В работе охарактеризован региональный уровень общественно-политического контроля над органами исполнительной власти в субъекте РФ — Забайкалье. Центральным звеном исследования является влияние общественно-политического дискурса как фактора развития региона. Исходя из общественно-политического дискурса, выделены следующие факторы: исторический, социальный, политический, ориентированный на оценку власти народом, этику властных отношений. В статье обоснована значимость институтов гражданского общества.
Ключевые слова: общественный контроль, Забайкальский край, Российская Федерация, местное самоуправление, региональная служба, общественная проверка.
Одним из важных элементов развития общества в современном мире является общественный контроль. Именно общественный контроль является средством повышения законности в сфере государственного управления, борьбы с противоправными решениями и, как следствие, средство обеспечения социальной стабильности и благополучия граждан РФ. Субъектный состав общественного контроля определим из задач, обозначенных в ст. 25 Международного пакта говорится о гражданских и политических правах право на участие в ведении государственных дел; ст. 2 Конституции Российской Федерации (далее — РФ) определяет человека, его права и свободы в качестве высшей ценности, при этом возлагает на государство обязанность их соблюдать и защищать [1]. Для реализации выше представленных нормативно-правовых актов на международном/всероссийском/региональном уровнях важна обратная связь между институтами гражданского общества и государства. Поэтому в качестве непосредственной формы реализации права граждан на участие в управлении делами государства выступает общественный контроль (далее-ОК). ОК способствует защите прав и свобод гражданина Российской Федерации (далее РФ). По нашему мнению, соблюдение законодательства органами власти и реализации указов президента РФ необходимо контролировать обществом. Важно уделять особое внимание развитию активной гражданской позиции, тем самым развивая социальную ответственность жителей регионов. Сформированная общественная позиция способствует более качественной оценки работы органов власти.
Следует выделить, что сферу общественного контроля регулирует Федеральный закон (далее ФЗ) от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ (в ред. от 27 декабря 2018 г.) «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», согласно которому под общественным контролем понимается деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений [2].
Обратим внимание на статью 9 указанного ФЗ: поименованы иные субъекты контроля, такие как Общественная палата РФ; общественные палаты (советы) муниципальных образований; общественные советы при федеральных органах исполнительной власти, общественные советы при законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации; наблюдательные комиссии; общественные инспекции; группы общественного контроля; иные организационные структуры общественного контроля [3].
Следует отметить, что в Забайкальском крае с 2011 года действует общероссийское общественное движение «Народный фронт» (далее — ОНФ), которое было создано по предложению председателя Правительства России Владимира Владимировича Путина с целью продвижения России.
ОК осуществляется в таких формах как:
— общественного мониторинга,
— общественной проверки,
— общественной экспертизы,
— общественная проверка.
Следует отметить, что члены этих организаций не замещают государственные или муниципальные должности, не являются государственным или муниципальным служащим, работают на общественных началах.
Червинская А. П. и Щеголева Н. А. выделили следующие черты общественного контроля:
— общественный контроль не обладает властным характером;
— общественный контроль не является обязательным;
— субъектами общественного контроля не могут являться органы государственной власти и органы местного самоуправления;
— общественный контроль осуществляется от имени общественности и граждан;
— право на участие ограничено законом с учетом специфики региона [4].
В 2011 году по предложению председателя Правительства России Владимира Владимировича Путина как «объединение на равных» было создан общероссийское общественное движение «Народный фронт «За Россию»» (далее —- ОНФ). Главными задачами ОНФ были названы контроль за исполнением указов и поручений Президента России, борьба с коррупцией и расточительством, неэффективными тратами государственных средств, вопросы повышения качества жизни и защиты прав граждан. Деятельность членов ОНФ позволяет улучшить эффективность работы государственных органов, обеспечить доступность и удобство для граждан, а также повысить прозрачность и открытость процессов.
Деятельность ОНФ в Забайкальском крае представляется такими формами контроля над органами местного самоуправления:
— публичные слушания;
— опросы граждан;
— обжалование действий и решений, нарушающих права и свободы граждан;
— гражданские форумы;
— письменные и устные обращения в органы местного самоуправления;
— митинги и демонстрации, шествия и пикетирование;
— медиапросвещение; ·
— иные виды деятельности, не противоречащие законодательству РФ.
За 2023 год поступило более 1000 обращений от забайкальцев. Активисты ОНФ незамедлительно реагируют на разные просьбы. Обзор заявлений показал, что их тематика затрагивает все сферы деятельности. Интересные демократические практики в области общественного контроля появляются в Забайкальском крае при обработке ОНФ. Так, в 2023 года краевая РСТ направила в ТГК-14 уведомление о проведении заседания некоего правления.
«19 января 2024 года члены правления большинством голосов приняли решение об отложении заседания Правления РСТ Забайкальского края до разрешения следующих причин:
1) Поступившее в Забайкальский краевой суд административное искового заявления ПАО «ТГК-14» о признании недействующим приложения № 1 к приказу РСТ Забайкальского края от 20 декабря 2018 года № 710-НПА по аналогичному спорному периоду;
2) Рассмотрение частной жалобы Минфина края в Пятом апелляционном суде общей юрисдикции;
3) Кассационная жалоба РСТ Забайкальского края поданная в судебную коллегией Верховного Суда РФ».
Ранее сообщалось, что Региональная служба по тарифам установила для юридических лиц на территории Читы, Борзинского и Приаргунского районов расценки на теплоснабжение выше экономически обоснованных. В итоге, например, читинские предприниматели в 2023 году должны были платить 2148 руб./Гкал, тогда как экономически обоснованным является тариф 1464 руб./Гкал. Таким образом, только с читинских предпринимателей было получено более миллиарда рублей.
Так, в 2024 члены ОНФ в своём Telegram-канале сообщили, что намерены добиться утверждения региональной службой по тарифам нового и обоснованного тарифа на тепло для юридических лиц в Забайкальском крае.Было отмечено, что размер платы составил 2148 руб./Гкал, тогда как экономически обоснованным является тариф 1400 руб./Гкал.
Члены ОНФ обратились в прокуратуру с просьбой понудить РСТ утвердить новый, обоснованный тариф — ведомство внесло представление в адрес первого зампреда краевого правительства с требованием принять меры к РСТ края по исполнению судебного решения, а в отношении должностных лиц службы уже инициирована служебная проверка.
Следует отметить, что Восьмой кассационный суд в Кемерово подтвердил решение Забайкальского краевого суда о признании тарифов на теплоэнергию в Забайкалье, установленными Региональной службой по тарифу, незаконными. В этом резонансном случае была поставлена точка, однако РСТ не торопится выполнять решение суда.
В 2024 году члены ОНФ потребовали от властей создать комфортные условия для жителей бараков на улице Таёжной в Чите, у которых нет вариантов, как избавляться от помоев. Об этом 4 апреля сообщается в telegram-канале организации.
Ранее сообщалось, что несанкционированную свалку начали убирать 3 апреля около барака на улице Таежной, 12а, в Чите. К сожалению, власти городского округа «Город Чита» не предоставили альтернативу: не построили туалеты, выгребную яму. Тем самым ликвидировали следствие, а не причину.
Исходя из вышеизложенного, можно сдать вывод, что наиболее действенной формой контроля является в том числе оспаривание нормативных актов, негативно влияющих на социально уязвимых групп населения.
Литература:
- Конституция Российской Федерации. Официальное издание. — М.: Юр. лит., 2011 -64 с.
- Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (с изменениями от 17 мая 1997 г., 19 июля 1998 г., 12, 21 марта, 25 июля 2002 г., 8 декабря 2003 г., 29 июня, 2 ноября 2004 г., 10 января, 2 февраля 2006 г., 23 июля 2008 г., 19 мая, 22 июля 2010 г., 1 июля 2011 г., 20 июля 2012 г.) // Справочная правовая система «ГАРАНТ ЭКСПЕРТ». (дата обращения: 13.10.2024).
- Текст: электронный //: [сайт]. — URL: Федеральный закон от 6 октября 2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (по состоянию на 27 июня 2013 г.) // Справочно-правовая система «ГАРАНТ ЭКСПЕРТ». (дата обращения: 16.10.2024).
- Текст: электронный //: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravo-grazhdan-na-osuschestvlenie-obschestvennogo-kontrolya-v-rossii-konstitutsionno-pravovoe-regulirovanie (дата обращения: 10.10.2024).