеству предпринимателей — 4 место. Результат деловой активности — внутренний валовый продукт в денежном выражении впервые превысил планку в 1 триллион рублей. Рост инвестиций в область в 2015 году также продолжил положительную динамику,- отметил губернатор.

Валовой региональный продукт Ростовской области составил 1 трлн. 135 млрд. рублей. Это плюс 4,1 % к уровню 2014 года. В 2015 году в экономику региона привлечено 287,4 млрд рублей, что на 17 млрд больше, чем прогнозировалось.

В течение последних 5 лет в области наблюдается постоянный прирост инвестиций и в настоящем 2016 году снова стоит задача превысить показатели прошлого года.

Подводя итог деятельности ТПП Ростовской области в сфере создания инвестиционной привлекательности региона, можно сделать следующие выводы: миссия палат заключается прежде всего в гарантировании надежности соискателя инвестиций, проведении качественной экспертизы инвестиционных проектов, обеспечении всех необходимых условий для совпадения интересов бизнеса с планами развития региона.

Целесообразно развитие банка инвестиционных проектов при региональных ТПП для целевого привлечения отечественных и зарубежных инвестиций. В перспективе формирование вышеуказанной системы заложило бы возможность реализации обратной связи «инвестор — ТПП РФ — территориальная палата — инициаторы проекта» и, тем самым, повысило бы эффективность инвестиционной работы палат [11, с. 85].

В заключение хотелось бы отметить, что торгово-промышленная палата Ростовской области — это место, где бизнесмены получают всю информацию о деловом климате региона, но одновременно и имеют возможность донести свое мнение до чиновников самого высокого ранга. В рамках программы развития малого бизнеса особенно важно предоставить предпринимателям профессиональную помощь в консультировании, финансировании, урегулировании споров и предоставлении рабочих площадок для привлечения инвесторов. Реализация рабочих проектов Торгово-промышленной палаты как субъекта взаимодействия с иностранным бизнесом Ростовской области — это прямой путь к повышению нашего региона в рейтинге инвестиционной привлекательности для иностранных инвесторов, а значит и экономическому росту.

 

Литература:

 

  1.                Данько Я. В. Сущность внешнеэкономического комплекса РФ [Текст] // Экономика, управление, финансы: материалы V междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2015 г.). — Краснодар: Новация, 2015. — С. 14–17.
  2.                Воробьева Н. В. Формирование и оценка экспортного потенциала аграрного региона (на примере Ставропольского края) / Н. В. Воробьева // Вестник АПК Ставрополья — 2012. — № 3(7). — С. 66–69.
  3.                Барынькина Н. П. Ковенант — инструментарий финансового инжиниринга в условиях нарастающей финансовой нестабильности // Финансы и кредит. — 2012. — № 20 (500). — С. 11–15.
  4.                Онищенко О. А. Методические аспекты комплексной оценки инвестиционной привлекательности территорий/ О. А. Онищенко // Экономическое пространство. — 2010. — № 40. — С. 132–146.
  5.                Ростовский Ю. М., Гречков В. Ю. Внешнеэкономическая деятельность: учебник / Ю. М. Ростовский, В. Ю. Гречков. — М.: Магистр. — 2011. — 591 с.
  6.                Рубцов С. С. Регион как субъект внешнеэкономической деятельности [Текст] / С. С. Рубцов // Панорама. — 2013. — № 2. — С. 82–84.
  7.                Перунов С. Ю. К вопросу о дифференциации понятий экономического, экспортного и внешнеэкономического потенциала [текст] / С. Ю. Перунов // Инфраструктура рынка: проблемы и перспективы: уч. зап. — Ростов н/Д: изд-во РГЭУ (РИНХ), 2014. — Вып. 20. –С. 220–228.
  8.                Перунов С. Ю. Подходы к оценке экспортного потенциала региона [текст] / С. Ю. Перунов // Путь науки. — 2014. — № 3(3). — С. 53–56.
  9.                Токарев Ю. В. Формирование и использование экспортного потенциала: автореф. дис. канд. экон. наук: 08.00.05. — Казань, 2013. 13— 14 с.
  10.            Якушев Н. О. Теоретические аспекты развития экспортного потенциала регионов // Молодой ученый. — 2015. — № 11. — С. 10-12.
  11.            Федотов В. И. Торгово-промышленные палаты. — М.: 2010. — с. 86.
Основные термины (генерируются автоматически): Ростовская область, Торгово-промышленная палата, РФ, внешнеэкономическая деятельность, Российская Федерация, малый бизнес, валовой региональный продукт, внешнеэкономический комплекс страны, Россия, экспортный потенциал.


Похожие статьи

Торгово-промышленная палата как субъект взаимодействия с иностранным бизнесом (на примере Ростовской области)

Поддержка малого и среднего предпринимательства в России и Европе (на примере Франции и Германии)

Бизнес-план как инструмент привлечения инвестиций в ресторанном бизнесе (на примере предприятий быстрого обслуживания)

Методика налогового анализа на предприятии торговой отрасли на примере ООО «Кроха и Компания»

Применение специальных налоговых режимов в зарубежных странах на примере малого предпринимательства

Анализ конкурентного положения фирмы в отрасли (на примере ОАО «Автотор»)

Разработка мероприятий по предотвращению потерь (на примере торговой сети)

Роль государства в развитии малого и среднего бизнеса

Разработка маркетинговой программы для повышения конкурентоспособности бренда (на примере компании AIESEC)

Реализация проектной деятельности в учреждениях социальной защиты Москвы (на примере проекта «Времена года»)

Похожие статьи

Торгово-промышленная палата как субъект взаимодействия с иностранным бизнесом (на примере Ростовской области)

Поддержка малого и среднего предпринимательства в России и Европе (на примере Франции и Германии)

Бизнес-план как инструмент привлечения инвестиций в ресторанном бизнесе (на примере предприятий быстрого обслуживания)

Методика налогового анализа на предприятии торговой отрасли на примере ООО «Кроха и Компания»

Применение специальных налоговых режимов в зарубежных странах на примере малого предпринимательства

Анализ конкурентного положения фирмы в отрасли (на примере ОАО «Автотор»)

Разработка мероприятий по предотвращению потерь (на примере торговой сети)

Роль государства в развитии малого и среднего бизнеса

Разработка маркетинговой программы для повышения конкурентоспособности бренда (на примере компании AIESEC)

Реализация проектной деятельности в учреждениях социальной защиты Москвы (на примере проекта «Времена года»)

Задать вопрос