Данная статья рассматривает использование электронных образовательных ресурсов (далее ЭОР) в контексте формирования лексико-грамматических навыков в рамках обучения иностранных языков у учащихся младшего школьного возраста.
Ключевые слова: электронные образовательные ресурсы нового поколения, информационные технологии, иностранный язык, учебная деятельность.
Стремительное развитие цифровых технологий предполагает их активное внедрение в различные сферы общественной жизни, в том числе и в образование. Условия быстроизменяющегося информационного пространства диктует современному педагогу новые условия для реализации образовательной деятельности. В связи с этим, одним из ключевых показателей эффективности деятельности педагога является использование в процессе обучения и воспитания современных цифровых технологий [4].
На настоящий момент в образовательных учреждениях происходит процесс совершенствования и массового распространения современных электронных образовательных ресурсов (ЭОР).
Согласно ГОСТ Р 53620–2009 «Электронные образовательные ресурсы. Общие положения», ЭОР — это образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них. Электронный образовательный ресурс может включать в себя данные, информацию, программное обеспечение, необходимые для его использования в процессе обучения [1].
На современном этапе образования электронные образовательные ресурсы играют огромную роль, так как их применение в учебно-воспитательном процессе способствует овладению учащимися прочными и глубокими знаниями по предмету, обучает умению получать информацию из различных источников, обрабатывать ее и применять в реальных ситуациях, развивает познавательную активность и содействует творческому развитию каждого ученика. Применение ЭОР лежит в основе современных образовательных стандартов и нацелено на формирование базовых компетентностей современного человека: информационной, коммуникативной, самоорганизации и самообразования.
Известно, что для успешного овладения иностранным языком, необходимо овладеть иноязычной коммуникативной компетенцией, которая в свою очередь состоит из речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной компетенции. Языковая компетенция является основополагающей компетенцией при изучении иностранного языка, так как формирование и развитие лексических и грамматических навыков непосредственно влияет на осуществление коммуникации.
Именно поэтому, принято решение рассматривать в данном исследовании лексические и грамматические навыки как единую группу навыков для успешного формирования языковой компетенции, которая в свою очередь является ключевой в структуре ИКК.
Согласно исследованиям Е. И. Пассова, лексико-грамматические навыки — это комплекс навыков в области лексики и грамматики изучаемого языка и правил оперирования ими в процессе общения. Их можно характеризовать как, автоматизированность, самостоятельность, обусловленность, репродуктивность [2].
По определению И. Ф. Мусаелян, лексико-грамматический навык, — это автоматизированное узнавание и понимание лексико-грамматических единиц языка в письменном и устном тексте, а также автоматизированный выбор лексико-грамматических коммуникативной задаче и их правильное использование в соответствии с нормами данного языка [3].
Исходя из этого, под лексико-грамматическими навыками предлагаем понимать синтезированное действие по узнаванию и пониманию лексико-грамматических единиц языка в письменном и устном тексте и синтезированное действие по выбору нужных лексико-грамматических единиц языка, адекватных коммуникативной задаче (или ситуации общения) и их правильному распознаванию и/или использованию соответственно нормам этого языка.
Современные образовательные платформы wordwall.net, quizizz.com представляют учителю возможности создания типовых упражнений, направленных как на формирование орфографических навыков (составление слова из представленных букв), так и синтаксических связей (расстановка слов правильном порядке, сопоставление, дополнение фраз). Данные модели дают возможность создать различные упражнения, которые не требуют особой подготовки от учащихся и подходит для учащихся младшего школьного возраста. Упражнения могут быть смоделированы как для самостоятельной работы, так и для работы в парах и мини-группах, представляют визуальную опору на закрепление и отработку лексико-грамматических навыков в качестве языковых и условно-речевых упражнений.
Так, опираясь на следующую стратегию формирования лексико-грамматических навыков Е. И. Пассов, которая состоит из шести стадии ( восприятие, имитацию, подстановку, трансформацию, репродукцию, комбинирование), нами был разработан комплекс упражнений для формирования лексико-грамматических навыков у младших школьников в таблице 1
Таблица 1
Комплекс упражнений для формирования лексико-грамматических навыков у младших школьников
Стадия формирования лексико-грамматического навыка |
Тип упражнения |
Платформа |
Восприятие |
Языковые упражнения. |
WordWall.net (Шаблон «Случайные карты».) Задача учащихся повторить и прочитать данные лексические единицы. |
Имитация |
Языковые упражнения. |
WordWall.net (Шаблон «Совпадающие пары».) Задача учащихся соотнести изображение животного с соответствующей лексической единицей. |
Подстановка |
Условно-речевые упражнения |
Quizizz. Com Задача учащихся выбрать подходящую лексическую единицу и употребить ее в грамматической структуре. |
Трансформация |
Условно-речевые упражнения |
Quizizz. Com Задача учащихся составить лексическую единицу из предоставленных букв, употребить грамматическую конструкцию. |
Репродукция |
Подлинно речевые упражнения |
WordWall.net (Шаблон «Случайные карты».) Учащиеся отвечают на вопросы в парах. |
Комбинирование |
Подлинно речевые упражнения |
На основе предыдущего упражнения составляют свои вопросы и задают их друг другу. |
Таким образом, современные образовательные платформы wordwall.net, quizizz.com, learningapps.org., britishcouncil.org, school-collection.edu.ru могут выступать эффективным инструментом в формировании лексико-грамматических навыков у младших школьников, так как не требуют от ученика особых навыков и просты в выполнении. Упражнения могут быть смоделированы как для самостоятельной работы, так и для работы в парах и мини-группах, представляют визуальную опору на закрепление и отработку лексико-грамматических навыков в качестве языковых и условно-речевых упражнений, а также могут быть использованы и в дальнейшем экспериментально апробированы в процессе образовательно-воспитательного процесса с учащимися младшего школьного возраста.
Литература:
- ГОСТ Р 53620–2009 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения. — М.: Стандартинформ, 2011. — V,5 с.; 29 см. — Текст: непосредственный.
- Мусаелян, И. Ф. Формирование и контроль лексико- грамматического компонента языковой компетенции у студентов неязыкового ВУЗа: специальность 13.00.03 «теория и методика обучения и воспитания (иностранные языки)»: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Мусаелян И. Ф.; Московский государственный университет М. В. Ломоносова. — Москва, 2011. — 160 c. — Текст: непосредственный.
- Пасов, Е. И. Основы методики обучения иностранным языкам / Е. И. Пасов. — 2-у изд. — Москва: Просвещение, 1999. — 216 c. — Текст: непосредственный.
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». — Текст: электронный // ГАРАНТ. РУ: [сайт]. — URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/ (дата обращения: 29.11.2023).