В настоящее время можно с уверенностью говорить о том, что продолжающийся экономический и социальный кризис ставит под угрозу жизненное благополучие огромного числа людей в мировой экономике. Помимо снижения расходов на оплату труда, многие страны в период мирового кризиса столкнулись с такими проблемами в трудовой сфере, как массовые увольнения рабочих, сокращения трудовой недели, отмена ряда социальных выплат и т. д. Подобные меры, безусловно, не могут не повлечь за собой массовые социальные протесты.
Очевидно, что в такой непростой экономической ситуации необходимы меры по социальной поддержке населения. Быстро и эффективно работающим инструментом по снижению уровня бедности, как среди трудящихся, так и среди других категорий граждан, является социальная защита населения.
Именно поэтому наиболее важным для правительств большинства государств становится разработка мероприятий, направленных — вне зависимости от текущей экономической ситуации — на удовлетворение постоянно существующих, неотъемлемых потребностей людей во всем мире.
Российская Федерация не является исключением. Действительно, современная социально-экономическая и демографическая ситуация в субъектах РФ, многочисленность бедных, малообеспеченных и маргинализированных слоев населения, неблагополучные показатели здоровья нации актуализируют роль и значение социальной защиты как науки, вида социальной деятельности.
Обеспечение гарантированных, минимально достаточных условий жизни для наиболее уязвимых слоев населения остается важнейшей социальной функцией региональных властей. Приоритетными направлениями развития социальной защиты населения субъекта Федерации является обслуживание пожилых людей, инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и детей с ограниченными возможностями.
Исследования процессов развития системы социальной защиты населения на региональном уровне проводилось нами на материалах Ростовской области.
Проведенный анализ показал, что население региона, как и России в целом, переживает устойчивый период демографического старения. Удельный вес населения области в возрасте моложе трудоспособного составил 14,9 процента численности всего населения, доля лиц пенсионного возраста — 23,8 процента. В дальнейшем по области прогнозируется снижение численности населения в трудоспособном возрасте. В 2015 году удельный вес этой категории населения составил 58,2 процента против 61,9 процента в 2009 году, по прогнозным данным к 2021 году снизится до 54,9 процента. Показатель демографической нагрузки (отношение численности населения нетрудоспособного возраста к населению в трудоспособном возрасте) к началу 2010 года составил 630 человек на 1000 лиц трудоспособного возраста. В перспективе прогнозируется рост величины нагрузки населения нетрудоспособных возрастов на трудоспособное население в 2015 году до717 человек, а к 2026 году — до 839 человек, что является крайне негативной тенденцией. [1]
В региональном социальном регистре населения Ростовской области консолидированы данные о получателях социальных услуг, включая сведения о членах их семей (рис. 1).
Рис. 1. Динамика формирования социального регистра населения Ростовской области [2]
Из рисунка можно наблюдать устойчивую тенденцию к росту получателей социальных услуг в регионе.
В 2014 году более 811,6 тыс. человек получили ежемесячную денежную компенсацию по оплате расходов за жилое помещение и коммунальные услуги. Жилищные субсидии назначены 159,7 тыс. семей. Попавшие в трудную жизненную ситуацию 46,5 тыс. человек получили адресные пособия за счет средств областного бюджета согласно Закону «Об адресной социальной помощи в Ростовской области».
С целью перехода к активным моделям адресной помощи, за счет областного бюджета во всех муниципальных районах и городских округах в 2014 году заключено 403 социальных контракта. Большинство контрактов — 283 заключили семьи с детьми, сообщает управление информационной политики правительства Ростовской области.
Социальный контракт — форма поддержки малоимущих семей. Суть его в том, что семьям, заключившим контракт, доплачивают из регионального бюджета до прожиточного минимума. Большинство «контрактников» — сельские жители. 85 % из них направляют средства на развитие личного подсобного хозяйства, 15 % — на переобучение, трудоустройство, погашение задолженности, лечение и т. д. [3]
Однако, несмотря на значительные затраты на социальную поддержку населения Ростовской области, субъективные ощущения граждан не такие благостные, и люди обращают внимание на наличие огромного количества отрицательных социальных последствий, связанных с преобразованиями в стране. В регионе в 2011 г. было проведено социологическое исследование различных аспектов функционирования социальной системы РФ и области.
Результаты исследования показывают, что в представлениях большинства жителей региона государство должно обеспечить всем определённый социальный минимум, а остального каждый должен добиться сам. Такую точку зрения разделяют более половины населения.
Этот показатель на 11 % превосходит общероссийский, что можно объяснить предприимчивым характером жителей региона, который исторически сложился у жителей Дона. Подобный вывод подтверждает и меньший по сравнению со среднероссийским (32 % против 41 %) процент сторонников полного равенства всех граждан, которое должно быть обеспечено государством. Однако мнение населения Ростовской области практически полностью совпадает с общероссийским мнением о неприемлемости либеральной модели социального устройства, в рамках которой государство либо вообще не вмешивается в социальную сферу жизни общества, либо оказывает помощь только самым неблагополучным его слоям.
Основные тревоги жителей Ростовской области, их соотношение в целом соответствуют общероссийской ситуации. Экономико-социальные проблемы повседневности больше беспокоят именно малообеспеченные слои. Лидером в рейтинге социальных проблем в области, является кризис системы ЖКХ и рост жилищно-коммунальных платежей, который беспокоит 65 % респондентов. Низкий уровень жизни отмечают 54 % жителей, сокращение доступа к медицинскому обеспечению и образованию беспокоит 50 %. 34 % респондентов отмечают отсутствие социальных гарантий на случай болезни, старости, безработицы.
Долгие годы ведущей парадигмой системы социальной защиты являлся принцип государственного патернализма, который культивировал такие ценности, как всеобщность в получении благ, надежду на заботу со стороны государства и другие. Необходимость патерналистской поддержки и помощи со стороны государства в лице его ведомственных структур и учреждений социальной защиты подтверждают результаты исследования, проведенного в июле 2014 г. Министерством труда и социального развития Ростовской области в рамках экспертного опроса специалистов, работающих в сфере социальной защиты региона.
На вопрос: «На какие ценности и нормы ориентировано население по отношению к социальной защите?» были получены следующие ответы: получение льгот и преимуществ с учетом трудового вклада (64,9 %); стабильность и надежность во всем (32,4); гарантии привилегий (21,6); справедливое распределение благ (18,9); самостоятельность выбора государственных социальных гарантий (16,2).
Однако в условиях современного состояния социальной защиты происходят изменения, которые свидетельствуют о том, что начинает складываться иная система ценностей и норм, свойственная либеральной рыночной экономике. Тем не менее, как показали опросы населения и экспертов, данный процесс еще только формируется.
Так, анализ, проведенный в результате социологического опроса населения России в рамках мониторинга социальной сферы РГСУ, позволяет сделать вывод, что если в 2004 году большая часть граждан отдала предпочтение пассивным формам государственной помощи, то в 2012 году 66,8 % граждан отдали предпочтение активным формам социальной защиты: получение образования, трудоустройство на подходящую работу, открытие своего дела. [4, с.118]
Проведенный Всероссийским центром уровня жизни населения мониторинг эксперимента по внедрению системы социальных контрактов как активной формы получения помощи позволяет сделать вывод о его целесообразности и эффективности. [5] У регионов, участвующих в эксперименте повысилась адресность предоставления государственной социальной помощи, а также улучшилось межведомственное взаимодействие органов исполнительной власти субъектов РФ, в сфере деятельности которых находятся механизмы по решению задач по преодолению трудной жизненной ситуации и выхода на самообеспечение малоимущих семьей и малоимущих одиноко проживающих граждан.
Однако, результаты социологического исследования, выявили крайне низкий уровень информированности населения о наличии социального контракта среди форм населению. Всего 8 % опрошенных респондентов слышали об этом инструменте сокращения бедности.
Проведённый автором анализ функционирования системы социальной защиты Ростовской области, а также социологические опросы высококвалифицированных специалистов позволили в процессе исследования раскрыть негативные тенденции в развитии и наметить перспективные направления повышения ее эффективности.
С нашей точки зрения важнейшей проблемой повышения эффективности исследуемой системы является недостаточный опыт работы по форме оказания адресной помощи на условиях заключения социального контракта.
Система социальных контрактов — это новая модель социальной защиты малоимущих для Ростовской области, при которой трудоспособному населению, находящемуся за чертой бедности, для получения пособия придется выйти на работу. Таким образом, бедные граждане будут получать адресную помощь от государства в обмен на выполненную ими работу. Причем за эту работу им тоже будут платить. В результате нуждающиеся в помощи люди будут дважды вознаграждены: им будет причитаться как пособие, так и заработная плата.
Необходимо отметить, что обязательность заключения социального контракта при оказании адресной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам с трудовым потенциалом отсекает определенный процент случаев, когда присутствует скрытая занятость. Этот эффект необходимо иметь в виду при оценке внедрения нового метода работы с населением.
Относительно низкий, по сравнению с европейскими странами, возраст выхода на пенсию в России оставляет возможность вхождения в систему неработающих пенсионеров ранних возрастов после выхода на пенсию, но по их желанию, а не в обязательном порядке. Таким же образом возможно вхождение в программу социальной адаптации людей, чья незанятость или не полная занятость имеет легитимные основания: инвалидность; уход за ребенком-инвалидом; уход за членом семьи — инвалидом; длительная болезнь; обучение в средних специальных и высших учебных заведениях всех типов и видов по очной форме обучения.
Особенностью предоставления адресной помощи малоимущим семьям и одиноко проживающим гражданам должен являться комплексный подход к решению проблемы нуждаемости. Наряду с денежной выплатой должен предлагаться комплекс социальных услуг по социальной адаптации и выходу из трудной жизненной ситуации. Пути вывода семьи из кризиса зависят от специфики трудной жизненной ситуации, в которой оказалась семья, и тех усилий, которые она может приложить в тесном взаимодействии со специалистами социальной защиты региона к решению той или иной семейной проблемы.
В числе значимых проблем остается ограниченность финансовых ресурсов, что актуализирует поиск новых форм поиска и выделения средств на предоставление адресной помощи.
Количество заключаемых контрактов зависит не в последнюю очередь от возможностей бюджета, от выделяемых средств на выплату помощи, которая позволяет гражданину приобрести технику или посевные материалы, скот для ведения крестьянского хозяйства, оборудование для организации малого бизнеса или индивидуальной трудовой деятельности. Еще один возможный вид поддержки — это облегченный вид микрокредитования на беспроцентной основе или замена субсидий на открытие самостоятельной деятельности от службы занятости.
Поэтому необходимо в рамках работы по внедрению системы аккумулировать средства на эти цели, выделяя их по решению комиссии или из ресурсов службы занятости или социальной защиты.
Для развития механизмов оказания адресной социальной помощи нуждающимся категориям населения в целях снижения финансовых затрат значимым представляется применение инновационных технологий межсекторного социального партнерства.
Одной из таких технологий является социально-культурная инициатива — деятельность по выдвижению, утверждению, распространению и практической реализации социально значимых идей, способности к проективной деятельности, созданию новых способов преобразования действительности, культуры государства общаться и выстраивать отношения с местным сообществом.
Для выстраивания отношений с местным сообществом и практической реализации социально значимых идей в настоящее время в практике учреждений социального обслуживания Ростовской области необходимо активно внедрять и применять инновационную технологию «социальное партнёрство». Она представляет собой уникальный механизм регулирования согласования интересов бизнеса, общества, власти и эффективный метод социальной коммуникации в оказании социальной помощи незащищённым категориям граждан.
Для привлечения новых партнёров для оказания помощи нуждающимся гражданам в учреждениях социальной защиты Ростовской области должны вестись постоянные поиски новых (улучшенных) механизмов социального партнёрства.
Учитывая, что механизм социального партнёрства — это совокупность методов и инструментов, с помощью которых обеспечивается достижение партнёрского взаимодействия сторон, механизм реализации модели социального партнёрства должен выглядеть следующим образом:
обозначается социальная проблема (идея), которая в дальнейшем определит статус и выбор социальных партнёров;
определяется миссия, ставится цель;
проводится виртуальный выбор потенциального партнёра на основании SWOT-анализа (сильные и слабые стороны, возможности и угрозы обеих сторон в достижении поставленной цели);
выбор реального партнёра;
проведение переговоров с потенциальным партнёром: определение интересов обеих сторон, постановка конкретной цели, проведение корректирующих действий (при необходимости);
составление соглашения (договора) о сотрудничестве согласно нормативным документам;
разработка программы сотрудничества, проекта, плана мероприятий с указанием этапов, сроков реализации, ресурсов (финансовых, материально-технических, кадровых), ожидаемых результатов и перспектив (данный пункт может идти приложением к соглашению);
создание управляющего, координирующего и контролирующего органа (органов), осуществляющего поэтапное отслеживание реализации совместных мероприятий;
проведение мониторинга, анкетирования, опроса (периодически);
подготовка презентации совместного продукта (программных мероприятий);
развитие информационно-рекламной деятельности;
использование мотивации и стимулирования партнёров;
осуществление взаимодействия с иными партнёрами (СМИ, интернет ресурсы, частные лица, волонтеры и т. п.).
Задача региональных властей заключается в создании и поддержании правовых и экономических стимулов для развития данного механизма. Задача профессиональных союзов и общественных организаций и объединений — вовлекать капитал в решение насущных социальных проблем и информировать государство о состоянии сотрудничества по вопросам социальной защиты.
Значимым представляется и то, что применение технологий межсекторного социального партнерства в сфере социальной защиты населения способно снизить финансовые затраты посредством:
ухода некоммерческих организаций и объединений с позиций просителей, их перехода на самообеспечение за счет предоставления гражданам социальных услуг различного типа;
передачи третьему сектору ряда административных функций посредством конкурсных механизмов социального и муниципального заказов;
привлечения в регион (район, город, округ, муниципальное образование) посредством создания силами некоммерческого сектора социально значимых программ и проектов, доноров и инвесторов, дополнительных финансовых ресурсов из бюджетов федеральных программ, а также от зарубежных и отечественных благотворительных и грантовых Фондов;
эффективного использования потенциала волонтерской деятельности и ресурсов благотворительности.
В заключение следует отметить, что перед системой социальной защиты населения Ростовской области в ее дальнейшем развитии сегодня стоят следующие стратегические задачи: повышение уровня социальной защищенности в условиях возникновения социальных рисков с учетом глобального финансового кризиса; повышение эффективности системы социальной защиты благосостояния населения, снижение бедности и неравенства по денежным доходам населения на основе внедрения практики социальных контрактов; развитие межсекторальных связей сети учреждений социальной защиты населения. Достижение данных целей посредством предложенных мероприятий позволит повысить эффективность функционирования системы социальной защиты населения в Ростовской области.
Литература:
- Постановление Правительства Ростовской области от 28.02.2013 № 107 «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Ростовской области (2013–2018 годы)» (ред. от 08.05.2015)// http://www.donland.ru/documents/Ob-utverzhdenii-Plana-meropriyatijj-dorozhnojj-karty
- Информация об итогах деятельности министерства труда и социального развития Ростовской области в 2014 году
- В Ростовской области 302 семьи заключили социальные контракты//http://www.kr-news.ru/news/45880-v-rostovskoy-oblasti-302-semi-zaklyuchili-socialnye-kontrakty
- Замараева З. П. Ресурсно-потенциальный подход в системе социальной защиты населения: монография /З. П. Замараева; Перм. гос. ун-т. — Пермь, 2009.
- Бобков В. Н. Социальный контракт как основа модернизации системы социальной поддержки трудоспособного малоимущего населения. Уровень жизни населения регионов России. — М., 2013.