Роль государственных инвестиций в социальную сферу Амурской области | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 16 ноября, печатный экземпляр отправим 20 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №44 (543) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 02.11.2024

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Орлова, А. С. Роль государственных инвестиций в социальную сферу Амурской области / А. С. Орлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 44 (543). — URL: https://moluch.ru/archive/543/118864/ (дата обращения: 07.11.2024).



В современном обществе вопросы социальной поддержки населения и эффективности государственных инвестиций в социальную сферу являются актуальными и важными. Государственные инвестиции в социальную сферу являются необходимой мерой, особенно в периоды экономического спада и финансовой нестабильности. Бюджетные вложения являются инструментом развития всех сфер жизнедеятельности страны, независимо от их коммерческой прибыльности. Основными характеристиками государства являются обеспечение безопасности жизни граждан, развитие социальной сферы и достижение экономического благополучия.

Государственные инвестиции представляют собой вложения средств в процесс увеличения и воспроизводства основных фондов предприятий и организаций страны. Источниками этих инвестиций выступают различные уровни бюджетов (федеральный, региональный, местный), а также государственные внебюджетные фонды. Государственные инвестиции формируются путем выделения средств из государственного бюджета. Они чаще всего направляются на создание, модернизацию или реконструкцию объектов, принадлежащих государству, а также на поддержку проектов, в которых участвуют частные инвесторы. Инвестиции связаны с формированием основных фондов предприятий и организаций страны путем вложения средств из государственного бюджета, а также возможного привлечения внебюджетных целевых фондов, эмиссии ценных бумаг, кредитов и займов, включая иностранные источники. [1]

Основной источник финансирования государственных инвестиций в социальную сферу составляют бюджетные средства, которые выделяются из государственного бюджета. Эти средства могут быть собраны через налоговые поступления, за счет государственной кредитной политики или путем привлечения внешних источников финансирования. Формами государственных инвестиций в социальную сферу выступают следующие (рисунок 1). [3]

Формы государственных инвестиций в социальную сферу

Рис. 1. Формы государственных инвестиций в социальную сферу

В социальной сфере государственные инвестиции могут принимать различные формы, направленные на обеспечение социальных потребностей и улучшение качества жизни населения. Одной из таких форм являются льготные инвестиционные кредиты, предоставляемые государством с целью стимулирования инвестиционной активности в сфере социальных услуг и инфраструктуры. Эти кредиты обладают более низкими процентными ставками и более длительными сроками погашения, что позволяет привлечь больше инвесторов и обеспечить устойчивое развитие социальной сферы.

Определение эффективности государственных инвестиций в социальную сферу осуществляется с учетом ряда показателей, включающих социально-экономические результаты, эффективность использования бюджетных средств и уровень удовлетворенности населения. Оценка достигнутых результатов осуществляется на основе сравнительного анализа показателей до и после реализации инвестиционных проектов.

Важным аспектом оценки является также учет социальных внешних эффектов, которые проявляются в сфере здоровья и благополучия населения, а также воздействия на экономическое развитие территории. В рамках данного исследования также осуществляется оценка рентабельности инвестиций и экономической эффективности, которые позволяют определить вклад инвестиций в общий социально-экономический прогресс региона.

Результаты оценки экономической эффективности государственных инвестиций в социальную сферу Амурской области позволяют сделать выводы о необходимости дальнейшего развития инвестиционной политики в данной сфере, учитывая ресурсы и потребности населения. Такие выводы могут стать основой для принятия решений в области распределения бюджетных средств и определения приоритетных направлений социальной политики в регионе. Проанализируем динамику изменения и структуру государственных инвестиций в социальную сферу Амурской области за 2020–2022 гг. на рисунке 1.

Динамика изменения и структуру государственных инвестиций в социальную сферу Амурской области за 2020–2022 гг. [2]

Рис. 1. Динамика изменения и структуру государственных инвестиций в социальную сферу Амурской области за 2020–2022 гг. [2]

В период с 2020 по 2022 год Амурская область увеличила государственные инвестиции в социальную сферу, наблюдается положительная динамика роста. Общая сумма инвестиций выросла с 13 294,1 млн рублей в 2020 году до 18 063,2 млн рублей в 2022 году. В разделе «Образование» инвестиции также увеличились. Доля инвестиций в образование составляет 15,9 %, при этом произошло увеличение на 4 769,1 тыс. рублей. Однако, наблюдается снижение инвестиций в дошкольное образование на 31,4 % и в среднее профессиональное образование на 0,1 %.

В разделе «Культура, кинематография» инвестиции также увеличились. Доля инвестиций в культуру и кинематографию составляет 1,2 %, абсолютное увеличение составило 544,2 тыс. рублей. Однако, в разделе «Здравоохранение» наблюдается снижение инвестиций на 22,1 % их абсолютное уменьшение на 2 390,2 тыс. рублей. Самое значительное сокращение произошло в области общей медицинской помощи, стационарной медицинской помощи и других вопросов в области здравоохранения.

В разделе «Социальная политика» доля инвестиций составляет 23,6 % в 2022 году. Самые крупные вложения осуществляются в пенсионное обеспечение (доля — 1,6 %), социальное обслуживание населения (доля — 3,3 %) и социальное обеспечение населения (доля — 10,7 %). В разделе «Физическая культура и спорт» доля инвестиций составляет 0,7 % в 2022 году. Средства направляются на развитие физической культуры (доля — 0,1 %), массового спорта (доля — 0,4 %) и спорта высших достижений (доля — 0,1 %). В разделе «Жилищно-коммунальное хозяйство» доля инвестиций составляет 12,5 % в 2022 году. Основные направления включают жилищное хозяйство (доля — 2,2 %), коммунальное хозяйство (доля — 8,8 %) и благоустройство (доля — 1,3 %). [7]

Таким образом, можно сделать вывод об увеличении государственных инвестиций в социальную сферу Амурской области за рассматриваемый период. Однако, необходимо уделить внимание снижению инвестиций в некоторые отрасли, такие как дошкольное образование и здравоохранение, и постараться разработать соответствующие меры для их развития и поддержки. В целом, государственные инвестиции в социальную сферу Амурской области способствуют улучшению жизни населения и развитию социальной инфраструктуры региона.

Важными показателями экономической эффективности реализации государственных инвестиций в социальную сферу Амурской области является оценка реализации национальных проектов (программ) по развитию социальной сферы. 7 мая 2018 года вступил в силу Указ Президента Российской Федерации № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Этот Указ определил и утвердил национальные проекты России, которые были сформированы в соответствии с 13 стратегическими направлениями развития. Срок реализации данных национальных проектов установлен до 31 декабря 2024 года. [3]

Отдельно следует выделить государственную программу «Развитие системы социальной защиты населения Амурской области», которая направлена на создание специфических условий, которые обеспечат государственные социальные гарантии и права жителей Амурской области на получение социальной поддержки и социальных услуг. В настоящее время в регионе функционирует 65 учреждений, занимающихся реализацией социальной защиты. В рамках программы возможно предоставление 90 мер социальной поддержки для более чем 30 категорий получателей. Ассигнования на реализацию государственной программы в 2022 году составляют 17 579,1 млн. рублей, что соответствует 98,9 % планового объема финансирования.

Расходы на социальную поддержку отдельных категорий граждан в Амурской области за 2020–2022 гг. представлены в таблице 1. [2]

Таблица 1

Вид расходов

Категория граждан

2020 г.

2021 г.

2022 г.

Изменение показателя за период 2020–2022 гг.

Абсолют., тыс. руб.

Относит., %

Расходы областного бюджета, направляемые на поддержку материнства и детства, млн. рублей

Ежемесячная денежная выплата, назначаемая в случае рождения третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет

640,8

649,8

695,9

55,1

7,09

Ежемесячные выплаты на детей в возрасте от трех до семнадцати лет

1 765,5

3 036,0

3 761,1

1995,6

23,88

Единовременная выплата при рождении первого ребенка и предоставление регионального материнского (семейного) капитала при рождении второго ребенка в субъектах РФ, входящих в состав Дальневосточного федерального округа

217,6

301,3

322,5

104,9

7,04

Расходы областного бюджета, направляемые на социальную поддержку отдельных категорий граждан, млн. рублей

Ветераны труда, труженики тыла, дети-войны

915,8

888,5

895

-20,8

0,73

Граждане, имеющие заслуги перед Российской Федерацией и Амурской областью (в сфере культуры, образования, и др.отраслях)

135,8

133,5

137,4

1,6

2,92

Реабилитированные лица и граждане, признанные пострадавшими от политических репрессий

19,5

18,2

17,0

-2,5

-6,59

Расходы, связанные с поддержкой материнства и детства, увеличились в течение этого периода. Например, сумма ежемесячной денежной выплаты, назначаемой в случае рождения третьего ребенка или последующих детей до достижения возраста трех лет, выросла с 640,8 тысяч рублей в 2020 году до 695,9 тысяч рублей в 2022 году, что составило прирост в 7,09 %. Ежемесячные выплаты на детей в возрасте от трех до семнадцати лет также увеличились. Кроме того, были проанализированы единовременные выплаты при рождении первого ребенка и региональные материнские (семейные) капиталы при рождении второго ребенка. За указанный период сумма данных выплат также выросла.

Таким образом, относительно расходов на социальную поддержку отдельных категорий граждан можно отметить следующее. Расходы на поддержку ветеранов труда, тружеников тыла и детей-военных остались примерно на прежнем уровне с незначительным отрицательным изменением. Расходы на граждан, имеющих заслуги перед Российской Федерацией и Амурской областью, также незначительно выросли. Однако расходы на реабилитированных лиц и граждан, признанных пострадавшими от политических репрессий, сократились. В рамках расходов областного бюджета на социальную поддержку, в период с 2020 по 2022 годы, были осуществлены значительные инвестиции в социальную сферу Амурской области.

В контексте осуществления государственных инвестиций в социальную сферу Амурской области существуют несколько проблем, требующих детального анализа. Одной из таких проблем является снижение продолжительности жизни и увеличение смертности среди населения старше трудоспособного возраста. Это отражает некоторые негативные тенденции в социальном и демографическом состоянии региона и является вызовом для эффективной реализации инвестиций в данную сферу.

Другой проблемой, требующей внимания, является необходимость продолжения работы по повышению рождаемости в регионе. Низкая рождаемость угрожает демографической стабильности и экономическому развитию Амурской области. Поэтому поддержка семей и создание условий для благоприятной семейной среды должны быть основополагающими принципами в ходе реализации социальных инвестиций.

Кроме того, развитие физической культуры и спорта играет важную роль в формировании здорового образа жизни населения. Недостаточная инвестиционная поддержка в этой сфере может привести к ограниченному доступу к спортивным объектам и программам для широкой аудитории. Инвестиции в развитие физической культуры и спорта позволят создать условия для формирования здорового образа жизни и поддержания активности населения в Амурской области.

Таким образом, анализ проблем реализации государственных инвестиций в социальную сферу Амурской области позволяет выделить снижение продолжительности жизни, низкую рождаемость и ограниченность доступа к спортивной инфраструктуре в качестве ключевых вызовов, требующих уделения необходимого внимания в ходе планирования и осуществления инвестиций. Необходимо разработать целенаправленные программы и мероприятия, направленные на решение данных проблем с участием различных заинтересованных сторон, чтобы обеспечить устойчивое и эффективное развитие социальной сферы области.

Для повышения экономической эффективности реализации государственных инвестиций в социальную сферу Амурской области необходимо рассмотреть несколько направлений. Во-первых, важно сосредоточить усилия на развитии системы социального обслуживания. Это может быть достигнуто путем совершенствования инфраструктуры и технической базы организаций здравоохранения, образования и социального обеспечения. Улучшение качества предоставляемых услуг и повышение их доступности для населения способствуют укреплению социальной защищенности и повышению качества жизни граждан.

Во-вторых, стоит обратить особое внимание на развитие человеческого капитала. Это означает увеличение инвестиций в образование и подготовку кадров, способных эффективно функционировать в современном информационно-технологическом обществе. Повышение уровня образования и развитие навыков населения способствуют росту производительности труда, установлению инноваций и стимулируют экономический рост региона.

Третьим направлением является развитие малого и среднего предпринимательства. Поддержка и стимулирование предпринимательской активности способствуют созданию новых рабочих мест, увеличению доходов населения и развитию территориальных сообществ. Создание благоприятной инвестиционного климата, упрощение административных процедур и предоставление финансовых ресурсов предпринимателям — важные составляющие успешной реализации этого направления.

Еще одним важным аспектом является развитие инфраструктуры. Вложения в транспортную, энергетическую и коммунальную инфраструктуру позволяют создать основу для развития других секторов экономики и повысить привлекательность региона для инвестиций. Проекты, направленные на модернизацию и расширение инфраструктурных объектов, таких как дороги, аэропорты, энергетические сети, способствуют стимулированию экономического роста и улучшению жизни населения.

В целом, успешная реализация государственных инвестиций в социальную сферу Амурской области требует комплексного подхода, включающего в себя развитие социальной инфраструктуры, улучшение системы социального обслуживания, развитие человеческого капитала и поддержку предпринимательства. При этом важно обеспечить эффективное управление инвестиционными процессами и координацию действий между соответствующими институтами и органами государственной власти.

В современных условиях существует ряд мероприятий, которые способствуют повышению экономической эффективности реализации государственных инвестиций в социальную сферу Амурской области. Рассмотрим некоторые из них. [6]

  1. Формирование эффективной системы управления инвестиционными процессами. Важно обеспечить четкую координацию между соответствующими институтами и органами государственной власти, а также проводить регулярный мониторинг и оценку эффективности реализации проектов. Это позволит улучшить планирование, контроль и использование финансовых ресурсов, а также оптимизировать распределение инвестиций.
  2. Разработка инновационных подходов к реализации социальных проектов. Использование новых технологий, применение современных методов управления и организации работы в сфере социального обслуживания позволяют достичь более эффективных результатов. Например, внедрение цифровых решений в оказание медицинских услуг или использование автоматизированных систем учета и анализа данных помогут оптимизировать процессы и повысить качество предоставляемых услуг.
  3. Привлечение инвестиций из частного сектора. Расширение партнерства с частными компаниями и инвесторами позволит диверсифицировать источники финансирования социальных проектов. Это может быть осуществлено через механизмы публично-частного партнерства или создание благоприятной инвестиционной среды, привлекательной для бизнеса.
  4. Оптимизация расходов и повышение эффективности использования ресурсов в социальной сфере. Анализ и учет затрат, внедрение системы бюджетного планирования и контроля, использование современных методов управления финансами помогут оптимизировать расходы и обеспечить максимальную эффективность распределения инвестиций.
  5. Развитие человеческого капитала. Инвестиции в образование, профессиональное обучение и развитие навыков населения способствуют повышению производительности труда и улучшению качества жизни населения. Важно разрабатывать программы подготовки кадров, поощрять развитие предпринимательства и инноваций, а также предоставлять доступ к качественным образовательным и медицинским услугам.

Таким образом, данные направления помогут повысить эффективность реализации государственных инвестиций в социальную сферу Амурской области и способствовать улучшению социально-экономического развития региона в целом. Государственные инвестиции в социальную сферу играют важную роль в содействии достижению социальной справедливости, повышении качества жизни населения и устойчивому развитию общества в целом. Государственные инвестиции в социальную сферу имеют свои особенности, связанные с источниками формирования, возвратностью, регулированием, контролем и обеспечением финансовой устойчивости. Этот вид инвестиций играет важную роль в обеспечении развития социальной инфраструктуры и повышении качества жизни населения.

Экономическая эффективность может быть определена как соотношение между рыночной стоимостью произведенных результатов и затратами ресурсов, необходимыми для достижения этих результатов. Она служит индикатором эффективности программы, поскольку позволяет оценить, насколько успешно были достигнуты результаты при заданных уровнях затрат.

Оценка эффективности социальных программ основана на анализе этих показателей и их сравнении с ожидаемыми результатами. Чем более эффективно используются ресурсы, тем выше степень экономичности программы. Важно отметить, что оценка эффективности социальных программ — это сложный и многоаспектный процесс, который требует учета различных факторов, включая социальные, экономические и политические аспекты. Поэтому методология оценки эффективности социальных программ постоянно развивается и уточняется для достижения более точных и достоверных результатов.

В ходе исследования была проведена оценка эффективности государственных инвестиций в социальную сферу Амурской области. Амурская область, с центром в г. Благовещенск, является одним из регионов Российской Федерации, обладающим обширной территорией и разнообразными природными ресурсами. В Амурской области происходят некоторые изменения в социально-экономической сфере. Несмотря на сокращение численности населения и некоторые вызовы, наблюдается положительная динамика в доходах и зарплатах, а также снижение уровня безработицы. Эти факторы могут способствовать дальнейшему развитию региона.

Приграничное положение Амурской области, а также наличие обширных ресурсных потенциалов, способствуют формированию значительных возможностей для развития данной территории. В соответствии с прогнозами, в период до 2025 года на территории Амурской области планируется создание более 20 тысяч новых рабочих мест с высокой производительностью. Ожидается, что доля обрабатывающей промышленности в экономике региона увеличится с 3 до 30 процентов. Это предполагает значительное развитие производственного сектора и его вклада в экономический рост.

Государственные инвестиции в социальную сферу Амурской области имеют некоторую эффективность, однако необходимо уделить внимание проблемам, связанным со снижением продолжительности жизни и увеличением смертности населения старше трудоспособного возраста. Также важно продолжать работу по повышению рождаемости и развитию физической культуры и спорта в регионе. На основании некоторых, представленных данных также можно сделать вывод о положительном влиянии государственных инвестиций в социальную сферу Амурской области. Как показывают показатели развития жилищного строительства и науки, такие инвестиции способствуют развитию экономики региона, повышению качества жизни населения и созданию благоприятной социальной среды.

Реализация государственных инвестиций в социальную сферу Амурской области сталкивается с такими проблемами, как снижение продолжительности жизни и увеличение смертности среди пожилого населения, низкая рождаемость и ограниченный доступ к спортивной инфраструктуре. Для успешной реализации инвестиций необходимо эффективно решать эти проблемы и создавать благоприятные условия для социального развития области. В современных условиях существует ряд мероприятий, которые способствуют повышению экономической эффективности реализации государственных инвестиций в социальную сферу Амурской области: формирование эффективной системы управления инвестиционными процессами, разработка инновационных подходов к реализации социальных проектов, привлечение инвестиций из частного сектора, развитие человеческого капитала.

Таким образом, данные направления помогут повысить эффективность реализации государственных инвестиций в социальную сферу Амурской области и способствовать улучшению социально экономического развития региона в целом.

Литература:

  1. Игонина, Л. Л. Региональные и муниципальные финансы: учебник и практикум для вузов / Л. Л. Игонина [и др.]; под редакцией Л. Л. Игониной. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — С.57.
  2. Открытый бюджет Амурской области http://ob.fin.amurobl.ru/analitika/raskhody/vidy_raskhodov.
  3. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
  4. https://национальныепроекты.рф/projects.
  5. Указ Президента Российской Федерации от 7.05.2012 № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике»;
  6. https://www.amurobl.ru/.
  7. https://www.amurobl.ru/pages/organy-vlasti/iogv/upravleniya/upravlenie-proektnoy-deyatelnosti/.
  8. Указ Президента Российской Федерации от 7.05.2012 № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике».
  9. Указ Президента Российской Федерации от 7.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».
Основные термины (генерируются автоматически): социальная сфера, Амурская область, инвестиция, социальная поддержка, доля инвестиций, развитие, Российская Федерация, физическая культура, человеческий капитал, экономическая эффективность реализации.


Похожие статьи

Задать вопрос