Анализ социально-экономического развития Амурской области | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №30 (425) июль 2022 г.

Дата публикации: 01.08.2022

Статья просмотрена: 1553 раза

Библиографическое описание:

Коханчик, И. А. Анализ социально-экономического развития Амурской области / И. А. Коханчик. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 30 (425). — С. 47-51. — URL: https://moluch.ru/archive/425/94239/ (дата обращения: 21.11.2024).



Ключевые слова: Амурская область, Российская Федерация, социально-экономическое развитие, стратегическое планирование, долгосрочный период, плановые показатели, фактические показатели.

В современной практике государственного управления значительная роль отводится планированию и программированию социально-экономического развития. Основываясь на оценке складывающейся ситуации, в рамках стратегий и программ определяются целевые ориентиры для будущих этапов развития, на достижение которых направлены действия государственных и муниципальных органов управления.

Разработка стратегических подходов и программ социально-экономического развития региона предполагает необходимость учета его природно-ресурсного, экономического и демографического потенциалов, места в пространственной структуре региона, экономического статуса среди других субъектов РФ. В тоже время необходимо учитывать положение региона в системе государственных приоритетов, реализацию на территории региона национальных проектов и инвестиционных программ, осуществляемых государственными корпорациями [7].

Главными функциями социально-экономического прогнозирования является:

— выявление и анализ сложившихся закономерностей и тенденций экономического развития;

— оценка этих тенденций в будущем и учет их положительных и отрицательных последствий;

— предвидение новых экономических ситуаций, новых проблем;

— выявление возможных альтернатив развития в перспективе;

— накопление информации, позволяющей выбрать верное направление развития экономики.

Результатом прогнозирования как деятельности является прогноз, представляющий собой вероятностный документ, который используется при:

— при разработке и корректировке стратегий, планов, государственных программ;

— в бюджетном процессе при формировании бюджетов всех уровней;

— для аналитических целей.

Согласно Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» выделяется 3 уровня прогнозирования [6]:

— федеральный уровень, где разрабатывается прогноз научно-технологического развития Российской Федерации, стратегический прогноз Российской Федерации, прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период, бюджетный прогноз Российской Федерации на долгосрочный период, прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период;

— региональный уровень (прогноз социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочный период, бюджетный прогноз субъекта Российской Федерации на долгосрочный период, прогноз социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на среднесрочный период);

— муниципальный уровень (прогноз социально-экономического развития муниципального образования на среднесрочный или долгосрочный период, бюджетный прогноз муниципального образования на долгосрочный период).

В Амурской области мониторинг реализации документов стратегического планирования осуществляется Правительством Амурской области. Документами, в которых отражаются результаты мониторинга реализации документов стратегического планирования Амурской области, являются ежегодный отчет Губернатора Амурской области о результатах деятельности Правительства Амурской области и сводный годовой доклад о ходе реализации и об оценке эффективности государственных программ Амурской области [2].

Для достижения показателей прогноза социально-экономического развития Амурской области реализуются мероприятия в рамках 49 региональных проектов по 11 Национальным проектам, а также 16 государственных программ Амурской области, показатели которых синхронизированы между собой [3].

Вместе с этим с прогнозом социально-экономического развития Амурской области синхронизированы основные параметры документов стратегического планирования — цели, задачи, конечные результаты.

Эффективность реализации государственных программ Амурской области проводится ежегодно и размещается на сайте министерства экономического развития и внешних связей Амурской области.

Информация о реализации Национальных проектов на территории Амурской области проводится каждые полгода и размещается на сайте управления проектной деятельности Амурской области.

В таблице 1 представим плановые и фактические показатели социально-экономического развития Амурской области за 2019–2021 годы.

Таблица 1

Плановые и фактические показатели социально-экономического развития Амурской области за 2019–2021 годы

Показатели

Год

2019

2020

2021

Факт

План

Факт

План

Факт

План

Население

Численность постоянного населения, тыс. чел.

793,20

796,00

790,00

796,10

781,85

797,30

Промышленное производство

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами, млн. руб.

170013,30

123000,00

202288,23

124100,00

213551,46

130670,00

Индекс промышленного производства, % к предыдущему году в сопоставимых ценах

109,90

100,4

95,70

102,90

104,00

103,00

Промышленное производство по видам деятельности:

Добыча металлических руд (индекс производства), % к предыдущему году в сопоставимых ценах

116,70

106,25

89,70

101,80

99,22

101,89

Добыча угля (индекс производства), % к предыдущему году в сопоставимых ценах

96,20

144,53

96,70

143,57

111,80

120,23

Производство пищевых продуктов (индекс производства), % к предыдущему году в сопоставимых ценах

103,70

101,20

97,70

101,50

102,00

101,80

Производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования, (индекс производства), % к предыдущему году в сопоставимых ценах

70,9

100,20

72,40

100,50

102,50

100,90

Производство прочей неметаллической минеральной продукции (индекс производства), % к предыдущему году в сопоставимых ценах

117,20

100,00

69,10

100,40

120,00

100,70

Производство прочих транспортных средств и оборудования (индекс производства), % к предыдущему году в сопоставимых ценах

89,40

100,00

90,30

100,50

101,00

100,70

Сельское хозяйство

Продукция сельского хозяйства, млн. руб.

44736,40

63141,97

48273,40

67573,15

48911,83

72525,38

Инвестиции

Инвестиции в основной капитал, млн. руб.

340966,49

203200,00

343411,60

279110,00

470445,08

149700,00

Индекс физического объема инвестиций в основной капитал, % к предыдущему году в сопоставимых ценах

126,50

105,00

93,90

104,40

127,91

104,20

Строительство

Объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», млн. руб.

247162,00

117245,47

291305,90

161880,90

316882,56

88323,00

Индекс физического объема работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», % к предыдущему году в сопоставимых ценах

209,10

105,20

111,30

105,00

105,00

104,80

Торговля и услуги населению

Оборот розничной торговли, млн. руб.

182953,40

178050,00

192739,80

187960,00

206179,16

199980,00

Объем платных услуг, млн. руб.

48753,30

52440,00

47279,30

55680,00

50051,99

59170,00

Индекс потребительских цен, % к декабрю предыдущего года

104,80

104,20

107,20

103,60

105,70

104,00

Консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации

Доходы консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, млн. руб.

83459,20

50128,05

105151,20

53389,34

113317,90

57086,24

Налоговые и неналоговые доходы, млн. руб.

61291,10

48145,29

71139,40

51867,25

78428,20

55564,15

Из таблицы 1 видно, что численность постоянного населения Амурской области на 01.01.2021 составила 781,5 тысяч человек, что в свою очередь, на 15,45 тысяч человек меньше планового показателя. За 2020 год численность населения сократилась на 8,1 тыс. человек, или на 1,0 %. Общее снижение численности населения на 61,0 % обусловлено превышением числа умерших над числом родившихся и на 39,0 % — превышением миграционного оттока над миграционным приростом [4].

Наблюдается снижение индекса промышленного производства в 2020 году по сравнению с 2019 годом (95,7 %), снижение обусловлено отрицательной динамикой в добыче металлических руд (на 10,3 % — уменьшение содержания золота в рудах на всех рудниках ГК «Петропавловск»), угля (на 3,3 % — снижение количества работников на разрезах из-за введенных ограничительных мероприятий по борьбе с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 (далее — COVID-19). Однако в 2021 году индекс промышленного производства увеличился на 8,3 % по отношению к 2020 году, и тем самым превысил плановый показатель на 1 %.

Кроме того, снижение в 2020 году в сравнении с 2019 годом отмечено:

— в производстве пищевых продуктов на 2,3 %, что обусловлено уменьшением производства крупы и мукомольно-крупяных изделий на 13,7 %, соевого масла на 9,6 % из-за снижения покупательской способности, неполной загрузки производственных мощностей по переработке сои в связи с ростом экспорта необработанной сои;

— в производстве готовых металлических изделий на 27,6 % за счет снижения производства деталей и конструкций из черных металлов на 25,6 %;

— в производстве прочей неметаллической минеральной продукции на 30,9 % за счет снижения производства бетона на 35,4 %, строительного кирпича на 24,2 % — приостановки деятельности кирпичных заводов с введением ограничительных мер на въезд иностранных граждан, которые заняты на кирпичных заводах области;

— в производстве прочих транспортных средств и оборудования на 9,7 %, что вызвано уменьшением объемов услуг по ремонту, техническому осмотру вагонов и локомотивов на Белогорском и Бурейском вагонных ремонтных депо.

В производстве продукции сельского хозяйства наблюдается положительная динамика на протяжении всего анализируемого периода, так производство продукции сельского хозяйства в 2020 году увеличилось по сравнению с 2019 годом на 7,9 % и составило 48273,40 млн. рублей, а в 2021 году 48911,83 млн. рублей, однако не достигло планового показателя в 72525,38 млн. рублей. Рост обеспечило направление «растениеводство» за счет применения новых ресурсосберегающих технологий.

В 2020 году организациями (по полному кругу хозяйствующих субъектов) использовано 343,4 млрд. рублей инвестиций в основной капитал, индекс физического объема составил 93,9 %. Основной причиной стала закупка дорогостоящего оборудования для Амурского газоперерабатывающего завода (далее — АГПЗ) в 2019 году [5].

Объем работ, выполненных по виду деятельности «строительство», за 2020 год составил 291305,90 млн. рублей, что на 129425 млн. рублей больше планового показателя, индекс физического объема — 111,3 % к уровню 2019 года. Увеличение связано с началом строительства в сентябре 2020 года нового мостового перехода через р. Зея в г. Благовещенске и новых объектов на АГПЗ в г. Свободный. Положительная динамика фактических показателей наблюдается в течение всего анализируемого периода.

В 2020 году на территории области построено 2183 жилых помещения, что на 32,4 % меньше уровня 2019 года, общей площадью 156,1 тыс. м2 (76,2 % к уровню 2019 года).

Оборот розничной торговли Амурской области в 2020 году сложился в размере 192739,80 млн. рублей, или 99,3 % в сопоставимой оценке к 2019 году.

Объем платных услуг в 2020 году, оказанных населению области через все каналы реализации, сложился в размере 47279,30 млн. рублей, или 92,9 % в сопоставимой оценке к 2019 году.

Индекс потребительских цен в декабре 2020 года по сравнению с декабрем 2019 года составил 107,2 %.

Консолидированный бюджет области за 2020 год исполнен с профицитом 2107,0 млн. рублей. Объем собственных налоговых и неналоговых доходов увеличился на 16,1 %, рост обусловлен реализацией крупных инвестиционных проектов на территории области, а также увеличением налогооблагаемой базы по организациям, осуществляющим золотодобычу на территории региона.

Самообеспеченность консолидированного бюджета региона в 2020 году составила 72,4 %.

Из-за COVID-19 за 2020 год численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, увеличилась на 4,4 тыс. человек и на конец года составила 13,0 тыс. человек, в том числе 8,3 тыс. человек получали пособие по безработице. Уровень официальной (регистрируемой) безработицы составил 3,2 % от численности рабочей силы.

Таким образом, можно сделать вывод, что существенное влияние на развитие экономики оказало распространение COVID-19. Введенные ограничительные мероприятия привели к снижению значений отдельных показателей в разных сферах экономической деятельности:

  1. Обрабатывающие производства:

— в производстве пищевых продуктов — уменьшение производства мукомольно-крупяных и кондитерских изделий ввиду снижения покупательского спроса;

— в производстве прочей неметаллической минеральной продукции — уменьшение производства кирпича из-за введенных ограничительных мер на въезд иностранных граждан, задействованных на кирпичных заводах области.

  1. Оптовая и розничная торговля — снижение объемов продаж магазинов, преимущественно расположенных в торговых центрах.
  2. Транспорт — снижение спроса на пассажиро-перевозки по всем видам транспорта.

Также ограничительные мероприятия вызвали:

— Рост уровня инфляции — рост цен на непродовольственные (106,4 %) и продовольственные товары (107,6 %), услуги (107,6 %).

— Увеличение количества безработных граждан и рост уровня безработицы — постановка граждан на учет в качестве безработных ввиду увеличенного размера пособий по безработице, дополнительных выплат на детей и упрощенной процедуры регистрации граждан как безработных.

Вместе с тем, отрицательная динамика отмечена по следующим показателям:

  1. Объем добычи золота — уменьшение содержания золота в рудах на всех рудниках компании «Петропавловск».
  2. Индекс физического объема поступления инвестиций — уменьшение объема инвестиций по виду деятельности «Транспортировка и хранение» за счет завершения в 2019 году строительства магистрального газопровода «Сила Сибири» [5].
  3. Количество субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — МСП) — переход организаций и индивидуальных предпринимателей (далее — ИП) на новый специальный налоговый режим для самозанятых граждан.

Основными положительными факторами, определяющими тенденции социально-экономического развития Амурской области в среднесрочном прогнозируемом периоде, являются:

— высокий потенциал минерально-сырьевых ресурсов;

— развитие транспортной доступности региона: ввод в эксплуатацию моста через р. Амур, строительство моста через р. Зея, реконструкция четырех аэропортовых комплексов и взлетно-посадочных полос, увеличение пропускной способности Восточного полигона Транссибирской и Байкало- Амурской магистралей;

— рост налоговых и неналоговых доходов бюджета;

— наличие территорий опережающего развития с льготными налоговыми условиями и упрощенными административными процедурами;

— реализация крупных инвестиционных проектов;

— создание мощностей по переработке газового сырья; увеличение потребления энергомощностей;

— создание новой социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры.

Литература:

  1. Вопросы реализации Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172 ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» на региональном и муниципальном уровнях [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://economy.gov.ru/;
  2. Портал правительства Амурской области [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.amurobl.ru/;
  3. Постановление от 13 июля 2012 года N 380 (ред. от 05.04.2021) «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Амурской области на период до 2025 года» [Электронный ресурс] // Режим доступа https://docs.cntd.ru/document/961723123;
  4. Приказ Минэкономразвития России от 23.03.2017 № 132 (ред. от 06.04.2021) «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке и корректировке стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и плана мероприятий по ее реализации» //Консультант плюс 2021
  5. Социально-экономическое положение Амурской области: Доклад/Амурстат. — Благовещенск, 2021. — 100 с.
  6. Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]: Правовая система Консультант Плюс;
  7. Агеев, А. ГОСПЛАН — основные подходы к планированию социально-экономического развития России [Текст] / А. Агеев, Е. Логинов // Экон. стратегии. — 2017. — № 8. — С.100–108.
Основные термины (генерируются автоматически): Амурская область, Российская Федерация, социально-экономическое развитие, долгосрочный период, индекс производства, вид деятельности, промышленное производство, стратегическое планирование, плановый показатель, сельское хозяйство.


Похожие статьи

Формирование и развитие стратегического планирования в агропромышленном комплексе на примере Амурской области

Социально-экономическое развитие муниципальных образований в Российской Федерации

Актуальность темы работы обусловлена нестабильностью экономического роста в Российской Федерации, а также необходимость устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований.

Оценка перспектив использования программных продуктов для прогнозирования социально-экономического развития Ярославской области

Общая характеристика исполнения бюджета городского округа «Город Калуга» в 2016–2020 гг.

Современное состояние хозяйственных процессов в экономике Республики Адыгея

В данной статье представлен анализ социально-экономического развития Республики Адыгея по основным показателям деятельности и рассмотрен инвестиционный потенциал территории с позиции привлечения средств из внешних источников

Инвестиционная стратегия и политика Ульяновской области

Изучена инвестиционная политика и стратегия Ульяновской области. Рассмотрен инвестиционный потенциал, а также изложены вопросы улучшения инвестиционного климата области. Приведен ряд инструментами реализации инвестиционной политики Ульяновской област...

Анализ состояния АПК Амурской области. Проблемы отрасли растениеводства и пути их решения

Потенциал развития города Севастополя и Республики Крым в современных условиях глобализации

В статье представлен обзор социально-экономических показателей, характеризующих инвестиционный климат регионов. А также сделан вывод об инвестиционной привлекательности г. Севастополя и Республики Крым.

Правовые механизмы развития делового туризма в России

Анализ структуры и динамики внутренней торговли Калининградской области

В статье представлены результаты анализа динамики товарооборота Калининградской области за 2004-2014 гг. и товарной структуры розничной торговли за 2013-2014 гг., осуществлено прогнозирование на 2015 год.

Похожие статьи

Формирование и развитие стратегического планирования в агропромышленном комплексе на примере Амурской области

Социально-экономическое развитие муниципальных образований в Российской Федерации

Актуальность темы работы обусловлена нестабильностью экономического роста в Российской Федерации, а также необходимость устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований.

Оценка перспектив использования программных продуктов для прогнозирования социально-экономического развития Ярославской области

Общая характеристика исполнения бюджета городского округа «Город Калуга» в 2016–2020 гг.

Современное состояние хозяйственных процессов в экономике Республики Адыгея

В данной статье представлен анализ социально-экономического развития Республики Адыгея по основным показателям деятельности и рассмотрен инвестиционный потенциал территории с позиции привлечения средств из внешних источников

Инвестиционная стратегия и политика Ульяновской области

Изучена инвестиционная политика и стратегия Ульяновской области. Рассмотрен инвестиционный потенциал, а также изложены вопросы улучшения инвестиционного климата области. Приведен ряд инструментами реализации инвестиционной политики Ульяновской област...

Анализ состояния АПК Амурской области. Проблемы отрасли растениеводства и пути их решения

Потенциал развития города Севастополя и Республики Крым в современных условиях глобализации

В статье представлен обзор социально-экономических показателей, характеризующих инвестиционный климат регионов. А также сделан вывод об инвестиционной привлекательности г. Севастополя и Республики Крым.

Правовые механизмы развития делового туризма в России

Анализ структуры и динамики внутренней торговли Калининградской области

В статье представлены результаты анализа динамики товарооборота Калининградской области за 2004-2014 гг. и товарной структуры розничной торговли за 2013-2014 гг., осуществлено прогнозирование на 2015 год.

Задать вопрос