Оценка нормативно-правового регулирования внешнеэкономической деятельности регионов (на примере Краснодарского края) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №21 (259) май 2019 г.

Дата публикации: 27.05.2019

Статья просмотрена: 806 раз

Библиографическое описание:

Кузьменко, В. С. Оценка нормативно-правового регулирования внешнеэкономической деятельности регионов (на примере Краснодарского края) / В. С. Кузьменко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 21 (259). — С. 209-212. — URL: https://moluch.ru/archive/259/59698/ (дата обращения: 21.11.2024).



Краснодарский край — является субъектом Российской Федерации, расположенный на юго-западе страны и входящий в состав Южного федерального округа. Край представляет собой один из ведущих регионов России, в нем собраны главные отрасли экономики.

В статье «Оценка нормативно-правового регулирования внешнеэкономической деятельности регионов» проведено исследование на примере Краснодарского края.

Внешнеэкономическая деятельность непременно должна быть под контролем, в нашей стране данный процесс осуществляется как на национальном, так и региональном уровне.

Реализация внешнеэкономической деятельности региона предполагает постоянное участие органов государственной власти на всех этапах.

Государственное регулирование ВЭД — это комплекс экономических, правовых, административно-управленческих решений и мер органов государства, основная цель которых заключается в формировании благоприятных условий хозяйствования для субъектов ВЭД, обеспечение экономической и правовой поддержки на внутренних и внешних рынках.

Проанализировав сущность определения ВЭД, можно выделить основную цель регулирования на уровне субъектов Федерации:

– Создание благоприятного правого климата в рамках действующего законодательства для осуществления эффективной внешнеэкономической деятельности субъектов хозяйственной деятельности;

– Стимулированиевнешнеторговымопераций;

– Регулирование кредитно-финансовых операций, относящихся к внешнеторговой деятельности.

В таблице 1 приведены основные инструменты, регулирующие внешнеэкономическую деятельность.

Согласно данным научной литературы, существует несколько методик оценки государственного регулирования ВЭД, основной из которых является изучение государственного регулирования внешней торговли, регулирования инвестиционной деятельности региона, а также изучение кредитно- валютных операций, относящихся к ВЭД.

Таблица 1

Инструменты регулирования внешней торговли на Федеральном уровне

Инструменты регулирования внешней торговли на Федеральном уровне

Таможенно-тарифное регулирование

Нетарифное регулирование

Антидемпинговые, компенсационные, специальные защитные меры

Валютное регулирование

Экспортный контроль

№ 289-ФЗот 03.08.2018

ред. От 28.11.2018

№ 164-ФЗ от 08.12.2003N

164-ФЗ (ред.

от 01.05.2019)

№ 165-ФЗ от 08.12.2003(ред. от 26.07.2017)

№ 173-ФЗ от 10.12.2003

(ред.

25.12.2018)

№ 183- ФЗ 18.07.19

99 N

183-ФЗ

(ред. от 13.07.20

15)

Таможенный кодекс Евразийского экономического союза от 01.01.2018

Подробное исследование законов, регламентирующих ВЭД в Российской Федерации, позволит оценить нормативно-правовое регулирование края.

Федеральный закон от 03.08.2018№ 289-ФЗ«О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». [1]

Федеральный закон от 04.01.1999 г. № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» (ред. 13.07.2015). [2]

Федеральный закон от 08.12.2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (ред. от01.05.2019). [3]

Нетарифное регулирование на сегодняшний день является одним из важнейших инструментов внешнеторговой политики.

Нетарифное регулирование — комплекс мер регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных и иных запретов и ограничений экономического характера.

Роль экономического нетарифного регулирования многообразна и дает возможность государству произвольных действий и создания значительных неопределенностей в международной торговле. К мерам нетарифного регулирования относят: лицензирование, добровольное ограничение экспорта, квотирование, технические ограничения, антидемпинговое законодательство. [15]

Федеральный закон от 15.07.1995 г.№ 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» (в ред. От 12.03.2014). Федеральный закон определяет порядок заключения, выполнения и прекращения международных договоров Российской Федерации. [4]

Федеральный закон № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (ред. 25.12.2018). Целью данного закона является обеспечение реализации единой государственной валютной политики. [5]

Федеральный закон № 183-ФЗ «Об экспортном контроле» (ред. от 13.07.2015). Данный Федеральный закон устанавливает принципы осуществления государственной политики, правовые основы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области экспортного контроля. [6]

В том числе на федеральном уровне имеются различные программы поддержки экспорта, к ним относятся страхование, финансирование, кредитование, а также торгово-политические меры, направленные на расширение доступа российского экспорта на внешние рынки.

Помимо регулирования внешнеторговой деятельности в РФ существует ряд законов об инвестиционной деятельности.

Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». [7]

Далее рассмотрим регулирование ВЭД на региональном уровне.

Первоначально следует отметить, что в Краснодарском крае существует программа, подразумевающая поддержку организаций-экспортеров, производящих продукцию на территории Краснодарского края. Перечислим меры государственной финансовой поддержки экспортеров, в том числе:

– возмещение части затрат по уплате процентов по кредитам, привлеченным организациями-экспортерам;

– предоставление субсидий на возмещение части затрат на сертификацию экспортной продукции на соответствие требованиям международных стандартов;

– субсидии на возмещение части затрат, связанных с исполнением договоров аренды выставочных площадей.

Следующим этапом в оценке нормативного-регулирования региона будет исследование региональных инструментов (Таблица 2).

Таблица 2

Инструменты регулирования внешней торговли на региональном уровне

Регулирование внешнеторговой деятельности

Регулирование инвестиционной деятельности

Стратегия социально-

экономического развития

Центр координации и

поддержки экспорта

№ 731-КЗ от 2.07.2004 9с изм 05.05.2019

№ 4034-КЗ от 05.05.2019

Распоряжение № 95 от 10.03.2015

№ 231-П от 30.01.2008 с изм от 24.06.2009

№ 1378-КЗ от 6.03.2008 с изм. 26.12.2012

Постановление № 858 3.09.2003 с изм. 07.11.2017

Постановление № 1510 от

22.12.2014

Приказ № 53 от 14.04.2015

К основным мерам поддержки внешнеторговой деятельности можно отнести:

– Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 14.08.2014 № 851«Об утверждении ведомственной целевой программы «Поддержка экспортно-ориентированных организаций в Краснодарском крае на 2014- 2018 годы»; [8]

– «Распоряжение главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28июля 2016 года № 257 (с изм от 13.08.2018)«Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») содействия импортозамещению в Краснодарском крае на среднесрочную перспективу». [9]

Для осуществления данной цели в Краснодарском крае в соответствии с приказом Минэкономразвития РФ в 2011 году был создан Центр координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства.

Порядка полугода назад начались активные разговоры о необходимости наращивать экспорт. В этом виде экономической деятельности руководители нашего государства видят перспективы роста благополучия страны в целом.

В принципе, не согласиться с ними трудно. Ведь перспектива выхода на рынок с готовой продукцией — желанная мечта и амбициозного предпринимателя, и государственного бюджета. Для стремительного роста экспорта — а его объем по указанию президента РФ должен вырасти до 250 млрд $ к 2024 году (в 2018 году, как сообщает ТАСС, объем превысил 65 млрд $) — необходимо повысить продажи на иностранных рынках в 4 раза за 5 лет. При этом акцент ставится на росте доли несырьевого экспорта.

Чтобы достичь поставленных показателей, были созданы институты поддержки. Ключевым из них стал Российский экспортный центр (РЭЦ). Главная задача подобных организаций — помочь компаниям, готовым или желающим выйти на международные рынки, достичь своей цели. Примечательно, что приоритетное внимание специалистов центра в этом проекте отдается представителям малого и среднего предпринимательства.

Задача созданного экспортного акселератора — показать все существующие меры государственной поддержки, коих больше 100, дать возможность конкретной компании примерить на себя тот или иной вид государственной помощи».

Сейчас на платформе интегрированы все виды государственной поддержки федерального уровня, в ближайшее время будут добавлены и региональные программы. Помимо партнерских программ, у центра поддержки экспорта есть и собственные услуги, которые предприниматель может получить совершенно бесплатно, например комплексный аудит компании, по итогам которого специалист определяет степень готовности экспортировать, а также формирует рекомендации по достижению этой готовности; услуга проектного менеджера, когда специалист центра заходит на конкретное предприятие и ведет его по всему экспортному циклу — от желания экспортировать до завершения первой сделки. [17]

Для повышения конкурентных преимуществ, поддержки и защиты интересов отечественных экспортеров на внешних рынках Министерством экономического развития РФ разработана система мер государственной поддержки экспорта, предусматривающая использование торгово-экономических, организационных, финансовых и информационно-консультационных инструментов.

Также в Краснодарском крае достаточно развита нормативно- правовая база, регулирующая инвестиционную деятельность:

Закон Краснодарского края от 2 июля 2004 г. № 731-КЗ «О стимулировании инвестиционной деятельности в Краснодарском крае» (с изм от 05.05.2019). [10]

Постановление главы администрации Краснодарского края от 3 сентября 2003 г. № 858 «О порядке рассмотрения и согласования инвестиционных проектов на территории края». (в ред. от 29.08.2014). [11]

Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 22 декабря 2014 года № 1510 «Об утверждении Порядка согласования проектов решений уполномоченного органа о предоставлении инвестиционного налогового кредита с финансовым органом Краснодарского края». [12]

Приказ министерства экономики Краснодарского края от 14 апреля 2015 года № 53 «Об установлении сроков представления отчетности о ходе реализации инвестиционного проекта и инвестиционного соглашения субъектом инвестиционной деятельности, которому предоставлено право на государственную поддержку, в орган исполнительной власти Краснодарского края, на который возложены координация и (или) регулирование деятельности в отрасли, в которой реализуется одобренный инвестиционный проект, одобренный администрацией Краснодарского края». [13]

Итак, рассмотрев нормативно-правовую базу регулирования ВЭД в Краснодарском крае, можно заключить, что основное внимание направлено на регулирование инвестиционной деятельности. Также в настоящий момент особый акцент ставится на поддержку экспортеров, малого и среднего предпринимательства в крае.

Экономика современной России развивается лишь последние 25 лет. Мы пока не можем на равных конкурировать со странами, которые занимаются экспортом 2–3 века, где есть отработанные методики и инструменты.

Центр координации поддержки экспорта Краснодарского края помогает компаниям выходить на зарубежные рынки. Все услуги оказываются на безвозмездной основе в рамках государственной программы поддержки экспортно ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства.

Литература:

1. Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 03.08.2018№ 289-ФЗ.

  1. Федеральный закон от 04.01.1999 г. № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» (ред. 13.07.2015).
  2. Федеральный закон от 08.12.2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (ред. от 01.05.2019).
  3. Федеральный закон от 15.07.1995 г.№ 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» (в ред. От 12.03.2014).
  4. Федеральный закон № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (ред. 25.12.2018).
  5. Федеральный закон № 183-ФЗ «Об экспортном контроле» (ред. от 13.07.2015).
  6. Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».
  7. Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 14.08.2014 № 851«Об утверждении ведомственной целевой программы «Поддержка экспортно-ориентированных организаций в Краснодарском крае на 2014- 2018 годы».
  8. «Распоряжение главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28июля 2016 года № 257 (с изм от 13.08.2018)«Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») содействия импортозамещению в Краснодарском крае на среднесрочную перспективу».
  9. Закон Краснодарского края от 2 июля 2004 г. № 731-КЗ «О стимулировании инвестиционной деятельности в Краснодарском крае» (с изм от 05.05.2019).
  10. Постановление главы администрации Краснодарского края от 3 сентября 2003 г. № 858 «О порядке рассмотрения и согласования инвестиционных проектов на территории края». (в ред. от 29.08.2014).
  11. Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 22 декабря 2014 года № 1510 «Об утверждении Порядка согласования проектов решений уполномоченного органа о предоставлении инвестиционного налогового кредита с финансовым органом Краснодарского края».
  12. Приказ министерства экономики Краснодарского края от 14 апреля 2015 года № 53 «Об установлении сроков представления отчетности о ходе реализации инвестиционного проекта и инвестиционного соглашения субъектом инвестиционной деятельности, которому предоставлено право на государственную поддержку, в орган исполнительной власти Краснодарского края, на который возложены координация и (или) регулирование деятельности в отрасли, в которой реализуется одобренный инвестиционный проект, одобренный администрацией Краснодарского края».
  13. Приказ от 21.05.2018 «О внесении изменений в некоторые приказы департамента инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края»
  14. Федеральный портал малого и среднего предпринимательства-http://oldsmb.economy.gov.ru/content/ved/exporter/
  15. Стратегия развития внешнеэкономической деятельности Краснодарского края до 2020 г.
  16. Гладущенко Е. Деловая газета Юг. Внимание экспорт: на какую поддержку могут рассчитывать предприятия-экспортеры/ выпуск № 5(523) от 12–03–2019.
Основные термины (генерируются автоматически): Краснодарский край, Российская Федерация, инвестиционная деятельность, внешнеторговая деятельность, внешняя торговля, государственное регулирование, нетарифное регулирование, федеральный уровень, государственная поддержка, региональный уровень.


Похожие статьи

Методология формирования туристско-рекреационного кластера (на примере Краснодарского края)

Оценка эффективности внедрения риск-ориентированного подхода в систему налогового контроля Российской Федерации

Оценка предпосылок и перспективы развития контрактной системы в сфере закупок в Российской Федерации

Оценка современного состояния регионального рынка страхования КАСКО (на примере Республики Мордовия)

Задачи и характеристика организации деятельности многофункционального центра (на примере г. Тюмень)

Оценка практической ситуации урегулирования налоговой задолженности хозяйствующих субъектов

Оценка эколого-экономической состоятельности субъектов в ходе проведения экологического аудита

Концепция региональной инвестиционной стратегии социально-экономического развития субъектов РФ

Нормативно-правовое регулирование социальной сферы на примере Ненецкого автономного округа

Оценка качества налогового и бюджетного планирования в субъекте федерации на примере Белгородской области

Похожие статьи

Методология формирования туристско-рекреационного кластера (на примере Краснодарского края)

Оценка эффективности внедрения риск-ориентированного подхода в систему налогового контроля Российской Федерации

Оценка предпосылок и перспективы развития контрактной системы в сфере закупок в Российской Федерации

Оценка современного состояния регионального рынка страхования КАСКО (на примере Республики Мордовия)

Задачи и характеристика организации деятельности многофункционального центра (на примере г. Тюмень)

Оценка практической ситуации урегулирования налоговой задолженности хозяйствующих субъектов

Оценка эколого-экономической состоятельности субъектов в ходе проведения экологического аудита

Концепция региональной инвестиционной стратегии социально-экономического развития субъектов РФ

Нормативно-правовое регулирование социальной сферы на примере Ненецкого автономного округа

Оценка качества налогового и бюджетного планирования в субъекте федерации на примере Белгородской области

Задать вопрос