Один из успешно реализованных проектов в рамках государственно-частного партнерства стала реставрация объекта культурного наследия в Калужской области.
С целью сохранения уникального исторического памятника — комплекса усадьбы Полотняный завод, находящийся в поселке Полотняный завод Калужской области, было подписанное концессионное соглашение? в рамках которого проводилась реставрация основного объекта архитектурного комплекса.
В процессе разработки проекта были учтены следующие характеристики региона [5]:
1) Общее население Калужской области составляет 1 миллион человек.
2) Консолидированные доходы бюджета 42,3 миллиарда рублей.
3) Консолидированные расходы бюджета 42,8 миллиарда рублей.
4) Консолидированный долг 36,5 миллиардов рублей.
Рис. 1. Временной план проекта реставрации объекта культурного наследия Калужской области
Основные действия по реализации проекта проводились с октября 2011 года по 2014 год. В данные промежуток времени был разработан проект реставрации культурного объекта и подписаны все необходимые соглашения.
С 2014 по декабрь 2016 года проводились основные реконструкционные работы памятника культурного наследия.
В рамках концессионного соглашения концессионер обязуется [5]:
1) Полностью оплатить проведение комплекса реставрационных работ по сохранению объекта культурного наследия общей площадью 10,0 тысяч квадратных метров, соблюдая при этом требования законодательств по охране объектов культурного наследия.
2) Полностью провести подготовку проектной документации в рамках заключенного концессионного соглашения, опираясь на законодательства Российской Федерации.
3) Провести работы по усилению и гидроизоляции фундаментов объекта культурного наследия.
4) Осуществить работы по восстановлению стен, межэтажных и чердачного перекрытий.
5) Осуществить реставрационные работы фасада объекта культурного наследия.
6) Провести работу по устройству инженерно-технических сетей (газоснабжение, водоснабжение, водоотведение, электроснабжение) и подключению к соответствующим сетям инженерно-технического обеспечения объекта культурного наследия.
7) Провести работы по приспособлению внутренних помещений объектов культурного наследия под современное использование.
8) Провести работу по благоустройству территории объекта культурного наследия.
9) Проводить деятельность по организации культурно-развлекательных мероприятий для туристов, а также предоставлять комплексное туристическое обслуживание.
В свою очередь концедент обязуется [5]:
1) Предоставить концессионеру права на владение и пользование объектами культурного наследия с целью осуществления деятельности в рамках концессионного соглашения.
2) Обеспечить все необходимые условия для выполнения работ по сохранению объекта культурного наследия.
3) В рамках своих полномочий оказывать помощь в процессе выполнения работ по сохранению памятников культурного наследия.
Проект финансируется полностью за счет средств концессионера в объеме не менее 90 миллионов рублей. При этом единовременная концессионная плата по соглашению составляет 2,2 миллиона рублей.
В рамках реализации проекта реставрации объекта культурного наследия в Калужской области основные риски несет концессионер.
В свою очередь на концедента также накладываются определенные риски:
1) Предоставление и подготовка земельного участка для реализации проекта в рамках концессионного соглашения.
2) Обеспечение всех необходимых инженерных коммуникаций.
3) Ликвидация последствий природных и экологических катастроф.
4) Расторжение концессионного соглашения по вине концедента.
5) Различные чрезвычайные ситуации.
Таким образом, реализация проектов государственно-частного партнерства в области культуры и культурного наследия является рискованным и затратным делом. Однако эксперты считают данную отрасль наиболее привлекательной с инвестиционной точки зрения, поскольку политика государства направлена на возрождение и сохранение памятников культурного наследия в связи с чем выделяются средства из государственного и муниципальных бюджетов, покрывающих часть расходов по реализации проектов государственно-частного партнерства в области культуры и культурного наследия.
В настоящий момент бюджетных средств недостаточно для удовлетворения потребностей общества в развитии социальной инфраструктуры. Именно поэтому наиболее остро стоит вопрос о привлечении частных инвестиций в рамках государственно-частного партнерства для развития таких сфер, как образование, здравоохранение, культура и спорт.
Несмотря на отраслевую специфику, в данный момент наблюдается единая проблема, заключающаяся в отсутствии устойчивого и необходимого бюджетного финансирования, что обуславливает ухудшение качества услуг и обслуживания практически во всей социальной сфере. На сегодняшний день сформировались противоречия, которые могут быть разрешены только в условиях привлечения государственно-частного партнерства. Так как прямая приватизация в социальной сфере недопустима, то наиболее целесообразно и актуально использовать механизмы государственно-частного партнерства в социальной сфере.
Литература:
- Антонова К. А. Государственно-частное партнерство: современные подходы/К. А. Антонова/Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. — № 2 (38) — 2014. — с. 81–92.
- Белозор А. Ф. Социальное партнерство государства и бизнеса как инструмент реализации российской культурной политики // Вопросы культурологи. — 2018. — № 3. — с. 45–47.
- Возможности и модели государственно-частного партнерства в сфере культуры/Электронный ресурс. Режим доступа: https://sevzakon.ru/assets/files/prezentaciya/vystupleniedlyasajta.pdf
- Государственно-частное партнерство в сфере здравоохранения/Журнал «Стратегия»/Электронный ресурс. Режим доступа: http://strategyjournal.ru/news/ekonomika-i-biznes/gchp-v-sfere-zdravoohraneniya/
- Государственно-частное партнерство в сфере культуры и культурного наследия/Центр развития государственно-частного партнерства/Электронный ресурс. Режим доступа: http://p3week.ru/images/presenatation/preze_31–04.pdf
- Калинина Л. Л. Государственно-частное партнерство как инструмент реализации национально экономической стратегии/Л. Л. Калинина/Киберленинка/ Электронный ресурс. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvenno-chastnoe-partnerstvo-kak-instrument-realizatsii-natsionalnoy-ekonomicheskoy-strategii-1
- Коробова О. О. Государственно-частное партнерство в сфере производства продуктов традиционной народной культуры/О. О. Коробова/ Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. — № 2 (38) — 2014. — с. 54–61.
- Рекомендации по реализации проектов государственно-частного партнерства в субъектах Российской Федерации/ Центр развития государственно-частного партнерства/Электронный ресурс. Режим доступа: http://pppcenter.ru/assets/files/presentations/GChP-Recommend_web.pdf