В данной научно-исследовательской работе авторами выделены основные практические современные тенденции и проблемы формирования имиджа государственного гражданского служащего в России. Предпринята попытка определения актуальных факторов, которые могут воздействовать на имидж кадров государственной службы. В основании работы лежит практический анализ теоретической базы и понятийно-категориального аспекты исследуемой темы. Автором представлена позитивная модель имиджа государственного служащего, которая в полной мере сможет соответствовать современным политическим и социальным условиями.
Ключевые слова: имидж, государственная служба, актуальные тенденции, государство, управление, государственный гражданский служащий, проблемы, пути решения, тенденции.
В современных условиях процесс формирования и факт существования положительного имиджа государственного гражданского служащего является важнейшей частью развития деятельности государственных органов и повышения их эффективности. Сегодня имиджу государственных служащих, по большей части положительному, уделяется особое внимание. Практическая значимость подтверждается законодательной регламентацией целей, принципов, правил и норм поведения государственных гражданских служащих, а также их отношению к служебным обязанностям и профессиональному долгу.
Особую актуальность данный вопрос приобретает в условиях стремительного развития информационных технологий, с помощью которых формируются новые каналы и инструменты, связанные с имиджем. За счет СМИ и различных информационных интернет-платформ, социальных сетей некоторые лица, представляющие государственную власть в России, находятся в центре внимания со стороны общества. Несомненно, такой вопрос обладает особой актуальностью сегодня.
Согласно мнению Егоровой Н. С. [1], разработавшей в своей научно-исследовательской работе понятийно-категориальный аппарат, раскрывающий сущность имиджа государственных служащих, имидж, в данном контексте, стоит определять, как образ чего-либо или кого-либо. Такой образ чаще всего складывается посредством формирования стереотипов, которые складываются в массовом общественном сознании путем наблюдения за действиями или процессами окружающей среды, из которых и формируется имидж.
Сергеева Т. А. и Савченко И. А. также в своих работах смогли определить сущность имиджа государственных служащих [4]. Имидж государственного служащего — это оценочный образ, который формируется из множества параметров. Такой имидж может быть положительным и отрицательным. Приемлемым, в современных условиях, является исключительно положительный имидж.
Именно поэтому, основной тенденцией следует определить — формирование положительного имиджа государственного гражданского служащего. В современных условиях данный процесс принял характерные изменения, с появлением новых каналов трансляции политического имиджа, и ориентированностью на общество, его требования и настроения, чиновники приобрели новые инструменты позволяющие более эффективно выстраивать положительный имидж. Для подтверждения представленной гипотезы, стоит уделить внимание практическому аспекту данного вопроса.
На основании проведенного исследования, удалось выделить два основных современных способа формирования имиджа государственных служащих. Первый способ — естественный, второй — искусственный.
Естественный способ характеризуется традиционными факторами, которые проявляются в процессе взаимодействия государственного служащего с населением, коллегами и даже родственниками.
Искусственный способ определяется целенаправленной работой имиджмейкеров, политических технологов и профессионалов, деятельность которых направлена на положительную оценку образа государственного служащего со стороны общества.
Современный образ государственного служащего, вне зависимости от способа формирования, складывается из нескольких основных элементов, которые имеют определенную взаимосвязь.
- Персональные характеристики — неразрывно связаны с внешними качествами, психологическими и нравственными характеристиками, также включают в себя тип личности, характер и стиль принятия решений (профессиональный аспект).
- Внешние качества, также представляют собой сложное и системное понятие, к которому относятся ораторские качества госслужащего, особенности риторики, стиль и внешний вид.
- Психологические и нравственные характеристики.
- Политические компетенции, которые определяются профессиональными компетенциями и уровнем политической и социальной подготовленности госслужащего в процессе управления и принятия решений.
- Социальные характеристики — направлены на обозначение наиболее актуальных взаимодействий общества (населения) и государственного служащего.
- Символические характеристики — определяются культурой поведения государственного служащего, этикетом и культурой управления, которая актуальна в определенный период времени [3].
На основании представленных данных, в полной мере реализуется возможность проведения анализа современного имиджа государственных служащих в России, определение актуальных тенденций и проблем. Сегодняшние условия требуют формирования каналов трансляции и обозначения имиджа с помощью информационных технологий, СМИ, интернет-платформ, сайтов, приложений и в социальных сетях. Данный факт можно также обозначить как актуальную тенденцию.
Определив конкретную тенденцию на качественное развитие аспектов формирования имиджа, стоит обозначить основные практические факторы, которые неразрывно связаны с данным процессом. Такие факторы выгоднее всего рассмотреть на практическом примере. В рамках территориальных особенностей и определения факторов формирования имиджа госслужащего, анализу подлежит имидж губернатора Ростовской области — Голубева Василия Юрьевича.
- В первую очередь, стоит обозначить грамотную речь, адекватную жестикуляцию, ораторские способности, которые губернатор демонстрирует во время любой общественной встречи.
- Демонстрация профессиональной деятельности в СМИ, постоянное проведение отчетов по вопросу решения проблем, открытия новых заводов, посещение различных мероприятий, которые могут не иметь отношения к профессиональной деятельности.
- Проведение политических дебатов в рамках предвыборной программы на телевидение, в интернете и в СМИ.
- Качественная работа политических технологов губернатора, которые все новости о его деятельности преподносят в грамотном свете для общества, формируя положительный имидж.
- Качественное оформление социальных сетей и интернет-платформ, которые являются источником информации о деятельности губернатора и его сотрудников (официальный сайт Правительства РО).
- Ориентированность на аудиторию.
Таким образом, обращая особое внимание на представленные данные, можно сделать вывод, что имидж губернатора Ростовской области можно назвать положительным. Положительный имидж, также как и отрицательный, является довольно сложным и системным понятием, которое охватывает множество аспектов деятельности и не может зависеть от одного человека.
Помимо положительных характеристик и тенденций, данные процессы характеризуются также определенными проблемами, которые порождают ещё одну тенденцию в формировании политического имиджа — недостаточный уровень доверия граждан к государственной власти.
В 2019 году отечественными учеными Е. В. Сорокиной и Е. А. Черкасовой было проведено исследование, в основу которого легла теоретическая база, связанная с имиджем государственных гражданских служащих [5].
По данным проведенного исследования, частью которого являлся социологический опрос граждан, 70 % населения негативно относятся к представителям государственной власти. 64 % считают невозможным формирование положительного имиджа.
В 2022 году уровень доверия населения к власти можно изучить на основе социологических данных Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) [6]. Уровень доверия к власти можно проанализировать, через доверие населения к главе государства. Согласно данным опроса, уровень доверия к Президенту РФ составил 40 %, что говорит о недоверии большей части населения к действиям власти. Такой вывод можно сделать исходя из теории, что имидж государственных служащих и политиков в полной мере характеризует государственную службу и государственное управление.
Среди наиболее актуальных проблем, снижающих уровень доверия к органам власти, которые удалось определить в процессе проведения практического анализа, стоит выделить следующие:
- Сформированность стереотипов о деятельности государственных гражданских служащих.
- Малая эмоциональность представителей государственной власти.
- Участие в мероприятиях, которые не несут в себе положительных характеристик, коррупционные деяния, развитие бюрократизма.
- Недостойное профессиональное поведение государственных служащих.
- Отсутствие приемлемого внешнего вида, слабость речевого аппарата, отсутствие риторических навыков и грамотного психологического положительного образа.
- Наличие социально одобряемых, а не реальных качеств (ложь, провокации, манипуляции).
Рис. 1. Факторы отрицательного имиджа государственных служащих
На рисунке 1 представлены основные элементы, которые могут оказывать негативное влияние на формирование имиджа государственного служащего и являются частью обозначенных проблем.
Подводя итог представленному исследованию, стоит обозначить актуальные тенденции формирования положительного имиджа государственных гражданских служащих. Современные условия, которые характеризуются стремительным развитием всех сфер жизнедеятельности общества, требуют особого подхода к процессу демонстрации деятельности лиц, представляющих органы государственной власти. С точки зрения профессиональной этики необходимо постоянное совершенствование социально значимых личных качеств и профессиональной подготовки служащих. Также одним из важных аспектов выступает постоянный мониторинг изменения социальной и политической среды, мнения и настроения граждан для успешного взаимодействия с ними.
Таким образом, имидж государственного служащего невозможно охарактеризовать как статичный феномен, данный образ определяется в зависимости от условий окружающей среды и постоянно подвергается изменениям. можно сделать вывод о том, что имидж требует постоянного управления, поддержания и трансляции. Можно подчеркнуть, что формирование положительной модели имиджа госслужащего возможно только при условии полного самовоспитания и контроля над происходящими событиями окружающей среды (политической, социальной или экономической).
Литература:
- Егорова, Н. С. Имидж государственных гражданских служащих региона / Н. С. Егорова. — 2020. — № 10 (300). — С. 209–210.
- Мишон Е. В., Комплексный имидж государственной власти как инструмент социального управления // Вестник ВГУ. Серия: Экономика и управление. 2021. С. 89–95.
- Пекина Е. И. Государственные служащие: особенности формирования современного имиджа // Молодой ученый. — 2020. — № 43 (333). — С. 251–252.
- Сергеева Т. А., Савченко И. А. Проблема имиджа государственных служащих в России // Вестник ГУУ. 2020. № 5. С 111–135.
- Сорокина Е. В., Е. А. Черкасова Роль СМИ в формировании положительного имиджа государственного служащего // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. № 4–1. С 142–145.
- Официальный сайт Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ): https://wciom.ru/.