Общественный контроль играет огромную роль в укреплении законности и правопорядка. Взаимодействие органов местного самоуправления через своих представителей с жителями муниципалитета на практике является недостаточным, для этого институт общественного контроля и призван способствовать укреплению и более тесному сотрудничеству структур гражданского общества с органами местного самоуправления.
Ключевые слова: общественный контроль, местное самоуправление, муниципальный уровень.
Под общественным контролем согласно Федеральному закону от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» понимается деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений [1].
Общественный контроль как элемент открытого государственного управления в Российской Федерации играет огромную роль в укреплении законности и правопорядка. Общественный контроль за законностью в сфере государственного управления можно рассматривать как одну из форм отправления демократии, состоящую в реализации прав граждан и общественных объединений участвовать в управлении делами государства, наблюдении за деятельностью государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий и учреждений, их должностных лиц по соблюдению ими законности, прав и свобод граждан и их объединений [2, с. 106].
Правовое регулирование в области общественного контроля осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации [3], общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, Федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
После того, как вступил в силу Федеральный закон «Об основах общественного контроля», на муниципальном уровне стал вводиться новый институт. Например, в Лотошинском муниципальном районе Московской области принято Положение об общественном контроле в муниципалитете [4]. В данном положении подробно закрепляются формы, субъекты, инициаторы, основные результаты общественного контроля, обязательность рассмотрения органами местного самоуправления результатов общественного контроля. Инициаторами проведения общественного контроля могут стать уполномоченные по правам человека, по правам ребенка, по защите прав предпринимателей в Московской области, Общественная палата Московской области, Общественный совет при Московской областной Думе, общественные советы при исполнительных органах государственной власти Московской области, общественная палата Лотошинского муниципального района Московской области. Однако в качестве субъектов общественного контроля не выделены функционирующие на территории муниципального образования общественные объединения [5, с. 37–38].
Ещё один пример. Администрацией города Иркутска утверждено положение об общественных инспекциях и группах общественного контроля [6], которые создаются Общественной палатой и (или) иными субъектами общественного контроля города Иркутска из своего состава и (или) из иных граждан, добровольно изъявивших желание войти в состав общественной инспекции, группы общественного контроля либо выдвинутых общественными объединениями и иными негосударственными некоммерческими организациями (п. 5 Положения). Полномочиями данных инспекций и групп является инициация и осуществление общественного контроля, подготовка по результатам мероприятий итогового документа и направление его в органы государственной власти или местного самоуправления. Также на муниципальном уровне активно создаются общественные комиссии по контролю за определенными сферами деятельности муниципалитетов. Так, постановлением администрации города Ульяновска создан общественный совет по контролю за качеством транспортного обслуживания населения, строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования местного значения [4].
Являясь носителями публично-властных полномочий, муниципальные органы также выступают и формой реализации права на осуществление местного самоуправления через своих представителей. Взаимодействие органов местного самоуправления через своих представителей с жителями муниципалитета на практике является недостаточным, для этого институт общественного контроля и призван способствовать укреплению и более тесному сотрудничеству структур гражданского общества с органами местного самоуправления. Общественный контроль, с одной стороны, позволяет получить представление о деятельности органов местного самоуправления, выполняемых ими функциях, а с другой — выявить недостатки в работе органов местного самоуправления в целях повышения эффективности их деятельности в решении вопросов местного значения [7, с. 178].
Современные государства в правовом регулировании местного самоуправления ставят во главу угла в качестве базового фундаментального принципа гласность как инструмент, связывающий органы местного самоуправления с жителями муниципальных образований [8, с. 620]. К организации общественного контроля в муниципалитетах возникает наибольший интерес у авторов. На местах население предусмотренные законом механизмы общественного контроля может реализовать более детально. Существует больше возможностей для эффективного использования общественного контроля, который поможет приблизить муниципальную власть к населению и тем самым повысить результативность ее деятельности [7, с. 178].
В целом злоупотребления властными полномочиями свойственны любому государству, что приносит вред общественным интересам. Появление общественного контроля как нельзя кстати ограничивает вышеуказанные злоупотребления органов местного самоуправления. Благодаря общественному контролю достигается как соблюдение всеми субъектами управления законодательства, так и обеспечение широкого участия общественности в процессах управления, учета интересов общественности при принятии решений, которые дальше будут реализовываться [9, с. 193].
Литература:
- Федеральный закон от 21 июля 2014 года № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля» [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы КонсультантПлюс (дата обновления: 20.12.2022).
- Спиридонов А. А., Урюпина Н. А. Конституционно-правовые основы и основные направления общественного контроля за деятельностью органов власти и управления в России // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. — 2014. — № 4. — С. 106.
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы КонсультантПлюс (дата обновления: 20.12.2022).
- Постановление главы Лотошинского муниципального района Московской области от 2 сент. 2015 г. № 919 «Об утверждении Положения об общественном контроле в Лотошинском муниципальном районе» [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы КонсультантПлюс (дата обновления: 20.12.2022).
- Вавилов Н. С. Муниципально-правовое регулирование общественного контроля // Марийский юридический вестник. — 2016. — № 2 (17). — С. 37–38.
- Постановление администрации г. Иркутска от 20 ноября 2015 г. № 031–06–1071/5 «О Положении об общественных инспекциях и группах общественного контроля» // Иркутск официальный. 2015. № 56.
- Михеева Т. Н., Белоусов Е. И. Общественный контроль на муниципальном уровне: анализ новелл законодательства // Актуальные проблемы экономики и права. — 2015. — № 2. — С. 178.
- Mikheev D. S. Legal Analysis of the European Charter of the Local Seif-Government in The Light of the Principle of Publicity // Life Science Journal . 2014. — No. 11 (6). — Pp. 620.
- Мокрый В. С. Местное самоуправление в Российской Федерации как институт публичной власти в гражданском обществе. Самара, 2003. 352 с.