«Общероссийский народный фронт» в системе принятия государственных решений | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №22 (417) июнь 2022 г.

Дата публикации: 07.06.2022

Статья просмотрена: 912 раз

Библиографическое описание:

Фильнов, Е. А. «Общероссийский народный фронт» в системе принятия государственных решений / Е. А. Фильнов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 22 (417). — С. 627-631. — URL: https://moluch.ru/archive/417/92687/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье говорится о формировании нового формата согласования интересов власти и гражданского общества в Самарской области по средствам общественного движения Общероссийский «Народный фронт «За Россию».

Ключевые слова: общественное движение, Общероссийский Народный фронт, государственная власть, Самарская область.

В современной России большую роль играют локальные объединения. К ним относятся волонтерские, женские, молодежные, национальные и другие движения. Деятельность формируются как вызов на унификацию ценностей, с целью сохранения собственных традиций, защиты индивидуальных и групповых интересов. В отличие от глобальных объединений, локальные движения создаются для решения актуальных проблем, касающихся отдельных индивидов и социальных групп и слоев общества.

Значительное число социально-значимых мероприятий в РФ организуются под эгидой общественных движений. Во многом усилия политической власти и инициатива гражданского общества совпадают.

Общественные движения — это своего рода акторы социальных взаимодействий. Объединения можно представить в виде совокупности общественных связей между субъектами. В устойчивом состоянии общества, где нарушены форматы доверия, общественные движения создают новые практики. На современном этапе демонстративным является потеря доверия в групповых и индивидуальных взаимоотношениях, что отрицательно влияет на стабильность и устойчивость общественных движений [1].

Вовлеченность в общественные движения зависит от недоверия граждан к формализованным институтам, например: президентству, парламентаризму, выборам, Общественной палате и др. Это объясняется тем, что институты не дают возможностей гражданам полноценно обеспечивать защиту своих прав, решение актуальных проблем, участие в принятии государственных решений. В этой связи, отстаивая личные интересы, население может обращаться к неформальным коммуникациям (например, неформальная беседа, доверительные отношения активистов и представителей органов власти, договоренности об организации совместных мероприятий) и не применять такой инструмент как общественные движения. В современном обществе на участие в общественных движениях оказывают влияние психологические, институциональные и социально-культурные факторы. К ним можно отнести сниженное доверие к новым демократическим институтам, высокий уровень депривации, неосведомленность населения о деятельности общественного движения, признание «невыгодности» участия, слабость социальных сетей и возможностей движения. В это же время большое значение приобретает институциональная среда политических и экономических институтов, в пределах которой общественным движениям раскрываются возможности для развития.

Наиболее значимым и ярким примером формирования нового формата согласования интересов власти и гражданского общества можно выделить

Общероссийское общественное движение «Народный фронт «За Россию» ( Общероссийский Народный Фронт, далее — ОНФ). Движение является массовым общественным объединением, созданным по инициативе граждан, объединившихся в интересах реализации его целей. Общественное движение было образовано 12 июня 2013 г. на учредительном съезде в Москве. Его лидером является Президент РФ Путин В. В.

Общественное движение создано с целью содействия взаимному доверию и единению, достижения благополучия и обеспечения национальной безопасности РФ. В круг задач «Народного фронта» входит также поддержка и обеспечение постоянной прямой связи и взаимодействия между Президентом РФ и гражданами, гражданского участия и общественного контроля над исполнением законодательных актов, инициатив Президента РФ и приоритетных проектов; объединения в целях противодействия коррупции. Выдвигая инициативу по формированию данной институциональной структуры, Путин В. В. сказал, по сути, это предложение создать то, что в политической сфере определяется как широкий народный фронт. Это механизм объединения политических сил, близких по духу. Общероссийское общественное движение «Народный фронт «За Россию» представляет собой не только площадку для соблюдения баланса интересов субъектов политической и общественной деятельности. Это и форма организации общественного (народного) контроля, которая позволит добиваться наиболее эффективных государственных решений [2, 3].

С момента создания общественного движения наблюдается эффективность его деятельности и вовлеченности все большего числа российских граждан в его ряды.

Сильной стороной ОНФ является надпартийный статус. Иными словами, у него шире возможности для концентрации различных политических сил в контур своего влияния и осуществления функций общественного контроля. Предполагается, что при подготовке общенациональных решений предварительная оценка, общественное мнение имеет первостепенное значение.

Общественное движение обладает правами юридического лица с момента государственной регистрации, образует обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в судах, иметь расчетный и другие счета, печать, штампы и бланки. Имеет свои эмблемы и флаг, также вправе иметь свой гимн и иную символику, утверждаемые Центральным штабом движения.

ОНФ осуществляет следующую деятельность:

— поддержка и обеспечение прямого и постоянного диалога между гражданским обществом и Президентом РФ;

— общественный мониторинг и контроль исполнения законодательных актов, президентских инициатив и иных приоритетных государственных решений, и программ;

— вовлечение граждан, организаций и институтов гражданского общества в постоянную совместную работу по определению приоритетов развития России, реальное участие всех активных и неравнодушных граждан в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления;

— укрепление социального партнёрства и гражданской взаимопомощи, поддержка общественной самоорганизации, социального творчества, добровольчества, иных созидательных гражданских инициатив по решению важнейших вопросов развития страны.

Отметим актуальные и действующие проекты и рабочие группы ОНФ. На сегодняшний день для реализации данных проектов сформирован широкий пул экспертов и активистов ОНФ, разработаны и реализованы механизмы взаимодействия Федеральных и региональных рабочих групп Народного фронта с контрольным управлением Президента РФ, Правительственными структурами на федеральном и региональном уровнях, муниципалитетами, контролирующими органами [1, 4].

На особом контроле находятся прямые поручения Президента России ОНФ такие как: «контроль вопросов выявления и уборки свалок», «обеспечения качества эффективности расходования бюджетных средства при ремонте дорог», «формирование комфортной городской среды», «обеспечение шаговой доступности медицинской помощи в малых населенных пунктах».

На территории Самарской области, как и в других субъектах РФ, региональное отделение ОНФ реализует проекты, направленные на общественный контроль за качественным исполнением органами власти «майских указов» Президента РФ.

На региональном уровне одной из форм диалога между обществом и властью являются Общественные предложения, которые составлены на основе множества обращений, поступающих в ОНФ, на основании «полевой» работы активистов и экспертов, решений, выработанных по мере накопления опыта реализации приоритетных проектов. В Общественные предложения ОНФ включаются результаты мониторинга эффективности исполнения «майских указов» и поручений президента РФ в вопросах повышения качества жизни граждан, а также эффективности бюджетных расходов на территории региона.

С декабря 2013 г. работа ОНФ в регионе строилась на основе пяти рабочих групп по направлениям «майских» указов Президента 2012 года.

Рабочая группа «Общество и власть: прямой диалог» была создана с целью контроля за исполнением указов и поручений, касающихся вопросов построения эффективного взаимодействия общества и власти. В регионе общественники взяли на контроль вопросы прозрачности проведения общественных слушаний: эксперты предложили создать в области единый информационно-интерактивный портал, содержащий полный реестр публичных слушаний.

Группа «Социальная справедливость» сосредоточила свое внимание на реализации указов в области социальной политики и проводила мониторинг обеспечения доступной среды для маломобильных граждан, лекарственного обеспечения инвалидов и сохранения пригородных дачных маршрутов общественного транспорта для пенсионеров.

Группа «Образование и культура как основы национальной идентичности» ежегодно проверяла организацию детского летнего отдыха детей в муниципальных, частных и пришкольных детских лагерях, обращая внимание не только на санитарное состояние помещений и пищеблоков, но и на подготовку вожатых, их квалификацию.

Работа группы «Честная и эффективная экономика» направлена на решение актуальных проблем в области экономики и предпринимательства. Самарские эксперты в формате круглых столов обсуждали актуальные вопросы импортозамещения, поддержки сельхозпроизводителей.

Активисты рабочей группы «Качество повседневной жизни» провели масштабный мониторинг качества жилья, построенного по программе «Переселения из ветхого и аварийного жилья».

Общественники Самарской области неоднократно становились инициаторами проектов, которые затем получали федеральное развитие. В качестве примера можно привести инициативу по разделению понятий «Вечный огонь» (горящий постоянно) и «Огонь Памяти» (зажигающийся на мемориале только во время торжественных мероприятий и памятных дат).

Активисты ОНФ выполняют в субъектах РФ своего рода функцию «народного контроля», периодически взаимодействуя с региональной и местной властью. Нередко деятельность региональных отделений ОНФ не ограничивается пределами одной территории. Самарское отделение ОНФ имеет сложившуюся структуру, созданную в соответствии с Уставом ОНФ. Стоит отметить, что ОНФ воспринимается органами власти и представителями общественности как президентская структура. Информационное присутствие представлено официальным сайтом ОНФ и федеральными СМИ [2, 4].

Эксперты и активисты Самарского регионального отделения ОНФ отмечают, что в рамках повестки ОНФ были реализованы инициативы, где граждане и субъекты общественного контроля имеют возможность влиять на принятие управленческих решений. Одним из знаковых по реформе обращения с отходами является «Интерактивная карта свалок», благодаря которой представители общественности могут отметить на карте в Интернете данные о несанкционированной свалке. Далее ОНФ берет ее себе на контроль и взаимодействует с ответственными органами власти и организациями. Таким образом, с помощью «Карты свалок» с 2017 г. по нынешний день решены вопросы по более чем 13 тысяч проблемных точек.

Практика деятельности ОНФ демонстрирует, что наилучшим инструментом решения и предупреждения проблем в любой сфере является обязательный учет общественного мнения, обеспечение прозрачности и доступности объектов инфраструктуры для общественного контроля. Так, национальным проектом «Экология» определяются показатели по увеличению объема перерабатываемых и утилизируемых отходов, модернизации инфраструктуры отрасли. На практике такие решения требуют строительства новых объектов, что затрагивает интересы рядом проживающих граждан. Если со стороны профильных органов и должностных лиц не последует соответствующей реакции, то это повлечет за собой социальные конфликты или напряжение.

Именно по таким случаям активисты региональных отделений ОНФ будут направлять обращения областным правительствам с просьбами более взвешено подойти к выбору места для строительства комплекса по переработке отходов.

Законность деятельности ОНФ на территории РФ регулируется на основании разработанного законодательства. Государство не вмешивается в деятельность ОНФ, но формирует ее правовые основы. При планировании своей деятельности, ОНФ смотрит на ресурсное и организационное обеспечение выполнения всех требований законодательства. Руководство ОНФ обеспечивает в обязательном порядке информированность своих сотрудников о правовых контурах его работы.

Добровольность характеризует то, что любые граждане могут по своему усмотрению создавать общественные объединения в целях защиты интересов и достижения общих целей, могут присоединяться к уже существующим объединениям и выходить из них; участвовать в деятельности объединений.

Самоуправление и иерархия как принципы функционирования ОНФ понимаются так, что участники ОНФ в рамках центрального и регионального штабов на основании Устава сами разрабатывают программы деятельности, формируют структуру объединения (Лидер движения, съезды и Центральный аппарат, региональные и местные отделения), определяют компетенции различных структурных звеньев и проектов ОНФ, источники формирования денежных средств, порядок реорганизации и ликвидации общественного объединения. Иерархические отношения позволяют более эффективно использовать отдельные индивидуальные качества каждого из участников в интересах реализации целей и задач организации в целом [3].

Равноправие выражается в первую очередь в том, что, в соответствии со ст. 19 Конституции РФ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от принадлежности к общественной организации; во-вторых, все члены движения имеют равные права и обязанности; в-третьих, никто не может быть ограничен в правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от принадлежности или непринадлежности к общественному формированию; в-четвертых, все объединения, входящие в ОНФ, выступают как абсолютно равные партнеры.

Целеполагание к основным планируемым результатам деятельности ОНФ предполагает рост качества жизни; повышение уровня доверия между гражданским обществом и властью; обеспечение повсеместного и регулярного массового участия граждан в социальной жизни, в управлении государством и в решении задач, стоящих перед страной.

Принцип следования реализуется в ОНФ как стремление к тому, чтобы его нормативные документы отвечали требованиям законности, достаточности и достоверности. Движение внимательно и ответственно относится не только к соблюдению Устава, но и к внесению в него необходимых изменений, так чтобы он оставался действительным сводом правил для деятельности ОНФ.

Принцип гласности заключается в том, что члены ОНФ открыто могут выражать свое согласие или несогласие с позицией и действиями органов власти и должностных лиц, вырабатывать собственную, отличную от других точку зрения на любую проблему и действовать в соответствии со своими взглядами. Штабом ОНФ осуществляются необходимые меры с целью того, чтобы все заинтересованные стороны могли получить по запросу краткую актуальную и достоверную информацию о целях и задачах организации, об учредительных и программных документах организации; имели возможность ознакомиться с регулярным достоверным отчетом о ее деятельности, а также по привлечению внимания органов власти, СМИ и граждан к проблемам и обстоятельствам, имеющим общественное значение. ОНФ вправе ограничивать доступ к информации, разглашение которой может привести к негативным последствиям либо расценено как вторжение в личную жизнь, если такое ограничение прямо не запрещено законом[2].

Таким образом, ОНФ открыт для всех, кто разделяет цели и задачи движения, а также готов участвовать в выработке и реализации долгосрочной программы развития государства и общества.

Активисты ОНФ по самым разным вопросам сталкиваются с одной и той же проблемой — закрытость органов муниципальной власти, непрозрачность их работы для граждан, отсутствие либо недостаточная обратная связь, игнорирование обращений граждан.

К сожалению, не все руководители муниципальных органов власти и местного самоуправления пока понимают, что ОНФ — не политическая организация, а площадка, консолидирующая гражданское общество, то есть это люди, для которых чиновники призваны служить.

Поэтому, все те системные проблемы, которые выявлены активистами ОНФ и проработана совместно с экспертами по обращения с отходами, улучшению качества строительства и ремонта дорог, а также созданию комфортной современной городской среды, созданию уникального облика малых городов, были сформулировали в новых общественных предложениях в рамках реализации национальных проектов.

Таким образом, ОНФ имеет широкие масштабы деятельности. По профессиональному и возрастному составам, политическим воззрениям ОНФ многомерен и разнообразен.

В современных условиях существуют достаточно серьезные вызовы, которым государство может противостоять лишь совместными усилиями с гражданским обществом.

Литература:

  1. Агишев, Р. А. Формы и способы взаимодействия общественных объединений с органами государственной власти по защите прав граждан // Вестник РУК, 2018. — № 4 (34). — С. 86–91.
  2. Валентов, М. В. Смешанный институт государства и гражданского общества — Общероссийский народный фронт // Инновационное развитие: потенциал науки и современного образования: сборник ст. III Междунар. науч.-практ. конф., Пенза, 23 декабря 2018 г. — С. 188–190.
  3. Василенко, С. И. Конфликт межу Общероссийским народным фронтом и региональной властью (на примере Московского региона) // Высокие интеллектуальные технологии в науке и образовании: матер. IV Междунар. науч.-практ. конф., Санкт-Петербург, 26 декабря 2017 г. — С. 170–173.
  4. Власова, Н. В. Специфика деятельности Общероссийского народного фронта как субъекта публичной политики: региональный аспект // Ульяновская область как объект социогуманитарного анализа: аналитика, исследования, рейтинги: сб. науч. трудов, Ульяновск, 24 мая 2019 г. — С. 183–193.
Основные термины (генерируются автоматически): гражданское общество, общественное движение, общественный контроль, гражданин, движение, решение, Самарская область, Народный фронт, Общероссийский Народный Фронт, Россия.


Похожие статьи

Роль молодежных общественных организаций в управлении регионом

Тема исследования проблем молодёжи важна в связи с активизацией использования технологий рекрутирования молодёжи в общественные организации, что усиливает конкурентную борьбу различных региональных сил за влияние на молодое поколение граждан как поте...

Патриотическое воспитание студенческой молодежи в Новосибирской области

В статье рассматривается актуальная проблема в студенческой молодежной среде — патриотизм. Показан опыт патриотического воспитания на примере Новосибирской области и проведен анализ государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российс...

Проблемы и перспективы правового регулирования деятельности избирательных объединений. Общественное движение как вид избирательного объединения

Одной из ключевых фигур в избирательной системе является избирательное объединение. Они способствуют развитию правосознания, гражданской активности и социальной свободы населения, а также улучшению информированности о государственных вопросах и взаим...

Концепт будущего в программе «Россия, которую мы выбираем» партии «Единая Россия»

Выражение концепта будущего в программе партии «Патриоты России»

Участие в формировании общественных финансов как способ развития социальной активности населения (на примере г. Вязники Владимирской области)

Исследуется вопрос формирования общественных финансов, взаимодействие федерального, регионального, местного уровней публичной власти и граждан, проживающих на территории муниципальных образований для сбора средств на удовлетворение местных потребност...

Проблемы деятельности политических партий и совершенствование их деятельности в системе государственного управления (на примере ВПП «Единая Россия)

Развитие гражданского общества и системы местного самоуправления в городском округе Самара

В статье проведен анализ развития гражданского общества и системы местного самоуправления посредством территориального общественного самоуправления, цели и задачи его развития, описаны меры поддержки ТОС.

Профессиональное развитие молодого учителя средствами конкурсного движения

В статье актуализируются возможности профессиональных конкурсов в стимулировании и обеспечении профессионального развития молодых учителей. Подробно описывается порядок проведения регионального этапа Всероссийского конкурса «Педагогический дебют» в Б...

Общественно-политические движения молодежи в современной России

Похожие статьи

Роль молодежных общественных организаций в управлении регионом

Тема исследования проблем молодёжи важна в связи с активизацией использования технологий рекрутирования молодёжи в общественные организации, что усиливает конкурентную борьбу различных региональных сил за влияние на молодое поколение граждан как поте...

Патриотическое воспитание студенческой молодежи в Новосибирской области

В статье рассматривается актуальная проблема в студенческой молодежной среде — патриотизм. Показан опыт патриотического воспитания на примере Новосибирской области и проведен анализ государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российс...

Проблемы и перспективы правового регулирования деятельности избирательных объединений. Общественное движение как вид избирательного объединения

Одной из ключевых фигур в избирательной системе является избирательное объединение. Они способствуют развитию правосознания, гражданской активности и социальной свободы населения, а также улучшению информированности о государственных вопросах и взаим...

Концепт будущего в программе «Россия, которую мы выбираем» партии «Единая Россия»

Выражение концепта будущего в программе партии «Патриоты России»

Участие в формировании общественных финансов как способ развития социальной активности населения (на примере г. Вязники Владимирской области)

Исследуется вопрос формирования общественных финансов, взаимодействие федерального, регионального, местного уровней публичной власти и граждан, проживающих на территории муниципальных образований для сбора средств на удовлетворение местных потребност...

Проблемы деятельности политических партий и совершенствование их деятельности в системе государственного управления (на примере ВПП «Единая Россия)

Развитие гражданского общества и системы местного самоуправления в городском округе Самара

В статье проведен анализ развития гражданского общества и системы местного самоуправления посредством территориального общественного самоуправления, цели и задачи его развития, описаны меры поддержки ТОС.

Профессиональное развитие молодого учителя средствами конкурсного движения

В статье актуализируются возможности профессиональных конкурсов в стимулировании и обеспечении профессионального развития молодых учителей. Подробно описывается порядок проведения регионального этапа Всероссийского конкурса «Педагогический дебют» в Б...

Общественно-политические движения молодежи в современной России

Задать вопрос