Применение онлайн-технологий в процессе развития лексико-грамматических навыков обучающихся 9-го класса | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №42 (541) октябрь 2024 г.

Дата публикации: 20.10.2024

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Луценко, Д. С. Применение онлайн-технологий в процессе развития лексико-грамматических навыков обучающихся 9-го класса / Д. С. Луценко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 42 (541). — С. 323-325. — URL: https://moluch.ru/archive/541/118352/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье рассматривается развитие лексико-грамматических умений на уроке английского языка у учащихся 9-го класса. В качестве инструмента развития лексико-грамматических навыков предлагается разработанный комплекс упражнений с помощью дидактической платформы Wordwall.

Ключевые слова: онлайн-технологии, дидактические интернет-сервисы, лексико-грамматические навыки, обучение языку, интерактивные ресурсы, цифровые инструменты, эффективность обучения, мультимедийные материалы, лексико-грамматические навыки, ФГОС, принцип наглядности.

В современном мире в связи с развитием технологического прогресса значительную роль стали играть информационные технологии. Процесс внедрения информационных ресурсов и технологий в образование является одним из важнейших условий успешного развития процессов информатизации общества. Это связано с тем, что образование призвано обучать и воспитывать членов общества, которым предстоит жить и работать в новых условиях. Согласно ФГОС основного общего образования одной из основных целей предмета «Иностранный язык» является «достижение порогового уровня владения иностранным языком, позволяющего выпускникам общаться в устной и письменной формах как с носителями изучаемого иностранного языка, так и с представителями других стран, использующими данный язык как средство межличностного и межкультурного общения» [7].

Одним из возможных инструментов осуществления данной цели могут служить дидактические интернет сервисы, которые на сегодняшний день активно используются учителями на уроках иностранного языка для решения разных задач: обучения произношению, лексике и грамматике, всем видам речевой деятельности [3; 4].

В рамках данного исследования рассматривается процесс развития лексико-грамматических навыков при обучении английскому языку в 9-м классе при помощи дидактической платформы «Wordwall». Данный интернет-сервис удобен в применении и мотивирует обучающихся к общению на иностранном языке, что способствует порождению естественных коммуникативных ситуаций [5].

Грамматический навык определяется методистами как «автоматизированный компонент сознательно выполняемой речевой деятельности, обеспечивающий правильное (безошибочное) употребление грамматической формы в речи» [6, с. 293]. Лексический навык — это «систематизированное действие по выбору лексической единицы адекватно замыслу и ее правильному сочетанию с другими, совершаемое в навыковых параметрах, обеспечивающее ситуативное использование данной лексической единицы и служащее одним из условий выполнения речевой деятельности» [1, с. 122].

Для достижения поставленной в исследовании цели развития у школьников иноязычного лексическо-грамматического навыка была разработана система упражнений с применением дидактической платформы «Wordwall» и апробирована на базе МБОУ СШ № 23 г. Красноярска. Разработанные дидактические материалы были использованы в ходе опытно-экспериментальной работы в качестве дополнительного дидактического материала к УМК по английскому языку «Spotlight» для 9 класса, Module «Summer holidays».

Упражнение 1: Сопоставление слов. На экране представлены лексические единицы на английском языке, которые обучающиеся должны сопоставить с их значением на русском.

Match English words with Russian ones :

1) boring — скучный

2) summer vacation — летние каникулы

3) campfire — лагерный костер

4) beach — пляж

5) camping — жить в палатке

6) surfing — заниматься серфингом

7) incredible — невероятный

8) unusual — необычный

9) sailing course — курсы хождения под парусом

10) sports camp — спортивный лагерь

Упражнение 2: Поиск стран. В рамках темы «Summer holidays» обучающиеся также познакомились с названиями некоторых стран, в которых можно провести летние каникулы. Упражнение представляет собой квадрат из различных букв, в котором обучающимся необходимо найти все страны из списка.

Find 10 countries from the list in this box .

Список стран: Germany, USA, Egypt, Tunisia, Greece, France, Turkey, Austria, Italy, Spain.

Упражнение 3: Составление предложений с союзом «because». На экране поочередно появляются предложения с союзом «because». Слова в предложениях перепутаны, обучающимся необходимо составить правильное по смыслу предложение, соблюдая верный порядок слов.

Arrange the sentences using the conjunction «because» from the given words .

1) love I sports, go to a camp because I want

— I want to go to a camp because I love sports.

2) I summer vacation, surf wait for because I want

— I wait for summer vacation because I want to surf.

3) prefer I home stay because I like virtual vacations

— I prefer to stay at home because I like virtual vacations.

4) want we beach go because we lie in the sun

— We want to go to the beach because we want to lie in the sun.

5) don't want to stay home because I like to be active

— I don't want to stay at home because I like to be active.

Упражнение 4: Заполнение пропусков глаголом «to be» в прошедшем времени. В данном упражнении обучающиеся увидят на экране небольшой диалог с пропущенным глаголом «to be», который необходимо будет вставить в правильной форме.

Fill in the blanks in the dialogue with the verb «to be» in the past tense .

Sven: Hi Anton! Where ___ you? I haven't seen you for a long time! (were)

Anton: We ___ at the beach. (were)

Sven: Wow! It ___ great! (was)

Anton: And where ___ you? (were)

Sven: I ___ at home, but it was also interesting. (was)

На констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы обучающимся экспериментальной группы (25 человек) были даны контрольные задания, направленные на проверку лексических и грамматических компонентов речевой деятельности по теме «Summer holidays», которую обучающиеся начали изучать в классическом формате по учебнику. Результаты тестирования были неудовлетворительны: с тестированием не справилось 36 % (9 обучающихся), 44 % (11 обучающихся) справились с тестированием на отметку «удовлетворительно», 20 % (5 обучающихся) справились с тестированием на отметку «хорошо».

После проведения серии уроков с использованием дидактической платформы «Wordwall» в конце опытно-экспериментальной работы было проведено контрольное тестирование, результаты которого показали положительную динамику в успеваемости обучающихся. 56 % (14 обучающихся) написали данный тест на отметку «хорошо», 20 % (5 обучающихся) справились с тестированием на отметку «удовлетворительно», 8 % (2 обучающихся) получили отметку «отлично». С контрольным тестированием не справилось только 16 % (4 обучающихся).

На наш взгляд, положительные изменения после работы с интернет-сервисом «Wordwall» связаны с тем, что интернет-сервисы обеспечивают наглядность изучаемого материала на уроке. Наглядность является неотделимым компонентом обучения иностранному языку. Она повышает эффективность образовательного процесса, является вспомогательным средством, позволяя обучающимся усваивать язык более осмысленно и активизируя их заинтересованность. Работа с подобными сервисами для обучающихся становится более интересной, чем урок в традиционном формате. Заинтересованность пробуждается благодаря тому, что на уроке используются задания, включающие в себя не только наглядность материала, но и интерактивность, то есть обучающийся может взаимодействовать с тем, что он видит на экране проектора.

Литература:

  1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: ИКАР, 2009. 446 с.
  2. Гальскова Н. Д., гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. М.: Академия, 2006. 236 с.
  3. Давыдова А. В., Майер И. А. Интернет-платформа как способ организации урока английского языка в условиях дистанционного обучения // Теория и методика преподавания иностранных языков в условиях поликультурного общества: матер. X Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. Красноярск, 2022. С. 56–60.
  4. Давыдова А. В., Майер И. А. Использование платформ Zoom, Skype и Google Meet в преподавании иностранного языка: сравнительный анализ // Теория и методика преподавания иностранных языков в условиях поликультурного общества: матер. IX Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. Красноярск, 2021. С. 56–61.
  5. Казарьянц К. Э. Современные технологии в обучении ино- странному языку: школа третьего тысячелетия: учеб. посо- бие на немецком языке // Международный журнал приклад- ных и фундаментальных исследований. 2013. № 2. С. 95–96.
  6. Пассов Е. И., Кузовлева Н. Е. Основы коммуникативной тео- рии и технологии иноязычного образования: метод. пособие для преподавателей русского языка как иностранного. М.: Русский язык, 2010. 568 с.
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования [Электронный ре- сурс]. URL: https://rg.ru/2011/02/17/shkola-standart-site-dok. html (дата обращения: 12.03.2022).
Основные термины (генерируются автоматически): обучающийся, иностранный язык, английский язык, дидактическая платформа, опытно-экспериментальная работа, речевая деятельность, USA, контрольное тестирование, лексическая единица, навык.


Ключевые слова

ФГОС, эффективность обучения, обучение языку, принцип наглядности, онлайн-технологии, цифровые инструменты, лексико-грамматические навыки, дидактические интернет-сервисы, интерактивные ресурсы, мультимедийные материалы

Похожие статьи

Интерактивные приемы развития лексико-грамматической базы речи у детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются игровые и информационно-коммуникативные технологии как средство формирования лексико-грамматической стороны речи. Освещаются интерактивные приемы и методы коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста. Описыва...

Моделирование языковых отношений с помощью конструктора LEGO на логопедических занятиях

В статье рассматривается инновационный подход к проблеме устранения лексико-грамматической недостаточности с помощью языкового LEGO-моделирования. Языковое LEGO-моделирование подразумевает использования конструктора LEGO для моделирования языковых от...

Применение интерактивных методов обучения на уроках английского языка

В статье рассмотрены основные критерии интерактивной модели обучения и различные аспекты методики, применяемые на уроках английского языка. Для эффективного усвоения и активизации лексики и для поддержания целостности группы предлагается упражнения, ...

Исследование сформированности трудовых действий, необходимых для осуществления развивающей деятельности педагога у студентов бакалавров

В статье представлены результаты эмпирического исследования и опыта независимой оценки сформированности трудовых действий, необходимых для осуществления развивающей деятельности педагога в соответствии с профессиональным стандартом. Были выявлены уро...

К вопросу о возможности использования онлайн-платформ для интенсификации обучения в вузах (на примере теоретической дисциплины «Стилистика немецкого языка»)

Данная статья рассматривает возможности внедрения онлайн-платформ в учебный процесс, она посвящена рассмотрению задач виртуального инструментария и способов создания на их основе различных видов заданий по стилистике немецкого языка на онлайн-платфор...

Методическое обеспечение обучения дошкольников английскому языку

Статья посвящена аналитическому обзору учебно-методических комплексов (УМК), предназначенных для обучения дошкольников английскому языку. Обозначены основные особенности зарубежных и отечественных изданий, ключевой подход в обучении детей английскому...

Интернет-ресурсы как вспомогательное звено при организации современного урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС

Федеральный образовательный стандарт второго поколения предъявляет новые требования по организации современного урока английского языка. Статья рассматривает, каким образом различные Интернет-ресурсы могут помочь педагогу в организации и проведении с...

Инфографический текст как новое средство наглядности на уроках по русскому языку как иностранному в военном вузе

В статье рассматриваются основные принципы обучения иностранных военнослужащих русскому языку как иностранному. Анализируется принцип наглядности в преподавании РКИ. Предлагаются рекомендации по внедрению инфографики для формирования языковых компете...

Обучение детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи составлению предложений с использованием ТРИЗ-технологий посредством дидактических игр

В данной статье представлен материал по обучению составлению предложений детей с тяжёлыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста с использованием ТРИЗ — технологий посредством дидактических игр. Использование адаптированных методов и приёмов ...

Применение мультимедийных технологий в процессе обучения иностранных студентов русской лексике

Статья посвящена проблеме использования мультимедийных технологий в преподавании русского языка как иностранного (РКИ), в частности, в процессе обучения лексике. Рассматривается роль мультимедийных средств в повышении эффективности формирования лекси...

Похожие статьи

Интерактивные приемы развития лексико-грамматической базы речи у детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются игровые и информационно-коммуникативные технологии как средство формирования лексико-грамматической стороны речи. Освещаются интерактивные приемы и методы коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста. Описыва...

Моделирование языковых отношений с помощью конструктора LEGO на логопедических занятиях

В статье рассматривается инновационный подход к проблеме устранения лексико-грамматической недостаточности с помощью языкового LEGO-моделирования. Языковое LEGO-моделирование подразумевает использования конструктора LEGO для моделирования языковых от...

Применение интерактивных методов обучения на уроках английского языка

В статье рассмотрены основные критерии интерактивной модели обучения и различные аспекты методики, применяемые на уроках английского языка. Для эффективного усвоения и активизации лексики и для поддержания целостности группы предлагается упражнения, ...

Исследование сформированности трудовых действий, необходимых для осуществления развивающей деятельности педагога у студентов бакалавров

В статье представлены результаты эмпирического исследования и опыта независимой оценки сформированности трудовых действий, необходимых для осуществления развивающей деятельности педагога в соответствии с профессиональным стандартом. Были выявлены уро...

К вопросу о возможности использования онлайн-платформ для интенсификации обучения в вузах (на примере теоретической дисциплины «Стилистика немецкого языка»)

Данная статья рассматривает возможности внедрения онлайн-платформ в учебный процесс, она посвящена рассмотрению задач виртуального инструментария и способов создания на их основе различных видов заданий по стилистике немецкого языка на онлайн-платфор...

Методическое обеспечение обучения дошкольников английскому языку

Статья посвящена аналитическому обзору учебно-методических комплексов (УМК), предназначенных для обучения дошкольников английскому языку. Обозначены основные особенности зарубежных и отечественных изданий, ключевой подход в обучении детей английскому...

Интернет-ресурсы как вспомогательное звено при организации современного урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС

Федеральный образовательный стандарт второго поколения предъявляет новые требования по организации современного урока английского языка. Статья рассматривает, каким образом различные Интернет-ресурсы могут помочь педагогу в организации и проведении с...

Инфографический текст как новое средство наглядности на уроках по русскому языку как иностранному в военном вузе

В статье рассматриваются основные принципы обучения иностранных военнослужащих русскому языку как иностранному. Анализируется принцип наглядности в преподавании РКИ. Предлагаются рекомендации по внедрению инфографики для формирования языковых компете...

Обучение детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи составлению предложений с использованием ТРИЗ-технологий посредством дидактических игр

В данной статье представлен материал по обучению составлению предложений детей с тяжёлыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста с использованием ТРИЗ — технологий посредством дидактических игр. Использование адаптированных методов и приёмов ...

Применение мультимедийных технологий в процессе обучения иностранных студентов русской лексике

Статья посвящена проблеме использования мультимедийных технологий в преподавании русского языка как иностранного (РКИ), в частности, в процессе обучения лексике. Рассматривается роль мультимедийных средств в повышении эффективности формирования лекси...

Задать вопрос