Информационные ресурсы как способ конструирования имиджа мэра г. Омска в информационном пространстве | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Маркетинг, реклама и PR

Опубликовано в Молодой учёный №41 (540) октябрь 2024 г.

Дата публикации: 14.10.2024

Статья просмотрена: 19 раз

Библиографическое описание:

Савельева, К. С. Информационные ресурсы как способ конструирования имиджа мэра г. Омска в информационном пространстве / К. С. Савельева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 41 (540). — URL: https://moluch.ru/archive/540/118093/ (дата обращения: 16.10.2024).

Препринт статьи



Встатье рассматривается понятие имиджа должностных лиц , аименноимиджа мэра г. Омска в информационном пространстве, условия его формирования в системе государственного и муниципального управления, раскрывается роль СМИ и социальных сетей, новые информационные технологии посредством которых выстраивается активное взаимодействие власти с население региона в настоящее время. Рассмотрены методы и инструменты, посредством которых происходит формирование позитивного имиджа должностного лица.

Ключевые слова: имидж, градоначальник, информационные ресурсы, информационные технологии, инцидент-менеджмент, медиалогия

Формирование имиджа органов государственной власти, в частности, всегда была актуальной проблемой для нашей страны. Острой данная проблема стала в условиях развития информационного общества, когда особое значение имеют нематериальные ресурсы, к которым можно отнести имидж. Исходя из этого, возникает потребность в научно-теоретическом обосновании процессов, влияющих на формирование имиджа .

Имидж выстраивается посредством субъект-субъектного подхода при взаимодействии с гражданским населением, где ключевым элементом является уровень доверия населения к власти. Уровень доверия граждан нашей страны и нашего региона является весьма низким: население не доверяет как политике, проводимой государством, так и государственным гражданским служащим, которые осуществляют реализацию такой политики на всех уровнях. В сложившейся ситуации необходимо обеспечение условий, которые способствовали бы позитивному восприятию деятельности органов государственной власти общественностью. Лишь при учете социально-психологических феноменов, к которым относится имидж, возможно принципиально новые взаимоотношения между властью и обществом, выстроенные в доверительном ключе. Поэтому успех реализации государственной политики определяется отношением общественности и информирование граждан о деятельности должностных лиц в проводимой ими политике, вследствие чего имидж органов государственной власти требует пристального внимания со стороны руководителей , так как на его основе стоится диалог доверия и взаимоотношений с населением.

На сегодняшний день в России имидж — значимый способ установления доверительных отношений, имидж играет роль связующего звена между власть и населением, так как на его основе граждане формируют свою позицию и общественное мнение, желание проявлять свою гражданскую позицию по волнующим темам. Так «имидж» — это понятие, составляющиее образа человека, которое влияет на отношение окружающих к нему, что, в свою очередь, находит максимальное отражение в жизнедеятельности индивида, как личной, трудовой, так и общественной [1 с. 57]. Имидж представительных органов государственной власти является публичной категорией , так как предназначен для массового восприятия и формирования государственной позиции на информационном пространстве для транслирования обществу государственной позиции. Это базовый стратегический ресурс и инструмент в процессе управления. В настоящее время в активной фазе идет становление информационного общества и информационных ресурсов с помощью которых выстраивается связь общества и государства с населением, а именно должностных лиц органов государственной власти, что влияет на имидж должностных лиц государственной власти в большей степени. Информационные технологии в значительной степени регулируют образ жизни людей и являются большой частью их жизни, изменяют характер организации процессов и процедур восприятия информации и взаимодействия с властью, так в данной специфике большое значение приобретает такое понятие как имидж.

В качестве примера конструирования политического имиджа был проведен анализ имиджа мэра г. Омска С. Н. Шелеста. Анализируя данные выстраиваются основные технологии работы с населением в информационном пространстве, способствующие формирование имиджа, а именно:

— Активное появление в СМИ мэра г. Омска С. Н. Шелеста, с достигнутыми результатами по факту проведения различных проектов и работ в процессе проводимой им управленческой работы. Главным образом в прессе освещаются встречи с политическими лидерами, имеющими благоприятный имидж.

— Информационное взаимодействие с гражданами региона посредством информирования через официальные страницы градоначальника, а именно: В Контакте, и «Одноклассники» и Telegram. Аккаунты в социальных сетях позволяют информировать о своей деятельности, просвещать население важным и профильным темам, выявлять социальное напряжение по отдельным вопросам, получать информацию от жителей по критическим ситуациям, привлекать к участию профильные ведомства про критичные вопросы и решать их за короткое время, влиять на формирование общественного мнения о деятельности властных структур. Следовательно, присутствие органов местного самоуправления в социальных сетях становится необходимостью с целью обеспечения информационной прозрачности, двусторонней связи с жителями муниципальной территории. В этой связи органам МСУ, мэру важно занять позицию оперативного, официального источника полезной информации для жителей муниципальной территории на платформе социальных сетей. В данном ключе социальные сети стали первостепенным каналом коммуникации с гражданами и различными целевыми группами общественности , так как это основной инструмент передачи населением информации.

— Взаимодействие с населением в личных сообщениях В Контакте, и «Одноклассники» мэра г. Омска С. Н. Шелеста. Имидж лидера четко формируется в сознании населения, то есть существует определенный набор желаемых характеристик, удовлетворяющих требованиям основной части населения. Поэтому при формировании имиджа прежде всего необходимо добиться доверия, признания компетентности лидера.

— Мониторинг внештатных ситуаций посредством социальных сетей, личных сообщений, СМИ, официальных писем.

— Одним из инструментов организации эффективного взаимодействия граждан и власти стали цифровые платформы обратной связи (ПОС). Они открывают новые возможности для построения партнерских отношений между властью и обществом, снижения уровня политической напряженности. Формат деятельности цифровых платформ способствует повышению и поддержанию лояльности населения, росту уровня доверия к институтам власти, увеличению прозрачности и открытости государственных услуг и их популяризации в общественных массах. С момента образования уже 84 региона РФ работает в госпабликах. Общее число их подписчиков в социальных сетях составляет 49,2 млн чел. Число опубликованных постов — 1–3 млн. В системе циркулирует более 78,2 тыс. пабликов. Прирост аудитории за первое полугодие 2022 г. составил 13 %; за второе — 18,5 % Также в рамках работы системы ПОС реализовано аналогичное мобильное приложение для граждан на портале «Госуслуги», позволяющее отправлять сообщения и отслеживать их статусы, получать уведомления о ходе работы и отчеты о принятых решениях, а также оценивать полученные ответы. По данным Центра управления регионом (ЦУР) РМ, платформе обратной связи доверяют все больше граждан. В 2022 году, например, через ПОС в госорганы обратились 2,6 млн человек. Данная система позволяет решать волнующие вопросы граждан и оперативно действовать в критических ситуациях, что непосредственно влияет на имидж должностных лиц органов государственно власти. [2 с. 2].

— Для выстраивания взаимодействие органов государственной власти с вопросами и обращениями людей используются федеральные системы «Инцидент Менеджмент» и «Госуслуги. Решаем вместе» — это первостепенные инструменты прозрачности деятельности органов государственной власти и должностных лиц. На первый план сегодня выходит платформа обратной связи «Инцидент Менеджмент». «Инцидент Менеджмент это — новая система мониторинга, разработанная и реализуемая такой компанией как «Медиалогия», где целью является быстрое реагирование на темы, которые поднимают различные пользователи соцсетей. Система выявляет и собирает значимые сообщения: негативные оценки, жалобы, вопросы, отзывы, благодарности. Программа в основном мониторит популярные в России площадки: ВКонтакте, и «Одноклассники» и Telegram и различные чат-боты, госспаблики. Система работает в России с 2014 года и позволяет производить отслеживание штатных и нештатных ситуаций, вопросов, мнений и критических замечаний граждан и юридических лиц, охватывает наиболее распространенные соцмедиа, использует технологии искусственного интеллекта для их фильтрации, предоставляет обратную связь и оказывает помощь в установленные сроки. [3 с. 53]. Технологии, используемые платформой, являются перспективным направлением и позволяют включать различные слоев населения региона в решение существующих проблем, помогает информировать и привлекает население к изучению правовой грамотности, позволяет выстроить открытый диалога с гражданами региона, что влияет на качество работы подведомственных структур Администрации города, что впоследствии отражается и на имидже мэра г. Омска С. Н. Шелеста и в целом на работе администрации ее структурных подразделений.

Исходя из выше названых информационных технологий следует отметить, что работа по созданию имиджа мэра должна проводиться целенаправленно по каждому из каналов восприятия: визуальному, вербальному, событийному и контекстному. Значительную роль на процесс данной работы влияют информационные ресурсы, которые используются в процессе взаимодействия с населением в процессе проводимой политики , так как они способствуют быстрому реагированию, донесению информации всем слоям населения.

Формирование положительной и доверительной позиции к мэру города возможно при помощи решения следующих задач:

— Обеспечение роста доверия к мэру со стороны населения при помощи личного общения в социальных сетях, обеспечение информационных каналов, чат-ботов для формирования и внесения изменений,

— Совершенствование организационных и правовых механизмов профессиональной служебной деятельности муниципальных служащих посредством департамента информационной политики Администрации г. Омска путем выстраивания взаимодействия со структурными подразделениями, выстраивание взаимодействия с местными региональными ключевыми СМИ.

Таким образом, при помощи приведенных данных происходит гармоничное встраивание сил общественного контроля и реагирования на изменения социальное положения дел региона. Технологии формирования корпоративного имиджа влияют на анализ деятельности должностных лиц органов власти на основе откликов аудитории в СМИ и соцсетях посредством анализа отобранных обращений граждан. Данный процесс отчётливо проявляется на местном уровне власти. Поскольку муниципальная власть в нашей стране является наиболее социально-ориентированной формой публичной власти, так как максимально приближена к среде, где аккумулируются общественные интересы, зреют гражданские инициативы, формируется общественное мнение. Эта непосредственная близость к местному сообществу обуславливает применение в повседневной практике органов местного самоуправления канала коммуникации, способного адресно, оперативно и без посредничества донести сообщения до жителей муниципальной территории. [4, с. 13].

Следует отметить позицию Гудкова А. А., а именно: «На данный момент механизм взаимодействия между различными органами власти в «электронной сфере» еще не до конца сформирован (хотя необходимо признать очень большие успехи РФ). Вопрос формирования единой информационной политики государства по отношению к разным уровням управления является актуальным, поскольку отсутствие внимания к данной проблеме может привести к снижению эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления». [5 с. 820].

Приведенные данные позволяют сделать вывод, официальные ресурсы должностных лиц органов государственного власти (на примере мэра г. Омска С. Н. Шелеста) в информационном пространстве (в сети Интернет) это неотъемлемая и ключевая часть при формировании положительного имиджа госслужащего при выстраивании активной работы с населением с помощью которой власть может получать и доносить достоверную информацию в кротчайшие сроки до населения на региональном уровне от первого лица, что способствует вовлечению населения в решение вопросов местного значения, совместному поиску решений и выявлению волнующих вопрос граждан при их активном участии в диалоге с градоначальником. Данные, получаемые из интернет-платформ обратной связи, а также через региональные СМИ, социальные сети, позволяют на сегодняшний день выстроить субъект-субъектные взаимоотношения на доверительном уровне, что является ключевой особенностью при формировании имиджа главы Администрации города Омска. Следует отметить, что несмотря на наличие ряда проблем, связанных с использованием и регулированием информационных ресурсов и платформ обратной связи таких как «инцидент-менеджмент», «решаем-вместе» сам факт наличия данных ресурсов позволяет структурным подразделениям администрации города Омска улучшить качество работы и обеспечить взаимодействие между власть и обществом.

Литература:

  1. Буряк Н. Ю. Особенности формирования имиджа должностного лица в системе государственного муниципального управления // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2023. № 3–1 (78). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formirovaniya-imidzha-dolzhnostnogo-litsa-v-sisteme-gosudarstvennogo-munitsipalnogo-upravleniya (дата обращения: 24.11.2023).
  2. Кузина Н. А., Фролова Н. М. Платформы обратной связи как технология эффективного взаимодействия органов власти и населения // Огарёв-Online. 2023. № 6 (191). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/platformy-obratnoy-svyazi-kak-tehnologiya-effektivnogo-vzaimodeystviya-organov-vlasti-i-naseleniya (дата обращения: 24.11.2023).
  3. Косоруков А. А. Цифровой инструментарий реагирования институтов публичной власти на деструктивные и девиантные информационные поводы // Конфликтология / nota bene. 2021. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovoy-instrumentariy-reagirovaniya-institutov-publichnoy-vlasti-na-destruktivnye-i-deviantnye-informatsionnye-povody (дата обращения: 24.11.2023).
  4. Зиятдинова Э. М. Социальные сети как инструмент коммуникации власти и общества: состояние и тенденции развития (на примере органов местного самоуправления РФ) // Казанский социально-гуманитарный вестник. 2021. № 2 (49). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnye-seti-kak-instrument-kommunikatsii-vlasti-i-obschestva-sostoyanie-i-tendentsii-razvitiya-na-primere-organov-mestnogo (дата обращения: 24.11.2023).
  5. Гудкова А. А., Зюзина С. Ю., Ларионова А. А. Проблемы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления в рамках формирования информационной политики // Экономика и социум. 2020. № 12–2 (79). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-vzaimodeystviya-organov-gosudarstvennoy-vlasti-i-mestnogo-samoupravleniya-v-ramkah-formirovaniya-informatsionnoy-politiki (дата обращения: 24.11.2023).


Задать вопрос