Страхование – одна из древнейших категорий общественных отношений. Зародившись в период разложения первобытнообщинного строя, оно постепенно стало непременным спутником общественного производств [5].
Современная рыночная экономика создает адекватную систему социальной защиты населения, важнейшим звеном которой является социальное страхование. Становление новой модели социальной защиты должно обеспечивать преемственность в социальной политике и соблюдение принципов общественной солидарности и социальной справедливости.
Система обязательного социального страхования – одна из предпосылок обеспечения социальной справедливости, создания и поддержания политической стабильности, становление социальной защиты должно обеспечивать преемственность в социальной политике и соблюдение принципов общественной солидарности и социальной справедливости. Проблемы социальной защиты личности, отдельных социальных групп и всего населения имеют общегосударственное значение и характеризуются статусом национальной безопасности. От их решения зависит социальное воспроизводство населения, социально-психологическое состояние людей, стабильность функционирования общества, трансформация его в гражданское состояние.
Актуальность данной темы, определяется тем, что в условиях рыночной экономики главным институтом защиты человека является социальное страхование.
На сегодняшний день в России все большую актуальность приобретают вопросы, связанные с дальнейшей модернизацией социального страхования. На этом фоне следует предположить, что вектор социально-экономического развития народнохозяйственного комплекса, основанный на принципах социальной справедливости, может вывести страну на новый уровень.
Формирование национальной системы социального страхования – дело непростое. Необходимо органически увязать эту система с системой заработной платы, налоговой системой, политикой и состоянием рынка труда, демографическим положением в настоящем и его прогнозным положением в будущем (т.е. факторами, определяющими уровень пенсий и других страховых выплат, качество и объем услуг по лечению и оздоровлению трудящихся и т.д.). Только тогда удастся построить эффективную систему социальной защиты в стране.
Орловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации является исполнительным органом Фонда социального страхования и осуществляет оперативное управление средствами социального страхования на территории региона. Рассмотрим подробнее источники формирования средств филиала в таблице, где показана динамика доходов по филиалу.
Таблица 1
Состав и структура доходов Фонда социального страхования РФ по Орловской области
Наименование статей |
2013г. |
2014г. |
2015г. |
Темп роста, % |
|||
Сумма млн руб. |
% к итогу |
Сумма млн руб. |
% к итогу |
Сумма млн руб. |
% к итогу |
||
ДОХОДЫ |
|||||||
Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве |
271,2 |
18,0 |
284,1 |
17,1 |
292,7 |
16,9 |
107,9 |
Страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности н в связи с материнством |
1267,3 |
83,9 |
1359,8 |
82,0 |
1410,5 |
81,3 |
111,3 |
Прочие не налоговые поступления в Фонд социального страхования Российской Федерации |
-28 |
-1,9 |
14,9 |
0,9 |
31,6 |
1,8 |
-112,9 |
Итого доходы |
1510,5 |
100 |
1658,8 |
100 |
1734,8 |
100 |
114,8 |
В структуре доходов регионального Фонда социального страхования наибольшей удельный вес занимают страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности в связи с материнством, их удельный вес составил за последние 3 года более 80%.
На втором месте находятся страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве, их удельный вес примерно составляет 17%.
Следует отметить, что темпы роста уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности в связи с материнством производстве составляют 11,3%, а темпы роста страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев – 7,9%.
Доходы в целом по региональному Фонду социального страхования выросли на 14,8 % и составили в 2015 году 1734,8 млн руб.
Расходы бюджета ФСС осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством РФ, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами субъектов РФ.
Рассмотрим подробнее направления расходования средств филиала в таблице, где показана динамика расходов по филиалу.
Таблица 2
Состав и структура расходов Фонда социального страхования РФ по Орловской области
Наименование |
2013г. |
2014г. |
2015г. |
Темп роста, % |
|||
Сумма млн руб. |
% к итогу |
Сумма млн руб. |
% к итогу |
Сумма млн руб. |
% к итогу |
||
РАСХОДЫ |
|||||||
Пособие по уходу за ребенком гражданам, подвергшимся воздействию вследствие радиационных аварий |
213,6 |
12,1 |
189,6 |
10,2 |
119,8 |
6,2 |
56,1 |
Пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию |
361,8 |
20,4 |
365,7 |
19,7 |
398,2 |
20,6 |
110,1 |
Пособие по нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию |
585 |
33,0 |
652,3 |
35,1 |
717,6 |
37,0 |
122,7 |
родам |
232,5 |
13,1 |
258,8 |
13,9 |
299,5 |
15,5 |
128,8 |
Ежемесячные страховые выплаты |
154,2 |
8,7 |
159,9 |
8,6 |
166,1 |
8,6 |
107,7 |
Прочие |
223,7 |
12,6 |
230,3 |
12,4 |
235,7 |
12,2 |
105,4 |
Итого расходов: |
1770,8 |
100 |
1856,6 |
100 |
1936,9 |
100 |
109,4 |
В разделе расходов ФСС по Орловской области наибольший удельный вес занимают выплаты пособия по нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию, их удельный в 2015 году составил 37%, а темп роста в 2015 году по сравнению с 2013 годом составил 22,7%.
На втором месте по расходам ФСС занимают пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, их удельный вес в 2015 году составил 20,6%, а темп роста – 10,1%, т.е. это говорит о том, что рождаемость увеличивается и, соответственно, выплаты пособий возрастает.
На третьем месте в расходах имеют место выплаты пособие по нетрудоспособности по родам, это и подтверждает тот факт, что пособия за уходом ребенка до полутора лет возросли. Удельный вес пособий по родам в 2015 году составил 15,5%, а темп роста в 2015 году по сравнению с 2013 годом составил 28,8%.
Подводя итог, следует подчеркнуть, что социальная защита населения играет важную роль в стабилизации экономического развития России. Осознание этого привело к тому, что последнее время большое внимание стало уделяться решению социальных проблем, повышению уровня жизни, социальной защите детей, молодежи, пенсионеров, инвалидов.
Благодаря результатам проведения политики социального страхования населения в стране и ряде регионов наметились положительные сдвиги в социально-экономическом развитии. Эти сдвиги и свидетельствуют о восстановлении восходящих тенденций в объеме производства товаров и предоставления услуг. Таким образом, существующая практика доказывает, что социальная составляющая оказывает позитивное воздействие на стабилизацию и устойчивое развитие российской экономики [10].
Литература:
- Ильина И.В., Сидоренко О.В. Региональные аспекты устойчивого развития аграрного сектора // Региональная экономика: теория и практика. 2011 г.- №19. с.60 – 66
- Ильина И.В., Сидоренко О.В. Роль фондообразующих отраслей в решении продовольственной проблемы регионов // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012. - №2. с.40 – 45
- Ильина И.В., Сидоренко О.В. Развитие сельскохозяйственного производства в контексте обеспечения продовольственной безопасности //Научное обозрение.-2015.-№3.- с.188 – 198.
- Ильина И.В., Сидоренко О.В. Реализация механизма государственной поддержки аграрного сектора по новым правилам // Аграрная Россия - 2015. № 5. с. 32-36.
- Казанцев С.К. Основы страхования: Учебное пособие Екатеринбург.: изд. ИПК УГТУ, 2011.
- Сидоренко О.В., Ильина И.В. Влияние материальных ресурсов на доходность аграрных формирований. // Аграрная Россия. 2013. №3. С.21-26.
- Сидоренко О.В., Ильина И.В. Издержки производства продукции и производственные ресурсы в регионе // Региональная экономика: теория и практика. -2008.- №36.- г. с. 8 – 13.
- Сидоренко О.В., Ильина И.В. Методические вопросы мониторинга устойчивого развития аграрного сектора региона //Аграрная Россия. 2014. №4. С.27-32.
- Сидоренко О.В., Ильина И.В. Экономический мониторинг функционирования сельского хозяйства региона в контексте обеспечения продовольственной безопасности. // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. №38. С.36-44.
- Экономические основы и противоречия социальной защиты населения Жанказиева З.Н. «Национальные интересы: приоритеты и безопасность». 2011. № 7. С. 74-78.