Перспективы и проблемы введения дистанционного высшего образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №20 (100) октябрь-2 2015 г.

Дата публикации: 12.10.2015

Статья просмотрена: 776 раз

Библиографическое описание:

Ахъядов, Э. С. Перспективы и проблемы введения дистанционного высшего образования / Э. С. Ахъядов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 20 (100). — С. 333-334. — URL: https://moluch.ru/archive/100/22606/ (дата обращения: 16.11.2024).

 

В условиях современного информационного общества значительную роль играют знания и квалификация молодого специалиста, а качество полученного им образования определяют его благополучие (вследствие успешной социализации) и степень осознания закономерностей в развитии общества. В настоящее время система образования становится доминирующей подсистемой общества, является стратегическим ресурсом функционирования государственных и политических структур, фундаментальной основой цивилизации.

Согласно теории «человеческого капитала», образование не является чем-то немедленно потребляемым, скорее всего это — капиталовложение в будущее человека, и все усилия, направленные на образовательную сферу в прошлом, будут вознаграждены в будущем. Подобная теория частично оправдывает неравенство между молодыми людьми, так как они затратили неравные средства на подготовку к разным видам деятельности.

В современной России традиционное высшее образование (очная форма обучения) недоступно для значительной части молодежи. Это связано с различными факторами: низкий доход молодого человека и его родителей, невозможность пройти обучения без отрыва от производства, территориальные факторы, физические ограничения и т. д.

Дистанционное образование (ДО), получившее широкое распространение в зарубежных вузах, представляется автору настоящей статьи

разумной альтернативой традиционному высшему образованию и представляет собой процесс, при котором студент получает набор учебных пособий и учебных заданий в текстовой или электронной формах, выполняет их, пересылает в вуз, и, в зависимости от успешности или неуспешности выполнения, продолжает учебу. Дистанционное образование не подразумевает личного контакта преподавателя и студента, подобное взаимодействие осуществляется электронно или иным методом.

Дистанционное образование является одним из факторов успешной социализации молодого человека, в перспективе приводящим к его восходящей вертикальной мобильности. Основные преимущества такого образования для молодежи связаны в первую очередь характерными чертами ДО:

Экономическая эффективность дистанционного образования. Затраты на организацию дистанционного образовательного процесса значительно ниже по сравнению с организацией традиционного процесса обучения, следовательно, работающие молодые люди смогут оплачивать участие в образовательных программах.

Отсутствие территориальных ограничений при использовании дистанционной формы образования. Активное использование глобальной компьютерной сети Интернет позволяет студенту обучаться практически из любого места без отрыва от профессиональной деятельности.

Личностный рост студентов за счет перехода от репродуктивного метода обучения к творческому с элементами самообразования, способствующий восходящей вертикальной мобильности.

Гибкость дистанционного образования. Дистанционное образование может адаптироваться под требования студента, учитывать его жизненные обстоятельства, род занятий.

Масштабируемость дистанционного образования. В отличие от очной формы высшего образования дистанционное позволяет распространить учебные курсы и материалы (лекции, практические задания и т. д.) среди неограниченного количества студентов, благодаря использованию современных методов хранения данных.

Образование для всех на протяжении всей жизни возможно при использовании дистанционных технологий обучения, в связи с вышеперечисленными преимуществами.

Скептическое отношение молодых людей к дистанционному образованию, по мнению автора статьи, связаны в первую очередь с их неосведомленностью о возможностях и эффективности данной образовательной формы.

Рассматривая историческую ретроспективу дистанционного образования в мире, отметим, что данная форма обучения имеет глубокие исторические корни. Академик В. П. Тихомиров отмечает «…что еще Иисус Христос передавал проповеди своим ученикам для трансляции в территориально удаленных религиозных учреждениях и на открытых пространствах» [1]. Первобытные люди также использовали простейшие формы дистанционного обучения, оставляя наскальные рисунки, засечки на деревьях и т. д. Значительное влияние на развитие дистанционного образования в мире оказало появление Открытого университета Великобритании в 1969 г. С этого момента впервые начал применяться комплексный подход с использованием разнообразных средств обучения при доминирующем положении печатных материалов. Взаимодействие между студентом и преподавателем осуществлялось посредством почтовой переписки, очных консультаций и кратких курсов по месту жительства. Данная модель дистанционного обучения получила название «корреспондентской модели».

С развитием информационных технологий (появление компьютеров, локальных и глобальных сетей, электронных образовательных платформ) началось развитие «трансляционной модели» дистанционного обучения (ДО). Если первый тип («корреспондентская модель») ДО был характерен для европейских стран, то второй («трансляционная модель») — в первую очередь для вузов США. Бурное развитие телевидения привело к появлению образовательных каналов, которые были востребованы как в вооруженных силах, так и в бизнесе. К недостаткам трансляционной модели дистанционного обучения в первую очередь можно отнести слабую обратную связь между преподавателем и студентом. Если в корреспондентской модели студент не является пассивным слушателем, а активно обучается и самостоятельно приобретает новые знания, то во втором случае он пассивен, что негативно сказывается на результатах обучения. Подобный недостаток отсутствует в современной «гибридной модели» обучения, для которой характерны: Проведение дистанционных и очных занятий. Применение последних образовательных технологий (наличие электронной образовательной среды). Большой объем самостоятельной работы студента. Автоматизированный контроль над выполнением заданий. Своевременная помощь инструктора. Групповая работа в режиме онлайн.

Согласно статистическим данным, нетрадиционные формы обучения, к которым можно отнести и дистанционное образование, обретают популярность в мире, об этом свидетельствует рост количества открытых образовательных учреждений данного типа. [2].

С развитием дистанционного высшего образования в России связываются определенные надежды, обусловленные тем, что, как показывает мировая образовательная практика, дистанционное образование может сделать традиционное высшее более удобным, доступным и востребованным российской молодежью, что позволит повысить эффективность и успешность социализации современного молодого человека.

Для обеспечения развития высшего дистанционного образования в России требуется совершенствование нормативно-правовой базы в области высшего дистанционного образования, создание компьютерной инфраструктуры, подготовка программного обеспечения для внедрения электронных образовательных платформ, а также обучение и переподготовка преподавателей для ведения дистанционных образовательных курсов.

 

Литература:

 

  1.                Караев А. М. Социализация молодежи: методологические аспекты исследования // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2013. № 3. — С. 33–37.
  2.                Тихомиров В. П. ДО: история, экономика, тенденции // Дистанционное обучение. 2007. № 2. — С. 72–76.
Основные термины (генерируются автоматически): дистанционное образование, дистанционное обучение, восходящая вертикальная мобильность, высшее дистанционное образование, корреспондентская модель, молодой человек, Россия, традиционное высшее образование, трансляционная модель, успешная социализация.


Задать вопрос