Нынешняя социально-экономическая ситуация в России крайне противоречива и многогранна. В экономике присутствует нестабильность. Нынешняя ситуация требует от государственных и общественных объединений принятия адекватных мер, в первую очередь, в развитии системы социальной защиты населения и обеспечении социального обеспечения инвалидов, пенсионеров и малоимущих.
Ключевые слова: социальное обеспечение, Хабаровский край, валовый региональный продукт, пенсионеры, инвалиды, Дальний Восток, социальная защита.
The present socioeconomic situation in Russia is contradictory and multifaceted. There is instability in the economy. The current situation requires state and public associations to take adequate measures, first, in the development of the system of social protection of the population and provision of social security for the disabled, pensioners and the poor.
Keywords: social security, Khabarovsk Krai, gross regional product, pensioners, invalids, the Far East, social protection.
Социальные, экономические и политические процессы, происходящие в России, не могут не повлиять на социально-экономическое положение Дальневосточного региона.
1. Социально-демографическая ситуация в Хабаровском крае, крайне нестабильна. Валовой региональный продукт за период с 1996 по 2017 год, несмотря на определенные количественные успехи в экономике Дальнего Востока, снизился на 12,3 %, объем промышленной продукции снизился на 10 %. Всероссийское возрождение «исчезло» в регионе [12].
Темпы роста производства на Дальнем Востоке в 2000–2017 годах были ниже, чем в среднем по Российской Федерации, так же как и в 1996–1998 годах темпы снижения были выше. Тем не менее, в Хабаровском крае в текущем году произошло реальное увеличение всех денежных доходов населения, в том числе заработной платы и пенсий.
По данным статистического комитета, население Хабаровского края к началу 2017 года составляло 1495,9 тыс. человек, из которых 1211,3 тыс. человек (81 %) — граждане и 284,6 тыс. (19 %) — сельские жители. По сравнению с прошлым годом доля сельских жителей снизилась на 0,2 %, или на 3,5 тыс. человек. Одной из основных проблем демографического развития региона остается высокий уровень смертности.
В настоящее время в Хабаровском крае более 4200 специалистов различных категорий и профилей работают в учреждениях социального обеспечения и государственных органах. Территориальные органы управления по оказанию социальной помощи населению в Хабаровском крае имеются во всех районах и городах региона.
В период 1991–2017 гг. сформировалась единая система социальной защиты населения Хабаровского края. Региональные и территориальные органы социальной защиты населения, подведомственные организации, учреждения, филиал Пенсионного фонда Хабаровского края, фонды социального и медицинского страхования, входящие в единую систему социальной защиты региона, сосредоточили усилия на организации функционирования и развития, совершенствования механизмов пенсионного обеспечения и социального обеспечения в Хабаровском крае.
Тем не менее, на сегодняшний день для региона такие проблемы социально-трудовой сферы, как значительная дифференциация населения по уровню доходов, низкая заработная плата в ряде отраслей остаются нерешенными [8,с.102].
В настоящее время более 600 тысяч человек, что составляет 41 % от общей численности населения Хабаровского края, имеют доходы ниже прожиточного минимума.
В органах социальной защиты населения для оказания социальной помощи ежегодно принимается до 40 % граждан всего населения Хабаровского края.
В целях повышения уровня жизни и социальной поддержки уязвимых слоев населения от пенсионеров, инвалидов, семей с детьми, законодательных и исполнительных органов региона ежегодно принимаются программы повышения социальной защиты населения Хабаровского края.
На сегодняшний день федеральные законы «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», «Об потребительской корзине в целом для Российской Федерации», «О государственной социальной помощи», «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов» и законы, принятые на региональном уровне, представляют собой правовые рамки социальной защиты малообеспеченных слоев населения Хабаровского края.
С 1996 года по настоящее время по инициативе Правительства края и Законодательной Думы Хабаровского края, были приняты региональные законы: «О региональных целевых программах», «О прожиточном минимуме в Хабаровском крае», «О территориальной целевой программе», «Обеспечение жизни для инвалидов, проживающих в Хабаровском крае», О целевой социальной помощи гражданам в Хабаре «О финансировании льгот для героев социалистического труда в Хабаровском крае», «О жилищном фонде социального обеспечения для престарелых и инвалидов в Хабаровском крае», «О наличных деньгах для семей, погибших военнослужащих во время боевых действий в Афганистане и выполнения задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и Таджикистане» [12].
Создание нормативно-правовой базы позволило жителям Хабаровского края сформировать систему предоставления, видов социальной помощи, источников финансирования льгот и денежных выплат (в отличие от федеральных законов «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»), чтобы урегулировать ряд проблем, связанных с реализацией социальной поддержки, и обеспечить единообразие в действиях местного самоуправления региона.
На сегодняшний день Программа повышения социальной защиты населения Хабаровского края является хорошо налаженным механизмом межбюджетного планирования и финансирования, вся информация о выполнении Программы, сосредоточена на сайте в Министерстве социальной защиты региона, который и является разработчиком Программы повышения социальной защиты населения Хабаровского края.
В целях обеспечения системы мер по реализации федерального, регионального законодательства и других нормативных актов о социальной защите населения губернатор края ежегодно утверждает «Порядок осуществления федерального и территориального законодательства о социальной защите пожилых граждан, инвалидов, малообеспеченных семей с детьми в Хабаровском крае».
Программа предусматривает предоставление льгот и услуг в соответствии с действующим федеральным законодательством за счет федеральных, региональных бюджетов и бюджетов муниципалитетов.
Ежегодно увеличивается число мероприятий Программы и затраты на их реализацию. Если в начале создания Программы (в 1996 году) для ее деятельности потребовалось 483,5 млн. рублей, то в 2017 году расходы составили 2 032,6 млн. рублей, а к 2020 году они предусмотрены в размере 2064,0 млн. рублей.
В реализуемой деятельности Программы доля региональных и местных бюджетов составляла 72 %, федеральный бюджет — 21,5 %, территориальные государственные внебюджетные фонды — 6 % и другие источники — 0,5 % [7,с.28–30].
Социальная политика региона основана на создании условий, обеспечивающих жизнь и свободное развитие всех граждан, но особое внимание уделяется социально уязвимым группам населения, в том числе пожилым.
В регионе сохраняется значительная доля пожилых людей в общей численности населения. В Хабаровском крае по состоянию на 1 января 2018 года доля граждан старшего поколения составляла 15,8 % от общей численности населения, 64,3 % трудоспособного возраста и 19,9 % населения в возрасте до достижения трудоспособного возраста. Старение населения усугубляется ухудшением состояния здоровья, увеличением миграции и увеличением смертности.
Благодаря нынешней Программе все пожилые пенсионеры ежегодно осуществляют свое право на получение пособий на оплату жилищно-коммунальных услуг, за использование телефона, радио, для перевозки по всем видам транспорта, медицинского обслуживания и других льгот в соответствии с федеральным и региональным законодательством. Проводится значительная работа по социальной защите и уходу за инвалидами. В Хабаровском крае количество инвалидов составляет 75,5 тыс. человек, но но эти средства недостаточны для удовлетворения потребностей всех желающих получить образование
Средний размер пенсии по инвалидности составляет 51,5 % от прожиточного минимума в Хабаровском крае. На первый план выходят меры социальной, профессиональной и медицинской реабилитации инвалидов. В связи с отменой льгот для предприятий, работающих с инвалидами, в настоящее время инвалидам особенно сложно реализовать свою профессиональную и трудовую адаптацию. За последние два года наблюдается увеличение интереса инвалидов к получению специального образования.
Плата за обучение детей с нарушениями развития предоставляется за счет регионального бюджета, но эти средства недостаточны для удовлетворения потребностей всех желающих получить образование. По состоянию на 1 октября 2017 года фактические расходы оставили 100 % запланированного на год 760,0 тыс. рублей.
Региональная целевая программа предусматривает меры по оказанию адресной социальной помощи [12].
Только за 2017 год и 6 месяцев текущего года пенсионеры с низким доходом, инвалиды, семьи с детьми получали различные виды помощи из всех источников финансирования в размере 236,8 млн. рублей.
В результате, по состоянию на 1 июня 2018 года в органах социальной защиты населения городов и районов области, из-за многочисленных обращений граждан и отсутствия финансовых ресурсов, бюджет края сформировал кредиторскую задолженность в размере 22,9 млн. рублей. Тем не менее в текущем году более 530 000 ветеранов войны и труда, инвалидов, членов многодетных семей получили пособия на медицинские услуги, медикаменты, жилищно-коммунальные услуги, телефон и радио, поездки на все виды общественного транспорта, и е услуги в размере 1503,5 млн. рублей, что составляет 90 % от общей фактической стоимости предоставления льгот и услуг, предоставляемых Программой. Широкое использование в последние годы в Хабаровском крае получила адресная социальная помощь малообеспеченным слоям населения.
Таким образом, можно сделать основной вывод, что благодаря усилиям органов власти всех уровней в крае закон о краевой целевой программе, в сфере социальной защиты населения носит действенный характер.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993).
- Конвенция о правах инвалидов, утвержденная постановлением Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 г., № 61/106. Электронная система Garant. URL: http://base.garant.ru/ (дата обращения 10.10.2017).
- Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с последними изменениями от 31 декабря 2005 года) от 24.11.1995. № 181-ФЗ. Электронная система Garant. URL: http://base.garant.ru/ (дата обращения 10.10.2017).
- Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в статью 16 Закона РФ «Об образовании» от 20.07.2000 г. № 102-ФЗ. Электронная система Garant. URL: http://base.garant.ru/ (дата обращения 10.10.2017).
- Федеральный закон «Об основах социальных услуг для населения в Российской Федерации» № 195-ФЗ от 10.12.1995. Электронная система Garant. URL: http://base.garant.ru/ (дата обращения 10.10.2017).
- Астанов Г. А. Социальная политика в России / Г. А. Астанов // Российский экономический журнал. — 2014. — № 11. — С.21–28.
- Виноградова О., Федотова Л. Недействительность и занятость / О. Виноградова // Социальная работа. — 2014. — № 1. — С.28–30.
- Гонтмахер, Э. Ш. Социальная политика в России: уроки 90-х / Е. Ш. Гонтмахер. — Москва: Helios ARV, 2010. — 336 с.
- Григорьева Е. Единый механизм социальной помощи и услуг населению / Е. Григорьева // Социальная работа. — 2012. — № 4. — С.35–37.
- Каневский Е. М. Активная социальная политика: поиски, выводы, решения / Под. Издание Е. М. Каневский. — Москва: Мысль, 2010. — 158 с.
- Карелова Г. Социальная защита: вчера, сегодня, завтра / Г. Карелова // Человек и работа. — 2012. — № 6. — С.11–15.
- Министерство социальной защиты населения Хабаровского края: Режим доступа. https://mszn27.ru/