В статье автор пытается определить ключевые проблемы взаимодействия общественных организаций и органов государственной власти Республики Башкортостан.
Ключевые слова: общественные организации, НКО, СМИ.
Одна из основных задач государственного управления заключается в построении систем коммуникации, обеспечивающих информационное взаимодействие властных структур и общества. Это касается всех ветвей власти, как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях. Эффективность социально-политической коммуникации во многом определяет стабильность и развитие различных сфер общественной жизни.
Как показал соцопрос, важной проблемой является низкий уровень участия граждан в общественном контроле и отсутствие делегирования полномочий с вышестоящих уровней на нижестоящие в органах власти. Так, впервые получают информацию о деятельности Общественных советов/палат при муниципальных органах власти 38,8 % респондентов, 43,6 % что-то слышали и только 12,7 % знают об их деятельности.
Проблемным полем остаётся относительно низкая информированность населения о деятельности ОП РБ. Так, 15,3 % опрошенных никогда не слышали о работе Общественной палаты, а 26,2 % затруднились ответить, 47,5 % слышали, но не имеют чёткого представления о работе этого института гражданского общества и лишь 11 % хорошо осведомлены о работе ОП РБ.
Ключевым конфликтогенным фактором остается дефицит эффективной коммуникации. Очевидно, что диалог в формате традиционных общественных слушаний устарел и продемонстрировал свою неэффективность. Во-первых, общественные слушания проводятся по факту готового проекта, зачастую сделанного без анализа территории, опроса населения и учета мнения всех интересантов. Во-вторых, случается, что слушания проводятся в неудобное для жителей время. В-третьих, имеют место ситуации, когда заинтересованная сторона приглашает лоббистов. В итоге, сужается возможность реальной дискуссии по всем вопросам и закладывается потенциальный конфликт. Недостаточно используется потенциал ТОСов для решения проблем местного самоуправления и благоустройства.
Проблемой является недостаточное владение большинством НКО республики современными методами работы в медиасфере, Интернет-технологиями, в чем им желательно оказать целенаправленное содействие.
Также некоммерческие организации зачастую не могут интересно рассказать о своей деятельности, социально значимых проектах и тех задачах, которые они решают, оставаясь в итоге в стороне от информационной повестки.
Серьезным вопросом является обеспечение более органичной связи активности граждан в Интернет-сфере с их участием в реальной общественной деятельности. Именно НКО могут и должны стать фактором соединения информационной и реальной активности, представляя в медиасфере различные общественные проблемы и инициативы по их решению, а также привлекая граждан к реальной деятельности в данных направлениях.
В настоящее время данные аспекты развития медиапространства выдвигаются на первый план, однако они еще недостаточно учитываются. Здесь большую роль могут сыграть структуры гражданского общества в самом медиапространстве, такие как Союз журналистов РБ, возникающие сообщества блогеров и других активных участников новых информационных процессов.
Периодически фиксируется тенденция намеренного принижения роли и значения традиционных СМИ и журналистики, что приводит к определенным трудностям в деятельности профессионального сообщества. При этом, традиционные СМИ, адаптируясь к нынешним реалиям, вполне успешно продолжают свою работу. А с учетом колоссального роста объема информации и потребности населения в получении качественной и проверенной информации, профессиональные качества журналистов становятся все более востребованными в настоящее время.
Огромный потенциал медиасферы республики в плане развития гражданского общества, его взаимодействия с органами власти и привлечения граждан к деятельности НКО в настоящее время используется недостаточно. Отдельные примеры общественной активности граждан получают освещение в СМИ, однако еще редко публикуются материалы об институтах гражданского общества в целом, их роли в общественном развитии Башкортостана.
Резюмируя результаты проведенного мониторинга, Общественная палата РБ отмечает, что большая часть Общественных советов при органах государственной власти Республики Башкортостан имеют собственные web-страницы или сайты, на которых регулярно размещается информация об их деятельности. «Слабым местом» большинства общественных советов является их недостаточная информационная открытость, прежде всего, отсутствие контактной информации, материалов о заседаниях и реальной деятельности советов. У некоторых Общественных советов отсутствует информация о месте их нахождения и времени приема граждан.
Исходя из анализа информации, представленной на сайте Общественных советов, Общественная палата РБ вынуждена констатировать, что функцию общественного контроля выполняют лишь 17 % Общественных советов, а функцию связи между органами государственной власти и обществом — лишь 28 %. Многие Общественные советы формируют повестку, исходя исключительно из ведомственной тематики, практически не фиксируется межведомственное взаимодействие. Есть Общественные советы, деятельность которых фактически модерируется и определяется чиновниками ведомства. Проблемой остается вовлечение экспертов в работу советов, поскольку привлечение просто активных граждан, не обладающих достаточными знаниями и компетенциями, соответствующими профилю совета, не повышает эффективности общественного контроля.
Несмотря на указанные проблемы, общественный контроль является ключевым инструментом во взаимодействии с властью.
Таким образом, активность Общественной палаты РБ и общественных советов как диалоговых площадок зависит не только от позиции самих общественников, но и от отношения региональной и муниципальных органов власти. Там, где власть привлекает общественность к обсуждению текущих вопросов, возникают условия для диалога и поиска приемлемых решений. Важную роль в совершенствовании деятельности Общественной палаты РБ играет взаимодействие с Общественной палатой Российской Федерации и Общественными палатами других регионов, поскольку это позволяет обмениваться опытом, перенимать чужие и презентовать свои лучшие практики по решению наиболее актуальных проблем.
Литература:
- Федеральный закон «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» от 21.07.2014 N 212-ФЗ (последняя редакция) // Консультант плюс
- Управление Министерства юстиции — https://minjust.gov.ru/ru/ministry/departments/192/